Буквы о-а в корнях раст, ращ, рос.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Изучить правописание корней с чередующейся гласной в корне слова; развивать умение самостоятельно находить в слове изучаемую орфограмму.; обозначать ее графически, объяснять правописание, развивать культуру речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o-a_v_rast_ros.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина
УРОК в 5 классе по теме
« Буквы а-о в корне -раст- - -рос-»
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Такменина Вера Александровна
г. Таганрог, 2017г.
Цели урока:
Познавательные: изучить правописание корней -рос-, -раст-, -ращ-, знать условия (правила) употребления данных корней и уметь применять их на практике;сообщить способ действия при выборе гласных о- а в корнях рос-раст-ращ; комментировать условия написания;
Развивающие: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать культуру речи детей, умение грамотно употреблять в речи изученные на уроке слова; развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память; тренировать умение самостоятельного осуществлений учебной деятельности под руководством учителя;
Воспитывающая: прививать интерес к русскому языку и исследовательской работе, воспитывать любовь и бережное отношение к природе,
Тип урока - урок объяснения нового материала.
Методы и приёмы обучения - опрос, беседа, работа с текстом.Фронтальный опрос, индивидуальные задания.
Оборудование: Учебники, тетради, тетради-справочники, перфокарты, карточки со словами.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.
Метапредметные:
1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, садитесь. Мы продолжаем путешествовать по замечательной стране «Орфография», изучать новое и интересное. Поэтому внимательно слушайте и запоминайте каждое слово. Возможно, оно послужит ключом к разгадке тайн нашего языка. Я рада пригласить вас в очередное увлекательное путешествие в удивительный мир русского языка.
— Над какой темой вы продолжаете работать в течение последних уроков? (Над темой «Правописание слов с чередующимися гласными а – о в корне слова» )
- Значит, сегодня вы познакомитесь с новым знанием. Как вы будете это делать? (Мы повторим необходимый материал, выполним пробное действие, поймем, что мы не знаем, и сами построим новый способ.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место). А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? ( -ЛАГ-, -ЛОЖ-).Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы: Тр..пинка, пол..гаться, разгл..деть, прил.жить, р..стения, пол..жение, водор..сли, выр..щивание, р..сковать. 3. Изучение нового материала. Целеполагание. Итак, приступим к достижению поставленных целей. Проанализируйте слова, представленные на доске. Расти, выращивать, поросль.
От чего зависит выбор гласной в этих корнях? Выведем закономерность в наших наблюдениях. Какие гласные чередуются? Когда пишется А, когда О.
Правы ли были мы, увидев такую закономерность? Откройте, пожалуйста, учебник на стр.34-35. Прочитайте самостоятельно правило, перескажите его, приведите примеры. Правильно ли мы выявили закономерность? Выполнение упражнения № 451, стр. 35.
Но чтобы лучше запомнить в каком корне, какую гласную нужно писать, ученые-лингвисты придумали рифмованное правило (чтение правила учителем):
О напишем в корне –рос-:
Вырос, перерос, подрос.
Но не путай никогда –
В -раст- и -ращ- напишем А.
Откройте тетради для правил, запишите рифмованное правило, не забывайте производить графические обозначения.
Но есть слова, которые не подчиняются этому правилу, такие слова называются исключениями:
РОСТОК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ, ОТРАСЛЬ.
(Увидели, проговорили, записали слова-исключения.)
Есть хорошее стихотворение, которое поможет вам запомнить правило и слова - исключения.
Если вслед за корнем СТ или Щ,
То писать, запомни, нужно букву А.
Но, к большому сожаленью,.
Существуют исключенья:
Ростовщик в Ростове жил,
Ростиславом звали.
Он росток себе купил
Где-то на вокзале.
-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма). 1) выделить корень; 2)подчеркнуть согласную корня: в корне рос \ раст \ращ перед С пишем О. перед СТ и Щ пишем А – В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных) 4. Этап усвоения новых знаний. Найти слова с чередованием букв а-о в корне -раст-рос- и выписать их. Ребята, так как мы сегодня проходим корни жизни, я хочу поговорить с вами об окружающей нас природе. Давайте прочитаем текст, который написан у вас на карточках. Ваша задача определить тему и придумать название. Мне исполнилось 10 лет-вполне солидный возр..ст. На день рождения мне подарили какой-то маленький р..сток в горшочке. Сказали, что это редкое р..стение, что в нашем климате оно вообще почти не р..стет, и если я сумею его выр..стить, то я герой. Потому что потом на нем выр..стет удивительный плод, наполненный настоящими изумрудами! Взял я этот р..сточек и стал его выр..щивать. Поливал каждый день, удобрения сыпал. А он сразу в р..ст пошел, дал отр..стки и как начал р..сти-подр..стать! я ужасно удивлялся! Через неделю он уже так подр..с, что выше меня стал, через две выр..с больше папы! А через три так разр..сся, что в комнате умещаться перестал! Не знаю, что мне теперь с моим быстрор..стущим цветочком делать! Боюсь, что изумрудов мне не дождаться: р..сточек мой скоро так разр..стется, что нам всем от этой р..стительности в доме места не останется!
Как можно сформулировать тему этого текста? (тема природы).
Как вы озаглавите этот текст? (Природа в нашей жизни. Природа в жизни человека.Бешеный росточек)
Найдите в тексте и выпишите слова с корнями -раст-//-ращ-//- рос- , вставляя пропущенные буквы.
Посмотрим , какие пословицы есть, упоминающие растения.
Выборочный диктант. Я читаю пословицы, вы записываете слова только с корнями -раст-, -ращ-, -рос-.
1)Растения тянутся к свету, а народы к миру.
2)Сломить дерево – секунда, а вырастить - годы.
3)И камень лежа мохом обрастает.
4) Где сосна взросла, там она и красна.
Проверяем по цепочке, комментируем написание.
5. Этап закрепления новых знаний. Самостоятельная работа -Чтобы проверить ,как вы усвоили материал, надо поработать самостоятельно.
Буквенный диктант «Проверяю себя»
1 _ 2 3 _ 4 _ 5 6 _ 7 _ 8 _ 9 _ 10
а о о а о а а о о а
Растение, росток, выросло, выращенный, заросли, расти, выращивать, ростовщик, отросла, отрасль.
6. Подведение итогов урока.
- Что нового мы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Расскажите правило правописания корней раст/ращ/рос.
7. Домашнее задание: 1. Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму. 2. Упр. № 456(диктант).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы О-А в корне -раст-/-рос-. "Растёт рябина"
Урок проводится в 5 классе. Тема "Растёт рябина". Используются примеры, предложения, стихотворения о рябине....
«Буквы а – о в корнях -раст- , -ращ- , -рос- »
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)...
Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"
Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку....
Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"
Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку....
Урок по теме: "Буквы О-А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-"
Технологическая карта урока с презентацией....
«Буквы О - А в корне РАСТ- РОС -РАЩ»
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСв 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне РАСТ- РОС -РАЩ»....
Разработка урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»
ФИО (полностью)Мордвинова Надежда Михайловна Место работыГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 города Кинеля...
- Мне нравится (1)