«Где добродетель обитает». Тема праведного и неправедного суда в лирике Г.Р.Державина (на примере стихотворения «Властителям и судьям)
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Жиманова Екатерина Сергеевна

Сопоставительный анализ текста стихотворения и 81 псалома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derzhavin._vlastitelyam_i_sudyam.rar1.48 МБ

Предварительный просмотр:

«Где добродетель обитает». Тема праведного и неправедного суда в лирике Державина (на примере стихотворения «Властителям и судьям)

Я в дверях вечности стою

Державин, бич вельмож, при звуке грозной лиры,

их горделивые разоблачал кумиры

А.С.Пушкин

Оборудование: Державин «Властителям и судьям».  Синодальный перевод псалма

Вступительное слово учителя. Добрый день. На сегодняшнем уроке мы продолжаем вести речь о литературе 18 века, эпохе классицизма в «Истории государства Российского» и лучших ее представителях. Философствующий, деятельный и блистательный XVIII век осознал, пленился и провозгласил идею человека-гражданина, идею служения и ответственности за судьбу Отечества, начиная от монарха и заканчивая последним солдатиком.

Одним  из таких «служивых» людей, душу свою отдававший за други своя на всяком поприще, на котором ему доводилось пребывать, и был Гавриил Романович Державин, с творчеством которого мы начали знакомиться на прошлом уроке. Слайд 1 Портрет Державина.

- Вспомните, пожалуйста, факты из жизни этого человека, которые вас поразили.

  1. Прослужив солдатом, он стал губернатором, сенатором.
  2. Был секретарем императрицы, министром.
  3. Был свидетелем многих царствований: от Елизаветы Петровны до Александра 1
  4. Восхищался личностью Суворова и посвятил ему стихотворение «Снегирь»
  5. Участвовал в дискуссиях «Бесед любителей русского слова»

      6.   Принимал участие в подавлении восстания Пугачева…

Целеполагание. На сегодняшнем уроке вам предстоит открыть для себя другого Державина: не только обличителя пороков самодержавия, но человека, черпавшего свои силы в христианских истинах, человека, строго чтившего библейские законы и связавшего  воедино в своем творчестве древнюю библейскую мудрость, европейскую историю и российскую современность. Слайд 1а. Неслучайно в качестве эпиграфа сегодняшнего урока я взяла во многом пророческие слова самого поэта.

- Как вы думаете, о чем нам предстоит говорить на сегодняшнем уроке?

- В какой книге заключены ответы на все вечные вопросы? (В Библии)

Слайд 2. В 1787 году Державин написал свое произведение «Ода. Извлечение из псалма 81», позже названное им «Властителям и судиям», с которым ним и предстоит познакомиться. Данное стихотворение - смелая поэтическая разработка 81-го псалма.

Прежде, чем проанализируйте оба названия и подумайте, значение каких слов вам неясно.

Слайд 3.

 а) Псалом - религиозная песнь. Авторство большинства библейских псалмов приписывается легендарному иудейскому царю Давиду.

 б) Асаф - это имя встречается в исторических книгах Ветхого Завета и в книге Псалтырь в надписях над 12 псалмами. Асаф - современник Давида, необыкновенно одаренный псалмопевец, пророк, поэт. Его псалмы (49, 72, 77, 80, 81) наравне с гимнами Давида вошли в церковные Богослужения и ценились так же высоко, как и произведения царя.

в) Синод - (греч. особое - собрание, собор) - в настоящее время - совещательный орган при патриархе. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)

г) Псалтирь - 19я книга Ветхого Завета. Состоит из 150 псалмов.

- Как вы думаете, почему Державин изменил название? (Во втором варианте сразу заявлен адресат)

- Куда  перемещены смысловые акценты? (Из духовной сферы на землю. Уточнил, что метил не в царей а прежде всего, в плохо исполняющих свои обязанности вельмож и судей)

- Теперь, думаю,  вы догадались, почему у вас на партах два текста: Синодальный перевод, завершенный в 1876 г по покровительством Синода, который  до сих пор является самым распространенным переводом Библии на русский язык, и собственно текст Державина.

Таким образом, в центре нашего внимания не  только общее и различное в каноническом и художественном текстах, но и  нравственные вопросы, затронутые в этих произведениях.

Слайд 4. «Где добродетель обитает». Тема праведного и неправедного суда в лирике Державина.

Работа с текстом.

Чтение стихотворения.

- Как вам показалось, о чем это стихотворение? Определите тему. Как она связана с исторической обстановкой того времени и отражена в эстетике классицизма?

Поможет вам ответит на эти вопросы небольшой тест. Внимание на экран

Слайды 5-10.

1. Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства?

а) романтизм

б) классицизм

в) сентиментализм

2. Определите хронологические рамки классицизма

а) конец 17 – начало 19 века

б) 2-я половина 18 - начало 19 веков

в) рубеж 18 - 19 веков – первая треть 19 века

3. В основе эстетики классицизма лежит

а) культ разума

б) культ чувства

в) культ природы

4. Какой  из указанных признаков не  характерен для эстетики классицизма?

а) иерархия жанров

б) опора на античные традиции

в) интерес к внутреннему миру героя

г) принцип трех единств

5. Назовите величайшего французского теоретика классицизма и его знаменитое произведение

а) Протопоп Авва́кум «Книга обличений»

б) Жан Жак Руссо «Письмо к д’Аламберу о театральных зрелищах»

в) Николя Буало, трактат "Поэтическое искусство"

г) Джонатан Свифт «Бумаги Бикерстафа»

6. Теорию «трех штилей» разработал:

а) М.В.Ломоносов

б) Д.И.Фонвизин

в) Г.Р. Державин

г) В.К.Тредиаковский

7. О каком правителе эти слова:

«….любил(а) просвещение, а Новиков, распространявший первые лучи его, перешел из рук Шешковского в темницу; Радищев был сослан в Сибирь, Княжнин умер под розгами, и Фонвизин не избег бы той же участим, если б не чрезвычайная его известность» (А.С.Пушкин)

а) Петр 1

б) Елизавета Петровна

в) Екатерина 2

г) Павел 1

8. О каком правителе эти слова:

«…он (она) начал (а) господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким уставам, кроме своей прихоти, считал (а) нас не подданными, а рабами; казнил (а) без вины, награждал (а)  без заслуг» (Н.М.Карамзин)

а) Петр 1

б) Елизавета Петровна

в) Екатерина 2

г) Павел 1

9. Предводитель восстания в 1773-1775 года...

а) Степан Разин

б) Алексей Толков

в) Емельян Пугачёв

г) Георгий Тимофеев

- Вспомните историческую обстановку и основные проблемы, волновавшие умы передовых людей того времени. (Центральной проблемой русской жизни XVIII в. была проблема власти и ее преемственности: ни один русский император после смерти Петра I и до воцарения в 1796 г. Павла I не пришел к власти законным путем. XVIII в. — это век интриг и дворцовых переворотов, которые слишком часто приводили к абсолютной и бесконтрольной власти людей, отнюдь не соответствовавших не только идеалу просвещенного монарха, но и представлениям о роли монарха в государстве).

- Как, по вашему мнению, исторические реалии нашли отражение в литературе? (Русская классицистическая литература сразу приняла политико-дидактическое направление и отразила в качестве основной трагической дилеммы эпохи именно эту проблему — несоответствие властителя обязанностям самодержца, конфликт переживания власти как эгоистической личной страсти с представлением о власти, осуществляемой во благо подданных).

Слайд 11. Изображения Екатерины.

- Почему, как вы думаете, Екатерина II, прочитав это стихотворение, пришла в ярость, а один из высокопоставленных сановников спросил автора: «Что ты, братец, пишешь якобинские стихи».

- Что вы знаете о якобинцах и времени, в которое они были «вписаны»?

Слайд 12. Французская буржуазная революция. 

Французская революция -  период в истории Франции с 1789 по 1799 год, в течение которого произошли коренные изменения, затронувшие все сферы жизни, была упразднена феодально-абсолютистская монархия и провозглашена Буржуазная республика.

Слайд 13.

Якобинцы - участники радикально левого политического движения. До 1791 члены клуба были сторонниками конституционной монархии. К 1793 якобинцы стали наиболее влиятельной силой в Конвенте, выступали за единство страны, укрепление национальной обороны перед лицом контрреволюции, жёсткий внутренний террор. Во второй половине 1793 установилась диктатура якобинцев во главе с Робеспьером.

Сообщение о якобинцах. Современники Державина знали, что во время французской революции якобинцы распевали 81-ый псалом как революционный гимн, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.

Так что характеристика «якобинский» выражала явную угрозу.

Вывод: таким образом, именно Державин актуализировал в традиции творческого восприятия псалмов  проблему — несоответствие властителя обязанностям самодержца, по сути своей, перекидывающую мостик от времен протопопа Аввакума к поэтам-декабристам. А для нас остался замечательный образец поэзии высокого гражданского звучания, которое всегда «ново» и поистине вечно.

- Предлагаю обратиться к библейскому тексту. Но прежде приведем церковное толкование интересующего нас псалма архиепископом Иринеем:

Слайд 14. Портрет и цитата. «Сей псалом содержит увещание к судиям, дабы праведно судили. Но чтоб увещание могло иметь больше силы, вводится сам Бог, высочайший Судия, претящий казнию низшим судиям, ежели они неправедно судить будут».

- Проследите, как ключевые точки этого высказывания отражены в теме урока.

- Чему уподоблены правители и сильные мира сего? (Богам («Бог ста в сонме богов»). Что такое сонм?

Слайд 15. Сонм - Собрание, толпа, множество. Перед сонмом теней воспою я бесстрашную гибель мою. Полежаев. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)

Т.Е. богов множество…

- Почему же Державин конкретизирует эту мыль и добавляет прилагательное «земные»? Как это связано с названием оды? (Конкретизирует свое гневное обличение).

- В чем заключается «жанровая» специфика оды? (Напоминает аргументированную ораторскую речь).

- Назовите признаки ораторского стиля.

  1. Монолог.
  2. Обращение к многочисленной аудитории.
  3. Цель: убедить, вразумить.
  4. Оратор обращается к народу и его аудитория многочисленна, поэтому ораторская речь всегда носит публичный, общественный характер .
  5. Эмоциональная насыщенность.
  6. Использование специальных художественных приёмов, изобретательных и выразительных средств языка.
  7. Полемичность.

- В чем особенность композиции? Сколько частей вы бы выделили в стихотворении и что бы положили в основу деления? (Оно состоит из семи четверостиший и делится на две части. В первых трех строфах бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях к народу: они должны строго и честно выполнять законы,  защищать сирот и вдов, освободить из темниц должников. Четвертая строфа подводит горестный итог этим увещаниям. Властители и судьи оказались глухи и слепы к страданиям народа).

- Почему поэт объединяет 1 и 2 стихотворение псалма в одной строфе? (Чтобы с первых строк прояснить тему оды)

- Посмотрите, каких строк из 2й строфы нет в синодальном переводе. Какой эффект их включением достигается? (Локализуется в пространстве и времени содержание упреков «земным богам»)

- Что, по мнению Державина, являет главной причиной злоупотреблений? (Нарушение законов и взяточничество).

- Обратимся к 4 строфе.

Что становится предметом обличения поэта и какие грехи бичуются в библейском тексте? (Поэт предпочитает исторически конкретные обвинения, нежели указание на нравственно-духовное состояние души творящих неправду: мзда, то есть взятки, поборы, закрывает глаза властителям)

Слайд 16. Появляются по очереди три термина

Око, ока, мн. очи, очей и (старин. редко) Очеса, очес, ср. (книжн. -поэт. , ритор. устар. и нар. -поэт. ). Глаз. Он потупил грозны очи. Пушкин.

Очеса к земле преклонены. Жуковский.

Мзда - награда, плата, вознаграждение. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)

Зыблет - Колыхать, колебать, качать. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)

- Почему появляется глагол «не внемлют»? (имея уши – на слышат, имея глаза – не видят)

Слайд 16 Внемли - (поэт. устар.книж.) Слушать кого-что-нибудь, устремлять внимание на кого-что-нибудь.

-. Не видя слез, не внемля стона. Пушкин. Внемли с улыбкой голос мой. Пушкин. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)

- В чем различие между библейским толкованием и видением поэта? (Поэт лишь напоминает царям о том, что они так же смертны, как и их подданные, и, следовательно, рано или поздно предстанут перед божьим судом).

Слайд 17.   Державин, бич вельмож, при звуке грозной лиры, их горделивые разоблачал кумиры

А.С.Пушкин

- Как перекликается сегодняшняя тема и слова А.С.Пушкина? Выразите своё мнение, отношение к высказыванию поэта о творчестве Державина

- Тем не менее, к чему призывает поэт в последней строфе? Почему? (Но загробный суд кажется поэту слишком далеким, он умоляет бога покарать виновных, не дожидаясь их смерти).

- Отличается ли такая интерпретация от библейского текста? (В Библии этот мотив сурового наказания царей отсутствует, таким образом, в данном случае поэт, подобно всем христианам, прочитывает ветхозаветный текст через призму новозаветных истин).

- На каком синтаксическом приеме зиждутся третья и четвертая строки четвертой строфы («Злодействы землю потрясают, неправда зыблет небеса») и каким строкам Псалма соответствуют?  (Гиперболизированный параллелизм происходящего в мире людей миру природы, который выявляет истину о том, что законы нравственности суть законы столь же непреложные, как и законы природы).

- Какому стиху псалма они соответствуют? (следуют 5-му стиху псалма)

- Присутствует ли этот прием в каноническом тексте?

Вывод: это собственно державинская находка.

- Найдите в каноническом тексте отражение идеального образа властителя, да, в принципе, и любого человека) («По Божию дару вы сыновья Всевышнего и ангелам подобны», — говорит толкователь псалма).

- Чему противопоставлено это состояние? (Тому состоянию, в котором они находятся по своему свойству и склонностям (7 псалом. «Яко прочии человеци есте, то есть, смертные и порокам порабощенные, и потому, якоже и вси, подобным образом падаете; но падение ваше тем опаснее, чем более то возвышение, на котором поставлены»).

- С какой целью Державин трижды начинает 5 и 6 строку с уподобления «и вы подобно»? (Державин развивает мысль предшествующих двух строк).

- Какие ассоциации возникают у вас при чтении этих строк «И вы подобно так падете, как с древ увядший лист падет»? (на текст Ветхого Завета, на псалом 1)

Слайд 18. 

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Ветхий Завет, псалом 1)

Слайд 19

Аллюзия - (от лат. - намек, шутка) — отсылка к широко известному высказыванию, конкретному факту литературной, исторической, общественно-политической жизни, к тому или иному словесно-художественному тексту (Словарь литературоведческих терминов под ред.Л И.Тимофеева)

- Какой эффект этим достигается? (Еще более драматизируя осознание контраста между «призванием» и «состоянием» обличаемых)  «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (цитируются стихи 1–3).

- Благодаря какому приему ничтожность царей, их человеческая слабость становятся особенно ощутимы?  (Благодаря антитезе царь – раб):

И вы подобно так падете,

Как с древ увядший лист падет!

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет…

- Почему в четвертом четверостишии звучит обращение: «Боже правых»?

- Что значит правый? (Ходящий прямым путем)

- Какое здесь подразумевается противопоставление? («Правый — лукавый»).

Слайд 19. 

Лукавый -  1. Коварный, хитрый. Лукавый человек. 2. в знач. сущ. лукавый, лукавого, м. Бес, дьявол, сатана, нечистый Лукавый попутал. Происходит от лучить, отщеплять, означает изворотливый. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)

Вывод:  это противопоставление было уже актуализировано в предыдущих строфах. И этой мольбой к Богу правых, к грядущему Спасителю людей и Победителю лукавого (дьявола) заканчивается одна из пламеннейших од Державина. Ода, которую так любил декламировать на литературных чтениях Ф.М. Достоевский.

- К чему призывают последние строфы библейского стиха? (призывают Бога вместо несправедливого людского суда утвердить свой суд)

- Как этот  призыв реализуется в произведении Державина? (Последняя строфа содержит в себе призыв к неизбежной каре земных властителей).

Исследователи называют Державина одним из самых христианских писателей русской литературы. Гражданская поэзия, облеченная в библейскую форму, перейдет из XVIII в XIX век. Вслед за стихотворением «Властителям и судиям» появятся пушкинский и лермонтовский «Пророк», «Думы» Рылеева, произведение Грибоедова «Давид», а также переложения псалмов поэтами-декабристами.

Слайд 20. Домашнее задание

1. Сопоставьте переложение канонического пятидесятого текста псалма  с одой Державина «Покаяние». Какие изменения внесены поэтом? В чём расхождения сюжета оды с библейским сюжетом?

Слайд 21.  а) Текст стихотворения «Пророк» Некрасова, под ним текст задания

2) Проследите развитие традиции Державина, которого, кстати, А.С.Пушкин называл «отцом» русских поэтов,   в творчестве поэтов «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1801-1807гг): А.Х.Востоков (1781-1864), И.Пнин (1773-1805), В.В.Попугаев (1779-1816)

.