«Наш родной русский язык. Язык и человек. Язык и речь»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Такменина Вера Александровна

Ввводный урок в пятом классе. когда обучащиеся должны понять и осознать значение родного русского языка для современного россиянина. его роль в обществе, установить взаимосвязь человека и языка в современном обществе, постичь взаимодействие и ценность языка и речи. В ходе урока учащиеся пользуются не только учебником, но индивидуальными карточками с разными заданиями, работают как в группах, так и парами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavlova.odt31.81 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 им. Ю.А. Гагарина

Конспект вводного урока в 5 классе:

«Наш родной русский язык. Язык и человек. Язык и речь»

                                       

                                                                               Выполнила: Такменина Вера Александровна,

                                                                               учитель русского языка и литературы

                                                                     г. Таганрог, 2016 г.

Тема урока: «Наш родной русский язык. Язык и человек. Человек и речь».

Тип урока: урок открытия  новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Цель: показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию – общение; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”; формировать ценностное отношение к нему как носителю духовной памяти русского народа.

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, беседа, постановка проблемных вопросов

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, рисунки

Целевые установки  урока (задачи):

  1. Метапредметные: умение выделять главное, систематизировать, понимать проблему, выдвигать гипотезы, аргументировать собственную точку зрения, находить в тексте главную информацию, формулировать выводы, умение работать в группе.
  2. Предметные (образовательные): способствовать формированию представления о связи языка и культуры народа, понимания особенностей языкового оформления, использования  выразительных средств  языка.
  3. Личностные: воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного  отношение к родному языку, осознания учащимися эстетической ценности русского языка.

Формируемые УУД:

  1. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний;
  2. Личностные УУД: установление учащимися связи между целью деятельности и её мотивом, самоопределение;
  3. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и изменений в работе в случае расхождения с эталоном;
  4. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать собственную позицию.

Ход урока

                «Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен,                 послушен, ловок и вместителен...» (А.И.Куприн)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!» (И.С.Тургенев)

I. Вступительное слово учителя.

        Ребята, задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку. Лев Успенский в своей замечательной книге “Слово о словах” пишет: “Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом”. Как вы думаете, какова тема нашего урока? Сформулируйте ее.

(Запишите в тетради тему нашего урока “Язык и человек. Язык и речь. Наш родной русский язык”).

 Да, ребята, человеческий язык – удивительное, неповторимое чудо. Ну что бы мы, люди, значили бы без него? Просто невозможно представить нас безъязыкими. Ведь именно язык помог нам выделиться из животных. Он считается главным средством человеческого общения.Но почему главным? Существуют ли другие средства общения? Если да, то какие? - Мимика, жесты, рисунки, сигналы, знаки. Это всё – невербальные средства общения, т.е. бессловесные. Попробуйте привести примеры таких языков.

        Например, свои чувства другому человеку человек может передать с помощью языка цветов. Красная роза – это признание в любви, белые розы и лилии – знак чистоты, фиалка – верность, красный тюльпан – удача и т.д. Существуют и другие “бессловесные” языки – язык музыки, язык танца, язык мимики, язык формул, языки программирования. Есть также язык жестов. Его можно считать международным, хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии кивок означает отрицание “нет”, а если человек поворачивает голову налево-направо, значит, он с вами согласен – “да”.

- Как вы думаете, почему чаще всего люди используют всё-таки “словесный” язык?

(Да, язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например, по телефону, с помощью писем, с помощью книг.)

- Мы с вами изучаем русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Многие поэты и писатели воспели красоту русского языка в своих произведениях. Послушайте высказывание А.Н.Толстого: “Дивной вязью русский народ плёл невидимую сеть русского языка, яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрела, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого”

- Запишите эти слова в тетради и объясните, какие особенности русского языка отметил автор строк (ученики записывают высказывание и объясняют отмеченные автором особенности русского языка).

 Вот видите, ребята, какое огромное значение имеет язык, поэтому к нему относиться надо очень внимательно. Посмотрите на эпиграф нашего урока. Что вы думаете о высказываниях великих писателей? А поведет нас в мир языка наш учебник. Возьмите его в руки. Наш учебник русского языка составили учителя Таиса Алексеевна Ладыженская, Михаил Трофимович Баранов и Лидия Александровна Тростенцова.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности. Работа с раздаточным материалом

Попробуйте сложить пословицы из слов на карточках и объяснить их (на парту выдаются разрезанные листики с пословицами) или они проектируются на экран

1. Без русского языка не сколотишь и сапога.

2. От приветливых слов язык не отсохнет

3. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

4. Красную речь красно и слушать.                                                                                                  5. Язык – к знанию ключ.                                                                                                                             6. Язык – весы ума. (Узбек.)                                                                                                                                  7. Язык – ключ к сердцу. (Азерб.)                                                                                                          8. Язык – переводчик сердца. (Араб.)                                                                                                                   9. Язык поможет найти правильный путь. (Вьетн.)

- Как вы понимаете данные высказывания? О какой роли языка в жизни человека они говорят?

- Как называются такие изречения, наполненные глубоким смыслом? Почему первые пять пословиц не обозначены кому они принадлежат?

- Как вы думаете, в последней пословице о каком пути идет речь? Вспомните русскую пословицу, похожую по смыслу на вьетнамскую. (Язык до Киева доведет.) Что обозначает эта пословица?

- Запишите в тетрадь одну из пословиц, которая вам понравилась больше всего.

III. Работа с учебником. Проблемное объяснение нового знания.

1. Чтение учеником теоретического материала на стр. 4.
- Что вы узнали нового из того, что сейчас прочитали?
(Язык – это средство передачи мыслей, знаний и чувств. С помощью языка люди общаются друг с другом, они обмениваются какой-то информацией, своими мыслями, впечатлениями, передают опыт следующим поколениям.
2. Выполнение упражнения 1, стр. 4.  Оно читается вслух двумя-тремя учениками.
- Ответьте на вопрос, заданный к упражнению: что нового о значении языка в жизни людей вы узнали? Зачем человеку нужен язык? (Язык соединяет людей, двигает прогресс; вся жизнь человека неразрывно связана с языком.)
- Как вы думаете, почему некоторые слова выделены полужирным шрифтом? (Выделенные слова – это всё, посредством чего люди общаются друг с другом. Сказки, прибаутки, книги, песни передают мысли, чувства и настроения тех, кто их сочинял. Математические формулы, наука, техника, искусство и ремесло – это тоже своего рода язык.)
- Язык изучает наука лингвистика. Запомните,  лингвистика – это наука о языке. Лингвистика говорит нам о том, что общение бывает двух видов – устное и письменное.
        Рассмотрите рисунки на с. 6. На каком из них показано устное общение, а на каком – письменное? (Дети отвечают.)
        Упр. 4, упр. 5, стр. 6. Почему слова говорение-слушание, письмо-чтение соединены двойными стрелками? (Отвечая на вопрос, почему слова «говорение – слушание» и «письмо – чтение» соединены двойными стрелками, дети должны понять, что в обоих ситуациях присутствуют двое - говорящий и слушающий говорящего, пишущий и читающий написанное).

IV. Работа со словарем.  Первичное закрепление.                                                                                                                                   - Давайте заглянем в «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля и “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой и посмотрим, что же такое язык, а что такое речь? (дети работают в группах: 1 группа – «язык», 2 группа – «речь») (1 ученик из группы рассказывает о проделанной работе) (3 слайд)

-Слово “язык” многозначное:

  1. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.
  2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей.
  3. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
  4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.
  5. Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца.
  6. Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.

- Оказывается слово “речь” тоже многозначное. (4 слайд)

  1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.
  2. Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.
  3. Звучащий язык. Русская речь музыкальна.
  4. Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.
  5. Публичное выступление. Выступать с речью.

- А можно ли обойтись без языка? (дети предлагают ответы)

V. Вторичное закрепление. Работа с учебником. Выступление членов клуба знатоков.

Упр.6, стр. 5.  (продолжение)

- Как вы думаете, какое общение появилось раньше: устное или письменное?

На самом деле письменность появилась значительно позднее устной речи.

Самый древний и самый простой способ письма — „рассказ в картинках“. То есть „рисую-пишу“ (пиктографическим письмом и в наше время ещё пользуются некоторые американские индейцы). Письмо это конечно же очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Послушайте историю появления письменности, которую подготовил наш клуб знатоков. (Ребята, подготовленные заранее выходят и рассказывают о появлении письменности и раздают карточки с разными рисунками)

        В IV-III тысячелетиях до н. э. В Древнем Шумере (Передняя Азия), в Древнем Египте, а потом, во II, и в Древнем Китае возник другой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Так же определённым символом обозначали дом, город, лодку…

Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: „иеро“ — „священный“, „глифы“ — „высеченный на камне“. Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Это письмо можно назвать: „пишу понятие“ или „пишу идею“ (отсюда научное название такого письма — „идеографическое“). Однако сколько же приходилось помнить иероглифов!

Следы такого письма в наше время сохранились в математике. Это знаки +, –, = и некоторые другие.

        Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо, изобретение которого происходило на протяжении III-II тысячелетий до н. э.

Например, преимущественно слоговым письмом является знаменитая клинопись. (Слоговым способом до сих пор пишут в Индии, в Эфиопии.)

Следующим этапом на пути упрощения письменности стало так называемое звуковое письмо, когда каждому звуку речи соответствует свой знак. Так, в конце II тысячелетия до н. э. алфавит возник у финикийцев, древних евреев, арамейцев.

От финикийцев — жителей восточного побережья Средиземного моря, морских торговцев и путешественников — буквенно-звуковое письмо перешло к грекам. От греков данный принцип письма проник в Европу. А от арамейского письма, как считают исследователи, своё происхождение ведут почти все буквенно-звуковые письменные системы народов Азии.

Древнегреческая надпись демонстрирует двустороннее направление строки.

Русский язык, как и все другие современные мировые языки, использует буквенное письмо, т. к. имеет алфавит. С помощью алфавитов устную речь мы переводим в письменную.)

        Теперь перенесемся немного вперед, в период правления князя Владимира Красное Солнышко, богатырей Ильи Муромца и Добрыни Никитича, когда государство славян называлось Киевская Русь. Русь стала христианской (вера в Христа), а до этого было язычество - много богов. Но не понимали славяне ничего в новой вере: ни Слова Божия, ни богослужения, потому что не знали греческого языка, на котором велись службы и написаны были богослужебные книги. Тогда привезли священные книги на славянском языке.

Что произошло в 988 году?

- 988 год - крещение Руси.

- Что такое алфавит? Кто его создатели?

- В 862 году два образованных брата - монаха Кирилл и Мефодий, получили задание перевести греческие богослужебные книги на славянский язык. Это было сложно: славяне не умели писать и читать, т.е. письменного языка у них не было. Надо было создать азбуку, перевести греческие книги, да еще и научить славян письму и чтению. За этот поистине великий труд Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых. За основу взяли греческий алфавит.

Кирилл и Мефодий создали славянскую Азбуку, которую назвали КИРИЛЛИЦА.

- Для чего создали кириллицу?

Значит, это был не повседневный, разговорный язык, а священный, чтобы обращаться к Богу.

1. Посмотрите на эту азбуку.

  • в старой азбуке или в современном алфавите больше букв?
  • как называется первая буква?
  • а вторая?
  • прочитайте две вместе, что получилось?

аз + буки = азбука.

2. Еще один секрет Кириллицы:

  • аз-я
  • буки - буквы
  • веди - ведать, знать
  • глаголь - говорить
  • добро-хорошо. - что получается?

3. Посмотрите, какие сложные буквы по начертанию. Их писали с благоговением, кое-как писать не дозволялось. Книги переписывали вручную ученые люди, лучшие писари.

Заглавные буквы писали красной краской, украшали рисунками. Отсюда пошло выражение "писать с красной строки".

Книги ценились буквально на вес золота, т.к. их было очень мало. Ими дорожили, обложки переплетали кожей, их украшали золотом, серебром, драгоценными камнями.

Стоит и нам поучиться трепетному отношению к книгам, подумать, как постараться писать красиво, чтобы быть достойными древних мастеров.

Благодаря их труду мы знаем, как жили наши далекие предки, их мысли, чувства. Это тоже общение.

VI. Подведение итогов урока.

О чем мы говорили сегодня на уроке? Какой главный вопрос стоял в центре нашего внимания?

Так зачем же мы изучаем русский язык? (Русский язык – это язык великого русского народа. Он нужен нам, чтобы читать, писать, общаться, делиться своими мыслями с другими людьми. В языке отражается история и культура народа, его мудрость. Русский язык велик, богат и могуч. Знание языка позволяет воздействовать на других людей, использовать слово, как оружие. Поэтому очень важно, кто этим оружием будет владеть. Человек должен любить, ценить и беречь свой язык.)

4.Домашнее задание.

1)Подготовить ответ на вопрос: «Зачем современному россиянину изучать русский язык?» (3-5 предложений с доказательствами)

2)записать однокоренные слова к слову «язык».

3)найти и записать еще 2 пословицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по теме "Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы"

Ассоциативные приёмы для запоминания учебного материала по теме урока....

Конспект открытого урока по родному русскому языку "Язык художественного литературы"

На примере лирического отступления в 11 главе поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" рассматривается особенности языка художественной литературы. Домашнее задание направлено на повторение функциона...

Конспект урока родного (русского) языка "Орфоэпические нормы русского языка"

Конспект урока родного языка. Возможно для использования при подготовке к ЕГЭ...

8 класс. 3 четверть. Родной русский язык. Контрольная работа по разделу «Культура речи».

В работу включены задания, выполнение которых требует ЗНАНИЙ правильного произношения и ударения, грамматических и лексических норм.Задание № 4 носит как просветительский, так и проверочный характер (...

Методическая разработка по родному (русскому) языку «Изобразительно-выразительные средства языка»

Методическая разработка по родному (русскому) языку «Изобразительно-выразительные средства языка»...