Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Шабанова Татьяна Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе

Тема:  Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина

Тип урока: «открытие» новых знаний

Программа: Коровина В.Я.

Технология построения урока: развития критического мышления (ТРКМ).

Приёмы: диаграмма Венна, прогнозирование, чтение с остановками, письменный ответ на проблемный вопрос.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, первоисточники, план анализа лирического произведения, толковый словарь, компьютер с выходом в Интернет.

Цели урока:

  1. Образовательная: ознакомить обучающихся с содержанием стихотворений «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…», «Мадонна», адресатами любовной лирики.
  2. Развивающая:  совершенствовать навыки исследовательской работы, уметь строить аргументированные высказывания, выдвигать гипотезы, подтверждать или опровергать их, представлять исследовательскую работу
  3. Воспитательная: способствовать обогащению духовно- нравственного опыта и расширению эстетического кругозора обучающихся

Планируемые результаты:

Учащиеся знают стихотворения, посвящённые теме поэта и поэзии; теоретико-литературные понятия «высокая лексика», архаическая лексика; понимают гуманистический пафос и философскую глубину стихотворений; умеют выразительно читать наизусть и анализировать разные стихотворения  поэта на одну тему; объясняют значения устаревших слов и выражений; строят развёрнутые высказывания на основе прочитанного.

  1. Организационная часть урока
  2. Стадия вызова
  1. Интерактивный приём

Учитель: Скажите, какой бесценный дар получает любой родившийся человек?

(Среди возможных вариантов обязательно прозвучит ответ: «Жизнь».)

- Задумывались ли вы о том, что нас могло бы не быть и на эту Землю пришли бы другие?

(Ответы учащихся)

- В чём смысл жизни человека?

(Вопрос  сложный. Если кратко ответить, то смысл жизни любого человека в созидании добра).

- Каково предназначение каждого из вас? Какова цель вашей жизни?

(Судьба любого человека сокрыта до поры. Каждый должен стремиться максимально развить свой талант, реализовывать себя сейчас и в будущей профессии, стараясь, чтобы жизнь не шла в разрез с совестью, т.е. созидать добро, заботиться о ближнем, помогать нуждающимся)

- Попытка осмыслить цель своего существования волновала и А.С.Пушкина, творчество которого мы изучаем в течение нескольких уроков. Наиболее ярко данная тема прозвучала в стихотворении, написанном в 1828 году 26 мая по старому стилю – в день рождения поэта.

2. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Дар напрасный, дар случайный…»

А) Выразительное чтение стихотворения  заранее подготовленным учеником.

Б) Аналитическая беседа 

- Определите тему и идею стихотворения.

- Каким настроением оно проникнуто?

- Что послужило причиной столь тяжёлых  размышлений?

Учитель:  Это стихотворение прочёл  митрополит Московский Филарет (Дроздов), уже при жизни названный мудрым, и ныне причисленный к лику святых. Тяжесть раздумий Пушкина подвигла чрезвычайно занятого митрополита, постоянного члена Святейшего Синода, протянуть «руку общения» (Гал. 2: 9) талантливому поэту в трудные минуты его жизни. По-отечески, с любовью ответил Пушкину митрополит Филарет:

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана,

Не без правды Им же тайно

На печаль осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из тёмных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум –

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светел ум.

3. Построение диаграммы Венна «Цель жизни. Размышление Пушкина и митрополита Филарета»

                        Пушкин                                                   Митрополит Филарет

- Жизнь  – дар напрасный.                                                            - Жизнь – дар Божий.

- Кто-то наполнил душу страстью,       Размышление о            - Человек сам «наполнил душу      

 «ум сомненьем взволновал».                       цели жизни               страстью» и волнениями.

- Цели нет, тоска.                                                                           - Вспомни о Боге, и Он очистит

                                                                                                            Сердце и просветит ум.

                                                                                             

                                                     

  1. Стадия осмысления содержания

1. Определение темы урока

Учитель: Глубоко тронутый Пушкин в ответном послании написал:

Твоим огнём душа согрета,

Отвергла мрак земных сует

И внемлет арфе Филарета

В священном ужасе поэт.

- Кем себя называет в этом четверостишии Пушкин?

- Поэтом.

- Он осознавал своё предназначение, свой божественный дар?

- Несомненно.

- О какой теме пойдёт речь на нашем уроке?

( Теме поэта и поэзии). Если возникают  затруднения с формулировкой темы, то помогает учитель

Запись темы на доске и в тетради

2. Формулировка проблемы  и цели учебного занятия

- В чём видит Пушкин своё предназначение?

Ученики могут предложить свои варианты ответов, но понимают, что им не хватает материала для аргументов. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения.

- Исчерпывающий ответ на этот вопрос нам предстоит дать в конце урока.

3. Аналитическая работа с текстом стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»

Учитель: Пушкин всегда задумывался о своём даре и поэтическом призвании. В Михайловской ссылке он глубже соприкоснулся с православием, посещал Псково-Печерскую обитель, изучал Ветхий и Новый Завет. Превращение поэта в пророка Пушкин показал в стихотворении «Пророк», написанном в 1826 году.

  1. Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учеником.
  2. Библейский глоссарий.

Данное стихотворение – это перефразирование стихов шестой главы «Книги пророка Исайи». Пророк Исайя был особенно знаменит среди иудейских пророков. Он был потомком царя Давида, родственником царей иудейских. Господь призвал его к пророческому служению особым явлением.

Вот как об этом сказано в  «Книге пророка Исайи»:

«И сказал я: горе мне! Погиб я! Ибо человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника и коснулся уст моих и сказал: «Вот это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого мне послать и кто пойдёт на нас?» И я сказал: «Вот я, пошли меня». И сказал Он: «Пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб я исцелил их».

  1. Работа в группах

-  Прежде чем приступить к анализу стихотворения, поработаем в группах.

Задание для 1 группы

  1. Найдите в «Толковом словаре» значение слов «пророк», «ангел», «серафим».
  2. Как вы понимаете первое четверостишие стихотворения? Почему автор к слову «пустыня» использует эпитет «мрачная»?
  3. Объясните слова «на перепутье», «влачился». В случае затруднений используйте словарь устаревших слов.

Задание для 2 группы

  1. Объясните словосочетание «вещие зеницы». Подберите синонимы.
  2. Как вы понимаете данный отрывок:

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

  1. Обоснуйте точность выбора данных архаизмов поэтом.

Задание для 3 группы

  1. Объясните выражение «язык празднословный и лукавый». В случае затруднений используйте словарь устаревших слов.
  2. Как вы понимаете слова:

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул.

  1. Объясните смысл финальных строк. Кто называет человека пророком?  Какова воля Бога?
  1. Ответы групп

А) Возможный ответ 1 группы

В первом четверостишии Пушкин указывает, что человек охвачен духовной жаждой, т.е. желанием познать Бога. Это стремление так сильно, что охватывает всё его существо, не даёт покоя: духовной жаждою томим.

Слово  пустыня и стоящий рядом эпитет мрачной по смыслу не подходят друг другу. Пустыня – это свет, ослепительный блеск песка, жара; а мрачный – тёмный, холодный, пугающий. Ясно, что речь идёт не о природном явлении. Это в душе лирического героя образовывается духовная пустота, жизнь превратилась во мрак. На то, что речь идёт не о внешнем, а о внутреннем состоянии человека, указывает слово перепутье, которое в данном контексте не может обозначать пересечение дорог в прямом значении хотя бы потому, что в пустыне из-за ветров песок находится в подвижном состоянии, не сохраняя чётких следов. Человек на распутье. Он стоит перед выбором. Человек  томился, а значит просил Бога о помощи. И Господь послал к нему серафима.

Учитель: Кто такие серафимы?

(В толковом словаре Ожегова: серафим – шестикрылый ангел.

Библейский глоссарий.

Учитель: С какой целью серафим послан Богом?

- Перевоплотить человека.

- Действительно, у святых отцов есть такое понятие как «ветхий человек» и «новый человек». Ветхий – греховный, новой – очищенный. И чтобы из «ветхого» стать «новым» монахи в постах и молитвах проводили жизнь свою. Серафим в мгновение ока преображает человека.

Перечитаем ещё раз эти строки.

- Как вы понимаете словосочетание «вещие зеницы»?

- Зеницы – это глаза, вещие – т.е. предвидящие будущее, пророческие. У монахов это называется духовное зрение.

Следущее действие серафима позволяет понять, как много  в этом мире недоступно нашему восприятию.

Моих ушей коснулся он….

И внял я неба содраганье…

Ученик: Мир звуков на какое-то время оглушает человека, а затем среди «шума и звона» он начинает различать такие звуки, уловить которые человеческое ухо не может. Он слышит, как летают ангелы, «гад морских подземный ход» (т.е. то, что находится под толщей воды), даже звук роста «дольней лозы».

 - Почему Пушкин использует столько архаизмов?

- В данном контексте эта лексика наиболее уместна.

- Процесс преображения продолжается. Слушаем выступление 3 группы.

Пророку необходимо избавиться от всего порочного, и «язык празднословный и лукавый» ( от слова «празднословить» - говорить без дела, лукавый – хитрый, коварный) заменён «жалом мудрыя змеи». Трепетное сердце героя серафим заменяет углем, пылающим огнём. Это сердце вечно горящее любовью к Богу и к людям.

Серафим подготовил героя к той миссии, которая ему предназначена. «Ветхий» человек умер, родился новый. Теперь он может слышать «Бога глас» Бог называет героя пророком, наделяет его даром видеть и слышать то, что недоступно обычным людям. Поэт-пророк «обходя моря и земли, должен нести истину в мир.

5) «Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов

- Но как воспримут эту истину? Признают ли люди за ним право учить? Нужны ли пророки?

Обучающиеся высказывают свои предположения

Учитель: Что ответил на эти вопросы Пушкин узнаем, познакомившись со стихотворением «Поэт и толпа», написанным в 1828 году, через два года после «Пророка».

4. Аналитическая работа  с текстом стихотворения «Поэт и толпа»

1) Приём «Прогнозирование»

- Вслушайтесь в название, прочтите эпиграф

(Прочь, непосвящённые! ( перевод с латинского)).

- О чём пойдёт речь  в стихотворении?

Учащиеся высказывают предположения.

Прогноз сюжета незнакомого произведения повышает интерес к чтению: всегда хочется проверить, прав ли я?

2) Приём «Чтение с остановками»

- Перечитайте первую строфу. Что узнаём?

(Мы видим, что «народ непосвящённый» Поэту «бессмысленно внимал»)

Вторая строфа

- Как народ называет Поэта? Ощущает ли величие его? Ценит ли?

( Народ называет Поэта чародеем, который сердца «волнует, мучит». Толпа осознаёт его власть над собой, его независимость: «Как ветер, песнь его свободна». Но толпа ценит только то, что несёт личную выгоду.

Зато как ветер и бесплодна.

Какая польза нам от ней?)

Строфа третья

- Какие чувства вызывает народ у Поэта?

- В чём он упрекает толпу?

( «Бессмысленный народ, раб нужды, забот» вызывает раздражение Поэта. Главный упрёк состоит в том, что толпа сосредоточена на себе, на своих корыстных интересах. Запросы толпы далеки от духовных.

Тебе бы пользы всё - на вес.

Кумир ты ценишь Бельведерский.)

Строфа четвёртая

- К какому выводу приходит Поэт относительно толпы?

(«Не оживит вас лиры глас!»)

- В чём для Поэта заключается цель жизни? Цель творчества?

( Пушкин дал ответы на эти вопросы в заключительном четверостишии:

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв).

IY. Рефлексия

1) Пятиминутное эссе. Письменный ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока

- Вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: в чём видит Пушкин своё предназначение как Поэта?

2) Зачитывание письменных работ

Заключительное слово учителя

Несомненно, пророки нужны. Без высоконравственных духовных личностей мир оскудел бы и прекратил своё существование.

Здесь уместно вспомнить евангельскую истину: слова, произнесённые Иисусом Христом: «Нет пророка в своём Отечестве». Иначе говоря, человека, которого люди знают с детства, юношеских лет, выросшего рядом и вдруг начавшего вещать истины, редко воспринимают «как избранника небес»

Домашнее задание

Прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Памятник». Сравнить его с «Памятником» Г.Р.Державина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"

Урок литературы с мультимедийной презентацией "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"...

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина" позволяет определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта;  способствовует эмоциональному воспр...

презентация "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"

презентация к уроку "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"...

"Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"

Презентация к уроку литературы...

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина (на примере стихотворения "Пророк"

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»; сравнение его с «Пророком» М.Ю. Лермонтова; развитие монологической речи учащихся, ораторских способностей; умение составлять опорный конспек...

Урок литературы в 9 классе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Три "Памятника""

Данная методическая разработка будет полезна педагогам, работающим по учебнику "Литература. 9 класс" под ред. В.Я Коровиной....