Главные вкладки

    Конспект урока литературы "Кавказ в творчестве М.Ю. Лермонтова"
    план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

    Урок-концерт "Кавказ в творчестве М.ю. Лермонтова"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл m.yu_._lermontov_i_kavkaz.rar1.08 МБ

    Предварительный просмотр:

    «Кавказ в творчестве

    М. Ю. Лермонтова»

    Урок - концерт


    Цели урока:

    • помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться;
    • постараться воспринять идею дружбы народов, которую утверждал в своих произведениях Лермонтов.
    • развить творческие способности учащихся
    • воспитать интерес,  терпимость к другим нациям


    Оформление класса (зала): портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции картин, акварелей и рисунков поэта на кавказские темы.

    Ход урока.

    Индивидуальное домашнее задание: подготовиться к

    уроку-концерту, выучить наизусть стихотворения.

    1). Орг. момент.  (1-2 мин.)

     На экране, расположенном на классной доске), панорама кавказских гор. Исполняется музыкально вступление из симфонической поэмы «Тамара» М. Балакирева. (Слайд №4)


    Хотя я судьбой на заре моих дней,
    О южные горы, отторгнут  от вас,
    Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
    Как сладкую песню отчизны моей,
    Люблю я Кавказ!


    2)  Слово учителя.         Эти вдохновенные строки написал М. Ю. Лермонтов. Любовь Кавказу, к его величественной и суровой природе, к вольнолюбивым горцам великий русский поэт пронес через свою короткую и мятежную жизнь. Сегодня мы поговорим с вами о тех страницах жизни и творчества М.Ю.Лермонтова, которые посвящены Кавказу.

    Викторина (5 мин.)   (слайд №5)

     (Многие сведения о жизни и творчестве поэта учащимся уже известны, поэтому урок целесообразно начать с викторины. Проводит учитель, выигрывает тот, кто даёт больше правильных ответов на вопросы)

    • Где и когда родился Лермонтов?
    • Как звали домашнего учителя Лермонтова?
    • Кто является адресатом юношеской любовной лирики Лермонтова?
    • Куда был сослан Лермонтов за сочинение «Смерть поэта»?
    • Назовите первое опубликованное стихотворение.
    • Как  называлось первое изданное  произведение, которое Лермонтов подписал своим именем?
    • Кто автор памятника на месте трагической гибели Лермонтова? (1915г. – памятник – обелиск, скульптор Б.М.Микешин).

    3).  Первые встречи с Кавказом     (слайд №6)

    Слово учителя. Первые встречи Лермонтова с Кавказом состоялись в детские годы. По совету врачей, Е.А.Арсеньева, бабушка поэта, привозила его для лечения на Кавказские Минеральные Воды.

    Дом, в котором поселились тарханцы, стоял у подножья Горячей горы. Из дома открывался прекрасный вид на Машук и отроги Горячей горы, покрытые кряжистым низким дубом, буком, ясенем, кизилом.

    В Пятигорске Лермонтова окружали мужественные, пропахшие порохом люди, среди которых было немало коренных кавказцев, борющихся за свою свободу и независимость. Лермонтов наблюдал за нравами горцев, слушал народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской природы, встречи с бесстрашными людьми глубоко запали в душу поэта.


     
    Чтец.   Приветствую тебя, Кавказ седой!
    Твоим горам
    я путник не чужой:
    Они меня в младенчестве носили
    И к небесам пустыни приучили.
    И долго мне мечталось с этих пор.
    Все небо юга да утесы гор.

       Чтец.   Над детской головой моей венцом
    Свивались облака твои седые;
    Когда по ним, гремя, катался гром,
    И, пробудясь от сна, как часовые,
    Пещеры откликалися кругом,
    Я понимал их звуки роковые,
    Я в край надзвездный пылкою душой
    Летал на колеснице громовой!..


    5). Лермонтов – певец Кавказа.   (Слайд №7)

     Слово учителя.         Пребывание Лермонтова на Кавказе оказало большое влияние на его литературное творчество. Увиденное, услышанное и пережитое в детские годы подсказало поэту темы и образы многих художественный произведений. В. Г. Белинский писал: «Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта. Странное дело! - Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем и пестуном их музы, поэтическою их родиною! Пушкин посвятил Кавказу одну из первых своих поэм Кавказский пленник. Грибоедов создал на Кавказе свое «Горе от ума». И вот является новый великий поэт и Кавказ делается его поэтическою родиною, пламенно любимою им..  


    Слово учителя.         В изображении Кавказа Лермонтов пошел дальше своих предшественников. Он шире и глубже показал край синих гор и мужественных людей. Как певец Кавказа М. Ю. Лермонтов по праву занял первое место в русской литературе. Кавказ был для поэта символом свободы:

    Чтец. Прекрасен ты, суровый край свободы,
    И вы, престолы вечные природы,
    Когда, как дым синея, облака
    Под вечер к вам летят издалека,
    Над вами вьются, шепчутся как тени,
    Как над главой огромных привидений
    Колеблемые перья,
    - и  луна
    По синим сводам странствует одна.

    5) Черкесы.    (Слайд  №8).

    Слово учителя.         В 1828 году Четырнадцатилетний Лермонтов пишет поэмы «Черкесы» и <Кавказский пленник. В это время он учится в Московском университетском благородном пансионе. Поэмы первые произведения, посвященные Кавказу. Они были навеяны поэту впечатлениями детских лет.


    Чтец. Лежал ковер цветов, узорный,
    По той горе и по холмам;
    Внизу сверкал поток нагорный,
    И тек струисто по кремням...
    …Черкешенки к нему сбежались,
    Водою чистой умывались.
    Со смехом младости простым
    На дно прозрачное иные
    Бросали кольца дорогие,
    И к волосам своим густым
    Цветы весенние вплетали;
    Гляделися в зерцало вод,
    И лица их в нем трепетали.
    Сплетаясь в тихий хоровод,
    Восточны песни напевали,
    И близ аула, под горой
    Сидели резвою толпой;
    И звуки песни произвольной
    Ущелья вторили невольно.

     
    Слово учителя.         Через четыре года Лермонтов создает поэму «Измаил-Бей». В ней он дает живые зарисовки увиденных им сцен из жизни горцев.
    В основу поэмы Аул Бастунджи» легла легенда о Селиме, человеке непреклонной и свободолюбивой натурой. Селим влюбился в прекрасную Зару, выданную замуж за его старшего брата. Зара втайне готова ответить на чувство Седима, однако она не может нарушить старинных обычаев. В порыве отчаяния и злобы Селим убивает Зару и сжигает саклю брата. От загоревшейся сакли вспыхнул огнем весь аул Бастунджи.
    События, о которых рассказывается в поэме, происходят в районе Пятигорска. Аул Бастунджи в действительности существовал еще в начале ХIХ века. Он находился между. Машуком и Бешту и был уничтожен после того, как жители его ушли в горы. В детстве Лермонтов видел развалины этого аула

    .
    Чтец. Между Машуком и Бешту, назад
    Тому лет тридцать, был аул, горами
    Закрыт от бурь и вольностью богат. Его уж нет.-

     Кудрявыми кустами

    Покрыто поле: дикий виноград,
    Цепляясь, вьется длинными хвостами
    Вокруг камней, покрытых сединой,
    С вершин соседних сброшенных грозой!..
    Чтец. В ауле том без ближних и друзей
    Когда-то жили два родные брата,
    И в Пятигорске не было грозней
    И не было отважней Ак-булата.
    Меньшой был слаб и нежен с юных дней,
    Как цвет весенний под лучом заката!
    Чуждался битв
    и крови он и зла,
    Но искра в нем таилась... и ждала…

     6) «Смерть поэта»  (слайд № 9)
    Слово учителя.
              29 января 1837 года от тяжелой раны, полученной на дуэли, скончался А.С. Пушкин. Смерть Пушкина потрясла Лермонтова. Свою боль Лермонтов выразил в стихотворении «Смерть поэта».

    Чтец читает стихотворение «Смерть поэта».

     
    Слово учителя.          Стихотворение Лермонтова быстро распространилось по всему Петербургу. По распоряжению царя «за вольнодумство, более чем преступное» Лермонтов был арестован и после семидневного расследования дела «о нёпозволительных стихах» сослан на Кавказ.
    В марте 1837 года М. Ю. Лермонтов выезжает к месту ссылки. В полк он не попал, так как по дороге тяжело заболел и вынужден был отправиться на лечение в Пятигорск.
    Во время первой ссылки Лермонтов побывал в Кисловодске, Железноводске, Ставрополе и в других местах Северного Кавказа и Закавказья.
    Лермонтов интересовался старинными преданиями горцев, рассказами о событиях, которые происходили в то время на Кавказе. Он записывал их где-нибудь в поле или в горах при свете костра. Из окон дома, в котором поэт жил в Пятигорске, открывался широкий вид на кавказский хребет.


    7) «Парус»   ( Слайд №10).  
    Слово учителя.         На Кавказе Лермонтов познакомился с декабристами. Здесь отбывал наказание активный участник восстания 1825 года писатель Александр Бестужев-Марлинский. В поэме Бестужева «Андрей, князь Переяславский» есть строка «Белеет парус одинокий». Она поразила Лермонтова своим лаконизмом, своей лирической интонацией. Из этой строки родилось новое стихотворение, в котором выражена тема мятежа, жажда бури.

    Слушаем запись романса «Парус». Музыка А. Варламов.

     

    8) Художник и поэт.  (Слайд №11- 14)

    Слово учителя.          Кавказ был одной из главных тем не только стихов, поэм и «благоуханной прозы Лермонтова, но и его многочисленных рисунков, акварелей и нескольких картин, выполненных с большим профессиональным мастерством.
    По возвращении из первой ссылки всего за два года поэт завершает работу над поэмами «Мцыри», «Демон» и романом «Герой нашего времени», пишет такие превосходные стихотворения, как «Дума»,  «Поэт», «Три пальмы», «И скучно и грустно» и др.


    Чтец «С печалью я гляжу на наше поколенье».

    9) «Валерик»  (Слайд № 15)
    Слово учителя.         В 1840 году за дуэль с сыном французского посланника Барантом Лермонтова арестовывают и предают суду. А затем по личному распоряжению Николая 1 переводят в Тенгинский полк, находившийся на Кавказе в районе ожесточенных боев. Царское решение имело целью поставить беспокойного, неудобного поэта в такие условия, при которых ему грозила бы гибель.
    Осуждая войну, поэт вынужден был принимать в ней участие. В журнале боевых действий отряда, в котором находился Лермонтов, под 11 июля 1840 года имеется такая запись: «Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имея поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы».

    Слово учителя.         Это сражение поэт описал в стихотворении «Валерик».

     

    Чтец. Вдруг залп... Глядим: лежат рядами.
    Что нужды? Здешние полки
    Народ испытанный. В штыки,
    Дружнее! раздалось за нами.
    Кровь загорелася в груди!
    Все офицеры впереди...
    Верхом помчался на завалы
    Кто не успел спрыгнуть с коня...
    Ура!
    - и смолкло.
    Вон кинжалы, В приклады! и пошла резня.
    И два часа в струях потока
    Бой длился. Резались жестоко,
    Как звери, молча, с грудью грудь,
    Ручей телами запрудили.
    Хотел воды я зачерпнуть...
    (И зной и битва утомили Меня), но мутная полна
    Была тепла, была красна.

    Слово учителя.         Поэту больно оттого, что горские племена, к которым он относится с уважением и любовью, и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве.


    Чтец. И с грустью тайной и сердечной
    Я думал: «Жалкий человек.
    Чего он хочет!.. Небо ясно,
    Под небом места много всем,
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он
    зачем?»

    10) В Пятигорске.  (Слайд №16)


    Слово учителя.
             Походы и бои чередовались с лечением на водах в Пятигорске, Кисловодске и Железноводске. В часы отдыха он совершал уединенные прогулки в горы. Любил верховую езду. В Пятигорске поэт жил в небольшом домике под камышовой крышей. Половину домика занял А. А. Столыпин, вторую половину Лермонтов. Здесь поэт провел два месяца своей жизни с 14 мая по 15 июля 1841 года, написал последние свои стихи... Сейчас в этом домике мемориальный музей. Тысячи людей бесконечными потоками идут сюда отдать дань глубокого уважения замечательному художнику слова, певцу Кавказа.


    11) Записная книжка (Слайд №17)
    Слово учителя.         Ни тяжелая служба, ни беспокойство и тревога, владевшие поэтом, не могли оторвать его от литературной работы. При отъезде из Петербурга В.Ф.Одоевский, друг М.Ю. Лермонтова, подарил ему записную книжку и сделал в ней такую запись: «Поэту Лермонтову даётся сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил её сам, и всю исписанную».

     В эту книгу Лермонтов вписал созданные не Кавказе поэтические шедевры: «Сон», «Тамара», «Свидание», «Листок», «Морская царевна», «Пророк».

    Незадолго до смерти Лермонтов написал проникнутое глубокой грустью и тревогой стихотворение «Выхожу один я на дорогу».


    Романс «Выхожу один я на дорогу».

    12) Дуэль и смерть.  (Слайд №18)

    Слово учителя. 15 июля 1841 года у подножья горы Машук произошла дуэль с майором Мартыновым. Выстрел Мартынова оборвал жизнь поэта.

    Чтец.  Гром размахнулся над округой,

    Распарывая туч свинец.

    Огонь ударил в грудь упруго.

    Начало? Ранен он…

    Встаёт стена огня живая, ошеломляюще светла,

    И рушится.

    Мир обволакивает мгла.

    Лишь сабли молний хищно –

    Конец.

    И, побеждая, блещут,

    И ночь по скалам мчится вскачь.

    И ломкий ливень тело хлещет,

    Как обезумевший палач.

    (Д.Голубков)

    13) «Суровый край свободы…»   (Слайд №19)

    Слово учителя. М.Ю. Лермонтов подарил русской литературе вдохновенные произведения, посвящённые Кавказу.  «Суровому краю свободы» он остался верен до конца.

    Как я любил, Кавказ мой величавый,

    Твоих сынов воинственные нравы,

    Твоих небес прозрачную лазурь

    И чудный вой мгновенных, громких бурь,

    Когда пещеры и холмы крутые

    Как стражи откликаются ночные;

    И вдруг проглянет солнце, и поток

    Озолотится, и степной цветок,

    Душистую головку поднимая,

    Блистает, как цветы небес и рая…

    III. Подведение итогов урока.  (Рефлексия)

    IV. Домашнее задание:  (слайд №20)

                 1).  Выучить наизусть и проанализировать стихотворения (на выбор) «Сон», «Тамара», «Свидание», «Листок», «Морская царевна», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», «Кавказ».

                 2). Написать эссе на тему «Кавказ в жизни Пушкина, Лермонтова, Грибоедова».

    Хотя я судьбой на заре моих дней,
    О южные горы, отторгнут  от вас,
    Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
    Как сладкую песню отчизны моей,
    Люблю я Кавказ!

        Эти вдохновенные строки написал М. Ю. Лермонтов. Любовь Кавказу, к его величественной и суровой природе, к вольнолюбивым горцам великий русский поэт пронес через свою короткую и мятежную жизнь.

    Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем их музы, поэтическою их родиною! Пушкин посвятил Кавказу одну из первых своих поэм Кавказский пленник. Грибоедов создал на Кавказе свое «Горе от ума». И вот является новый великий поэт и Кавказ делается его поэтическою родиною, пламенно любимою им..  




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературы по творчеству М.Ю. Лермонтова

    Конспект урока литературы в 8 классе. Тема природы в творчестве М.Ю. Лермонтова....

    Конспект открытого урока по литературе "Творчество М.Ю.Лермонтова"

    Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова....

    Заключительный урок по теме "Творчество М. Ю Лермонтова."

    Образец урока с использованием ИКТ - технологий из коллекции ФЦИОР....

    Заключительный урок по теме "Творчество М. Ю Лермонтова."

    Образец урока с использованием ИКТ - технологий из коллекции ФЦИОР....

    Конспект открытого урока по литературе "Творчество М.Ю.Лермонтова"

    Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихсяТема: «Творчество М.Ю.Лермонтова»Цель: обобщить представление учащихся о поэтическом мире М.Лермонтова....