«Буквы О - А в корне РАСТ- РОС -РАЩ»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Мухтарова Сазидя Хафизовна

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне РАСТ- РОС -РАЩ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_o-a_v_korne_rast_-_ros_-_rashch.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне РАСТ- РОС -РАЩ».

 

Тип урока: введение нового знания.

Технология: деятельностный  метод обучения.

Основные цели:

1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне РАСТ-РОСТ-РАЩ,

научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;

2)закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;    

3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

1.Постановка учебной задачи.

Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания.

УУД: личностные, коммуникативные.

Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.

 

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

  Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография».

С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках?

 (орфограмма).

 Что такое орфограмма?

 (ошибкоопасное место)

. А для чего мы должны изучать орфограммы?

 (чтобы быть грамотными людьми).

  Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком?

 (да, конечно).

 Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне?

(перечисляют).

С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке?

(лаг-лож).

Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:

С.довник,  р.стение, р.сточек, прил.жить, изл.гать,  выр.щенный, в.дяной, выр.с.

 

Все ли справились с заданием?

 Всё ли вам было понятно в задании?

 (не совсем ,возникли затруднения).

Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем? 

 (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием  (РАСТ-РОС-РАЩ).  

Итак, какова наша с вами учебная задача?

 Какую цель преследуем на уроке?

 Что сегодня предстоит нам выяснить?

  (Дети высказываются, формулируют тему урока).

2. «Открытие нового знания» .

Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.

Способы: диалог, парная работа.

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием РАСТ-РОС-РАЩ? 

 (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).

Предлагаю следующее задание выполнить в парах.

 

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

 

Растение, вырос, выращивать, росток, растительный, росли, растёт.

 

 

 Все ли справились с заданием?

(да).

  Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях РАСТ-РОС-РАЩ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.

 

3.Первичное закрепление.

Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.

 

  -Ребята, давайте составим алгоритм , чтобы легче  запомнить правило.

 ( Дети проговаривают  шаги алгоритма).

(выделить корень;  подчеркнуть согласную корня: перед «СТ» и «Щ» пишем «А», а перед «С» - «О».

 А теперь  откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (дети высказываются).Что ещё узнали?

(есть слова- исключения: росток,  отрасль)

Выполним упражнение№438  на новое правило  из учебника.

Ученики проговаривают в парах условия написания корней РАСТ-РОС-РАЩ и осуществляют взаимопроверку.

Как проверить, усвоили вы новую тему или нет?

 (нужно поработать самостоятельно).

 

4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».

 

Предлагаю написать буквенный диктант. (о-а). Тот ученик, который правильно написал буквы в продиктованных словах и соединил букву «О», тот поучит какую-то букву… («О») Значит, вы усвоили правило и не сделали ни одной ошибки. Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ.

 

1.растение, выросли, разрастается

2.растущий, выращивать, росток

3.дорасти, переросли, заросли.

5.Тренировочные упражнения.

Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.

1)Записать однокоренные слова  с данными приставками: ПОД-,У-, ПО-, На-, ПРО-, ПЕРЕ-,ЗА-, В-, РАЗ(С)-,ВОС(З)- Глаголы: Р…СТИ,Р…СЛИ.

С какими  приставками однокоренных слов нет?

Составить 2 предложения с прямой речью, стоящей после слов автора.

2)Упражнение №440 Озаглавьте текст. Спишите первые 3 предложения. Подберите  к выделенным  словам слова с чередованием согласных.

Ребята, мне бы хотелось обратить ваше внимание на то: НЕ пользуйтесь проверочным словом  при написании слов с чередованием гласных в корне! 

Рефлексия деятельности (итог урока).

Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями РАС-РОСТ-РАЩ ( росли, растительность,  выращивать ,росток и т.д.).

Домашнее задание по выбору: 1. Выполнить упражнение №437из учебника.

                                                     2. Составить карточку для соседа на изученное

                                                      правило.            

                                                      (10 слов с пропущенными буквами в корнях);

                                                      3. Написать небольшой рассказ «На пришкольном участке, употребляя

                                                       слова и словосочетания с корнями РАСТ-РОС-РАЩ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы О-А в корне -раст-/-рос-. "Растёт рябина"

Урок проводится в 5 классе. Тема "Растёт рябина". Используются примеры, предложения, стихотворения о рябине....

«Буквы а – о в корнях -раст- , -ращ- , -рос- »

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)...

Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"

Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку....

Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"

Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку....

Урок по теме: "Буквы О-А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-"

Технологическая карта урока с презентацией....

Разработка урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»

ФИО (полностью)Мордвинова Надежда Михайловна Место работыГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа  №11 города Кинеля...

Открытый урок "Буква А - О в корне -раст-, -рос-"

Открытый урок по русскому языку в 5 классе...