Урок внеклассного чтения "Образы Царицына-Сталинграда-Волгограда в стихотворениях волгоградских поэтов (7класс)"
учебно-методический материал (литература, 7 класс) по теме

   Урок разработан в рамках системно-деятельностного подхода  на основе технологии творческой мастерской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

                                                                                     Сокаджо С.Л., МОУ

                                                                                     лицей №5 имени Ю.А.Гагарина      

                                                                                     г.Волгограда, учитель русского

                                                                                     языка и литературы

                                       

Урок внеклассного чтения

Образы Царицына-Сталинграда-Волгограда

в стихотворениях волгоградских поэтов (7класс)

                                          Методический комментарий

   Урок разработан в рамках системно-деятельностного подхода  на основе технологии творческой мастерской, основными компонентами  (этапами) которой являются:

- создание эмоционального настроя, толчок к творческой деятельности;

- формулирование нестандартного задания;

- чтение и обсуждение  поэтических текстов с последующим литературоведческим  анализом;

- рефлексия: самоанализ действий, чувств, открытий;

К уроку учащимся было дано опережающее задание: подготовить выразительное чтение и анализ стихотворений волгоградских поэтов о Царицыне-_Сталинграде-Волгограде, изучить и подготовить исторические справки о памятных местах   нашего  города. На уроке учащиеся были разделены на творческие группы.

Планируемые результаты:

предметные:  

умение определять в стихотворениях изобразительно-выразительные средства языка и понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания; формулировать свое собственное отношение к  поэтическому творчеству наших поэтов-земляков:

метапредметные:

умение работать с различными  историческими и литературными источниками, интерпретировать полученные данные,  учащиеся сами приходят к новому знанию через практическую направленность, организовывать собственную и совместную деятельность в группе; делать вывод по результатам полученной работы.

Виды учебной  деятельности обучающихся на уроке:

  • Выразительное чтение стихотворений.
  • Комментирование и анализ текста лирического произведения (внимание к художественному слову).
  • Презентация исследовательского проекта.
  • Сопоставление произведений.
  • Поиск ответов на проблемные вопросы.
  • Творческая работа – эссе по проблемному вопросу.

Оборудование урока:

  • Портреты поэтов
  • Фотографии Царицына, Сталинграда, Волгограда
  • Компьютер
  • Экран
  • Рабочие листы и ксерокопии стихотворений
  • Музыкальные произведения

                                                             ХОД УРОКА:

1. Организационный и мотивационный этап.

(С помощью вступительного слова о значении темы родного города для волгоградских поэтов и постановки проблемных вопросов учитель пытается заинтересовать ребят и создать необходимый эмоциональный настрой на работу по данной теме.

Попутно идёт повторение таких литературоведческих понятий, как мотив, лирический герой).

Слово учителя:

(Звучит песня «Растет в Волгограде березка на сл. М.Агашиной, муз. Г.Пономаренко)  За более чем четырехсотлетнюю историю мой город успел сменить несколько названий. Царицын, Сталинград, Волгоград. В его названиях отразилось само Время, смена исторических эпох, события, которые повлияли на историю человечества. Сегодня мы совершим своеобразную  литературную  экскурсию в прошлое и настоящее нашего родного города. Увидим, как эта тема отражалась в стихах волгоградских поэтов.  Эпиграфом к сегодняшнему уроку стали строки волгоградского поэта Льва Кривошеенко:

                                                                         Город мой, как тобой не гордиться

Ты крещен и огнем, и мечом:

Волгоград, Сталинград и Царицын -

За твоим богатырским плечом!

Лев Кривошеенко

                                                                                               

К теме малой родины, ее истории, так или иначе, обращались многие  волгоградские поэты, но каждый по-своему «чувствовал» знакомую для всех нас природу родной волгоградской земли, по-своему воспринимал образ родного города и отражал эту тему в творчестве. Не являются исключением и поэты, чьи произведения прозвучат сегодня на уроке. Сравнение их понимания темы малой родины, города поможет нам составить своеобразный поэтический «документ» о судьбе нашего города,  ответить на вопросы, которые мы с вами сегодня поставили для обсуждения на уроке.

2. Актуализация и усвоение новых знаний.

Слово учителя:

Вы проделали большую подготовительную работу к сегодняшнему уроку, познакомившись с особенностями изображения  нашего города в разные эпохи. Мы предоставляем слово для выступления нашим творческим группам.

Выступление групп.  В процессе подготовки к уроку класс разделяется на три  группы: Царицын-Сталинград-Волгоград. В каждой группе есть «историк»,  заданием которого является беседа с учителем истории, составление кратких справок о данном историческом периоде в жизни города, комментарий к литературным текстам. Результатом самостоятельной групповой исследовательской деятельности обучающихся является  компьютерная презентация, содержание которой отражает ответы на вопросы, предложенные группе для обсуждения в качестве опережающего задания с целью показать особенность раскрытия темы города данным автором. Выступление сопровождается выразительным чтением стихотворения,  заранее подготовленным учеником. По ходу выступления групп всеми учащимися делаются записи (предложенные группой тезисы) в рабочих листах, заполняется таблица, кроме последних двух строк:

Автор, название

произведений (о Царицыне, Сталинграде, Волгограде)

Основные средства выразительности, раскрывающие образ города

Мотив «примет времени»

Общее в раскрытии темы

образа родного города

 

Различное в раскрытии темы образа родного города

Причём, остальные учащиеся могут задавать вопросы членам группы, вносить свои дополнения и суждения, поскольку  ксерокопии текстов анализируемых стихотворений лежат на партах.

А) Выступление группы №1 «Царицын», представляющий образ Царицына в стихотворениях волгоградских поэтов. Опережающие  задания исследовательского характера:

  • краткая историческая справка об истории Царицына, затем обучающиеся зачитывают отрывки из стихотворений о Царицыне, для анализа взяты стихотворения: Елизавета Иванникова «Минувшего столетья запах…», Татьяна  Батурина «Элегия садов воспоминаний», Лев Кривошеенко «Царицын». Свое выступление группа начинает чтением стихотворения Л.Кривошеенко «Царицын», так как оно в поэтической форме рассказывает об истории названия города Царицына, его дальнейшей судьбе. Затем «историк» кратко рассказывает об истории Царицына в ходе  презентации  с видами города.

Определите особенность лексики стихотворений, какие изобразительно-выразительные средства языка используют поэты  для создания образа  дореволюционного Царицына? Например, в стихотворении Е.Иваниковой «Минувшего столетья запах..»  использованы назывные предложения, которые запечатлевают, как на фотографии мгновенность ушедшего времени, позволяют «услышать» звуки ушедшего времени: «…полозьев скрип, шуршанье платьев, нагретый воздух за дверьми…И снег, и вьюжные объятья немного пахнут  лошадьми.»

 Анализируя стихотворение Татьяны  Батуриной «Элегия садов воспоминаний»  следует рассказать, что мы вновь встретились с новым жанром стихотворения - элегией (лирическое произведение с печальным настроением. Это может быть стихотворение о безответной любви, размышление о мимолетности жизни, а могут быть и грустные воспоминания о прошедшем, расставании с родными местами Чаще всего элегии пишутся от первого лица).

После прочтения этого стихотворения «историк» дает историческую справку о достопримечательностях Царицына: Лапшинском и Федоровском садах (приложение №1)

  •  Чем диктуется выбор этого  жанра?  Выбор этого жанра обусловлен   особой эмоциональностью, некоторой грустью, обращенной к прошлому - «Элегия садов воспоминаний».  Поэтесса, словно художники, рисует   образ ушедшего Царицына, создавая  звуковые, цветовые ассоциации, найдите эти строчки.
  •  Создайте иллюстрации к этим стихотворениям.

Б) Выступление группы №2 «Сталинград», рассказывающей о трагической и героической судьбе города на Волге.

Вопросы опережающего задания:

  • историческая справка: когда и почему город был переименован в Сталинград (приложение №2)
  • Для литературоведческого  анализа взяты стихотворения волгоградских поэтов: Анатолия Данильченко «Только память», Валентина Леднева «Красный  флаг», Льва Кривошеенко «Улица Мира»  
  • Какие мотивы используют  поэты  при создании образа послевоенного Сталинграда?
  • Какие изобразительно-выразительные средства используют  авторы для создания образа города? Каких средств больше? Почему?
  • Почему все три стихотворения написаны в форме первого лица? Какие строки волгоградского поэта Льва Кривошеенко «запечатлены» еще на улице Мира? (приложение №2)

В) Выступление группы №3 «Волгоград». Учитывая, что современный город знаком и близок детям, можно предложить этой группе опережающее задание: сделать презентацию из фотозарисовок «Мой Волгоград…»   Историческая справка: В 1961 году по идеологическим соображениям обновленный город получил иное название – Волгоград. С середины 50-х годов развернулась критика культа личности Сталина. На XX съезде КПСС впервые было сказано о массовых репрессиях и беззакониях. Было выбрано нейтральное название – Волгоград, которое состоит из двух частей: Волга и град, то есть город на Волге.

 Последующие десятилетия можно охарактеризовать как годы становления крупного индустриального города. Но в Волгограде, к сожалению, практически нет памятников старины. После Сталинградской битвы здесь не оставалось ни одного целого здания, среди руин трудно было определить даже направление улиц.

Волгоград – это памятники истории, по большей части связанные с Великой Отечественной войной. Волгоград - это "главная высота России" - Мамаев курган. Давайте послушаем стихи о нашем городе на Волге-Волгограде, который мы хорошо знаем, ведь мы родились здесь, на юге России, и наши судьбы тесно связаны с великой Волгой (по ходу рассказа демонстрируется электронная презентация).

 Для литературоведческого анализа взяты стихотворения волгоградских поэтов: Михаила Луконина «Капля Волги», Елизаветы Иванниковой «Вздыхают над Волгой причалы», Владимира Овчинцева «Рассвет в Волгограде».

 Вопросы опережающего задания:

  • В чем особенность изображения современного города? (Подчеркивается величавость, красота Волги, спокойствие города, умиротворенное философское настроение, навевающее волжскими речными просторами).
  • Кто еще из поэтов обращался к образу Волги? (Николай Некрасов стихотворение «На Волге», Евгений Евтушенко «Мы русские, мы дети Волги»)

          Мы русские. Мы дети Волги.

          Для нас значения полны

           Ее медлительные волны,

Тяжелые, как валуны.

…..

            Но Волга для России это

            Гораздо больше, чем река.

            И жить мне молодо и звонко,

            И вечно мне шуметь и цвесть,

            Покуда ты, Россия, есть.

  •  Стихотворения зачитываются членами творческой  группы  «Волгоград» фрагментарно, обучающиеся в это время заполняют таблицу, выписывая эпитеты, метафоры и сравнения, характеризующие образ Волгограда: белый туман, словно тюльпан в ковыле, в скверах вальсирует свет, звезды зажгла тишина («Рассвет Волгограда» В.Овчинцев); лирические обращения к Волге: «Волга-родина, прости слова восторга…Я живу тобой, плыву тобою, Волга..».  Мотив связи времен в стихотворении «Капля Волги» М.Луконина: «… Сколько жизней нами прожито с тобой! Бурлаком ходил дорожкой бечевой. …С Пугачевым я стоял в ночи грозовой, лодки посуху от Дона волоча. Был я вольницей твоей понизовой, был я конницей твоей у Калача», «Волга-родина! Я твой. Я капля Волги. Искра малая от вечного огня»; «Я живу тобой, плыву тобою, Волга, знаю твердо - ты последний мой причал». Анализируя данное стихотворение, можно дать слово  «историку-краеведу»  с интересной информацией: Однажды  летним вечером 1975 года Михаил Луконин, рассматривая, »… как плывут по великой реке красавцы теплоходы на Астрахань, Ростов, Москву, вдруг улыбнулся невесело, чуть виновато:

-Так вот, хочу быть пароходом...

В такой форме он выразил боль своего большого натруженного сердца. А вскоре его не стало… Но на луконинский вечер все также собираются поэты из Волгограда, из Москвы.

.. И вдруг летом 1981 года на адрес волгоградского Дома литераторов имени Михаила Луконина мы получили телеграмму с верховьев Волги: «Буду на рейде Волгограде 5 июня 10 часов утра с приветом Михаил Луконин».  Его послал капитан нового океанского сухогруза Леонид Коробков. А утром на рейде напротив Центральной набережной стоял гигант в океанской окраске с надписью на бортах и рубке: «Михаил Луконин» (из книги Льва Кривошеенко «Земляне». - Волгоград: Издатель,2005)

  •  Лирические, проникновенные строки из стихотворения Елизаветы Иванниковой «Вздыхают над Волгой причалы…»: олицетворения: «вздыхают причалы, манит далекий простор, метафоры: чайки степенно летят, …меня увезут теплоходы в твою буревую судьбу…».  
  •   Какой основной мотив представленных  стихотворений о Волгограде? Во время чтения стихотворений изобразите, какой  цветовой гаммой у вас ассоциируется облик сегодняшнего города? Аргументируйте свои ответы и рисунки.

3. Закрепление изученного. Аналитическая беседа по проблемным вопросам.

Слово учителя:

    Спасибо всем участникам нашего исследования,  за замечательно подобранные стихи о нашем родном городе, их историко-литературную презентацию,  творческие работы, позволяющие нам представить, каким был наш город Царицын – купеческий, тихий провинциальный -  в прошлом; увидеть глазами волгоградских поэтов послевоенный разрушенный, но не сломленный Сталинград и, наконец, наслаждаться лирическими описаниями Волгограда в стихах наших поэтов-земляков.                   (Вопросы могут быть оформлены на доске или отдельным слайдом).

Вопросы для аналитической беседы:

  •  Давайте составим «портрет» Царицына, послевоенного Сталинграда и  Волгограда, сопоставляя те образные поэтические средства выразительности, которые мы выписали, слушая  и читая стихи. Что общего можете отметить вы при раскрытии темы города в стихотворениях столь разных поэтов?
  • Как изменяется трактовка образа города в стихотворениях волгоградских  поэтов? Благодаря чему эта тема звучит по-новому у каждого из них?
  • Как вы думаете, почему современные публицисты, пишущие статьи по национальному вопросу, исследующие глубинные процессы национального самосознания, часто цитируют строки из поэтических произведений наших поэтов-земляков (М.Агашиной, В.Леднева, М.Луконина и других) о нашем городе?

(Выводы об общем, традиционном и своеобразном, различном формулируются в виде тезисов и записываются в рабочие листы, заполнение таблицы заканчивается).

4. Домашнее задание, комментарий по его выполнению.

Слово учителя:

          (Тема домашней работы может быть оформлена на доске или отдельным слайдом).

        Тема города, малой родины традиционна для нашей волгоградской поэзии, как писал в одной из своих статей волгоградский поэт Василий Макеев: «…царицынская поэзия осталась нравственно чиста, потому что имела достойных предшественников, потому что наяву чувствовала за собой прерывистое дыхание степи и неумолчные воздыхания Волги и Дона…»

           Я предлагаю вам поразмышлять над словами поэта, попытаться определить, что значит  для художника слова посвятить жизнь теме малой родины, родного города и  отразить свои мысли в сочинениях-эссе на темы: «Вечерний город», «Любимые памятные места в моем городе», «Каким я вижу мой город в будущем…» Ребята, а может быть, вы тоже хотите написать стихотворение о нашем городе, создав свою поэтическую зарисовку?  В любом случае, я надеюсь, что наш урок послужит толчком   к раскрытию вашего поэтического таланта, а самое главное - узнать ближе волгоградских  поэтов и полюбить поэзию, которая помогает нам не только видеть, но и чувствовать мир, ощущать его красоту…  

5.Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия.

Как вы можете оценить свою деятельность на уроке? Заинтересовала она вас? Что вызвало у вас затруднение при подготовке  к уроку? Какие новые вопросы возникли в конце урока? Какие моменты урока вам показались наиболее интересными? Чью работу вы бы отметили особо?

( Обучаемые и учитель вместе обсуждают результаты деятельности, делают анализ достижения цели. Выясняется, что особенно понравилось и запомнилось, заинтересовало).

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческая программа "Царицын-Сталинград-Волгоград"

Данная программа предназначена для проведения внеклассной работы по изучению родного края. Рассчитана на 2 года обучения. В ней представлены основные темы, которые вызывают наибольший интерес у обучаю...

Методическая разработка урока. Презентация. Тема: Декоративные композиции по мотивам стихотворений русских поэтов. Зима.

Методическая разработка и презентация  к уроку.  Используя условный язык силуэта, приемы силуэтного, симметричного вырезания, учащиеся научатся передавать красоту образов природы в технике к...

Конспект урока в 6 классе «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения».

Тема: «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения»....

Конспект урока литературы «Край ты мой, родимый край!». Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений. Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А....