Урок внеклассного чтения в 11 классе "Муза и гений." (Анализ стихотворения Поль Элюара «Прекрасная и похожая»)
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Кузнец Анна Ионасовна

Урок рассчитан на 2 часа. Урок знакомит выпускников с творчеством сюрреалистов, осуществляет метапредметные связи через музыку, живопись, литературу;

формирует  метапредметные понятия: муза и гений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_11_klass_pol_elyuar.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 11 классе

Учитель: Кузнец Анна Ионасовна

Муза и гений.

(Анализ стихотворения Поль Элюара «Прекрасная и похожая»)

2 часа.

Цели урока: познакомить с творчеством Поля Элюара; осуществлять метапредметные связи через музыку, живопись, литературу;

сформировать метапредметные понятия: муза и гений; продолжить обучение анализу лирического произведения;

развивать монологическую и диалогическую речь;

заинтересовать творчеством французских сюрреалистов.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация, фрагмент музыкального фильма; записи стихов и песен Поля Элюара на французском и русском языках.

  1. Орг. Момент: «Прогнозирование».

Не небольших листочках изобразить цветок с пятью-шестью лепестками, на каждом лепестке написать одно слово, отражающее то, что вы ожидаете от сегодняшнего урока. В конце урока мы вернемся к написанному и сравним, что хотели узнать, а что узнали, сбылись ли ваши ожидания. Может быть, кто-то что-то допишет, а кто-то, наоборот, что-то уберет.

  1. Просмотр видеосюжета.

  1. Слушание стихотворения Поль Элюара «Прекрасная и похожая»

Запишите свои ощущения от услышанного.

  • Какие ассоциации у вас возникли, когда вы слушали стихотворение?
  • Были ли трудности в восприятии стихотворения? Какие?
  • Что вам было не понятно?
  • Ясно ли, кто автор стихотворения?

  1. Самостоятельная постановка целей урока. 

Запишите цели урока в тетрадь. Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Каких результатов ожидаете?

  1. Повторное чтение стихотворения обучающимися.

  1. «Знакомство с Поль Элюаром».

Что мы знаем об авторе данного стихотворения?

(Знакомство с творческой биографией Поль Элюара). Приложение №1.

СЛАЙД №1.

  1. Анализ стихотворения.

1.Первичное восприятие стихотворения.

Кому посвящено стихотворение?

Что мы можем сказать об этой женщине? Она молодая или старая? Кем она является для поэта?

Что возникает в нашем сознании, когда мы читаем (слушаем) стихотворение?

Какое слово будет ключевым?

2. РАБОТА С АССОЦИАТИВНЫМ РЯДОМ ЛИЦО.

                                                                                                           

Что происходит с лицом? Как оно меняется?

ЛИЦО    колыбель(рождение)- ливень(бурный поток, непредсказуемость) – солнце (тепло, радость, свет) – родник (живительная влага, искренняя радость, веселье, чистота) – зеркало (отражение, потусторонность, любовь) – лицо (застывшее, холодное) – камень (застывший, холодный, камень – снаряд для пращи – оружие) – лицо (видение среди других).

Если внимательно присмотреться к этому лицу, то можно увидеть все четыре стихии:

ВОДА – родник, ливень; ОГОНЬ – солнце; ЗЕМЛЯ – камень, опадающие листья; ВОЗДУХ – зеркало, видение.

ЧТО это за женщина? КАКАЯ она? (Стихийная, бурная, бурлящая как сама жизнь) ЧТО пережил поэт в присутствии этой женщины?

КАК называют таких женщин, которые вдохновляют поэтов, художников творить, изобретать что-то новое, необычное?

-МУЗА.

Стихотворение о даме, о личности, имеющей большой значение для поэта, о даме, сыгравшей значимую роль в его жизни. Её облик является к нему из прошлого, как ускользающий образ, который уже не вернуть. Воспоминание о ней прекрасно. Она – муза, приносящая счастье. Среди всех они исключительна, выделяется, излучая свет. Сама чистота, невинность. Она явилась из мира мечты, которая так и не осуществилась. Она осталась к нему безразличной. Его любовь и восхищение ею были безответны. Это безразличие стало для него ударом. Он потрясён: как такая красавица-мечта, муза, может быть столь холодна, бесчувственна.  Но время всё лечит. Он забыл её, как многие разочарованные страдальцы, не получившие ответ на свои чувства.

3. КТО она муза Поля Элюара?

Работа со статьей «Жизнь и творчество» Приложение №3

СЛАЙД №2 «Гала»

Эпиграф: За каждым великим мужчиной

                                                                          стояла великая женщина…

                        Сальвадор Дали

4. КТО такой Сальвадор Дали?

Что вам известно об этом человеке?

На каких предметах вы уже говорили об этом великом человеке?

СЛАЙД №3 «Сальвадор Дали»

Работа с материалом о Сальвадоре Дали. Приложение №4.

5. Что такое СЮРРЕАЛИЗМ? ДАДДИЗМ?

Работа со словарем. Приложение №5.

6. КАК можно назвать таких великих людей как Сальвадор Дали и Поль Элюар?

- ГЕНИЙ.

Какое отношение имел Сальвадор Дали к Полю Элюару?

Самостоятельное изучение материала о взаимоотношениях между Сальвадором Дали и Полем Элюаром. Приложение №6.

СЛАЙД №4 «Портрет Поля Элюара».

Между Полем Элюаром и Сальвадором Дали продолжались дружественные отношения, теперь они дружили семьями: Поль с новой своей подругой Нуш и Сальвадор с Галой.

СЛАЙД №5 «Сальвадор, Гала, Поль и Нуш».

  1. ИЗ ПЕРЕПИСКИ Поля Элюара и Галы. Приложение №7.

(Изучение в группах, чтение наиболее понравившихся моментов)

  1. РАБОТА над выразительно – изобразительными средствами стихотворения.

Приложение №8.

Метафора:  лицо, колыбель, опадающие листья дня, охапка ливня, родник в глубине воды, зеркало битых зеркал, лицо на весах, камень среди камней.

Сравнение: лицо похожее на все забытые лица.

Эпитеты: голый ливень, родник родников, битые зеркала, весы тишины, угасающие отблески, забытые лица.

Олицетворение: ускользнувшее солнце.    

На строфы не делится.

Рифмовка: дня -  ливня, дня – солнце, воды – тишины, зеркал – камней, дня – лица. Рифма неточная.

Ритм стихотворения нарушен. Количество ударных и безударных слогов  разное во всех строках.

Размер - ВЕРЛИБР.  

Знаков препинания нет. Этот текст – поток ассоциаций, вызванных одним объектом.

В тексте мы также встречаем приём ассонанса. Буква О, так похожая на лицо, часто повторяется в тексте.

  1. Прослушивание композиции «Сама жизнь» на стихи Поля Элюара в исполнении Александра Градского.

  1. Вам предстоит сегодня сделать письменный анализ стихотворения Поля Элюара «Прекрасная и похожая».

  1. Самостоятельная работа над письменным анализом стихотворения.

  1. РЕФЛЕКСИЯ.

Вернемся к нашим цветкам, нарисованным в начале урока.

Получили вы тот результат, какой хотелось, выполнены ли ваши цели, поставленные в начале урока?

ОЦЕНИТЕ свою работу на уроке.

Выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке: что понравилось? Что не очень?

  1. Д/З Познакомиться поближе с творчеством Поля Элюара. Закончить работу над сочинением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения "Анализ стихотворения И. Бродского "Письма римскому другу"

Тема достаточно сложна для подростков, так как выводит на широкие обобщения и позволяет работать над формированием ценностного самоопределения школьников. Урок или уроки (2 часа) (в зависимости от под...

Презентация к уроку внеклассного чтения по теме "Стихотворения в прозе"

Презентация даёт общее представление о жанре стихотворений в прозе, знакомит с основоположниками этого жанра...

Открытый урок внеклассного чтения "Лицо войны" (по стихотворению В.Шефнера "Зеркало") 7 класс.

Тема урока: "Лицо войны". Технология: элементы творческой мастерской....

Урок внеклассного чтения "Образы Царицына-Сталинграда-Волгограда в стихотворениях волгоградских поэтов (7класс)"

 Урок разработан в рамках системно-деятельностного подхода  на основе технологии творческой мастерской....

Урок внеклассного чтения по литературному краеведению в 7 классе Тема: «Земля моя прекрасная!» (Образ «малой родины» в творчестве местных авторов и художников).

Урок внеклассного чтения  по литературному краеведению включен в планирование с целью воспитания у учащихся любви к природе родного края. При подготовке к уроку были использованы стихи и картины ...

Уроки внеклассного чтения по рассказу А. П. Платонова " В прекрасном и яростном мире"

Конспект уроков литературы предназначен для знакомства учащихся с личностью А. П. Платонова, его произведениями. Анализируя рассказ, необходимо помочь учащимся понять нравственную красоту человеческой...

Урок внеклассного чтения по стихотворению А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» в 8 классе «Искусство художественного перевода» (татарское звучание стихотворения Пушкина).

Урок литературы предполагает сопоставление переводов стихотворения А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье...".Вид урока-урок исследование. Формы работы на уроке: индивидуальные, групповые....