Заключительный урок по теме "Творчество М. Ю Лермонтова."
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Лопухинская Светлана Николаевна


Образец урока с использованием ИКТ - технологий из коллекции ФЦИОР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №9»

Городская научно – практическая конференция обучающихся

«Первые шаги в науку»

Художественное своеобразие повести  В. Чугунова

«ТАЕЖИНА».

Выполнила: Капитанова Диана –

 ученица 9 класса

Руководитель: Лопухинская С. Н. -

учитель русского языка

и литературы

Г. Междуреченск.

2013 год.

Оглавление.

  1. Введение  .Актуализация темы.

  1. Глава№1 В. Чугунов – писатель, шахтёр, земляк.

  1.  Глава№2 Обзор книг

  1.   Глава№3 Художественное своеобразие языка повести «Таёжина»:
  • мастерство пейзажных зарисовок;
  • портрет – элемент создания образа;
  • особенности речи героев.
  1. Заключение .Внутренний смысл произведения.

  1. Список использованной литературы.

Введение.

  2013год – юбилейный для нашей области. Ей исполняется 70 лет. Наш город славен горняцким трудом. Миллионы тонн угля, добытого  земляками, приумножают славу нашей области.

 Свою работу я хочу посвятить писателю-горняку В. А. Чугунову – члену Союза писателей с 1970 г, памяти которого установлена мемориальная доска на одном из домов на проспекте  Коммунистический.

Волею судеб мы живем на стыке двух исторических эпох, одну из которых можно назвать эпохой распада, другую, грядущую за ней, эрой созидания и милосердия.

Сегодня на человека обрушивается невиданный поток лжи , лицемерия, насилия, жестокости. Что же можно этому протипоставить?

Бесспорно, любовь к истокам бытия, к простым понятиям родной земли, кровных и духовных уз. Доброты и сострадания ко всему живому!

« Нет любви выше любви» – сказано в веках! Об этом и творчество замечательного нашего земляка В.А. Чугунова, которое мало изучено.Серьезных критических работ , посвященных наследию данного автора мало. Я познакомилась с критикой творчества В. Чугунова в книге  В. Цейтлина «Всегда и сегодня» и в статье  Г. Емельянов  «Слово о друге».

Актуальность темы и заключается в художественном исследовании творчества писателя- земляка  В.А.Чугунова.

Объект исследования: творческое наследие писателя – земляка В. А. Чугунова.

Предмет исследования: повесть писателя «Таежина» 1968 год.

 

  Цель моей работы – изучение художественного  своеобразия  повести В.А. Чугунова «Таежина».

Для реализации цели  необходимо решить следующие исследовательские задачи:

 

  • прочитать несколько произведений  писателя,   выявить внутренний смысл произведений В. Чугунова;  
  • определить для себя художественные особенности языка  писателя как средства выражения авторской мысли в  повести «Таежина»;
  • отметить особенности речи героев как носителей языковых традиций.

Методы исследования. В работе использован художественный анализ прозаического произведения.

  1. Структура исследования.  Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во  введении  обозначены актуальность  проблемы, объект и предмет исследования, цель работы, исследовательские задачи и методы исследования.

В первой главе рассказывается о жизни  писателя,  о трудной профессии горняка, о начале его  творчества.

Во второй  главе  дается обзор его рассказов и повестей из сборника «Синий ветер Алатау».

В третьей главе  проведен художественный анализ повести «Таежина», отмечено мастерство писателя в передаче пейзажных зарисовок, портрета как элемента создания образа героини, отмечены сибирские особенности речи героев.

В заключении приводится вывод по основным моментам анализа, и раскрывается внутренний смысл произведения.

         

Глава№1

  В. Чугунов – наш междуреченский писатель. Жил в Междуреченске с 1954 г. Горняк по профессии. Работал на шахте им. Ленина. Но по призванию был писатель.

  В 1966 г. был участником семинара молодых литераторов Сибири и Урала. Тогда же был опубликован его первый рассказ «Локомобиль». В 1967 г. в Кемеровском книжном издательстве вышел первый сборник рассказов В. Чугунова «Полметра до катастрофы». В 1969 г. он был принят в члены Союза писателей СССР. Закончил Литературный институт им. Горького в 1970 г., без отрыва от производства. В книге Е. Цейтлина «Всегда и сегодня» есть воспоминания: «На шахте мало кто знал, что он печатается в журналах, что выходят книги.» Когда местная газета «Знамя шахтёра» напечатала его портрет и заметку: в Междуреченске появился свой член Союза писателей, - многие поражались: «Витька-то! Чугунов! Ну и ну!»

  Литература не была для В. Чугунова «приятным занятием», развлечением, которое позволял себе разносторонне одарённый горный инженер в свободные от работы в шахте часы. Как для любого художника, писательство стало для Чугунова тяжким трудом – на износ, но это была страсть. В своем дневнике В. Чугунов однажды заметил: «Писать хочется, как курить… Если нет блокнота, нет и отдыха.»

Глава№2

  Я прочитала две книги В. Чугунова «Синий ветер Алатау» и «Прости меня завтра».

  Первое, на что я обратила внимание, что герои В. Чугунова – это простые люди, которых можно встретить везде: на шахте, в поезде, в тайге, в городе, в деревне. Сюжеты тоже незамысловаты. Рассказы и повести читаются легко, наверно ещё и потому, что осознаёшь, что этот писатель твой земляк и многие места, описанные им, и их названия тебе знакомы. Мне очень понравился рассказ «Полметра до катастрофы». Влюбляешься сразу во всех героев: и в Юнку, и в о Владимира, мужа Юнки, и в Лебедева . Хочется, чтобы всё у них было хорошо, переживаешь за них, как за своих знакомых,  и в то же время понимаешь, что извечный любовный треугольник в произведении Чугунова становится трагичным.

  Рассказ с романтичным названием «Синий ветер Алатау» далеко не романтичен по своей фабуле, он о двух мужских характерах Геннадия Дорофеева и Семёна Лопатина. Романтичный Дорофеев, влюблённый в горы, в природу, в тайгу, пытается прагматичного Лопатина вразумить, заставить видеть прекрасное в природе, увидеть в ней «удовольствие». Но Лопатин не лирик в душе: «За это денег не платят.»

  Ситуация, чуть не лишившая Дорофеева жизни, доказала, что Лопатин просто Человек.

ГЛАВА№3

  Повесть «Таёжина» меня привлекла сначала своим названием, а потом уже мне полюбилась и главная героиня повести Ага. Она мне сразу напомнила Таню из «Дикой собаки Динго» Фрайермана, да и вообще вся повесть пронизана каким-то сквозным ветром, прозрачным воздухом, суровой особой закалкой сибиряков, их сильным характером, как всегда тяжёлым сибирским трудом.

  Эта повесть притягивает именно какой-то невидимой нитью. Я попыталась сделать анализ художественного мастерства В. Чугунова в этой повести, понять внутренний мир художника.

  Исходным элементом анализа я для себя определила следующее: анализ собственно языка произведения – это портретные и пейзажные зарисовки, а также речь героев.

  На протяжении всей повести я отмечала для себя чудесный пейзаж. В. Чугунов сам очень любил тайгу, охоту и рыбалку. Как писатель он очень тонко охватывает в описании природы то, чем так долго любуешься, когда ты с природой один на один. Читая эти зарисовки, явно представляешь, что ты и сам это видел

: «Небо было оранжевым, с ветвистыми фиолетовыми взблесками.» 

«Густел вечер. Тени тускнели и растворялись. Каёмка гор за рекой становилась отчётливее. Над оранжевой скалой висело багряное облако.» 

«Западный склон неба был густо-алый, точно облитый кровью.»

  Меня поражает насыщенность словесных красок, которыми пользуется Чугунов. Неслучайно в описаниях разного состояния природы у него употребляется слово «густой», «густел», «густо». Описание настолько сгущено, что невольно ощущаешь даже таёжный запах:

 «Ночью мне было покойно и приятно. В раскрытое окно густым травным нектаром дышала тайга.»

  На что я особенно обратила внимание, читая эту повесть, что слова «оранжевый», «бордовый» и все оттенки этих цветов встречаются очень часто в описании различных природных зарисовок: или это «оранжевая холодная скала», или «оранжевое небо», «оранжевый контур фигуры». Если не оранжевый, значит проявление другого цвета, близкого к этому по гамме:

 «Бочина горы, обглоданная водой, ржавыми гранитами отражалась в реке.», или вдруг: «У разбитой молнией сосны я увидел копну. Копна подёргивалась светло-коричневой рябью от кишащих муравьёв.»

  Если обратить внимание на наряд Аги, когда она пришла на праздник Агата-охульника читать речитативом свои красивые рассказы-притчи:

 «На ней была красная бархатная кофта, на плечах шаль с бордовыми розами.»

Даже имя героини выбрано не случайно: Агния - в России это имя получило распространение в честь древнеарийского божества Агни т. е. ОГНЕННЫЙ

  У настоящего художника слова нет случайностей, и выбор этого цвета скорей говорит о цвете огня. Пожар разгорается в душах любящих людей – Аги и Виктора, в отношениях Виктора и Григория, бывшего жениха Аги, а ещё, я думаю, это цвет горящего угля или костра.

  Шахтёр и таёжник Чугунов неоднократно любовался им, и я думаю, это самое любимое произведение В. Чугунова.

  Я обратила внимание на портретные зарисовки в этой повести. Портрет всегда является средством раскрытия характера героя, средством создания его образа. Чугунов рисует внешность своей героини Аги с помощью отдельных характерных деталей, выделяя среди этих деталей одну основную, которую он особо подчёркивает всякий раз, когда ему надо передать взгляд героини в определённый период её жизни.

  «Она молодая, девочка ещё, совсем молодая, как я, но в лице – гордость от широких бровей и пронзительных дымных глаз.» - здесь Виктор впервые любуется Агой и понимает её превосходство. Когда Ага стала распознавать характер Виктора и сердиться на него:

 «Почему ты такой…вялый?» - и в это время её взгляд меняется:

 «Агния смотрела на меня в упор, точно хотела увидеть что-то значительное. Дымные волокна райка были тревожны, а может быть, и грустные, но большие глянцево-чёрные зрачки стояли неподвижно и упруго: я видел в них себя.»

  Когда Ага окончательно для себя сделала выбор и поняла, что именно Виктор её избранник, портрет очень резко меняется, Виктор даже не узнаёт её, и куда-то исчез недостаток в её лице, на который всё время обращали внимание соседки-завистницы:

 «Только сейчас я заметил, что нос её действительно великоват, припухший и с ущербинкой посредине.» 

И вот перед Виктором другая Ага:

 «Чёткие линии бровей круглились над глазами, придавая гордому от природы лицу тонкую аристократическую нежность.»

  Когда в конце повести Виктор и Ага после взрыва гранитного навеса находятся на скале, Виктор не на шутку забеспокоился, то сильная духом Ага была рядом:

«Жена тронула меня за плечо. Я поднял лицо и увидел, что Ага смотрит на меня пронзительными дымными и усталыми глазами.»

 В описании взгляда Аги присутствует эпитет «дымные»…

 Странное совпадение, не правда ли, «оранжевая», «огненная» природа и «дымные» человеческие глаза.

Огонь, уголь, костер, дым!!!

Глава№4

  Что ещё привлекло моё внимание в этой повести – это речь героев. Здесь мы слышим не только то, о чём говорят, но и то, как говорят, эмоциональную окраску, в особенности словоупотребления.

  Через речь мы узнаём героев ближе, проверяя свои первые впечатления. Но меня привлекла речь героев с другой точки зрения. Судя по этой повести, Чугунов был ещё и собирателем сибирских говоров и их хранителем, так как носители языка не вечны на земле, а произведения Чугунова проживут дольше нажитого. Выделив для себя все особенные слова, выражения, грамматические оттенки, я обратилась к «Словарю русских говоров Кузбасса».

  Сначала я обратила внимание на лексику этой повести:

 « - Что же? Человек быдто. Подмогнет завтра, если душа есть…»

« - Где жа рыбалите?

  • На реке.
  • Знамо, что не в лыве… И много рыбы нарыбалили?»

  В словаре слово «лыва» обозначает лужа. Носителей такого слова находили на фольклорной практике студенты в Крапивинском и Юргинском районах (по данным словарям).

  « Она одёрнула платье, сложила руки на груди и стала у заплота.» Заплот в сибирских говорах – это густой забор из досок или брёвен.

  «Крайний мужик в броднях кивнул на скалу.» Бродни – это сапоги с высокими голенищами. Носители этих слов в Ашмарино и Мариинске (по данным словаря).

  Ещё много диалектных слов встретилось в повести таких как гуртами, тал, ветлуга, косырь и др. обратившись к словарю, узнала, что эти слова пришли в речь сибиряков благодаря междиалектным и межъязыковым контактам. Взаимодействие разных говоров сопровождалось сложными этническими процессами, в результате которых происходила ассимиляция украинцев, белорусов, немцев и др.

  Обращает на себя внимание и грамматика в речи героев.

 Например: «Дак сам подумай, мил человек, нигде не работает девка-то. Туда ткнётся – выгонют, сюда – выгонют.» «Узнай попробуй. У нас тоже, кабыть, не чурки живут, а люди…» «Как надумат, сам уйдёт…»

 В «Словаре» все эти особенности тоже характеризуются и отличаются причиной появления.

Заключение.

  Это ещё раз доказывает то, что литература не была для В. Чугунова лёгким делом. Она занимала всё его жизненное пространство. Работе с «языком произведений» он учился у классиков. Постоянно перечитывая «Тёмные аллеи» Бунина; «Олесю» Куприна; Шолохова; Шукшина; Тургенева.

  Рассуждая о внутренней мысли этой повести, приходишь к выводу, что главная тема почти всех рассказов В. Чугунова -  любовь, но любовь скорей не «в праздниках», а любовь в «буднях» и порой не очень красивых.

  К любви герои Чугунова идут, ломая себя, и любовь оказывается не только мукой, но и счастьем, и неизбежностью. И хотя В. Чугунов избрал традиционное в русской литературе испытание – любовь, но именно в любви человек выясняет себя до конца, открывает свой внутренний потенциал. И поэтому, у главного героя повести «Таёжина» нет сомнения, с кем он пойдёт выполнять ответственную и опасную работу – это его любимая, сильная, смелая, нежная, таёжная Ага.

       

Список используемой литературы.

  1. Биобиблиографический указатель. Чугунов Виктор Александрович.
  2. В. А. Чугунов «Прости меня завтра». Повести. Составил Л. В. Глебова. Серия «Современная сибирская повесть». Кемерово: Книжное издательство, 1984 г.
  3. Е. Л. Цейтлин «Всегда и сегодня». Литературные портреты и очерки. Предисловие Е. Ю. Сидорова. Кемерово, Кемеровское книжное издательство, 1980 г.
  4. В. А. Чугунов «Синий ветер Алатау». Кемерово. Кемеровское книжное издательство, 1978 г.
  5. Словарь русских говоров Кузбасса. Под редакцией Н. В. Жураковской. Новосибирск, 1976 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...

Заключительный урок по теме "Творчество М. Ю Лермонтова."

Образец урока с использованием ИКТ - технологий из коллекции ФЦИОР....

Заключительный урок по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Материал можно использовать в качестве викторины, проверки знания текста...

Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»

Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...

Урок в 10 классе по литературе по теме "Заключительный урок. Рекомендации по летнему чтению"

Урок в 10 классе по литературе по теме "Заключительный урок. Рекомендации по летнему чтению"...

Технологическая карта урока английского языка в 7 классе по теме: “In the Spotlight” (заключительный урок модуля)

Цели урока: Образовательные: активизировать в речи изученную лексику и грамматические структуры. Развивающие: совершенствовать коммуникативные действия, умения аудирования, говорения и чтения Воспи...