Мастер-класс "Анализ лингвистического стихотворения М.Цветаевой "Рубили рябину зорькою..."
план-конспект урока русского языка (9 класс) по теме

Рахматуллина Вера Евгеньевна

на данном поэтическом тексте исследовать язык художественного произведения; расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключённую в нём образную информацию; разглядеть поэтическое очарование текста, его цельность и значимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Мастер – класс»  Русский язык.

Тема: «Лингвистический анализ текста М.Цветаевой

«Рябину рубили зорькою…»

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Клязьмогородецкая основная общеобразовательная школа»

Рахматуллина В.Е.

        

        -2010г.-

 «Мастер – класс»  Русский язык.

Тема: «Лингвистический анализ текста М.Цветаевой

«Рябину рубили зорькою…»

Цель:

-исследовать язык художественного произведения;

-расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключён-

ную в нём образную информацию;

-разглядеть поэтическое очарование текста, его цельность и значимость.

Оборудование: магнитофон с записью песен на стихи М.Цветаевой,

портрет поэтессы,  карточки – «помощники», раздаточные карточки

с текстом.                                                          

                                                               Эпиграф.

                                             Рябина навсегда вошла в геральдику её

поэзии. Пылающая и горькая…она стала

                                           символом судьбы, тоже переходной и

горькой, пылающей творчеством  и ухо-

          дящей в забвение.

А.Павловский «Куст рябины».

Ход урока.

Муз. вставка.

Песня на слова М.Цветаевой «Благословляю вас…»

1.Слово учителя.

С этих замечательных строк «благословления» я и хочу начать

свой урок, связанный с нелёгкой творческой судьбой гениальной

поэтессы России М.Цветаевой и посвящённый лингвистическому анализу её стихотворения, написанного в эмиграции в 1934 году,

вдали от Родины «Рябину рубили зорькою…»

А цель нашего урока:

Попытаться исследовать поэтический текст через различные языковые уровни, расшифровать заложенную в нём «образную»

информацию и, конечно, разглядеть поэтическое очарование текста, его цельность и значимость.

   2. Анализ текста.

Итак, знакомимся с текстом:

Рябину

Рубили

Зорькою.

Рябина-

Судьбина

Горькая.

Рябина-

Седыми

      Спусками…

Рябина!

  Судьбина

Русская.

                               1934г.

-Вдумаемся в его смысл и попробуем определить тему. А в этом

нам помогут ключевые слова. Назовите их

(Рябина – судьбина - …)

-какое слово хочется поставить в этот ряд, рифмующееся с нашими ключевыми словами?

(Марина)

Рябина – судьбина – Марина

-Как это можно расшифровать?

(Марина хочет через образ рябины сказать о своей судьбе)

-Определите жанр произведения.

                               (лирическое стихотворение)

-На сколько смысловых отрезков мы можем разделить этот текст?

                                                             (4)

В стихотворении 4 микротемы. Каждые 3 строки объединены

Общей темой и начинаются со слова «рябина»

(Это стилистическая фигура – анафора-повтор начал. слова)

И это не случайно. Ещё в 1916году М.Цветаева писала:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

                                            Я родилась.

Спорили сотни

                                              Колоколов.

          День был субботний:

   Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

А известный русский лингвист А. Павловский в своей книге «Куст рябины» говорит о том, что «…рябина навсегда вошла в  геральди-

ку её  поэзии… она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и уходящей в забвение»

Итак, с образом рябины Марина ассоциирует свой образ.

-Рассмотрим каждую микротему.

Первую разбираем вместе, а остальные в группах. Для этого

У вас на столах есть всё необходимое; текст, карточки-«помощники».

1 микротема:

Рябину

Рубили

Зорькою

-Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

Подсказка зашифрована в словах А.Пешковского:

«Стилистические особенности неопределённо – личных предложений состоят в усилении действия, действующее лицо намеренно устранено из речи и представлено как неизвестное,

неопределённое».

Значит, повышается смысловая роль глагола «рубили».

-Подберите образные синонимы:

                    Рубили – вредили, губили

-Охарактеризуйте языковой уровень, какие звуки преобладают?

        (р) (б*) л*) – приём аллитерации

-С чем ассоциируются звонкие сог. звуки?

        (со стуком топора)

Вывод:

Перед нами картина жизни, которая очень поразила духовный мир Марины, вызвала определённые мысли. Стихотворение

написано в 1934году, в эмиграции. В это время Марина рвётся на Родину.

Таким образом, появляется новое ключевое слово

        Рябина – Россия, Родина – контекстные синонимы к слову «рябина».

-А почему возник образ зорьки?

(«Знаю, умру я на заре…» - пишет Цветаева в одном из своих стихотворений).

Рассмотрев первую микротему, мы подтверждаем мысль:

Рябина – символ судьбы Марины Цветаевой.

2-я микротема (помогает одна из групп):

Рябина-

Судьина

Горькая.

-Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

Обратитесь к карточке – «помощнице».

(А.Гвоздев: «Именной падеж существительного и отсутствие связки выражает постоянство двух понятий».)

В нашем случае, какие образы в творчестве поэтессы неизменны?

                                       (рябина – судьбина)

-Подберите синонимы к слову «судьбина»

                                       (судьба, доля, участь)

-Чем «судьба» отличается от «судьбины»?

                                        (суффиксом ин, который вносит в слово что-то большее, значительное).

Из словаря Ожегова узнаём, что слово «судьбина» употребляется в народной речи.

-Вкаком значении определение «горькая»? Подберите синонимы

(горестная, трудная, тяжёлая)

Вывод:

Рябина – символ тяжёлой доли, участи поэтессы.

3-я микротема (помогает другая группа):

Рябина –

Седыми

     Спусками…

-Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

Обратитесь к карточке – «помощнице».

(А. Решетов: «Пропуск одного из членов предложения есть стилистический приём достижения динамичности, сжатости речи. взволнованности автора»)

Это предложение неполное.

Здесь присутствует стилистическая фигура «седыми спусками»,

назовите её.

                                        (метафора)

-Как можно её объяснить, откуда взялся этот образ?

(1.Листья рябины опущены вниз, обратная сторона листьев

серая, как седая.

          2.Седые волосы Марины.

В 20-е годы у Марины появляются стихи:

Золото моих волос

Тихо переходит в седость…

Это пеплы сокровищ,

Утрат и обид.

Это пеплы, пред коими

В прах-гранит. )

-Почему в конце многоточие?

(Недосказанность. Этот знак заставляет нас остановиться,

задуматься. Кажется, что до главной мысли остаётся один шаг)

Вывод:

Рябина – больше, глубже и трагичнее, чем судьба Марины

4-я микротема (помогает группа):

Рябина!

  Судьбина

Русская.

-Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

Обратитесь к карточке – «помощнице».

(А.Гвоздев: «Назывные предложения – это эмоциональная оценка изображаемого, смысловая насыщенность, способность в немногих словах сказать многое»)

Это два назывных предложения.

-Почему в первом стоит восклицательный знак?

(Её как бы осенило, и нас тоже. Мы поняли главное, что рябина – это ведь судьба  русская)

Вот вам и вывод:

Рябина – судьба русская.

Перед нами развёрнутая метафора, которая раскрывается по всем микротемам:

Рябину рубили на заре.

Рябина – это судьба горькая.

Рябина – седыми спусками.

Рябина – судьба русская.

Рябина как судьба Марины, рябина как судьба русская!

-Какие языковые уровни мы рассмотрели с вами?

(синтаксис, лексика, морфология, стилистика, пунктуация)

-А стилистические особенности?

(аллитерация, анафора, недосказанность)

-проведём небольшой стилистический анализ частей речи в этом стихотворении:

12слов, 1 глагол, 8 существительных, из них 4 слова «рябина»,

3 прилагательных.

Вывод – заключение учителя:

Двенадцать слов, двенадцать строчек

Пред нами живо пронеслись.

Судьба России и Марины

В рябины красный куст слились.

И для меня, как наважденье,

Как символ святости земной,

Звучат цветаевские строки:

«Мне нравится, что вы больны не мной…»

                                                                    (  В.Рахматуллина)

(Музыкальная вставка: «Мне нравится, что вы больны не мной…»

Карточка – « помощница» №1.

1 микротема:

Рябину

Рубили

Зорькою.

1.Синтаксическая конструкция.

 Особенности неопределённо – личных предложений состоят в усилении действия, действующее лицо намеренно устранено из речи и представлено как неизвестное,

неопределённое

А.Пешковский.

2.Стилистический приём.

Аллитерация – повтор звонких согласных звуков.

Карточка – « помощница» №2.

2 микротема:

Рябина -

  Судьбина

Горькая

1.Синтаксическая конструкция. 

Особенность двусоставного предложения с нулевой связкой

состоит в том, что именительный падеж существительных без связки выражает постоянство отношений двух понятий и указывает на тесную связь между ними.

                                          А.Гвоздев.

2.Лексическое понятие.

Синонимы – слова близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

Карточка – « помощница» №3.

3 микротема:

Рябина -

Седыми

   Спусками…

1.Синтаксическая конструкция.

В неполном предложении пропуск одного из членов есть стилистический приём достижения динамичности,

сжатости речи, взволнованности автора.

                                      А.Решетов.

2.Стилистический приём.

а)Метафора – образное скрытое сравнение.

б)Недосказанность заставляет оста –

новиться, задуматься над чем-то.

Карточка – « помощница» №4.

4 микротема:

Рябина!

  Судьбина

Русская.

1.Синтаксическая конструкция. 

Назывные предложения - это эмоциональная оценка изображае –

мого, смысловая насыщенность,

способность в немногих словах

сказать многое.

                                А.Гвоздев.

2.Стилистический приём.

а)Анафора – повтор начального слова.