УРОК литературы в 7 классе по теме « Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Такменина Вера Александровна

Обобщить знания учащихся о творчестве великого русского поэта и писателя, продолжать обучать учащихся анализировать лирические произведения, определять тему и основную мысль произведения. Пополнять свой лексический запас слов. Прививать любовь к русскому языку, гордиться родной русской литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lermontov.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина

УРОК литературы в 7 классе по теме

« Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова.                                 Анализ стихотворения «Родина»»

 (К 205-летию  со дня рождения М.Ю.Лермонтова)

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Такменина Вера Александровна

г. Таганрог, 2019г.

Цели урока:

обучающие:

- помочь учащимся почувствовать и понять “странную” любовь поэта к Родине, его близость к родной природе, народу и его неприятие крепостнической России “страны рабов, страны господ”; отработать навыки анализа стихотворения; обратить внимание учащихся на стилистические особенности этого произведения; расширить словарный запас; углубить литературоведческие знания. Показать новаторство поэта в разработке темы; углубить представления о духовных поисках Лермонтова; воспитывать любовь к Родине; развивать монологическую речь.

       развивающие:

      - развивать логическое мышление, память, монологическую речь; воспитать чувство взаимопонимания, взаимопомощи, учить выразительному чтению стихотворений. Развивать умение выделять ключевые слова, систематизировать информацию, формировать коммуникативную компетенцию; развивать логическое мышление, устную и письменную речь школьников.

воспитательные:

      - воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку; углубить представления о духовных поисках Лермонтова; воспитывать любовь к Родине; формирование чувства уверенности в своих силах; формирование умения работы в коллективе.

Планируемые результаты: Знать и понимать философский смысл стихотворений, позицию автора. Уметь анализировать стихотворения, определять их идею и тему, находить художественно–изобразительные средства в тексте. Научиться воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку. Выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации

Тип урока: анализ художественного текста.

Вид урока: урок-исследование.

Технология: на диалоговой основе.

Методы и педагогические приёмы: проблемно-поисковые, индуктивные, метод самостоятельной работы.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова; тексты стихотворений “Родина ”, презентация; аудиозапись песни М. Матусовского и В. Баснера «С чего начинается Родина», аудиозапись стихотворения М.Лермонтова «Родина»                                  

                                Эпиграф урока: Я родину люблю, и больше многих…

                                        Ход урока.

1. Чтение эпиграфа урока учителем и запись его в тетради учениками.

2. Определение темы, целей урока:

- Ребята, глядя на эпиграф, подумайте, пожалуйста, о ком мы с вами будем говорить на уроке? Какова тема этого занятия? Что нового внес поэт в развитие этой темы?

 (О Лермонтове,о том, какое место тема Родины занимает в его творчестве)

- Да, действительно, мы сегодня будем говорить о великом русском поэте и писателе Михаиле Юрьевиче Лермонтове. 15 октября 2019 года исполнилось 205 лет со дня его рождения. Этой дате мы посвящаем наш урок. Творчество этого замечательного человека  есть вершина послепушкинского периода русской поэзии и начало нового этапа русской прозы. За тринадцать лет литературной работы он создал более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа, один из которых – «Герой нашего времени». Мнения современников о Лермонтове разноречивые, но при всех разноречивых толках о нем, все согласны в одном – это был гениально одаренный человек. Он владел французским, английским, немецким языками, читал по латыни, принимался изучать татарский язык. Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, на флейте, пел, сочинял музыку на свои стихи, любил рисовать. Кроме всего этого, он обладал еще пророческим даром. В произведениях других гениальных поэтов мы тоже можем найти пророческие высказывания, но все они не проявляются в такой степени, так отчетливо, как у Лермонтова, который был убежден,  что он этим даром обладает.
"С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока".                                                                                                                                      Но далее пятнадцатилетний поэт просит Бога забрать у него поэтический дар, освободить его "от страшной жажды песнопенья", которая "лавой вдохновенья" клокочет в груди и заставляет отдалиться от божественных молитв. Но позже лирический герой Лермонтова начинает осмысливать свой талант, пытается осознать истоки поэтического творчества, которые видит, прежде всего, в страдании, и подчеркивает отличие своих стихов от творений его поэтических предшественников, например Байрона. После гибели Пушкина Лермонтов видит свое предназначенье в продолжение его начинаний. Поэзию он теперь осознает действенным средством освобождения от мертвящего влияния бездушного светского общества. Слово для него- оружие, необходимое и в храме, и в бою.

        3. Просмотр слайдов, где изображены портреты великого поэта.                                                     - Ребята, внимательно рассмотрите  портреты Михаила Юрьевича. Много портретов было создано еще при жизни поэта. Об этом позаботилась его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, которая принадлежала к богатому  и влиятельному роду  Столыпиных. Самые ранние портреты М. Ю. Лермонтова  выполнены неизвестными художниками, вероятно, крепостными. Это детские портреты, на которых мы видим красивого, нежного ребенка. Скоро Лермонтов покидает свою любимую бабушку, уезжает по делам ( он то в Москве , то в Петербурге, то на Кавказе), поэтому Елизавета Алексеевна очень скучает за внуком и заказывает его портреты один за другим, не сводит с них глаз, и ей кажется, что Мишель по-прежнему с ней, в Тарханах. Самым популярным портретом Михаила Юрьевича считается портрет художника Петра Ефимовича Заболотского, у которого сам будущий поэт брал когда-то уроки живописи. Чем интересна эта работа? Портрет выполнен в реалистичной манере и точно передает не только черты внешнего облика, но и некоторые черты характера: во взгляде Михаила Юрьевича проскальзывает нерешительность, в позе отсутствует бравада. Находясь в ссылке на Кавказе, в 1837 г.                  М. Лермонтов написал автопортрет для  любимой женщины – В. Лопухиной. Эта работа интересна тем, что в ней автор запечатлел собственные представления о себе – душевная мягкость и даже робость в сочетании с несколько детским лицом и неизбывной печалью в глазах создают образ трагический и неоднозначный, несколько романтизированный. При этом Лермонтов ни в чем не стремится приукрасить реальность – портрет правдив во всех деталях внешнего облика.
        А самый  последний прижизненный портрет был написан в 1841 году крепостным художником Кириллом  Антоновичем Горбуновым. Сначала акварель долго оставалась не оконченной, так как Лермонтова спешно отправили на Кавказ, и только после известия о смерти поэта молодой мастер по памяти закончил портрет Михаила Юрьевича. Удивительно поражают глаза Лермонтова: в них много ума и грусти.                                                                                     М.Ю.Лермонтов вошел в сердца соотечественников в дни национального траура своей родины — в дни гибели Пушкина, когда скорбели все передовые люди России, лишившиеся своего первого поэта, национального гения — Александра Сергеевича Пушкина. Коротка, но очень ярка и плодотворна творческая жизнь Лермонтова — всего тринадцать лет. Но необычайно широка тематика его стихотворений, ведь именно через них мы можем узнать историю  его одинокой и ранимой души, воспринять как поэта и человека. За свою недолгую жизнь Михаил Юрьевич создал огромное количество философских, патриотических стихотворений о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о любви, о дружбе, о природе, о поиске смысла жизни, о будущем и прошлом. Одной из главных и любимых тем его лирики, конечно, была тема Родины.                                                                                          4. История создания стихотворения «Родина»                                                                                                      В 1841 году Лермонтов возвращался с Кавказа в отпуск, чтобы решить вопрос об отставке и заняться литературным творчеством. Долгое отсутствие на Родине сыграло свою роль, вдохновив поэта на прекраснейшее стихотворение – признание в любви. Простая русская красота природы была настолько контрастна кавказской горной местности, что поэт создал прекрасные строки, пронзительные и искренние. Оно написано 13 марта и первоначально было названо “Отчизна”, однако при публикации название решено было заменить на “Родина” (оно лишено гражданского пафоса, более мягкое и мелодичное, что соответствует тому пониманию патриотизма, которым пронизано стихотворение). Тоска по родине и осознание её ценности, близости звучит основным мотивом в стихотворении. В стихотворении слились как реальные пейзажи, так и отдельные природные зарисовки, взятые поэтом из воспоминаний и впечатлений другого периода.

        5. Прослушивание стихотворения «Родина» в исполнении мастеров художественного слова.

        6. Словарная работа.                                                                                                                                           Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»                                                                                                                                                      Пафос (греч.)  - страсть, чувство, которое пронизывает все произведения, творчество.       Родина — 1. «Место, где кто родился» (словарь церковнославянского и русского языка,               1847 г.)     2. «родимая земля, чье место рождения», «земля, государство, где кто родился» (в широком значении»; город, деревня (в узком значении). (По словарю В. И.Даля);                                     3. Отечество, родная страна…. 4. Место рождения, происхождения кого-нибудь» (словарь С.И.Ожегова)                                                                                                                                             Отчизна — 1.  «Отечество, родина» (По словарю В.И.Даля) 2. «(высокое) Отечество, Родина» (По словарю С.И.Ожегова)                                                                                                                                         «гумно», (сл. Ожегова) – сарай для сжатого хлеба                                                                                    Нива – засеянное поле, пашня.                                                                                                              Жнивье – солома на поле, где сжали хлеб.                                                                                            Чета (сл. Ожегова) – пара двух лиц.                                                                                                                    Пара (сл. Ожегова) – два однородных предмета. (олицетворяет берёзу с русской душой).  Отрада – «утеха, услада, утешенье, успокоение, наслаждение, что  облегчает скорбь». (В.И.Даль).                                                                                                                                                               Отрада – «чувство удовольствия, радости, удовлетворения» (С.И.Ожегов)                                        Отрадное – доставляющее удовольствие, приятное, отраду.                                                           Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности. (сл. Ожегова)                                                                     Странная - «своеобычный, причудливый» (словарь 1847 года); «чудный, необычный, необыкновенный, особенный» (словарь В.И.Даля); «необыкновенный, непонятный, необычный, особенный, вызывающий недоумение» (словарь С.И.Ожегова).                                                                                                             7. Беседа с учащимися:                                                                                                                                 - Словари не разграничивают лексического значения этих слов, но для традиционной поэзии заголовок не совсем обычен. В первые десятилетия 19 века стихотворения, имеющие в заглавии слово «Родина», обычно посвящались «малой родине», то есть месту рождения, родовой усадьбе. Интересно, что слово родина в поэзии начала 19 века часто сочеталось со словом тоска (сравните: печальных деревень), обозначающим очень личное чувство.                                          В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано под названием «Родина». Почему? В чем поэт видел разницу между этими словами? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к композиции произведения! Сколько частей в стихотворении и о чем они?  Ответы учащихся.

 Вывод: (запись в тетрадь) В стихотворении две части; первая часть – отстаивание в полемике с воображаемым оппонентом права на любовь к родине, вторая - объяснение, что значит для поэта родина, каковы ее символы.

        - Докажите, что автор спорит, причем не только с кем-то, но и с самим собой. Ребята зачитывают вторую строку стихотворения.

        - В чем синтаксические особенности этих частей? Ответы учащихся.

Вывод: (запись в тетрадь) Первая часть состоит из трех простых предложений – поэт отвергает такой образ родины. Вторая часть состоит из трех простых предложений, осложненных однородными членами и обособленными членами предложений, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.

 - В чем необычность первого предложения с точки зрения пунктуации?

  Предложение содержит и противопоставления, и восклицания. Первый же стих окрашен эмоционально, он сразу передает волнение поэта. Разговор только начинается, но то, о чем пойдет речь, очень важно для Лермонтова – об этом свидетельствует риторическое восклицание!

- Проанализируйте первый стих с точки зрения художественной речи. Какое слово является ключевым?

 Ключевое слово – люблю, выделенное эллипсисом. Эллипсис – пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения.

- Какое слово пропущено?

- Какую роль играет противительный союз но?

         Запятая перед противительным союзом но требует паузы, тем самым выделяя интонационно следующие за союзом слово странною.

- Какое слово удивило вас?  ( Странною любовью)

- Дайте толкование этого слова.                                                                                                                         Эта странность заключается в том, что он ненавидит самодержавно-крепостническую Россию, страну "голубых мундиров", и всей душой любит народ России, ее неброскую, но прелестную природу. В "Родине" поэт рисует Россию народную. Перед мысленным взором поэта предстают дорогие сердцу каждого русского человека картины.

 Местоимения какого лица преобладают в стихотворении?

 Местоимения 1-го лица единственного числа (я, мой, мне). Поэт подчеркивает свое понимание, личное понимание Родины, это только его точка зрения.

- Какова роль инверсии?

 Инверсия – перестановка слов, нарушающая обычный порядок в предложении, меняющая только оттенки смысла и применяемая в стилистических целях. Инверсия люблю …я требует постановки логического ударения на я, что еще раз подчеркивает лиризм стихотворения и своеобычность того, о чем говорит автор.

 - Проведите лексический эксперимент: замените в первом стихе слово отчизна словом родина (люблю я родину, но…) Почему Лермонтов, назвав стихотворение «Родина», пишет о любви к отчизне? С чем ассоциируется образ отчизны в первой части? Какие два облика России рисует Лермонтов? (природу и деревню, официальную Россию и крестьянскую деревню). - Тема «официальной России», - «слава, купленная кровью», - в войнах, в борьбе; «темной старины заветные преданья». Родина-отчизна.

        - Один облик России, который мы увидели, заключен в словах:

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья,

Не шевелят во мне отрадного мечтанья

Давайте обратим внимание на два эпитеты из этого отрывка: темной старины, заветные преданья (хотя Лермонтов и отрицает свою приверженность к прошлому, далекой старине, но в то же время преданья старины для него – заветные, то есть особенно ценимые, дорогие). Такое же противоречивое чувство вызывает у поэта и военная слава России. Он признает, что именно победы обеспечили величие и покой страны. Но не громкие победы, не «старины заветные преданья» волнуют его. Для того чтобы проникнуться его переживаниями, посмотреть на мир его глазами и осмыслить, понять его отношение к родине, необходимо проследить за развитием его поэтической мысли. Давайте проследим по тексту, как Лермонтов раскрывает тему родины; обратите внимание на смену картин природы (зачитать строки из стихотворения).

Бескрайние степи, безбрежные леса, разливы рек, подобные морям, - ничто не ускользает от его внимательного взгляда. Зарисовки степей, лесов, рек, создаваемые минимумом выразительных слов, отличаются не только динамичностью, но и полнотой выражения чувств поэта.

- С чем можно сравнить смену картин в стихотворении? (Картины сменяют одна другую, как кадры в кинофильме,)

- А для чего Лермонтову нужен был такой художественный прием? ( это создает представление о богатстве и обширности родной земли. Все огромно и величественно на родине поэта).

 - Найдите слова высокие, поэтические. В какой части они преобладают?

        - Образ родины раскрывается во второй части стихотворения. Можно ли сказать, что оно посвящено природе, что оно относится к пейзажной лирике? Почему из множества примет родины поэт выбирает степи, леса, реки? Какие тропы использует Лермонтов?

 Олицетворение, эпитет, сравнение.

      - Как организовано пространство во второй части?

  Лирический герой словно обозревает всю необъятную Россию с головокружительной высоты.

- Как меняется точка обзора начиная со строки «Проселочным путем люблю скакать в телеге…»?

 Эта точка ближе к земле, но и она позволяет видеть огромные пространства, по которым он едет. Мелькают деревни, ночи сменяют друг друга…

- Почему в описании России в начале второй части нет ни одного глагола? (Кроме люблю). Какие слова, помимо глаголов, создают мотив движения? Нет ли ошибки в выражении» скакать в телеге»?

 Лермонтов был кавалеристом, это профессионализм.

- Что приходит на смену мелькающим пейзажам?

- Почему обычную проселочную дорогу поэт именует путем? В каком фразеологизме встречается это слово?

 Жизненный путь.

- Как автор воспринимает окружающее? Какие чувства, помимо зрения, в этом участвуют?

 Зрение, обоняние (люблю дымок спаленной жнивы), слух (Пляска «с топотом и свистом», говор пьяных мужиков).

- Человек появляется в конце стихотворения, а сначала поэт описывает признаки его близости; спаленная жнива, ночующий обоз, двор. Все пристальнее становится взгляд поэта, все напряженнее его чувства, все ближе разгадка, тайное становится явным: Родина – это русский народ, крестьяне! Именно их любит поэт.

- Какими словами говорит Лермонтов о своей любви?

 Три раза люблю; любовь, отрада, вздыхаю, смотреть до полночи готов.

- Но не только лексическими средствами поэт выражает свою любовь. Почему пляшущие крестьяне названы не мужиками, а мужичками? В чем разница? (Любование русским крестьянином)

- А почему мужички пьяные? ( В праздник).

- Почему, говоря о березах, поэт использует слово чета, а не пара?

Чета – пара о двух лицах. Супружеская чета. Пара – два однородных предмета.

- Случайно ли береза не одинока?

 Березы олицетворяют самую сокровенную мечту поэта о семье, о любви, о преодолении одиночества. Его родина –это страна счастья, гармонии.

- Почему огни деревень дрожащие, печальные?

 Путник скачет, ночь, селения отдаленны. Между ними могут быть рощи, туман, а свет лучин очень слаб. Поэт сохраняет традицию, когда слово родина ассоциировалась с тоской.

        - Почему поэту радостно видеть полное гумно, избу, покрытую соломой, резные ставни?

 Это символы довольства (потому что в голодное время солому с крыш скармливали скотине) и крестьянской тяги к красоте.

- Так в чем же отличие родины  от отчизны в понимании Лермонтова?

Вывод: Отчизна – это «большая родина», государство, официальное понятие. Родина – это глубоко личное понятие, это «малая родина», причем поэту она дороже, ближе, она живет в его сердце.

- Определите размер стихотворения, количество стоп в стихах? Какую закономерность вы отметили? Как это связано с содержанием «Родины»?

 Стихотворение написано шести-, пяти-, четырехстопным ямбом, причем четкий переход на четырехстопный ямб начинается во второй половине произведения, где автор дает конкретные приметы, народной жизни. Сокращение на две стопы делает стих легким, простым, удобным для произношения.

        - Обратите внимание еще на одну особенность лирики поэта. Как организовано в «Родине» время? В какое время суток, года герой видит Россию?

 Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек), летом (вечером росистым, лесов колыханье), осенью (желтеющая нива, спаленное жнивье).

- В этом стихотворении отразился не только поэтический, но и живописный талант Лермонтова. Охарактеризуйте цветопись.

 Желтый – степи, огни, нивы, солома;, черный – ночь, спаленная жнива; голубой – реки; зеленый – леса; белеющие березы.

 Краски неяркие, но сочные. Такой колорит будет характерен для русских художников конца 19 века начала 20 века в изображении малых уголков Родины. (Саврасов, Поленов, Шишкин, Левитан) Лермонтов предвосхитил открытие не только русских поэтов, но и художников.

 Если бы мы взялись иллюстрировать это стихотворение, то у нас получилось бы несколько картин. И только объединенные в целое, они создали бы во всей полноте образ Родины.

- В.Г.Белинский писал: «Всякое произведение искусства только потому художественно, что создано по закону необходимости, что в нем нет ничего произвольного, что в нем ни одно слово, ни один звук. Ни одна черта не может замениться другим звуком, другим словом…» Что вы можете сказать о звукозаписи? Какой гласный звук преобладает?

- Многие поэты и исследователи говорят об особенности окрашенности звуков. Например, В.А.Менделеева в своей работе «От звука к имени» пишет, что каждый звук ассоциируется с определенным цветом: а – густо-красный; о – светло-желтый; и – синий, ю – голубоватый, е – желто-зеленый. Соответствует ли это вашему восприятию? Какие цвета для вас преобладают в стихотворении?

 С точки зрения фонетической цветописи преобладает светло-желтый (о) и желто-зеленый (е), что соответствует лексической цветовой гамме.

- И так, в первой части поэт отверг официальный патриотизм, а во второй открыл нам свою душу, высказал свое сокровенное – какой ему нравится Русь, с чем ассоциируется образ Родины. Попробуйте определить теперь идею стихотворения.

Вывод: хорошо и удобно любить свою страну, сидя в удобном кресле и читая о доблестных подвигах народа. Но как трудно бывает любить то, что перед тобой в будничной жизни, любить страну, зная, что в ней царят невзгоды, творится беззаконие, что люди в ней бесправны, жилища убоги, деревни разорены и печальны…

- Вот то новое слово, которое сказал поэт о родине, своему народу; своему поколению и потоками. Но, говоря о новаторстве, мы отмечали особенности не только содержания, но и формы стихотворения. Давайте подытожим все это.

 Вывод: тема родины впервые в русской поэзии представлена как проблема, которую каждый может решить по-своему. Поэт впервые «малую родину», изображенную более реально и объективно, чем это делалось до него, соотнес с понятием «большой родины», сделал «малую родину» самым главным элементом сложного понятия «большой родины». Такое соотношение впоследствии стало традиционным в русской поэзии. Создавая художественный образ Родины, русские поэты обычно использовали лексику, называющую деревья (дуб, липа). Лермонтов впервые употребил слово береза, в сочетании со словом чета. Впервые в русской поэзии гражданская тема воплотилась в интимном, лирическом жанре, причем именно Лермонтов завершил начавшийся при Пушкине распад жанровых стихотворений, утвердив окончательно реалистический метод изображения действительности. « Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека», - писал исследователь творчества великого поэта И.Л. Андроников.

 8. Рефлексия.

Эти стихотворения доказывают странность чувств Лермонтова. Поэт считает себя ответственным за свое поколение, за то, что происходит в стане. Он первым показал Россию народную, мужицкую. Но для него это Родина, это Россия, в которой живем мы с вами. Это Россия, которую признал, понял и которой поклонился Лермонтов. В её милых сердцу неброских приметах Лермонтов угадал тайный и всемогущий смысл: родина врачует и ведет, родина собирает нас в единый организм, который не умирает вместе с нами и, значит, может давать нам силу, тепло, как мать, опору, как отец. Любить Родину – значит любить истину. Сильнее и дороже истины нет ничего на свете, оттого, любящий истину, приобретает силу, которая идет от Бога и Отчизны.

- Изменилось ли ваше понимание Родины после анализа произведений Лермонтова? 

-Что нового узнали вы сегодня на уроке? Свой ответ на этот вопрос начните словами:

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Родина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе на тему «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»

Тема урока: «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»Цели:- расширить знания учащихся о личности Михаила Юрьевича Лермонтова, его творческих...

Конспект урока по литературе в 9 классе по теме: Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия.

Этапы отношения М.Ю. Лермонтова к Родине, ко времени, в котором он жил, к поколению, к государственности; выявить противоречия лирического героя.Формирование любви к русской литературе, русской природ...

Урок литературы в 9 классе на тему "Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова". Анализ стихотворения "Родина"

Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова...

Конспект урока литературы. Развитие речи. Анализ лирического произведения. Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова.

Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова...

конспект урока по лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения

Данный урок построен на анализе одного уникального для лирике М.Ю. Лермонтова стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива". Материал этого урока это адаптированный аназиз М. Гаспарова, на ...