Конспект урока литературы в 9 классе "Лирический герой М.Ю.Лермонтова"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Соболева Светлана Михайловна

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема урока: "Лирический герой М.Ю.Лермонтова". Форма проведения урока: урок-портрет. На уроке учащиеся продолжают знакомиться с некоторыми страницами биографии поэта, читают стихи, определяют характер лирического героя через портреты М.Ю.Лермонтова  в исполнении разных художников. Все это способствует проявлению интереса к творчеству поэта, формированию гуманистического мировоззрения учащихся. Приложение к уроку - презентация "Портрет М.Ю.Лермонтова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 9 классе по теме « Лирический герой  М.Ю. Лермонтова»

Тип урока :  комбинированный

Форма проведения : урок – портрет

Цели  урока :  познакомить учащихся  с некоторыми страницами  биографии поэта , чтение стихов , определить характер  лирического героя ; развивать навыки работы  с лирическими произведениями , видеть , чувствовать  и понимать лирического героя;  воспитывать интерес к творчеству поэта , формировать гуманистическое  мировоззрение учащихся.

Оборудование : 

  • Слова В.Г.Белинского.
  • Презентация  « Портрет  М.Ю.Лермонтова».
  • Музыка  Г.Свиридов. Романс mp3
  • Аудиозапись. На смерть поэта. mp3

Ход  урока  

  1. Завязка урока  . Учитель читает слова В.Г.Белинского : «…что ж еще сделал бы ? Какие поэтические тайны  унес с собою в могилу? Кто разгадает их ?... содержание , добытое со дна глубочайшей и могущественной натуры, исполинский взмах , демонический полет – с небом  гордая вражда – все это лишилось  в Лермонтове поэта, который по содержанию  шагнул бы дальше  Пушкина»
  2.  Задача урока :  через портрет Лермонтова  и чтение стихов раскрыть богатство внутреннего мира   лирического героя   .  Знакомство начинается с портрета Лермонтова в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка  работы художника Будкина  в 1834г , выполненный по заказу Е.А.Арсеньевой сразу по производству внука в корнеты ( слайд № 1 ) 
  3. ( слайд  №  2 )  Портреты  художников П.Е.Заболотского, А.И.Клюндера, автопортрет. ( Портреты  одного человека , но разные , действительно, многие художники хотели написать портрет поэта и уловить выражение его глаз , их глубину , но не всем  удалось,  не перед каждым он был откровенен.
  4.  Поэтому и мнение о М.Ю.Лермонтове было разным (слайды  № 3.4  5 ) 
  5. Кто же может рассказать  правду о нем ? ( слайд № 6) 
  6. Проблемный вопрос  Кто ?  ( конечно, сам поэт  своим творчеством , своими стихами)
  7. Слово  учителя  М.Ю.Лермонтов вошел в поэзию стремительно , мощно , не было ,пожалуй ,ни одного поэта , который бы  вошел в мир поэзии с такими зрелыми стихами . Первые стихи и поэмы «Корсар» и  «Кавказский пленник» написаны в 14 лет. Особое чувство  у Лермонтова было к А.С.Пушкину,  он хотел и  не смог решиться показать стихотворение «Бородино» , хотелось не только поделиться своими замыслами , но и рассказать о своей жизни , но оробел, ,  просто прошел мимо . Второго раза не было , была дуэль. (слайд  № 7 ,  1837 год )
  8. Монолог  ученика «Что я наделал , пропустил единственный случай высказать ему преданность , признательность, любовь. А теперь ? Я стоял в толпе , не открывая глаз от окон пушкинской квартиры. Через несколько минут на крыльцо вышел человек в черном сюртуке, с бледным лицом . – В два часа сорок минут  пополудни…. Под глазами стало влажно , то ли от слез , то ли от хлопьев растаявшего снега. Я вдруг увидел  , как много в толпе обнаженных голов, как неподвижна и безмолвна улица. Я почувствовал , что сейчас вот-вот закричу,. не надевая шапки вышел из толпы . Кто-то сказал : «Отомстить за Пушкина надо!»
  9. Лермонтов вернулся домой , закрылся в комнате , долго не выходил ,

      друзья терпеливо ждали, ( слайд № 7 ,  а) портрет поэта  через некоторое время  вошел в гостиную , держа    в руках несколько листов бумаги.. Ни с кем не здороваясь , не поднимая головы,   подошел к столу и негромким , но очень  внятным голосом  сказал:

- Стихи  на смерть поэта

                  ( слайд № 7 б) Погиб поэт ….

9. Чтение стихотворения  «На смерть поэта» , ( слайд № 7 …..) 

10. Стихи должна читать вся Россия !  Друзья переписывали  стихи , через несколько дней их читали по всей России , они повторялись вместе с именем Лермонтова  , а самого поэта на другой день ждал обыск и арест.

12. Итак , каким вы  видите  лирического героя ?

 ( слайд № 8….. )

13. Чтение стихов  

  • «Родина»  
  •  «Выхожу один я на дорогу»  
  • «Нет , не  тебя так пылко я люблю..»  
  • «Пророк»  
  • «Листок»
  • «Вечер после дождя»  
  • «Ангел»  стихотворение написано в 17 лет . Ангел – это та точка,  где пробился наружу из глубин души родник поэзии великого нашего поэта. Потом его поэзия превратится в поток , отразивший в себе и родные Тарханы , и Кавказ , и  звезды , и облака , и луну , плывущую по небу, но сам родник , сам источник вот он – стихотворение «Ангел». Это постоянная любовь к матери , память о песнях , которые пела она ему.

                  15. Рефлексия  ( слайд 9 ) Каким же  получился лирический герой  

                   М.Ю.Лермонтова ?

                   Кому мы верим больше  ? Самому поэту!

                  16. Чтение слов В.Г.Белинского : «… что ж еще сделал бы ….

                  17.  Чтение стихов, которые выбрали дома , обосновать выбор .

                  18 Домашнее задание : приготовить  чтение  наизусть (на

                       выбор) ,  одного стих-я   подробный анализ  

     ( желательно  с историей написания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

конспект урока литературы в 10 классе "Анализ главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

Данный урок даёт возможность, проанализировав главу, ответить на вопросы:кто же такой Печорин, почему именно эта глава является центральной в романе...

Конспект урока литературы по теме "Фаталист" - философское зерно романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Урок по повести "Фаталист" являееся заключительным в изучении романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Разобраться в сложных философских вопросах, а также повторить материал по предыдущим урокам...

Конспект урока литературы "Кавказ в творчестве М.Ю. Лермонтова"

Урок-концерт "Кавказ в творчестве М.ю. Лермонтова"...

Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Технологическая карта урока литературы в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", глава "Княжна Мери", анализ дуэли Печорина и Грушницкого....

Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»

Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал  о герое3.Заинтересовать обучающихся  лично...

Конспект урока литературы по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Разработка первого урока в системе уроков по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...