«Буквы а – о в корнях -раст- , -ращ- , -рос- »
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по требованиям ФГОС27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык.5 класс

Тема: «Буквы а – о в корнях  -раст-  ,  -ращ- ,  -рос- »

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

Основные цели:

  1. сформировать представление о способе выбора написания гласных а - о в корнях, умение определять написание гласных а-о в корнях, комментировать условия написания;
  2. закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществлений учебной деятельности под руководством учителя;
  3. тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, умение действовать по алгоритму, логическое мышление, творческие способности.

Материал к занятию:  

  1. Демонстрационный: план действия (рассуждения)

Выделить корень

Определить конечную согласную в корне

Сделать вывод

  1. Раздаточный материал

- рабочая карта учащегося             - эталон проверки

- образец проверки                         - дополнительное задание

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

 - Здравствуйте, садитесь. Как у вас дела?  Я рада пригласить вас в очередное увлекательное путешествие в удивительный мир русского языка.

—        Над какой темой вы продолжаете работать в течение последних уроков? (Над темой «Правописание слов с чередующимися гласными а – о в корне слова» )

 - Значит, сегодня вы познакомитесь с новым знанием. Как вы будете это делать? (Мы повторим необходимый материал, выполним пробное действие, поймем, что мы не знаем, и сами построим новый способ.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

 - Какой раздел науки о языке вы изучаете? (Морфемика.)

 - Чем занимается морфемика? (Морфемика изучает части слова (морфемы).)

 - Давайте посмотрим, как вы знаете этот раздел. Постройте логическую цепочку.

Первый вопрос: «Какие морфемы вы знвете?» - задает учитель, продолжают ученики.

- А вы знаете, ребята, что морфемика тесно связана с орфографией? (Да.)

- Что такое орфография? (Орфография- это раздел науки о языке, который изучает правила написания слов.)

- Какие орфограммы в корне вы знаете? (Безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением, проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова,  чередующиеся гласные а – о в корне –лаг- и –лож- )

- Какой следующий шаг вы должны сделать? (Повторить нужный материал.)

- Почему вам необходимо повторение? (Мы должны вспомнить то, что нам нужно для урока, чтобы сделать следующий шаг.)

- Посмотрите на доску и обратитесь к своим рабочим картам:

На доске:

д..жди         п..мидор       голу..ка         вку..ый            сл..гать    

л..исты       б..рега          дер..кий         радо..ый         изл..жить

- Кто хочет поработать у доски? (остальные выполняют задание на крточках)

 - В чем вы сейчас упражнялись? (В умении применять правила выбора написания гласных в корне на практике, а также в объяснении условия своего выбора.)

- Следующее задание - на пробное действие. Зачем нужно пробное действие? (Чтобы понять, что мы не знаем, и поставить цель.)

На доске:

распол..гаться на берегу                 выр..стет тюльпан        

предпол..жить ответ                     выр..щенный сад

                                                           подр..сли на грядке

                                                           отр..сль хозяйства

(При записи двух последних словосочетаний у учащихся мнения делятся: одни считают, что писать нужно а, другие - о.)

- Кто не выполнил задание? В чем ваше затруднение? (Мы не смогли выбрать, какую букву надо вставить - а или о в ловах второго столбика.)

- Кто выполнил задание? Обоснуйте ваш выбор буквы. (Мы не можем обосновать.)

3.Выявление места и причины затруднения.

1) Какое задание вы должны были выполнить?

2) Почему же вы не смогли выполнить это задание - ведь в предыдущих похожих случаях вы с таким заданием справлялись?

3) Значит, в чем причина вашего затруднения? (Мы не знаем правила написания чередующейся гласной в корне   -раст-   -ращ-    -рос-.)

4.Построение проекта выхода из затруднения.

- Какова же цель нашей работы на уроке? (Выявить условия написания гласных а - о в корнях  -раст-   -ращ-    -рос-.)

- Сформулируйте тему урока. ( Буквы а – о в корнях  -раст-  ,  -ращ- ,  -рос.)

-Тему урока записываем в рабочие карты.

(Название темы записывается на доске и в рабочих картах учеников.)

-  Что из этапа повторения поможет нам в достижении цели? (Умение выделять корень, определять безударную и чередующуюся гласные в корне и комментировать условия выбора гласной.)

- Для определения условий выбора написания чередующихся гласных а - о в корнях  -раст-  ,  -ращ- ,  -рос я предлагаю вам поработать в группах. Но сначала давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

(По мере ответов учащихся учитель выставляет на доске шаги алгоритма Д-1:

Выделить корень

Определить конечную согласную в корне

Помнить исключения

Сделать вывод

5.Реализация построенного проекта

- Разделитесь на 4 группы и выполните следующее задание: выделите корень слова и обратите внимание на конечную гласную в корне. (выполнить упр. 126из учебника «Русский язык»/Бунеев Р.Н. и др. )

- Все ли группы справились с заданием? (Да.)

- Возникали затруднения? (Мы разрешили их внутри группы.)

- Итак, ребята, выполнив это задание, вы можете ответить, от чего зависит написание гласных А и О в корнях -раст-   -ращ-    -рос-.? (Да, написание чередующихся гласных А и О в корнях -раст-   -ращ-    -рос-  зависит от последующей согласной корня. )

- Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных  А и О в корнях -раст-   -ращ-    -рос- .

- Как нам оформить это правило, чтобы легче было его запомнить? (Составим алгоритм).

- Каким будет первый шаг нашего алгоритма? (Выделить корень.)

(Дети проговаривают шаги алгоритма, учитель фиксирует его на доске.)

- Что вы будете делать дальше? (Проверим, правильный ли алгоритм у нас получился.)

- Давайте в учебнике  внимательно прочитайте правило и проанализируйте алгоритм.

- Вернемся к заданию для пробного действия. Можем мы теперь правильно написать ? (Да.)

- Можем обосновать выбор букв  А и О в корнях -раст-   -ращ-    -рос- ?

(Да.)

(Ученики вставляют чередующиеся гласные и комментируют условия выбора гласной.)

6.Первичное закрепление во внешней речи

- Каким будет следующий этап вашей работы? (Теперь мы потренируемся в применении нового правила и поучимся формулировать условия написания чередующихся гласных А и О в корнях -раст-   -ращ-    -рос-.)

(Учитель предлагает учащимся выполнить упражнение на новое правило из используемого учебника.

Ученики выполняют упражнение в рабочих картах, проговаривая в парах условия написания чередующихся гласных А и О в корнях -раст-   -ращ-    -рос-. Первое словосочетание разбирают вместе.)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой

- Разобрались? Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Нужно поработать самостоятельно.)

- Посмотрите на задание № 2 в ваших рабочих картах, приступайте, время - 6 минут.

1

Выр..стили                   

2

Подр..сли                     

3

Отр..сль                       

4

Взр..щённый 

5

Р..стки 

6

Разр..статься 

7

Пор..сль 

8

Вр..сли

8.Включение в систему знаний и повторение

- Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

- А теперь тем, кто справился с работой отлично и уверен в своих новых знаниях, я предлагаю выполнить более сложное задание.

Дополнительное задание

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора гласных в корнях:            Долго р..сло р..стение, выр..щенное р..стовщиком из Р..стова по имени Р..стислав, пока р..сток не перер..с возр..стной барьер, прор..с выше, пройдя сквозь все р..стительные преграды, став добычей работников пищевой отр..сли.

- А те, кто испытал затруднения и допустил ошибки, обратитесь к эталону проверки и выполните упражнение из учебника №... (одно из заданий учебника, по которому идет работа, аналогичное заданию самостоятельной работы. Пока ученики, допустившие ошибки, выполняют упражнение, ребята, работавшие со сложным заданием, по цепочке зачитывают ответы.)

9.Рефлексия учебной деятельности

- Заканчивается урок. Значит, что надо сделать? (Подвести итог.)

- Какую цель мы ставили на уроке? (Мы поставили цель выявить условия написания чередующихся гласных  А и О в корнях -раст-   -ращ-    -рос-.)

- Достигли ее? (Да.)

Докажите. (Мы сами поставили цель, сами нашли новое правило и алгоритм, узнали условия написания чередующихся гласных Е и И в корнях.)

-  В чем вы испытали затруднения? (Мы не могли правильно выбрать чередующуюся гласную в корне.)

- Что вам помогло их преодолеть? (Групповая работа и работа в парах, правило в учебнике, алгоритм действия, учитель.)

-Оцените свою деятельность на уроке, составьте синквейн.

- Учитывая изученный материал и затруднения, которые мы испытали, давайте подумаем, какую работу следует сделать дома. (Обратиться к правилу, потренироваться в формулировке условий выбора гласных  А и О в корнях -раст-   -ращ-    -рос- , выполнить упражнение из учебника, составить самодиктант,... и т.д.)

В завершение, учитель предлагает дома изучить теоретический материал учебника по данной теме, сделать одно упражнение из учебника. А тем, кто уверен в своих знаниях, выполнить творческое задание: придумать шуточные четверостишия с использованием слов с чередующимися гласными А и О в корнях -раст-   -ращ-    -рос-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы О-А в корне -раст-/-рос-. "Растёт рябина"

Урок проводится в 5 классе. Тема "Растёт рябина". Используются примеры, предложения, стихотворения о рябине....

Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"

Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку....

Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"

Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку....

Урок по теме: "Буквы О-А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-"

Технологическая карта урока с презентацией....

«Буквы О - А в корне РАСТ- РОС -РАЩ»

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСв 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне РАСТ- РОС -РАЩ»....

Разработка урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»

ФИО (полностью)Мордвинова Надежда Михайловна Место работыГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа  №11 города Кинеля...

Открытый урок "Буква А - О в корне -раст-, -рос-"

Открытый урок по русскому языку в 5 классе...