Конспект урока родного (русского) языка "Орфоэпические нормы русского языка"
план-конспект урока (10 класс)

Махмутова Любовь Станиславовна

Конспект урока родного языка. Возможно для использования при подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rodnogo_russkogo_yazyka.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Заречное»

 муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области

Конспект урока родного (русского) языка в 10 классе

«Орфоэпические нормы русского языка»

                                                                                Подготовил: учитель русского языка и литературы, родного (русского) языка

 высшей квалификационной категории

 Махмутова Любовь Станиславовна

2021 г.

Тема: Повторение орфоэпии. Орфоэпические нормы.

Контингент: учащиеся 10 класса.

Цель: формирование сознательного овладения нормами произношения.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

- повторить основные орфоэпические нормы русского языка;

- сформировать орфоэпическую компетенцию

- подготовка к ЕГЭ

 

Регулятивные:

· развивать умение ставить цели своей деятельности на уроке;

· учить самостоятельно анализировать лингвистический материал;

· формировать понимание учебной задачи на каждом этапе урока,

· учить корректировать свою деятельность; адекватно оценивать.

Коммуникативные:

● учить работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

● развивать умение сотрудничать в паре, вырабатывать совместные решения.

● формировать умение строить высказывание и обосновывать свою точку зрения.

-развивать уважение к традициям русского языка,

потребность в овладении нормами устной речи;

-создавать ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности

 

Ход урока.

1.Организационно-мотивационный этап.

    1.Приветствие обучающихся.

2. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности.

- В "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина есть эпизод, который рассказывает о первой встрече богатырей с царевной, помните:

"Старший молвил: "Что за диво!

Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал. Кто же?

Выдь и покажися, С нами честно подружися"".

"И царевна к ним сошла,

 Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

 Хоть звана и не была".

А как же богатыри догадались, что перед ними царская дочь?

            "Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали:"

Вывод: Оказывается, ребята, иногда достаточно услышать, как человек говорит, чтобы понять, кто он, каков он. Именно произношению мы посвятим сегодня наше занятие.

    Сегодня мы с вами повторим особенности  русского ударения, орфоэпические нормы. В ходе лекции делайте краткие записи, чтобы создать для себя опорные материалы, которыми можно будет пользоваться на следующих занятиях при выполнении тестовых заданий.

3. Основная часть урока. Актуализация знаний.

1) Работа в парах.

Прочитайте слова: вести, готов, жаркое, кружка, уже.

Запишите с ними словосочетания, поставьте в них ударения:

Грустные вЕсти, вестИ за собой;

Собрание гОтов, готОв к бою;

Жаркое лето, жаркОе на ужин;

крУжка из фарфора, нет кружкА;

Становится Уже, ужЕ выполнили.

Проверка.

2) Лекция

Как называются слова разных частей речи или их форм, совпадающие в написании, но различающиеся произношением? (омографы)

Приведите примеры омографов.

Как мы видим, в этом ключевую роль играет ударение.

Какая наука изучает ударение? ОРФОЭПИЯ.

         Ещё в 4 веке известный филолог Диомед назвал ударение «душою речи». Однако наука о языке долго не обращала внимания на ударение как на объект изучения. В 1927 году Д.Н.Ушаков говорил о том, что «установленных правил ударения нет». Только в 60-ые годы 20 века появились серьёзные теоретические исследования в области исторической и современной акцентологии (работы Р.И.Аванесова, В.В.Колесова, В.Л.Воронцовой, В.А.Редькина и др.), издано немало словарей и справочников, регламентирующих современное русское ударение.

         Все слова в русском языке можно разделить на слова, которые можно произносить и так, и так (творог), от этого не изменится значение; на слова, которые с изменением ударения, меняют свое значение (омографы). Такие слова можно понять только в контексте (в словосочетании). Но есть слова, которые произносятся только так и больше никак.

Чтобы не допустить ошибку, нужно знать ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ:

- правильная постановка ударения;

- верное произношение.

 

4.  Применение знаний и умений в новой ситуации.

1) Работа с презентацией

Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд.

1)добела

2)демократия

3)документ

4)жалюзи

5)мещанин

6)вероисповедание

7)мусоропровод

8)водопровод

- Произнесите про себя эти слова.

- Поднимаете, пожалуйста, руку  те, кто засомневался в произношении хотя бы одного слова.

- Произношение какого слова вы хотели бы уточнить?

2) Самоконтроль

Слайд (все слова с проставленным ударением) произносятся 1 раз вслух.

       Итак, самое главное, необходимо исправлять ошибки, стремиться соблюдать логику языка и только тогда мы сможем бесконечно наслаждаться его красотой.

3)Беседа по теме урока.

      Мы разобрали довольно сложные (с точки зрения постановки ударения) слова. И если мы неправильно их произнесем, то многие даже не заметят этого.  Но ошибка ошибке рознь.  Бывают ошибки серьезные. На первом месте «хит-парада» ошибок слова «звонИт» и «красИвее».

     

  Приведу пример из жизни. Недавно мне пришлось побывать на церемонии бракосочетания. Я услышала от юной девушки, ведущей церемонию, следующую фразу: «Уважаемые молодожены, скрепите ваш союз  подписЯми» (недопустима ошибка).

Или, например, неделю назад, в магазине продавец задала такой вопрос:

 «Вам на левую ногу туфлЮ принести?»

- Как быть в таком случае? Исправлять ошибки? Как вы считаете?

- Филологи однозначно говорят: «Да».

- Я поступила следующим образом: ответила ей так: «Да, девушка, принесите мне, пожалуйста, другую  тУфлю».

- То есть ошибки  нужно исправлять, но делать это нужно вежливо, тактично.

4) Обобщение и систематизация знаний

1. Работа с презентацией.

- Теперь давайте разберем слова, в которых часто допускаются ошибки:

Слайд:

1)КаталОг

2)крЕмы

3)бАнты

4)тОрты

5)шАрфы

6) завИдно (завИдую)

- Давайте прочитаем хором каждое слово по три раза.

2.Подводящий диалог.

- Ребята, очень хорошо помогает запомнить слова правильное использование сложных слов в стихотворных произведениях

 

 - Например, знание  строчек из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина не позволит допустить ошибку сразу в 2-х словах:

…Вот порох струйкой сероватой

На полку сыплется;

Зубчатый; надёжно ввинченный кремень

 Взведён ещё…

- Итак, ритм будет подсказывать правильное ударение  в каких словах?

(зубчАтый, кремЕнь )

 - Послушайте следующее стихотворение:

 Увезли  забор и доски

Дом стоит на перекрёстке

Дом на солнце заблистал.

Украшает весь квартАл (А. Барто)

- Не правда ли, с помощью этих стихотворных примеров легче запомнить  литературные нормы  произношения?

3.  Игра «Рифмоплёт»

А теперь давайте сами попробуем составить «запоминалки». Предлагаю вам сочинить строчки, чтобы в них рифмовались слова:

1) Диалог

Каталог

(Ведут подруги диалог:

 обсуждают  каталог)

2) МелА

ДобелА

(С вечера метель мела

Мир калила добела)

 

3)МомЕнт

ДокумЕнт

( Вот начальник

Он в момент вам подпишет документ)

4)  ПривезИ

Жалюзи

(Очень жарко. Привези нам для окон жалюзи!)

5) вИдно

завИдно

(По  тебе же  сразу видно, Что тебе сейчас завидно)

 6) Новый

    оптОвый  

(В горах открылся новый,  возле  рынка склад оптовый)

4.Ролевая игра «Диктор».

А теперь я приглашаю вас принять участие в ролевой игре  «Диктор».

Вам нужно прочитать предложение  и, самое главное,  правильно поставить ударение.

(Учащиеся читают предложения, остальные оценивают и обсуждают ошибки при наличии)

 

1.Мы позвоним вам завтра.

2. В Москве открылся  новый завод по производству  жалюзи.

3.Продукты перед новым годом  мы рекомендуем  приобретать на оптовой базе.

4. В Ульяновске  был произведён  косметический  ремонт  остановки «Путепровод»

5.Фирма пустила в тираж каталог  своей новой  продукции.

5) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

1. Самостоятельная работа  (Работа по карточкам) с последующей взаимопроверкой.

 Поставьте ударения в словах.

Акрополь, баловать, брала, клала, включишь, дразним, досочка, загнутый, иксы, издревле, коклюш, ломота, местностей, почестей, неправы, опошлят,  принудить, прозорливый, включенный.

 

6) Домашнее задание.

Составить «запоминалки» со словами:

- свёкла,

- сливовый,

- торты,

- сверлит,

- феномен

- хвоя,

- щавель,

-звонит

7) Рефлексия.

1.Подбор фразеологизмов.

Ребята, предлагаю вам составить предложение, используя фразеологизм, подходящий к сегодняшнему уроку, начинающийся со слов:

Сегодня на уроке я…

(- спустя рукава

- краем уха

- как рыба о лед

- шевелить мозгами

- ловить ворон

- комар носа не подточит

- в два счета

- войти во вкус

- зарубить на носу

- держать ухо востро)

8) Подведение итогов.

1.Выводы по этапу «Рефлексия». Оценивание устных и письменных ответов.

В заключение нашего урока мне хочется  вспомнить высказывание, которое  попалось мне на глаза в одной  из социальных сетей:  «Есть три вещи, которые  можно ненавидеть вечно: длинные очереди, час пик и неправильное ударение  в слове « звонит»».

 

И, конечно, необходимо помнить, что  речь человека всегда служит яркой и  безошибочной  характеристикой  культурного и интеллектуального  уровня   каждого из нас.

 Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по русскому языку и английскому языку с использованием Технологии СДО.

Способ диалектического обучения был разработан красноярскими учеными Анатолием Иосифовичем Гончаруком и Валентиной Лазаревной Зориной, в основе которого  лежит индивидуальный труд, простая коопер...

Конспект урока по русскому языку "Зачем нужен язык?" 5 класс

Урок "Зачем нужен язык?" является первым уроком в программе русского языка в 5 классе, поэтому он должен быть интересным, познавательным и лёгким. К конспекту прилагается презентация для использования...

Конспект урока по русскому языку "Занимательный русский"

Конспект урока по русскому языку "Занимательный русский"...

Тема: «Фольклорные сюжеты и образы в русской литературе: Баба Яга» Конспект урока родной (русской) литературы в 7-8 классе

Баба Яга  – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга в...

Урок родного русского языка Нормы языка

Материал содержит презентацию к уроку "Нормы языка". Презентация будет уместна на уроке обобщения. нацеливает на повторение всех изученных норм языка....

Конспект интегрированного урока родной (русской) литературы и английского языка

Конспект интегрированного урока родной (русской) литературы и английского языка. Разработан для недели гуманитарных предметов совместно с учителем английского языка Алиевой И. Н....