Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина (на примере стихотворения "Пророк"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Тельнова Светлана Камильевна

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»; сравнение его с «Пророком» М.Ю. Лермонтова; развитие монологической речи учащихся, ораторских способностей; умение составлять опорный конспект; воспитывать интерес к поэзии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_poeta_i_poezii_v_lirike_pushkina.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

   Урок литературы в 9 классе

по теме:

«Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

(на примере стихотворения «Пророк»)»

                                                             

                                 Учитель: Тельнова С.К.

 Тема урока:

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

(на примере стихотворения «Пророк»)

Цели  урока:

– анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»;

– сравнение его с «Пророком» М.Ю. Лермонтова;

–развитие монологической речи учащихся, ораторских способностей;

– умение составлять опорный конспект;

– воспитывать интерес к поэзии.

Форма: урок–конференция

Методы работы:

     – аналитический.

Методические приёмы:

– доклады учащихся, выступления учащихся, работа с текстом, конспектирование.

Оборудование урока:

– оформление доски

– видеоматериалы.

Ход урока:

1. Организационный момент (подготовка 2 мин.)                                                 

2. Слово учителя (слушанье  5 мин.)

Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней,  Пушкин как бы ведёт диалог с поэтами-предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным.

Тема проходит через всё творчество поэта: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу»  (1814 г.), а одним из последних – «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» (1836 г.). В своём творчестве А.С. Пушкин выстроил концепцию о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского «памятника нерукотворного», – поэтические манифесты «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824 г.), «Поэт» (1827 г.), «Поэт и толпа» (1828 г.), «Поэту» (1830 г.), «Эхо» (1831 г.).

Проследим, как раскрывается  тема поэта и поэзии  в стихотворении «Пророк» (1826 г.).

3. Выразительное чтение наизусть – (5 мин).

4. Доклад на тему:  Стихотворение А.С. Пушкина «Пророк» (10 мин.) – Шарипова Камилла.

5. Выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк»– 5 мин.

6. Доклад на тему «Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Пророк» –(10 мин.)  – Берёзка Екатерина.

7. Итоги урока – 3 мин.

Резерв:

1. работа со словом,

2. работа над эпиграфом,

3. вопросы к стихотворениям,

4. запись вывода.

Пророк – в религиозно–мистическом представлении провозвестник, истолкователь воли бога. Пушкин частично использует «откровения» библейского пророка Исайи.

Серафим – в переводе «огненный», «сжигающий»; это название одного из высших ангельских чинов; серафимы изображались шестикрылыми.

Ангел – по учению христианской религии – доброе сверхъестественное существо (в отличие от демона – злого духа), действующее по воле бога.

Персты – пальцы

Зеницы – глаза

Лоза –        1. Длинный, тонкий,  гибкий стебель некоторых кустарников (обычно винограда и корзиночной ивы).

        2. Кустарник некоторых пород ив.

        3. Тонкий гибкий прут; розга.

Глагол – т.е. глаголить  (говорить) слово, речь.        

ПРОРОК

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, –

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами лёгкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, –

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дальней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассёк мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающим огнём,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».  

А.С. Пушкин

ПРОРОК

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я.

Страницы злобы и пророка.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звёзды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!»

М.Ю. Лермонтов

Вопросы к произведению Пушкина

1. Почему стихотворение  называется «Пророк»?

2. Как вы понимаете это слово?

3. Назовите слова устаревшие

– (персты, зеницы, вещие, отверзлись, прозябанье, уста, десница, отверстый, виждь, внемли).

4. Какой оттенок эти слова придают  стихотворению?

– (возвышенный, торжественный).

5. Как происходит преображение поэта в «Пророке»?

– (мучительно, в страдании).

6. Какова миссия на земле поэта – пророка?

Вопросы к произведению Лермонтова

1. Назовите возвышенные слова, которые создают торжественность начала стихотворения?

– (вечный судия, всеведенье, очи, провозглашать, главу, завет).

2. Какой образ повторяется в этом стихотворении?

– (образ пустыни?)

3. Где чувствует себя гармонично поэт?

– (среди звёзд, птиц, среди природы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"

Урок литературы с мультимедийной презентацией "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"...

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина" позволяет определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта;  способствовует эмоциональному воспр...

презентация "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"

презентация к уроку "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"...

"Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"

Презентация к уроку литературы...

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина

Технология построения урока: развития критического мышления (ТРКМ). Приёмы: диаграмма Венна, прогнозирование, чтение с остановками, письменный ответ на проблемный вопрос Формы работы: фронтальная...

Урок литературы в 9 классе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Три "Памятника""

Данная методическая разработка будет полезна педагогам, работающим по учебнику "Литература. 9 класс" под ред. В.Я Коровиной....