Главные вкладки

    Урок в 5 классе по теме "Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы"
    методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

    Ассоциативные приёмы для запоминания учебного материала по теме урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uroki_r.ya_._v_5klassedokument_microsoft_office_word.docx16.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок №1                                                     Я-5

    Тема: Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы

       Цели: сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; дать понятие о единицах языка.

                Задачи: научить способу запоминания  учебного материала по теме на  основе ассоциаций

                         Оборудование: ИКТ

    Ход урока

    1)  Организационный момент: оформление тетрадей

    2)  Анализ  слова «сентябрь»: мягкие согласные создают настроение и влияют на восприятие этого слова.   Написание е в первом слоге можно запомнить при помощи словосочетания «первое сентября». Слова, которые всплывают в памяти при произношении какого-то слова, называют ассоциациями, а способ запоминания – ассоциативным. Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «русский язык»?

     3)  Мы читаем книгу, газету, журнал и понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может проходить устно и письменно. И это происходит благодаря языку. Слово – это речь, язык. Писатель Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают  друг другу свои мысли…  не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом».

     Работа над отрывком из стихотворения Е. Тараховской «Где овечка без хвоста?».

    У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.

            … Повстречалась с ним корова

            У зеленого куста.

            – Эй, буренушка, здорово!

            Не видала ль ты, корова,

            Где овечка без хвоста?

            Но корове эти речи

            Непонятны человечьи,

            И она в ответ ему

            Промычала кратко: «Му!»

            Повстречался пес зубастый

            Возле речки у моста.

            – Эй, послушай, псина, здравствуй!

            Не видал ли, пес зубастый,

            Ты овечку без хвоста?

            Но собаке эти речи

            Непонятны человечьи.

            Ничего не разобрав,

            Пес пролаял громко: «Гав!»

            Повстречался с ним козленок

            У кленового куста.

            – Эй, рогатый! Эй, миленок!

            Не видал ли ты, козленок,

            Где овечка без хвоста?

            Но козлу такие речи

            Непонятны человечьи.

            Лист кленовый теребя,

            Он проблеял нежно: «Бя!»

            Повстречался конь ретивый,

            Грива черная густа.

            – Эй, послушай, черногривый!

            Не видал ли, конь ретивый,

            Ты овечку без хвоста?

            Но коню такие речи

            Непонятны человечьи.

            И заржавши: «Ги! Ги! Ги!», –

            Конь возьми да убеги.

    Затем Ване повстречался кот усатый, за котом –  попугай и, наконец, мальчик, который помог найти овечку.

            Мы с тобой такие речи

            Понимаем человечьи.

            Я в ответ сказать могу:

            «Вон овечка – на лугу!»

    В о п р о с ы:

    – Почему животные не смогли помочь Ване?

    – Кто помог мальчику и почему?

    К какому же выводу вы пришли? (Речь (язык) служит для взаимопонимания людей, для передачи мыслей, чувств и т. д.)

    – Что такое язык? (Язык – средство человеческого общения.)

    – Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово язык? (Речь, слово.)

    язык изучает наука лингвистика (лингва – язык). В учебнике отражены разделы науки о языке, с которыми ребята познакомятся в процессе изучения.

     4)  Единицы языка.

    1. Предложение – единица языка.

    2. Слово – единица языка.

    3. Звук – единица языка.

     Диктант с заданием.

    Пусть живет

    Около санатория есть озеро. Из него вытекает ручей, который можно перейти двумя широкими шагами. На дне ручья лежала серая шина.

    Однажды мы с Ваней решили эту шину достать. Вытащили ее на берег, перевернули. И вдруг оттуда выпал сом! Забился на траве, затрепыхался. Жалко нам стало бедного сома, и мы отпустили его в ручей. Рыба махнула хвостом и уплыла. Пусть живет.

     Задание.

    1. Назовите единицы языка. Подтвердите примерами из текста.

    2. Можно ли отнести этот текст к рассказам о летних происшествиях?

    Домашнее задание: составить и записать рассказ (6-10 предложений) «Моё летнее происшествие ».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    5 - 6 классы Методические материалы по русскому языку. Развитие речи на основе анализа сочинений учащихся (критическая оценка детского творчества)

    Прежде чем приступать к написанию сочинения, учащийся должен сформировать четкое представление о том, что он будет писать, в каком порядке собирается располагать свои мысли, какие средства художествен...

    Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи

    Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков.В письменной же речи русского языка...

    Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

    Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

    Вводный урок в 5 классе по программе Разумовской "Язык и речь. Язык и человек"

    Вводный урок в 5 классе по программе Разумовской "Язык и речь. Язык и человек" содержит краткое описание урока с основными видами деятельности, интересные примеры, задания, тексты для работы на уроке...

    «Наш родной русский язык. Язык и человек. Язык и речь»

    Ввводный урок в пятом классе. когда обучащиеся должны понять и осознать значение родного русского языка для современного россиянина. его роль в обществе, установить взаимосвязь человека и языка в совр...

    Дидактические материалы по русскому языку 8 класс. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса».

    Данные дидактические материалы соответствуют федеральному  государственному образовательному стандарту. Использование материалов позволит педагогу:-целенаправленно и систематически работать ...

    Дистанционный урок для 5 класса по теме «Функциональные разновидности языка. Стили речи»

    Урок русского родного языка в 5 классе Дата проведения: 20 апреля Тема урока: «Функциональные разновидности языка. Стили речи»1. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.1) НАБЛЮДЕНИЕ.1) Прочитайте...


     

    Комментарии

    Урок даёт понимание статуса русского языка как государственного, его функции интеграции народов России, причины потребности в русском языке.