Конспект урока литературы. Развитие речи. Анализ лирического произведения. Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова.
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Хворост Евгения Владимировна

Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_9_klasse.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе

Тема: Развитие речи. Анализ лирического произведения. Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова.

Тип урока: Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова; 

 Цели урока:        

1). Развитие умений и навыков анализа лирического произведения;

2). Воспитание в детях патриотических чувств.

I. Организационный  момент. 

1. Работа с эпиграфом урока.  

Люблю отчизну я,  но странною любовью!

 М.Ю.Лермонтов 

2. Определение темы, целей и задач урока:    

  - Зная эпиграф, сформулируйте тему урока  (тема Родины в творчестве Лермонтова,  стихи Лермонтова о Родине)                                                            - Запишите тему урока: «Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина».

- Зная тему и эпиграф урока, определите цели урока (разобраться, какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы). 

-Отсюда вытекают задачи урока. Какие?                                                                       (1 - обзор ранней лирики Лермонтова;                                                                          2 - попробуем осмыслить тему Родины в ранних и поздних стихах поэта;                     3 - будем совершенствовать навыки работы по анализу лирического произведения на примере стихотворения «Родина»). 

Ход урока

II. Звучит фонограмма – стихотворение «Смерть поэта», 1837 г.

Учитель: Это было в те дни, когда Пушкин погиб на дуэли, и тысячи людей всех сословий и возрастов приходили на Мойку (это район Москвы) в последнюю квартиру Пушкина, чтобы проститься с великим поэтом. По Петербургу стало расходиться стихотворение «Смерть поэта» 1837г., под которым стояло неизвестное имя – Лермонтов.

… И почти сразу же возникло дело «о непозволительных стихах», а корнет императорской гвардии Михаил Лермонтов взят под арест, а вскоре выслан в первую  ссылку на Кавказ.

III. Обзор жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.

1. Беседа по портретам Лермонтова

Слайды (портреты Лермонтова)                                                          

- Обратите внимание на портреты поэта. Сравнительно большим количеством прижизненных портретов мы обязаны его бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой, принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных.         Расставшись с любимым внуком (то он в Москве, то в Петербурге, то на Кавказе), она заказывает его портреты один за другим, не сводит с них глаз, и ей кажется, что Мишель по-прежнему с ней, в Тархан                    

 Портрет Лермонтова, ставшего необычайно популярным, в этом же 1837 году пишет художник П. Е. Заболотский, у которого сам Лермонтов брал когда-то уроки живописи.                                                                         А этот последний прижизненный портрет сделан в 1841 году крепостным художником Кириллом Антоновичем Горбуновым. О нем известно, что был он «крещеной собственностью чембарской помещицы Владыкиной». Но благодаря стараниям балладника Жуковского и Карла Брюллова (художника) Горбунов получил «Вольную», датированную 31 марта 1841 г., как раз тогда, когда он работал над портретом Лермонтова.

  1. Реализация домашнего задания

Учитель: Но самый полный и достоверный портрет поэта – это его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть!                                                                                Вы должны были вспомнить или выучить наизусть стихи, отрывки, в которых звучит тема Родины:                                                                                                                            1 ученик: «Бородино», отрывок.

- Какое событие в истории России показано, даже воспроизведено в этом стихотворении? (Отечественная война 1812 г.) Стихотворение написано к 25-летию победы над французами.

- От чьего имени ведется рассказ? (От имени солдата, язык которого грубо простодушен, но благороден, силен)

Слайд: иллюстрация «Бородино».                                                        На доске делается запись, ученики записывают в тетради (как вывод после чтения стихотворения и краткого опроса)

1. Обращение к историческому прошлому России. Рассказ ведется от имени простого солдата.                                                                                             Учитель: Обращался Лермонтов и к пугачевскому восстанию, восстанию декабристов.                                                                                                                        2. Обращение к устному народному творчеству, язык указывает на сходство с народной песней.

2 ученик:  «Песня…»

- Что напоминает вам это стихотворение? (народную песню).                                      - Какие слова нам указывают на народный язык? (сирый – значит «убогий», ...)

3 ученик: «Я жить хочу».

- О чем говорит это стихотворение? ( О раздумьях, о жизни)

- Что вы можете сказать об этих раздумьях? (Утверждение жизни назло всему)

4 ученик: «Монолог».

- О чем говорится в монологе? (О жизни на Родине) Противопоставление рабов – господ, преданности – подавления, отрицание и презрение к такой России.

5 ученик: «Прощай, немытая Россия» 

-  Что любит, что ненавидит поэт?  Почему ни разу не употребляется слово «родина»?        - Чтобы  лучше понять чувства поэта, нужно обратиться к истории   создания стихотворения. Оно было написано в 1841 году 20 апреля (по дороге в ссылку). Это одно из самых сильных политических  стихотворений явилось  ответом на новое изгнание.   Лермонтов уезжал на Кавказ в угрюмом настроении, предчувствуя,  что его посылают на верную гибель. Гнев, ярость, презрение владели его рукой, когда он писал знаменитые строчки. Его снова отправили, он снова неугоден. Какое же отношение могло быть?

- Обратите внимание на самое главное. Какое первое слово? (прощай) Почему? (Возможно, он предчувствует свою гибель  или  образ личности, страдающей, «непримиримой страстно и бесповоротно порывающей с миром всеобщего рабства»)
- Какая Россия в этом стихотворении, каков её образ? «немытая», «страна рабов»)

- Страна рабов, страна господ – что это за приём? ( Антитеза)

- О чем говорит поэт? (о крепостном праве) Лермонтов испытывает боль за современную ему Россию- время крепостничества, время жестокой реакции.

 - Кого называет Лермонтов «мундирами голубыми»? (мундиры голубые – жандармская форма, Лермонтов выразил свое негодование, презрение к ним за то, что его травили постоянным надзором со стороны жандармов).                

- Любовь к родине оборачивается  горьким обличением его современного состояния.     Боль и горечь за страну, отданную во власть «голубых мундиров» и за народ, не проснувшийся от рабства);                                                                                                                        

- Как вы понимаете эпитет «немытая Россия?» (убогая, сирая, бедная, неустроенная крестьянская Россия).

Слайд: показ иллюстраций со сценами крестьянского быта.

Вывод: показана жизнь крепостного крестьянства без прикрас, такая, какая на самом деле, в реальности  (реализм).

 - Стихотворение можно разделить на две части. Какие?  (Россия, изгнание. Но ему приятней быть в изгнании, чем в такой России ).

IV. Анализ стихотворения «Родина»

  1. На доске: опорная схема (заполняется по ходу анализа)

Завершение темы Родины, 1841 г.

               «Прощай, немытая Россия»          «Родина»

  (презрение к России)      (признание в любви, осмысление Родины)

2). Творческая история стих. «Родина»

- В середине января 1841 года Лермонтов покинул Кавказ и выехал в Петербург через Москву. Вновь поэт увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. Навоевавшись в 1840 г. на  Кавказе, Лермонтов перестал поэтизировать войну, оценил все самое непритязательное в исконной России, из которой его выпроводили. Об этом «Родина», напечатанное в журнале «Отечественные записки».

3).Звучит фонограмма – «Родина», делается запись в опорной схеме на доске и в тетрадях. - В чём отличие  стих. «Родина» от стих. «Прощай, немыьая Россия»? (Признание в любви. Поэт  прямо говорит о любви к родине.)

- Лермонтов уже не противопоставляет идеализированное прошлое, отходит от романтики – романтизма и приходит к реальному восприятию народной жизни – к романтизму.

Идеал         романтика        романтизм          реальность           реализм

Вывод: Осмысление реальной Родины

    4)  Анализ стихотворения «Родина» 

(Ученики делают краткие записи в тетради)

1. Определение жанра стихотворения:

- Можно ли определить жанр? (нет, их несколько)

-Признаки каких жанров мы здесь можем отметить?

думы (размышление):

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Но я люблю – за что, не знаю сам,

лирического стихотворения (чувства и душевные переживания)

- Примеры строк, характерных для оды (воспевание) 

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям;

-Определите тему стихотворения (тема родины)

-В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано с названием «Родина».

-Из словаря  С.И.Ожегова:

Слайд

 

Родина  

Отчизна  

1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого – нибудь, чего –  нибудь

Отечество, Родина

- В чем поэт видел разницу между этими словами? Не можем ответить? Проблема. Попробуем ее решить, исследуя стихотворение.  

Обратимся к композиции произведения.

  1. Работа по композиции стихотворения.

- Из скольких частей состоит стихотворение? (из двух  частей).

Чтение стих. по частям:

Беседа:

 - Какие два облика России рисует Лермонтов? Сравним эти части.

(природу и деревню, официальную Россию и крестьянскую деревню).

- Тема «официальной России», - «слава, купленная кровью», - в войнах, в борьбе; «темной старины заветные преданья». Родина-отчизна. Противопоставления, эпитеты, сравнения, олицетворение – чета берез, метафоры, смена ритма и т. д.  «Вздыхать о ночлеге», «печальных деревень» - но, оказывается, и их он любит – странно! Сам не пойму!

-  Почему? Потому что Родина, такая, какая есть!

-  основная мысль первой части:

(1 предложение содержит и противопоставление, и восклицание. Оно окрашено эмоционально -  волнение поэта. Разговор только начинается, но то, о чем пойдет речь, очень важно для Лермонтова – об этом свидетельствует риторическое восклицание. Союз но -  противопоставление понятий  «любовь» и «странная любовь».)

- Почему противопоставляются любовь и странная любовь? («странная» в контексте предложения - необычная).

Используя личные и притяжательные местоимения (я, мой, мне),  поэт подчеркивает свое, личное понимание Родины.

Инверсия доказывает это, ставя логическое ударение на Я.)

- С чем ассоциируется образ отчизны в первой части? Назовите словесный ряд.

(слава, купленная кровью; темная старина; гордый покой).

- Почему слава, покой, преданья не шевелят в душе поэта «отрадного мечтанья»?

(Поэт отвергает официальную народность, казенный патриотизм.)

 -Зачитайте вторую часть.  В чем главная мысль?                                            

 (Раскрывается истинная любовь лирического героя к России, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.)

-Какие пейзажные образы родины выбирает поэт?                                               -  Каковы средства их художественной выразительности и их роль? (степей холодное молчанье – метафора, эпитет; лесов безбрежных колыханье – эпитет,  ; разливы рек, подобные морям – метафора, сравнение. Это символы свободы. Такая Россия дает свободу, полет, является высшей ценностью для лирического героя.)

- Что приходит на смену мелькающим пейзажам? Назовите эти образы.

(Проселочный путь, деревни, жнивы, чета берез, полное гумно, изба, пляска мужичков)

- Что видит и слышит лирический герой?

(Зрение - ночь, ночлег, деревни, жнива, степь, холм, береза, гумно, изба, окно. Обоняние -  дымок спаленной жнивы.  Слух - пляска «с топотом и свистом», говор мужичков.

Автор воспринимает эту Россию всеми чувствами, любит её.)

- Обратимся к символу России - березе. Что говорит поэт о березе?

-  Почему использует слово «чета», а не «пара»?

 (Береза олицетворяет сокровенную мечту поэта о любви, взаимопонимании, о преодолении одиночества. Его Родина – это страна счастья, гармонии.)

- Удивительно точный выбор слова: не белые, а «белеющие», как бы излучающие свет. Именно после Лермонтова символом России стала «чета белеющих берез». «Дымок спаленной жнивы» — это еще одна примета родины, которую любит поэт.

Он пытается проникнуть «в тайну довольства народного», тянется душой к крестьянской России, с «отрадой, многим незнакомой», наблюдает за жизнью простых людей.)

Слайд:  

Гумно – сарай для сжатого хлеба.

Нива – засеянное поле, пашня.

Жнивье – солома на поле, где сжали хлеб.

- Почему поэту радостно видеть полное гумно, избу,  покрытую соломой, резные ставни?

- Как организовано время? В какое время суток, года герой видит Россию? Какие средства художественной выразительности говорят об этом?

(Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек - метафора), летом (вечером росистым - эпитет, лесов колыханье - олицетворенье), осенью (желтая нива - эпитет, спаленное жнивье – метафора.), возможно, зимой (полей холодное молчанье ) Для поэта родина любима разная, все в ней его привлекает, все любимо.)

- Чей образ появляется в конце стихотворения? (образы людей)

- Какие объекты говорят о приближении человека? (обоз, двор, дом, окно).

- Почему пляшущие крестьяне названы не мужиками, а мужичками? В чем разница?

(ок- уменьшительно – ласкательный суффикс. Любование русским крестьянином.) (Все пристальнее становится взгляд поэта, все напряженнее его чувства, все ближе разгадка, тайное становится явным:

Родина – это русский народ, крестьяне. Именно их любит поэт.)

Цветовая лексика.

- В этом стихотворении отразился не только поэтический, но и живописный талант Лермонтова. Охарактеризуйте цветопись.

(Желтый – степи, огни, нивы, солома; черный – ночь, спаленная; голубой – реки,; зеленый – леса; белый – белеющие березы. Краски не яркие, не сочные. Да, такая родина не броская, но она дорога поэту, близка своей скромностью.)

- Сравните все части стихотворения. Чем  они отличаются?

(В первой - отвергается официальный патриотизм. Во второй и третьей – поэт открыл душу, высказал самое сокровенное – какой ему видится Русь.)

- Какой стилистический прием использует автор для передачи своего отношения к образам отчизны и родины? (антитеза)

V. Общий итог  урока  -   вывод по анализу стихотворения «Родина»:

- Обратимся к тем целям урока, которые ставили в начале.  

- Какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы?..  (показал неразрывность связи родины и народа)

-Можете ли вы теперь решить возникшую по ходу урока проблему,  ответить на   вопрос:  в чем же отличие РОДИНЫ от ОТЧИЗНЫ в понимании Лермонтова?

(Отчизна – это «большая родина», государство, официальное понятие.

Родина – это глубоко личное понятие, это «малая родина», причем поэту она дороже, ближе, она живет в его сердце.

Вывод (записать в тетрадь):  1 строфа-  понятие «Родина» смыкается с официальной идеологией и   речь идет о «большой Родине» - государстве, поэтому употреблено слово отчизна: «Люблю отчизну я, но странною любовью!».

Стихотворение положило начало литературной традиции,  утвердив жанр лирического раздумья о родине, где мысль о ней нерасторжима с образом русской природы и русской деревни.                                         

 Рефлексия: 

- Раевский, офицер, встречавший Лермонтова в кругу пятигорской молодежи летом 1841 г. рассказывал: «Любили мы его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый характер. Но это неправда. Знать только нужно было, с какой стороны подойти. С людьми искренними и простыми и сам был прост и ласков». «Все плакали, как малые дети»,- рассказывал он, вспоминая нас, когда тело поэта было доставлено в Пятигорск.

«Вы думаете, все тогда плакали? – с раздражением говорил много лет спустя священник Эрастов, отказавшийся хоронить Лермонтова. …Все радовались!»                    

(2  мнения о поэте людей, лично знавших его).                                                   - Как вы можете объяснить, почему? (Проблемный вопрос)                 

VI. Оценки – лист самооценки

VII. Домашнее задание.

 «Родина» - выучить наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе на тему «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»

Тема урока: «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»Цели:- расширить знания учащихся о личности Михаила Юрьевича Лермонтова, его творческих...

Конспект урока литературы в 9 классе по теме "Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин""

Методическая разработка урока выполнена по стандартам ФГОС второго поколения.Урок является логическим продолжением темы "А.С.Пушкин. Роман в стихах "Евгений Онегин"" в 9 классе и имеет большое значени...

Урок литературы в 9 классе на тему "Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова". Анализ стихотворения "Родина"

Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова...

Конспект урока литературы в 9 классе "Лирический герой М.Ю.Лермонтова"

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема урока: "Лирический герой М.Ю.Лермонтова". Форма проведения урока: урок-портрет. На уроке учащиеся продолжают знакомиться с некоторыми страницами би...

УРОК литературы в 7 классе по теме « Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»»

Обобщить знания учащихся о творчестве великого русского поэта и писателя, продолжать обучать учащихся анализировать лирические произведения, определять тему и основную мысль произведения. Пополнять св...

Урок по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "

Урок по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "...

Презентация к уроку по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "

Презентация к уроку по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "...