Такменина Вера Александровна

сайт учителя русского языка и литературы

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку (К.Г.Паустовский)

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Кружок любителей русской словесности

Увлечения: Природный дизайн

Регион: Ростовская область

Населенный пункт: Таганрог

Место работы: МОБУ СОШ №3, им. Ю. А. Гагарина

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/veratakmenina
Русский язык выразителен, свободен и гармоничен.
В.Кюхельбекер

     С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связа с языком.

     Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчани бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки - это язык.

    Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятносложная Вселенная. Через слово он впервые узнает о том, чего еще не видели его глаза....

     Радостная или горькая, гневная или нежная летит над просторами Родины крылатая песня. Песня - это тоже язык.

     На черной доске аудитории резко белеет строгая формула математики. Это формула- тоже язык!

     Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство - жизнь.

     Люди научились говорить, потому что они остро нуждались в общении. Им был просто необходим хороший способ хранить знания и передавать их друг другу.

     Прошло немало времени, пока люди научились передавать словами, как надежнее всего добывать еду, охотиться на диких животных, договариваться о совместных делах.

     При помощи слов они могли вместе вспоминать о прошлом и строить планы на будущее. Слова помогалилюдям объединяться, обмениваться разными сведениями.

     На уроках русского языка , как и на других предметах) вы учитесь не только говорить и писать, но также слушать и читать. Такимобразом вы учитесь выражать свои мысли, вспринимать и усваивать информацию.

    Не забывайте слов известного русского писателя:"Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучй и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

    Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни".

О себе

Опытный учитель русского языка и литературы, стаж - 30 лет, люблю читать русскую классику и зарубежную литературу.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание",  "Братья  Карамазовы", Булгаков "Мастер и Маргарита"., "Белая гвардия".

Мой взгляд на мир

     Каждый народ имеет свой дорогой и родной ему язык. У разных народов они разные, но везде выступают как средство общения, без которого не может быть такого человеческого сообщества, как народ.

     Русский язык - язык русского народа. Однако им пользуются как государственным языком нашей страны и другие народы, населяющие Россию. Более того, он является также средством межнационального общения.

     В качестве иностранного языка русский язык изучают в школах и вузах многих стран мира.

Мои достижения

     Нестандартные формы уроков литературы...   Общеобразовательная школа вовсе не принадлежит к числу явлений, изолированных от общества в широком смысле этого слова, поэтому все происходит в общественной жизни на территории нашей страны, да и в зарубежныхгосударствах, а также неизбежно оказывает свое непосредственное влияние на обучающий и образовательный процессы. Например, появление телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров, т.е. прогресс технических средств обучения, постепенно, медленно, но верно приводит к потере интереса к учебе у школьников.

Довольно часто из уст современных учеников можно услышать такие высказывания и рассуждения, как: зачем читать книгу, когда можно  просто посмотреть фильм, снятый по какому-нибудь предусмотренному школьной программой художественному произведению, записанный на видеокассету или компакт-диск? Единицы школьников перечитывают "от корки до корки" оригинальные экземпляры художественных произведений различных авторов. В лучшем случае ученики ограничиваются чтением и изучением сокращенных вариантов или пересказов данных сочинений. Именно поэтому мы, учителя, в ходе педагогического процесса на уроках литературы начинаем бить тревогу  придумываем новые формы, предназначенные для того, чтобы чтобы увлечь учеников, вызвать у них интерес и воспитать любовь к книге и к литературе в целом. Поиск таких новых форм заставляет обращаться к игровым материалам, приемам и методам, а также к внеклассной работе по литературе.

     Во-первых, к ним относятся уроки, носящие состязательный характер, например, викторина, конкурс, марафон, КВН, олимпиада и многие другие.

     Во-вторых, театрализованные уроки, проходящие и организованные в форме литературных гостиных, журналов, вечеров или кафе.

     В-третьих, к ним принадлежат уроки контроля, осуществляемые в форме творческих отчетов.

     В-четвертых, к нестандартным, или нетрадиционным урокам относятся уроки вводного типа, рассказывания(или устного рисования), уроки-лекции, семинары, диспуты, экскурсии, путешествия,ролевые и деловые игры, конференции, конгрессы, консультации, уроки-праздники, аукционы, ярмарки, исследования, уроки словесности, зачеты, интегрированные уроки и многие другие.

     В сетке учебного года нетрадиционных уроков не должно быть много, так как для их проведения требуется дополнительная подготовка. Обычно мы заранее предупреждаем школьников об их организации, приблизительно за 1-3 недели. По моему мнению, наиболее эффективным и результативным представляется использование нестандартных форм либо на вступительном этапе  в качестве уроков вводного типа(например, здесь можно подготовить викторину по сказкам А.С.Пушкина или конкурс на лучшего знатока устного народного творчества), либо на заключительном этапе контроля(например, можно провести КВН по поэтически произведениям русской литературы, зачет по творчеству Н.В.Гоголя).

Моё портфолио

Хочу заметить. что уроки внеклассного чтения занимают особенное место в методике преподавания литературы, потому что они находятся в промежуточном положении, разделяющем классную и внеклассную работу по литературе как одному из учебных предметов в современной общеобразовательной школе.

     Кроме того, типы, виды и формы работы уроков внеклассного чтения вполне способны носить разнообразный характер.

     Во-первых, они могут быть вводными. или ориентировочными, формирующими первоначальную библиографическую грамотность.

    Во-вторых, уроки внеклассного чтения могут проводиться в форме своеобразных рекомендаций, которые призваны сформировать у школьников устойчивое желание быть ближе и подробнее познакомиться с творчеством какого-нибудь конкретного автора, писателя или поэта, раскрывая перед нами абсолютно новые круги чтения.

     В свою очередь урок внеклассного чтения, проводящийся в форме представления книги, подразумевает разделение всех учащихся данного класса на несколько творческих групп для того, чтобы "представить" остальным ребятам сочинения тех авторов, творчество которых они будут изучать на других уроках внеклассного чтения на протяжении всего учебного года.

     В-третьих, в ходе уроков внеклассного чтения ребята могут обучаться приобретению умений и навыков аннотирования и рецензирования. Такие мероприятия подразделяются на уроки-рецензии, уроки-аннотации и уроки-размышления, представляющие сосбой предварительно подготовленные мнения учеников по конкретно взятой теме, изложенные в письменной или устной форме.

     Таким образом,  уроки обучения навыкам аннотирования и рецензирования улучшают уже имеющиеся ростки читательского вкуса и грамотности, а также формируют элементарные умения и навыки формирования своего индивидуального мнения о прочитанном материале.

     В-четвертых, уроки внекласного чтения могут проводиться в форме проверки читательских знаний, умений и навыков. В таком случае уместно будет проведение уроков в виде различных соревнований, викторин, творческих отчетов или КВН.

     И, наконец, уроки внеклассного чтения могут классифицироваться как этап усвоения содержания художественных произведений, с которыми школьники познакомились дома самостоятельно. К ним относятся самые разнообразные уроки: уроки-беседы, уроки-конференции, уроки-портреты, уроки-семинары или диспуты.

Мои публикации:
Литература
Русский язык
Добавить грамоту в портфолио