УРОК в 8 классе по теме «Обособление определений и приложений»
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Такменина Вера Александровна

Цели урока:

  1. Обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении определений.

  2. Познакомить учащихся с понятием обособления приложений, условиями обособления согласованных приложений; формирование у учащихся умений видеть обособленные приложения в предложении, правильно ставить знаки препинания при них, интонационно правильно произносить их.

  3. Развивать память, логическое мышление, умение делать выводы, воображение, выразительность речи.

  4. Способствовать эстетическому воспитанию, развитию коммуникативных отношений.

  5. Создать такую образовательную ситуацию, которая вызовет мотивацию учащегося и обеспечит его деятельность в направлении изучения данного образовательного объекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prilozheniya_8_klass.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина

УРОК в 8 классе по теме

«Обособление определений и приложений»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Такменина Вера Александровна

г. Таганрог, 2020г.

Цели урока:

  1. Обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении определений.
  2. Познакомить учащихся с понятием обособления приложений, условиями обособления согласованных приложений; формирование у учащихся умений видеть обособленные приложения в предложении, правильно ставить знаки препинания при них, интонационно правильно произносить их.
  3. Развивать память, логическое мышление, умение делать выводы, воображение, выразительность речи.
  4. Способствовать эстетическому воспитанию, развитию коммуникативных отношений.
  5. Создать такую образовательную ситуацию, которая вызовет мотивацию учащегося и обеспечит его деятельность в направлении изучения данного образовательного объекта.

Оборудование: Компьютер, проектор, таблицы «Обособленные определения», «Обособленные приложения», запись на доске, таблички, карточки с заданиями.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами повторения предыдущего материала.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Методы: словесный, поисковый, творческий

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

  1. Активация учащихся (приветствие)
  2. Сообщение темы урока
  3. Постановка целей урока

2 . Повторение пройденного материала. Синтаксический разбор предложения на доске (1 ученик).

В.И.Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка, родился в семье врача, датчанина по происхождению.

3. Повторение сведений о приложении.

- Что такое приложение? Расскажите об обособлении приложений

- Какие особенности обособления приложений вам известны?

- Как отличить приложение от определения и от именной части составного сказуемого?

Таблица «Знаки препинания при обособленных приложениях » составлена на предыдущих уроках и имеется у каждого ученика на парте.

Выделяются запятыми

Примеры

1. Любые приложения (независимо от степени их распространенности и местоположения), если они относятся к личному местоимению

Оно, «Слово...», по своей поэтической мощи не имеет ничего равного в древней русской литературе.

2. Распространенные приложения, если они стоят после определяемого существительного

Сестра, студентка второго курса мединститута, уже дает советы соседской старушке.

3. Приложения, стоящие перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.)

Смелый охотник, хорек нападает на животных и крупнее его.

4. Распространенные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова — существительного собственного.

И с к л ю ч е н и е: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении

Тренером команды назначен Лучников, бывший нападающий.

Вскочил Иван-царевич на лихого коня да и был таков.

5. Обособляются приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности.

Не обособляются приложения, если союз как имеет значение «в качестве» или приложение с союзом как характеризует предмет с какой-либо одной стороны

Как истинный поэт, Некрасов любим своим народом.

Все знали Женю как надежного друга.

4. Этап усвоения новых знаний

  1. Учащиеся наблюдают материал в учебнике  на с. 146-147, делают выводы об обособлении приложений.
  2. Знакомство с таблицей «Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями».
  3. Работа в тетрадях для правил.

5.Закрепление

1. Этап первичной проверки и закрепления изученного.

Задание 1: определите, чем выражено слово, к которому относится приложение. Расставьте знаки препинания. Определите, из какого это произведения (А.П. Чехов «О любви», 155 лет со дня рождения)

  1. Мы же русские украшаем нашу любовь этими роковыми вопросами и притом выбираем из них самые неинтересные.
  2. В Москве когда я еще был студентом  у меня была подруга жизни милая дама.
  3. Но как-то пришел наш батюшка отец Иван и в один присест выпил все мои ликеры.

2. Объяснительный диктант:

     Были в классе и другие ребята, совсем не похожие на Сахотина и его товарищей. Среди них выделялся Володя Коробов, староста класса. Высокий, сильный, прекрасный спортсмен, Коробов учился хорошо и жадно, с удовольствием занимался незнакомыми мореходными науками. Несмотря на вспыльчивость, он быстро завоевал авторитет в классе своей прямотой, готовностью прийти на помощь и простым дружеским отношением.

Задание: объяснить знаки препинания при определениях и приложениях.

6. Экскурсия «По знакам пунктуации в предложениях с обособленными определения и приложения»  Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, исправьте, объясните, в чём ошибка.

  1. И снился мне, сияющими огнями вечерний пир в родимой стороне.
  2. Трава сгибаемая ударами ветра и дождя л..жилась на землю.
  3. И глаза его маленькие и светлые, остро поблёскивали в глубоких глазницах.
  4. Свернувшаяся от мороза листва, шуршит под ногами.
  5. Утомлённый утренней прогулкой я медленно брёл по аллее сада.
  6. Но всё-таки мы, охотники, не очень боимся встречи с хозяином леса.
  7. Не стану описывать рыболовных приключений, происшедших со мною на причале, и, оказавших на меня такое сильное воздействие.
  8. Три дня кряду  моё внимание привлекала эта коренастая, плотная фигура и лицо  восточного типа обрамлённое красивой бородой.
  9. Мне человеку в костюме босяка трудно было вызвать его на  разговор.

 

7. Работа в парах. Учащимся предстоит выполнить самостоятельную работу в парах. 1 вариант находит предложения, в которых приложение с дефисным написанием, а 2 вариант выяснит, в каких предложениях приложение выделяется при помощи тире. Ответы проверяются друг у друга по ключу.

1. В каких предложениях приложение присоединяется к определяемому слову с помощью дефиса?

  1. Мальчик пастух заиграл на жалейке.
  2. Это был худенький юноша выдумщик и спорщик.
  3. Течёт Волга река почти через всю страну.
  4. Сумерки, но мы дети ещё на улице.
  5. Пел свою нехитрую песню медный самовар инвалид.

Ключ 1,3,5

2. Выясните, в каких предложениях при помощи тире выделяется приложение.

  1. Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
  2. На собрании присутствовал почётный гость – знатный купец Прохор.
  3. Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела и неслыханно скромный.
  4. Шмидт – это человек, рождённый и воспитанный морем.
  5. Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.

Ключ 1,2, 5

8. Закрепление изученного материала. Работаем по учебнику.

Читайте задание к упражнению 303. Кто понял задание, приступайте к выполнению. ( К тем, кто не понял , подходит учитель). 1 вариант -3.4 предложения, 2 вариант- 1,2 предложения. Пишите только получившиеся предложения.

9. Итог урока. Вопросы. Какие члены предложения называются обособленными? В каком случае обособляются определения? Для каких стилей речи характерны обособленные определения?

Домашнее задание.

1и 2 группы : упр.318. 3 группа: выписать шесть примеров с обособленными приложениями и определениями из рассказа Л.Н.Толстого «После бала».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Урок русского языка по теме "Обособленные определения и приложения"; 8 класс

Урок русского языка по теме "Обособленные определения и приложения" для 8 класса Цель педагогической деятельности на уроке: 1) создать условия для отработки алгоритма учебного действия с изученным п...

Самостоятельная работа по русскому языку в 8 классе по теме "Обособленные определения и приложения"

Самостоятельная работа проводится после изучения темы "Обособленные определения и приложения". Разработано два варианта.Имеются ключи для учителя....

Разработка урока русского языка в 8 классе на тему "Обособленные определения и приложения"

Разработка содержит конспект урока и презентацию на тему "Обособленные определения и приложения"....

План-конспект урока русского языка по теме "Обособленные определения и приложения"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Урок русского языка по теме «Обособленные определения и приложения»(урок обобщающего повторения)план-конспект урока русского языка (8класс)...