Урок в 5 классе по теме "Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Ассоциативные приёмы для запоминания учебного материала по теме урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_r.ya_._v_5klassedokument_microsoft_office_word.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №1                                                     Я-5

Тема: Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы

   Цели: сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; дать понятие о единицах языка.

            Задачи: научить способу запоминания  учебного материала по теме на  основе ассоциаций

                     Оборудование: ИКТ

Ход урока

1)  Организационный момент: оформление тетрадей

2)  Анализ  слова «сентябрь»: мягкие согласные создают настроение и влияют на восприятие этого слова.   Написание е в первом слоге можно запомнить при помощи словосочетания «первое сентября». Слова, которые всплывают в памяти при произношении какого-то слова, называют ассоциациями, а способ запоминания – ассоциативным. Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «русский язык»?

 3)  Мы читаем книгу, газету, журнал и понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может проходить устно и письменно. И это происходит благодаря языку. Слово – это речь, язык. Писатель Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают  друг другу свои мысли…  не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом».

 Работа над отрывком из стихотворения Е. Тараховской «Где овечка без хвоста?».

У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.

        … Повстречалась с ним корова

        У зеленого куста.

        – Эй, буренушка, здорово!

        Не видала ль ты, корова,

        Где овечка без хвоста?

        Но корове эти речи

        Непонятны человечьи,

        И она в ответ ему

        Промычала кратко: «Му!»

        Повстречался пес зубастый

        Возле речки у моста.

        – Эй, послушай, псина, здравствуй!

        Не видал ли, пес зубастый,

        Ты овечку без хвоста?

        Но собаке эти речи

        Непонятны человечьи.

        Ничего не разобрав,

        Пес пролаял громко: «Гав!»

        Повстречался с ним козленок

        У кленового куста.

        – Эй, рогатый! Эй, миленок!

        Не видал ли ты, козленок,

        Где овечка без хвоста?

        Но козлу такие речи

        Непонятны человечьи.

        Лист кленовый теребя,

        Он проблеял нежно: «Бя!»

        Повстречался конь ретивый,

        Грива черная густа.

        – Эй, послушай, черногривый!

        Не видал ли, конь ретивый,

        Ты овечку без хвоста?

        Но коню такие речи

        Непонятны человечьи.

        И заржавши: «Ги! Ги! Ги!», –

        Конь возьми да убеги.

Затем Ване повстречался кот усатый, за котом –  попугай и, наконец, мальчик, который помог найти овечку.

        Мы с тобой такие речи

        Понимаем человечьи.

        Я в ответ сказать могу:

        «Вон овечка – на лугу!»

В о п р о с ы:

– Почему животные не смогли помочь Ване?

– Кто помог мальчику и почему?

К какому же выводу вы пришли? (Речь (язык) служит для взаимопонимания людей, для передачи мыслей, чувств и т. д.)

– Что такое язык? (Язык – средство человеческого общения.)

– Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово язык? (Речь, слово.)

язык изучает наука лингвистика (лингва – язык). В учебнике отражены разделы науки о языке, с которыми ребята познакомятся в процессе изучения.

 4)  Единицы языка.

1. Предложение – единица языка.

2. Слово – единица языка.

3. Звук – единица языка.

 Диктант с заданием.

Пусть живет

Около санатория есть озеро. Из него вытекает ручей, который можно перейти двумя широкими шагами. На дне ручья лежала серая шина.

Однажды мы с Ваней решили эту шину достать. Вытащили ее на берег, перевернули. И вдруг оттуда выпал сом! Забился на траве, затрепыхался. Жалко нам стало бедного сома, и мы отпустили его в ручей. Рыба махнула хвостом и уплыла. Пусть живет.

 Задание.

1. Назовите единицы языка. Подтвердите примерами из текста.

2. Можно ли отнести этот текст к рассказам о летних происшествиях?

Домашнее задание: составить и записать рассказ (6-10 предложений) «Моё летнее происшествие ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи

Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков.В письменной же речи русского языка...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Вводный урок в 5 классе по программе Разумовской "Язык и речь. Язык и человек"

Вводный урок в 5 классе по программе Разумовской "Язык и речь. Язык и человек" содержит краткое описание урока с основными видами деятельности, интересные примеры, задания, тексты для работы на уроке...

«Наш родной русский язык. Язык и человек. Язык и речь»

Ввводный урок в пятом классе. когда обучащиеся должны понять и осознать значение родного русского языка для современного россиянина. его роль в обществе, установить взаимосвязь человека и языка в совр...

Дистанционный урок для 5 класса по теме «Функциональные разновидности языка. Стили речи»

Урок русского родного языка в 5 классе Дата проведения: 20 апреля Тема урока: «Функциональные разновидности языка. Стили речи»1. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.1) НАБЛЮДЕНИЕ.1) Прочитайте...

Урок русского языка для 5-го класса по теме "Язык и речь. Язык и человек

Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) ч...

Русский язык.Тест № 1. Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

Русский язык.Тест № 1. Раздел 1.  Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры....


 

Комментарии

Урок даёт понимание статуса русского языка как государственного, его функции интеграции народов России, причины потребности в русском языке.