Г. Р. Державин. Знакомство с личностью писателя и его поэзией. Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. Тема поэта и власти в стихотворении.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Шустова Лариса Владимировна

подробный конспект урока с элементами тестирования, лекции, беседы и анализа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl.derzhavin._vlastitelyam_i_sudiyam.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 7 классе.

Г. Р. Державин. Знакомство с личностью писателя  и его поэзией.

Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. Тема поэта и власти в стихотворении.

Цель:

Знакомство с биографией и творчеством

Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений сообщения учителя

Державин, бич вельмож, при звуке грозной лиры,

их горделивые разоблачал кумиры

А.С.Пушкин

                                                          Ход урока.

  1. Оргмомен.
  2. Проверка д\з-вопросы к оде Ломоносова
  3. Тест

1. Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства:

  1. романтизм
  2. классицизм
  3. сентиментализм

2. Определите хронологические рамки классицизма:

  1. конец 17 – начало 19 века
  2. 2-я половина 18 - начало 19 веков
  3. рубеж 18 - 19 веков – первая треть 19 века

3. В основе эстетики классицизма лежит:

  1. культ разума
  2. культ чувства
  3. культ природы

4. Какой  из указанных признаков не  характерен для эстетики классицизма:

  1. иерархия жанров
  2. опора на античные традиции
  3. интерес к внутреннему миру героя
  4. принцип трех единств

5. Назовите величайшего французского теоретика классицизма и его знаменитое произведение:

  1. Протопоп Авва́кум «Книга обличений»
  2. Жан Жак Руссо «Письмо к д’Аламберу о театральных зрелищах»
  3. Николя Буало, трактат «Поэтическое искусство»
  4. Джонатан Свифт «Бумаги Бикерстафа»

6. Теорию «трех штилей» разработал: 

  1. М.В. Ломоносов
  2. Д.И. Фонвизин
  3. Г.Р. Державин
  4. В.К. Тредиаковский

1 – в) 2 – а) 3 – а)  4 – с) 5 – с)  6 – а)

 

  1. Слово учителя. 

На сегодняшнем уроке мы продолжаем вести речь о литературе 18 века, эпохе классицизма в «Истории государства Российского» и лучших ее представителях. Философствующий, деятельный и блистательный XVIII век осознал, пленился и провозгласил идею человека-гражданина, идею служения и ответственности за судьбу Отечества, начиная от монарха и заканчивая последним солдатиком.

Одним  из таких «служивых» людей, душу свою отдававший за други своя на всяком поприще, на котором ему доводилось пребывать, и был Гавриил Романович Державин.

Расскажите о Г.Р.Державине.

Г.Р.Державин родился в июле 1743 г. в Казанской губернии. Его родители - Роман Николаевич и Фекла Андреевна - были небогатыми дворянами. Отец Державина служил в армии и семье часто приходилось переезжать в связи с его переводами по службе. В 1754 г. Роман Николаевич вышел в отставку и умер. Забота о детях и хозяйстве легла на плечи Феклы Андреевны.

    Хорошее образование в то время было практически недоступно детям небогатых провинциальных дворян. Так и Державин до 16 лет получал отрывочные знания от случайных преподавателей.

 С 1759 г. по 1762 г. он учился в Казанской гимназии. За успехи был зачислен в инженерный корпус, но из-за путаницы с бумагами оказался солдатом лейб-гвардии Преображенского полка. Вскоре вместе с полком стал участником переворота, заменившего на российском троне Петра III Екатериной II. Вследствие бедности по службе Державин продвигался медленно и только в 1772 г. был произведен в прапорщики. К этому же периоду относятся его первые невеликие успехи в поэзии

В 1773 г. мятеж под предводительством Пугачева принял масштабы, опасные для государства. Для подавления восстания Екатерина II поручила руководство войсками генералу А.И.Бибикову. Державин, понимая что других шансов продвинуться по службе у него нет, добился назначения к Бибикову в следственную комиссию. При подавлении мятежа Державин проявил себя храбрым и энергичным офицером, но неумение угодить начальству привело к тому, что наградами его обошли.

Деревни Державиных были разорены во время восстания, да еще Гаврила Романович имел неосторожность выступить поручителем за своего приятеля, поручика Маслова, долги которого стали требовать с Державина. Спас положение выигрыш в карты сорока тысяч рублей.

 Попытки Державина добиться заслуженной награды закончились увольнением на гражданскую службу в чине коллежского советника и получением 300 душ крестьян в Белоруссии.

Это было ничтожно мало по сравнению с другими офицерами, служившими хуже Державина. В эти годы Гаврила Романович как поэт перешел от переводов к творчеству, начал определяться его поэтический стиль.

    Найдя покровительство у князя Вяземского, Державин в 1777 г. поступил на службу в Сенат.

В следующем году он женился на Екатерине Яковлевне Бастидон (1760-1794). К этому времени денежные дела улучшились и помимо сенатского жалованья у Державина стало более тысячи душ крестьян.

В 1780 г. Гаврила Романович получил чин статского советника.

Ода "Фелица", в которой восхвалялась Екатерина II, была напечатана в 1783 г. Стихотворение Державина растрогало императрицу до слез и в награду поэту была послана усыпанная бриллиантами золотая табакерка с пятьюстами червонцев.

    Найдя покровительство у князя Вяземского, Державин в 1777 г. поступил на службу в Сенат.

В следующем году он женился на Екатерине Яковлевне Бастидон (1760-1794). К этому времени денежные дела улучшились и помимо сенатского жалованья у Державина стало более тысячи душ крестьян.

В 1780 г. Гаврила Романович получил чин статского советника.

Ода "Фелица", в которой восхвалялась Екатерина II, была напечатана в 1783 г. Стихотворение Державина растрогало императрицу до слез и в награду поэту была послана усыпанная бриллиантами золотая табакерка с пятьюстами червонцев.

    Конфликт с Вяземским, скрывавшим государственные доходы, привел к отставке Державина с сенатской службы, но с 1784 г. по воле Екатерины II он назначается губернатором Олонецкого края.

Борьба за законность с наместником генерал-губернатором Тутолминым закончилась поражением Державина, и года не пробывшего на этом посту.

Последовало новое назначение - тамбовским губернатором. Державин успел много сделать для просвещения Тамбовского края, но попытки отстаивать справедливость и нежелание "ладить" с высшими вельможами привели к смещению с должности в 1788 г. За годы, проведенные на губернаторстве, поэтическая слава Г.Р.Державина возросла.

   

Стремясь ограничить власть Сената, Екатерина II в 1791 г. назначает Державина своим кабинет-секретарем с задачей выявления нарушений закона в сенатских документах.

 Но и на этом посту его характер остался прежним: не угодив императрице, Державин в 1793 г. был отставлен от должности и назначен сенатором. При той малой роли, которую играл Сенат, это было знаком немилости. Награждение орденом Владимира II степени и присвоение чина тайного советника были слабым утешением. И в Сенате своим правдолюбием Гаврила Романович нажил себе много врагов.

    В 1794 г. умерла жена Державина, Екатерина Яковлевна. В 1795 г. Гаврила Романович женился второй раз, на Дарье Алексеевне Дьяковой (1767-1842). На сестрах Дьяковой - Александре и Марии - были женаты два других поэта того времени, Василий Васильевич Капнист и Николай Александрович Львов, с которыми Державина связывали не только родственные отношения, но и дружба

При царствовании Павла I Державин занимал должности правителя канцелярии Сената, государственного казначея. После прихода к власти Александра I Гаврила Романович в 1802-1803 г.г. был министром юстиции.

Уйдя в 1803 г. в отставку Державин много времени проводил в имении Званка (Новгородская губерния), купленном в 1797 г. на приданое Дарьи Алексеевны. На отдыхе поэт занялся работой над собранием своих сочинений, первые четыре тома которого были изданы в 1808 г. Державин участвовал в работе Беседы - общества любителей Российской словесности.

В 1815 г. поэт был на экзамене в Царскосельском лицее и растрогался, слушая Пушкина.

    Умер Державин в июле 1816 г. в новгородском имении Званка и был похоронен в Петербурге.

- Вспомните, пожалуйста, факты из жизни этого человека, которые вас поразили.

  1. Прослужив солдатом, он стал губернатором, сенатором.
  2. Был секретарем императрицы, министром.
  3. Был свидетелем многих царствований: от Елизаветы Петровны до Александра 1
  4. Восхищался личностью Суворова и посвятил ему стихотворение «Снегирь»
  5. Участвовал в дискуссиях «Бесед любителей русского слова»

      6.   Принимал участие в подавлении восстания Пугачева…

Целеполагание. На сегодняшнем уроке вам предстоит открыть для себя другого Державина: не только обличителя пороков самодержавия, но человека, черпавшего свои силы в христианских истинах, человека, строго чтившего библейские законы и связавшего  воедино в своем творчестве древнюю библейскую мудрость, европейскую историю и российскую современность. Слайд 1а. Неслучайно в качестве эпиграфа сегодняшнего урока я взяла во многом пророческие слова самого поэта.

- Как вы думаете, о чем нам предстоит говорить на сегодняшнем уроке?

- В какой книге заключены ответы на все вечные вопросы? (В Библии)

 В 1787 году Державин написал свое произведение «Ода. Извлечение из псалма 81», позже названное им «Властителям и судиям», с которым ним и предстоит познакомиться. Данное стихотворение - смелая поэтическая разработка 81-го псалма.

Прежде, чем проанализируйте оба названия и подумайте, значение каких слов вам неясно.

 Псалом - религиозная песнь. Авторство большинства библейских псалмов приписывается легендарному иудейскому царю Давиду.

 Псалтирь - 19я книга Ветхого Завета. Состоит из 150 псалмов.

- Как вы думаете, почему Державин изменил название? (Во втором варианте сразу заявлен адресат)

- Куда  перемещены смысловые акценты? (Из духовной сферы на землю. Уточнил, что метил не в царей а прежде всего, в плохо исполняющих свои обязанности вельмож и судей)

  1. Работа с текстом.

Чтение стихотворения.

- Как вам показалось, о чем это стихотворение? Определите тему. Как она связана с исторической обстановкой того времени и отражена в эстетике классицизма?

Поможет вам ответит на эти вопросы небольшой тест. Внимание на экран

- Вспомните историческую обстановку и основные проблемы, волновавшие умы передовых людей того времени. 

(Центральной проблемой русской жизни XVIII в. была проблема власти и ее преемственности: ни один русский император после смерти Петра I и до воцарения в 1796 г. Павла I не пришел к власти законным путем. XVIII в. — это век интриг и дворцовых переворотов, которые слишком часто приводили к абсолютной и бесконтрольной власти людей, отнюдь не соответствовавших не только идеалу просвещенного монарха, но и представлениям о роли монарха в государстве).

- Как, по вашему мнению, исторические реалии нашли отражение в литературе?

(Русская классицистическая литература сразу приняла политико-дидактическое направление и отразила в качестве основной трагической дилеммы эпохи именно эту проблему — несоответствие властителя обязанностям самодержца, конфликт переживания власти как эгоистической личной страсти с представлением о власти, осуществляемой во благо подданных).

Современники Державина знали, что во время французской революции(1789 по 179)  якобинцы распевали 81-ый псалом как революционный гимн, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.

Так что характеристика «якобинский» выражала явную угрозу.

Вывод: таким образом, именно Державин актуализировал в традиции творческого восприятия псалмов  проблему — несоответствие властителя обязанностям самодержца, по сути своей, перекидывающую мостик от времен протопопа Аввакума к поэтам-декабристам. А для нас остался замечательный образец поэзии высокого гражданского звучания, которое всегда «ново» и поистине вечно.

- Предлагаю обратиться к библейскому тексту. Но прежде приведем церковное толкование интересующего нас псалма архиепископом Иринеем:

- Чему уподоблены правители и сильные мира сего? (Богам («Бог ста в сонме богов»). Что такое сонм?

 Сонм - Собрание, толпа, множество. Перед сонмом теней воспою я бесстрашную гибель мою. Полежаев. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)

Т.Е. богов множество…

- Почему же Державин конкретизирует эту мыль и добавляет прилагательное «земные»? Как это связано с названием оды? (Конкретизирует свое гневное обличение).

- В чем заключается «жанровая» специфика оды? (Напоминает аргументированную ораторскую речь).

- Назовите признаки ораторского стиля.

  1. Монолог.
  2. Обращение к многочисленной аудитории.
  3. Цель: убедить, вразумить.
  4. Оратор обращается к народу и его аудитория многочисленна, поэтому ораторская речь всегда носит публичный, общественный характер .
  5. Эмоциональная насыщенность.
  6. Использование специальных художественных приёмов, изобретательных и выразительных средств языка.
  7. Полемичность.

- В чем особенность композиции? Сколько частей вы бы выделили в стихотворении и что бы положили в основу деления? (Оно состоит из семи четверостиший и делится на две части. В первых трех строфах бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях к народу: они должны строго и честно выполнять законы,  защищать сирот и вдов, освободить из темниц должников. Четвертая строфа подводит горестный итог этим увещаниям. Властители и судьи оказались глухи и слепы к страданиям народа).

- Почему поэт объединяет 1 и 2 стихотворение псалма в одной строфе? (Чтобы с первых строк прояснить тему оды)

- Посмотрите, каких строк из 2й строфы нет в синодальном переводе. Какой эффект их включением достигается? (Локализуется в пространстве и времени содержание упреков «земным богам»)

- Что, по мнению Державина, являет главной причиной злоупотреблений? (Нарушение законов и взяточничество).

- Обратимся к 4 строфе.

-Что становится предметом обличения поэта и какие грехи бичуются в библейском тексте? (Поэт предпочитает исторически конкретные обвинения, нежели указание на нравственно-духовное состояние души творящих неправду: мзда, то есть взятки, поборы, закрывает глаза властителям)

Око, ока, мн. очи, очей и (старин. редко) Очеса, очес, ср. (книжн. -поэт. , ритор. устар. и нар. -поэт. ). Глаз. Он потупил грозны очи. Пушкин.

Очеса к земле преклонены. Жуковский.

Мзда - награда, плата, вознаграждение. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)

Зыблет - Колыхать, колебать, качать. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)

- Почему появляется глагол «не внемлют»? (имея уши – на слышат, имея глаза – не видят)

 Внемли - (поэт. устар.книж.) Слушать кого-что-нибудь, устремлять внимание на кого-что-нибудь.

-. Не видя слез, не внемля стона. Пушкин. Внемли с улыбкой голос мой. Пушкин. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)

- В чем различие между библейским толкованием и видением поэта? (Поэт лишь напоминает царям о том, что они так же смертны, как и их подданные, и, следовательно, рано или поздно предстанут перед божьим судом).

  Державин, бич вельмож, при звуке грозной лиры, их горделивые разоблачал кумиры

А.С.Пушкин

- Как перекликается сегодняшняя тема и слова А.С.Пушкина? Выразите своё мнение, отношение к высказыванию поэта о творчестве Державина

- Тем не менее, к чему призывает поэт в последней строфе? Почему? (Но загробный суд кажется поэту слишком далеким, он умоляет бога покарать виновных, не дожидаясь их смерти).

- Отличается ли такая интерпретация от библейского текста? (В Библии этот мотив сурового наказания царей отсутствует, таким образом, в данном случае поэт, подобно всем христианам, прочитывает ветхозаветный текст через призму новозаветных истин).

- Благодаря какому приему ничтожность царей, их человеческая слабость становятся особенно ощутимы?  (Благодаря антитезе царь – раб):

- Почему в четвертом четверостишии звучит обращение: «Боже правых»?

- Что значит правый? (Ходящий прямым путем)

- Какое здесь подразумевается противопоставление? («Правый — лукавый»).

Лукавый -  1. Коварный, хитрый. Лукавый человек. 2. в знач. сущ. лукавый, лукавого, м. Бес, дьявол, сатана, нечистый Лукавый попутал. Происходит от лучить, отщеплять, означает изворотливый. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Ветхий Завет, псалом 1)

Вывод: 

- К чему призывают последние строфы библейского стиха? (призывают Бога вместо несправедливого людского суда утвердить свой суд)

- Как этот  призыв реализуется в произведении Державина? (Последняя строфа содержит в себе призыв к неизбежной каре земных властителей).

Исследователи называют Державина одним из самых христианских писателей русской литературы. Гражданская поэзия, облеченная в библейскую форму, перейдет из XVIII в XIX век. Вслед за стихотворением «Властителям и судиям» появятся пушкинский и лермонтовский «Пророк», «Думы» Рылеева, произведение Грибоедова «Давид», а также переложения псалмов поэтами-декабристами.

Домашнее задание:Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. «Недоросль» Своеобразие, основ ной конфликт пьесы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина (на примере стихотворения "Пророк"

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»; сравнение его с «Пророком» М.Ю. Лермонтова; развитие монологической речи учащихся, ораторских способностей; умение составлять опорный конспек...

Конспект урока в 9 классе по теме «Биография Г.Р. Державина. Стихотворение «Властителям и судиям».

Конспект урока в 9 классе по теме «Биография Г.Р. Державина. Стихотворение «Властителям и  судиям».         Цели урока: познакомить...

Технологическая карта урока: «Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего»

Познакомить с жизненным и творческим путём Г.Р.Державина,  на примере его поэзии показать процесс разрушения принципов классицизма, выделить новаторские черты в творчестве поэта, проанализировать...

Конспект урока в 6 классе «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения».

Тема: «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения»....