Вводный урок в 5 классе по программе Разумовской "Язык и речь. Язык и человек"
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Сорокина Юлия Анатольевна

Вводный урок в 5 классе по программе Разумовской "Язык и речь. Язык и человек" содержит краткое описание урока с основными видами деятельности, интересные примеры, задания, тексты для работы на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл материалы к уроку29.19 КБ

Предварительный просмотр:

1 урок. Вводный. Язык и речь. Язык и человек

Цель:

  1. Познакомить со значениями слов “речь”, “язык”, “слово”,
  2. Развивать умение отличать значения данных слов в контексте.
  3. Формировать навык работы со словарями.
  4. Воспитывать любовь к родному языку.

Цель: показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию – общение; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, беседа, постановка проблемных вопросов

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, дети. Мы с вами сегодня начинаем длительное путешествие в страну под названием «русский язык». Как и в любой другой стране, здесь есть свои правила, свои законы. В этой стране дома состоят из морфем, а по улицам ходят части речи. С жителями этой страны – русского языка – мы будем знакомиться на протяжении шести лет. И от нас зависит будет ли это путешествие увлекательным или же оно будет омрачено несерьезным отношением к языку.

вопросы

Ответы /Запись в тетради

Дополнительно

Скажите, дети, почему к языку нужно серьезно относиться?

А что будет если не будет единого, универсального средства общения?.

язык – средство общения

*какие еще бывают средства общения? (язык жестов, язык цветов, мимики и др.)

** в Болгарии кивок означает отрицание “нет”, а если человек поворачивает голову налево-направо, значит, он с вами согласен – “да”.

В словаре можно увидеть множество значений слова “язык”.

Язык – система

язык как система словесного выражения мыслей, знаний, чувств, которая служит средством общения людей 

Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны? (примеры детей +искусственные языки, исчезающие языки)

Языки:

рус.,англ, нем., фр. и др.

Естественные и искусственные

(эсператнто)

Живые и мертвые

исчезающие

*Больше всего людей говорят на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском, португальском и французском. А русский один из богатейших языков мира. В Словаре современного русского литературного языка. записано 120480 слов! В словаре В.И.Даля, который точно называется “Толковый словарь живого великорусского языка”.собрано 200 000 слов, пословиц и поговорок.

Мы с вами изучаем русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Многие поэты и писатели воспели красоту русского языка в своих произведениях.

русский язык – национальный язык русского народа

высказывание А.Н.Толстого: “Дивной вязью русский народ плёл невидимую сеть русского языка, яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрела, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого

- А теперь обратимся ко второму слову темы нашего урока “речь”. Она неразрывно связана с языком. Что такое речь? Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами. Можно сказать, что язык – это “кладовая” речи, которая хранит и бережет все людское познание. А речь – это язык в действии, язык в работе.

Записать: речь – это язык в действии, в работе. Язык – «кладовая» речи.

Язык является кладовой для речи. Речь использует средства языка (слова, грамм.конструкции). Формы речи.

Давайте определим, чем они различаются. Как вы думаете, какая речь появилась раньше?

- Какая речь есть у всех народов?

- Какую роль играет письменная речь в человеческом обществе?

- Какой речью мы пользуемся чаще?

- Ребята, а как нужно относиться к слову? *бывали ли у вас случаи, когда обижали словом?

Речь

Устная форма

Письменная форма

Вначале появилась звуковая речь. Это произошло примерно миллион лет тому назад. Значительно позже возникла письменность

Несомненно, звучащая (или устная). А вот своей письменности не имеют многие народы.

Без письменной речи люди не смогли бы сохранить идеи, знания, , произведения искусства и многие дух.ценности

устной

В.Шефнер писал:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Можно поговорить о языке интернета, о способах выражения мыслей (смайлики, знаки препинания)

Устная речь (от слова уста – губы)

Слово не стрела, а в сердце язвит.

Недоброе слово что огонь жжёт.

Звон не молитва, крик не беседа.

На чужой роток не накинешь платок.

Ласковое слово и кость ломит.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Работа с пословицами: записать понравившиеся, устно объяснить значение, разбор непонятных слов

Давайте подведём итоги нашего занятия. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- в мире существуют “бессловесные” языки

- словесный язык универсален

- в мире множество языков

- русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

- язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств, это средство общения между людьми с помощью слов, речи

- речь бывает письменная и устная

Вывод.

Слово учителя.

Закончить наш разговор о языке мне хочется диалогом из рассказа М.Горького:

– Ты таким языком со мной не смей говорить!
–А у меня один язык (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.

Ребята, я думаю всем понятно, в каких значениях употреблено слово “Язык”. Ведь мы сегодня говорили об этом целый урок.

VII. Домашнее задание. Подобрать пословицы и поговорки со словами “речь”, “язык” и “слово”.

Еще материал по теме, который можно привлечь:

Язык-речь-человек

- Ребята, ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных (таких детей называют маугли). И ни один ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество. Как вы думаете, почему это происходило 

Вариант домашнего задания: каждому ученику выдается карточка с цитатами о русском языке. Задание: объяснить (устно) все высказывания, списать одно (на выбор):

Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой. (Л.Н.Толстой.)

Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И.С.Тургенев.)

...Русский язык чрезвычайно богат, глубок для выражения простых, естественных понятий... В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до 10 и более глаголов одного корня, но разных видов. (В.Г.Белинский.)

Исследования английских ученых. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем Попробуйте прочитать (текст с “абракадаброй” раздаем каждому ученику):

Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом. Сомае ундитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы. А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзелульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.

 Словарная работа.

слово “речь” многозначное. Заглянем в словарную статью.

  1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.
  2. Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.
  3. Звучащий язык. Русская речь музыкальна.
  4. Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.
  5. Публичное выступление. Выступать с речью.

– В толковом словаре есть словарная статья к слову “слово” – “единица речи”, “речь”. Оба эти значения неразрывно связаны.

– Слово “язык” тоже многозначное:

  1. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.
  2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей.
  3. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
  4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.
  5. Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца.
  6. Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.

задание

 Мы познакомились со значениями слова “речь”. Давайте поучимся различать значения этого слова в предложениях. Запишем их и в скобках обозначим цифрой значение 1, 2, 3, 4 или 5.

1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. (5.)
2) Об этом не может быть и речи. 
(4.) 
3) У этого мальчика затруднительная речь. (1.) 
4) Звучит многоязычная речь. (3.) 
5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью. 
(2.) 
6) О чем речь? (5.)

– А в каком из этих пяти значений слово “речь” употреблено в теме нашего урока? (1.)

Вывод: Русский язык (русскую речь) мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно выражать свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться рассказывать и писать так, чтобы слушающим и читающим было не только понятно, но и интересно.

Работа с текстом “Язык”. (Текст должен быть распечатан для каждого учащегося.)

Язык.

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок 4 класс УМК Enjoy English

Знакомство  учебником, введение новой лексики. ее отработка в речи, работа в парах....

Физика и познание мира. Вводный урок. 10 класс.

Представленный материал может помочь учителю "украсить"материал вводного урока физики в 10 классе....

Вводный урок 2 класс."Знакомство с предметом. Немецкий язык".

данный материал поможет учителю решить проблему визуализации....

Конспект урока литературы "Роль книги в жизни человека" (вводный урок, 5 класс)

Конспект вводного урока литературы в 5 классе на тему "Роль книги в жизни человека". Урок разработан с применением технологии развития критического мышления....

Функции русского языка. Вводный урок 8 класс

Функции русского языка. Вводный урок 8 класс...

Урок русского языка для 5-го класса по теме "Язык и речь. Язык и человек

Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) ч...