АЛЛЕГОРИЯ. СИМВОЛ. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ. ФУНКЦИИ СИМВОЛИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (на примере стихотворения «Пленный рыцарь»)
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Жиманова Екатерина Сергеевна

Урок представляет собой комлексный разбор стихотворения М.Ю.Лермонтова "Пленный рыцарь" в рамках подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе. Рассчитан на два академических часа (9 или 11 классы). В папке содержится как конспект занятия, так и презентация к нему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственная система ценностей древнерусской литературы в борьбе с духом разрушения 

Отправной точкой моих размышлений послужило высказывание известного историка, а по совместительству и двадцать шестого президента США Теодора Рузвельта: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».

Несмотря на то что новые ФГОСы на одно из главных мест выдвигают проблему духовно-нравственного воспитания обучащихся, бездуховность и падение нравов - диагноз нынешнего времени. Меня, как и любого современного педагога, не оставляет равнодушным растущая пропасть между поколениями «отцов» и «детей», между властью и обществом, между личностным «Я» и коллективным «Мы». В одном из своих выступлений глава Православной Церкви Патриарх Кирилл справедливо отметил: «мы должны реанимировать то самое правильное отношение к образованию, которое существовало в России до революции».

Действительно, если дореволюционная система образования была нацелена на воспитание духовного человека и дети с малых лет через знакомство с древнерусскими текстами усваивали основополагающие истины христианства, то сегодня учащиеся имеют поверхностное представление о литературе того периода. В действующих программах средней школы (авт.-сост.В.Я.Коровина, Т.Ф.Курдюмова, А.Г.Кутузов, Г.С.Меркин и С.А.Зинин и др.)  произведения древнерусской литературы представлены в мизерном объеме:

 «Повесть временных лет»,

«Сказание о белгородских колодцах»,

«Поучение» Владимира Мономаха,

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»,

«Житие Сергия Радонежского»,

«Слово о погибели земли русской»,

«Житие Александра Невского»,

«Слово о полку Игореве».

Это значит, что в лучшем случае обучащиеся имеют возможность познакомиться с 7-8 текстами, часть из которых изучается фрагментарно.  Тем не менее, неправильно будет говорить, что из-за этого страдает литература. Нет. На побочные линии отходит общество, не будучи в состоянии постигнуть духовно-интеллектуальный потенциал словесного искусства. Невольно вспоминаю строки Ф.Тютчева:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

Он к свету рвется из ночной тени.

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Конечно, возникает вопрос: возможно ли с опорой на литературу и искусство восстановить приоритеты духовности? Безусловно! Произведения древнерусской литературы призывают школьников не к  материальной  успешности, а  к  высокой нравственности, следовательно, защищаемые ими идеалы способны оказать значительное влияние на формирование ценностных ориентаций обучающихся.

Испокон веков человек был обречен на выбор между добром и злом, что отражено уже в азбуке, созданной Кириллом и Мефодием, символичное деление которой на правую и левую части есть ничто иное,  как движение человека в сторону добра или зла. Звуки, расположенные справа, благозвучны, и записи под ними нацелены на соблюдение христианских заповедей: «говори - поступай добронравно», «ведай учение», «крепко землю люби», «по естеству живи».

Левая сторона не обращена уже к вечным ценностям, созидательное начало в ней отсутствует. Звуки, размещенные там, лишены благозвучия, а начертания букв ассоциируются с решеткой темницы и оковами. Эта сторона -  путь, ведущий к духовной погибели,  отсюда и слова такие:  «Безначально пустой … воры; пьянюги … примите долю горькую...».

Таким образом, в  иносказательной форме азбука объясняла, что смысл жизни человека - это постоянная борьба в душе каждого божественного и дьявольского, темного и светлого. Эта тема стала ведущей и в литературе 19 века, нацеленной на созидание духовных ценностей, на «вочеловечивание» человека.

Если говорить о жанровом своеобразии древнерусских произведений, то, конечно, наибольшим потенциалом обладает агиографическая литература. Огромное значение в формировании у школьников этических и нравственных понятий имеет подражание наглядным образам-идеалам, с которыми связывается содержание основных человеческих ценностей. А утвердил эталон нравственности в русской жизни Сергий Радонежский, живший в трудное время татарского ига на Руси. «Начинающаяся русская культура была растоптана ордынским нашествием, тьма одичания, умственного и духовного, налегла на нашу родину, и вся наша, хотя и зачаточная, образованность испытала паралич… Люди потеряли веру в добро и угрюмо отъединялись в своём горе, в своём озлоблении: человек человеку волк». Так говорил известный религиозный философ  С.Н.Булгаков.

«Гордиться славой своих предков не только можно, Но и должно», - полагал А.С.Пушкин. Великий духовный подвиг смирения, пожертвования «земным тщеславием власти»  ради своей страны и ее народа совершил князь Александр Невский.  Будучи Великим Полководцем, одержавшим немало доблестных побед, он принёс присягу ханам Золотой Орды, чтобы сберечь хотя бы остатки народа для будущего возрождения. Тем самым он показал себя не только великим воином, но и мудрым политиком и дипломатом.

Лишний раз убеждаюсь, что работа с текстом жития Александра Невского обладает огромнейшим воспитательным потенциалом, поскольку формирует любовь к Отечеству и к своему народу, показывает красоту земли русской, величие и бескрайность ее просторов, дает возможность сохранить веру в высшие ценности и обрести душевное равновесие.

Что ни говори, наши предки большое внимание уделяли достойному воспитанию подрастающего поколения. И это не носило декларативный характер. Желая уберечь своих детей от ошибок, направить на путь истинный,  великий  русский   князь Владимир Мономах написал знаменитое «Поучение». Вот только некоторые высказывания:

«Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. «Больного навестите»,

«Напойте  и накормите просящего»,

«Убогих не забывайте, подавайте сироте»,

«Старых чтите как отца, а молодых как братьев»,

«Более всего чтите гостя; если не можете почтить его подарком, то угостите пищей и питием»,

«Не ленитесь. Леность ведь мать всему дурному. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело»,

«Соблюдайте слово свое. Гордости не имейте в сердце и уме».

Бесспорно, произведения древнерусской литературы ориентировали человека на духовное преображение, побуждали к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало распространению и утверждению духовности, почитанию праведников и восхвалению их подвигов. Как тут не вспомнить первых русских святых, канонизированных православной церковью, Бориса и Глеба, младших сыновей князя Владимира Святославича?! Их жизнь была принесена в жертву основной христианской заповеди - любви. Они первыми на Руси показали, что даже под страхом смерти нельзя злом воздавать на зло. Кровь, пролитая братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным   семенем, которое укрепило тогда единство  Руси. А нынешние подростки учатся у братьев стойкости, мужеству, патриотизму - таким необходимым качествам для становления личности.

Огромное значение для человека всегда имели социокультурные ценности. К сожалению, в последние десятилетия повсеместно стало  внедряться  празднование Дня  влюблённых, или  Дня  святого  Валентина. Принимая западные традиции мы, увы, незаслуженно забываем своих святых,  покровительствующих семье: Пётра и Февронию  Муромских, блаженную  Ксению Петербургскую,    Царскую Семью  Николая и Александры Романовых, судьбы которых учат нас великому и простому - верности, способности нести свой крест и воспринимать тяготы семейной жизни не как обузу, а как радость.

Подводя итоги, отмечу: для того чтобы литература стала средством приобщения детей к духовному миру, необходимо грамотно определять круг чтения школьников. Выступая на Российском литературном собрании, Владимир Путин отметил: «Нам в целом нужна долгосрочная, продуманная система мер поддержки отечественной литературы», и предложил пересмотреть школьные программы по русскому языку и литературе, увеличив количество отведенных на изучение этих предметов часов.

И если временные рамки действительно будут раздвинуты, надеюсь увидеть в школьной программе дипломатические послания Ивана Грозного к Курбскому, которые познакомят учащихся с публицистическим стилем 17 века; «Беседы ума с душой» Максима Грека; написанное Илларионом «Слово о Законе и Благодати», которое является не только своего  рода церковно-политическим трактатом, но и прославляет землю Русскую и ее князей.

А разве можно обойти вниманием сочинение Даниила Заточника, древнерусского интеллигента,  остро ощущавшего недуги  своего времени, выше всего ставившего интеллектуальную силу человека и через скоморошье балагурство ратовавшего за признание человеческого достоинства?!  «Моление» этого автора изобилует афоризмами, не утратившими значимости и в наши дни:

«Аще кто в печали человека призрит, как студеною водою напоить в знойный день»;

«Злато съкрушается огнем, а человек напастьми»;

«Молеве княжи ризы едять, а печаль человека».

Я искренне убеждена, что литература - это мостик между мирской жизнью и духовной. «Бог есть любовь», - говорим мы. И если ученик узнает, а соответственно, и полюбит литературу своих предков,  то незримые нити, соединяющие прошлое и настоящее, не оборвутся. Как говорил Преподобный  Серафим Соровский, «страсти и пороки постепенно перерождаются в добродетели: гордость - в смирение, эгоизм - в любовь, самоволие - в послушание». Поэтому задача современного учителя - привить детям иммунитет от потери духовности и зажечь искру добра и света в их душах. Вспомним напутствие, данное Л.Н.Толстым в 1909 году народным учителям: «...насколько это в ваших силах, заложите в восприимчивые, алчущие правды сердца порученных вам детей основы вечных, религиозных истин и настоящей христианской нравственности, которая так легко воспринимается детскими душами».

Да, в Древней Руси была красота нравственной глубины, нравственной тонкости и одновременно нравственной мощи. Именно поэтому мы, все присутствующие в этой аудитории, должны искусство прошлое направить на службу будущему. Ведь древнерусская литература - это фундамент, на котором созидалась духовность  русского человека и  зиждилась система нравственных ценностей. Поэтому нельзя не согласиться со словами Д.С.Лихачева, утверждавшего, что приобщиться к древнерусской литературе - великое счастье и великая радость.

Не случайно в начале нашего разговора я обратилась к словам американского историка Теодора Рузвельта: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». Полагаю, то своего рода предостережение от последствий «американизации» российского образования, которое мы наблюдаем сегодня.

Но закончить свое выступление хочу словами другого, русского до мозга костей классика, как его называл Владимир Набоков, русского поэта-рыцаря Николая Гумилева:

Есть Бог, есть мир,  они  живут вовек,
А  жизнь  людей -  мгновенна и убога.
Но всё в себя  вмещает  человек,
Который любит мир и  верит в Бога…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 11 классе "Особенности лирики М.И. Цветаевой на примере стихотворения "Тоска по Родине! Давно..."

Данный урок проводится в 11 классе при изучении лирики М. И. Цветаевой. Его можно провести после знакомства с биографией и отдельными стихотворениями поэта. Здесь начинается работа над основными ...

Урок литературы в 9 классе на тему "Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова". Анализ стихотворения "Родина"

Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова...

Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова на примере стих-ий "Утёс", "Листок"

Цель: расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтова....

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина (на примере стихотворения "Пророк"

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»; сравнение его с «Пророком» М.Ю. Лермонтова; развитие монологической речи учащихся, ораторских способностей; умение составлять опорный конспек...

УРОК литературы в 7 классе по теме « Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»»

Обобщить знания учащихся о творчестве великого русского поэта и писателя, продолжать обучать учащихся анализировать лирические произведения, определять тему и основную мысль произведения. Пополнять св...