Конспект интегрированного урока родной (русской) литературы и английского языка
план-конспект урока (7 класс)

Абрашкина Ирина Игоревна

Конспект интегрированного урока родной (русской) литературы и английского языка. Разработан для недели гуманитарных предметов совместно с учителем английского языка Алиевой И. Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект интегрированного урока20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока английского языка и родного (русского) языка.

Тема: Традиции обращений в культуре и речи

Цель урока: дать учащимся всесторонние знания о народных традициях, нашедших отражение в английском и русском языке.

Задачи урока:

Обучающие: научить использовать обращения в речи на двух языках, ознакомиться с традициями Древней Руси, сформировать умение учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать разносторонне развитую личность, повышать и развивать интерес учащихся к школьным предметам и дисциплинам, воспитывать любовь к Родине и родному языку, уважительное отношение к языкам других стран, формировать бережное отношение к русской культуре;

Развивающие: развивать родную (русскую) и английскую речь, увеличивать объем словарного запаса двух языков; формировать познавательный интерес обучающихся.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, учебник по английскому языку, текст былины «Садко».

Ход урока

Приветствие: Добрый день, садитесь. Давайте начнем наш урок. Сегодня он будет несколько необычным, ведь у вас будет сразу два учителя. Для начала давайте посмотрим небольшой видеофрагмент.

  1. Постановка проблемы

Показывается видеофрагмент: Мы живем в России - Новгород (Видеоэнциклопедия нашей страны) – Гора самоцветов (Mountain of Gems)

Ребята, о чем было видео? Как оно может относиться сразу и к русскому и к английскому языку? Вы уже догадались, о чем будет наш урок? Давайте сформулируем тему нашего урока: «Традиции…»

  1. Работа по теме урока.

Хорошо, откройте тетради по английскому языку и запишите число и тему урока на английском, затем в тетрадях по родному языку запишите на русском.

Обратите внимание, мы только что посмотрели видеофрагмент. О каком городе шла в нем речь? О каком правителе? А, если мы обратимся к князю, как мы это сделаем? Как у нас проявляют уважение, обращаясь к собеседнику?

И в русском, и в английском языке уже давно сложился свой речевой этикет. Как вы уже наверняка в курсе, здесь не существует различия между местоимениями «ты» и «вы», поэтому, при обращении к собеседнику, важно выбрать не только интонацию, но и правильную форму; употреблять соответствующие слова и конструкции верно.

В беседе необходимо учитывать стиль общения — например, официальный язык требует точного соблюдения всех формул приветствия и обращения, а нейтральный стиль общения (например, с незнакомыми людьми, коллегами по работе, соседями и т.д.) может быть более простым в выражениях.

На русском языке обращаться к собеседнику нам привычно. К незнакомому или всеми уважаемому человеку мы обратимся на «Вы», а к друзьям или знакомым на «ты». Например, (примеры учеников).

В английском языке обращение несколько иное. Правильно обратиться к человеку помогает правило со стр. 49. Давайте его прочитаем. (чтение вслух) Теперь посмотрите на табличку. Давайте рассмотрим примеры на английском языке. А теперь попробуйте также обратиться на русском языке. Получилось? В чем разница?

Чтобы закрепить прочитанное, давайте выполним упражнение 12, стр.49

Дополните текст артиклями а ,the или нулевым артиклем. Знаете ли вы имена этих исторических личностей на русском языке? (Князь Ярослав Мудрый, Гарольд Третий, король Франции Генрих Первый, королева Виктория, принц Альберт, принц Эдвард, датская принцесса Александра, великая русская княжна Мария Александровна…)

А читали ли вы уже произведения, где описаны герои, к которым требуется особое обращение? («Повесть временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Поучение» Владимира Мономаха, Предания «Петр и плотник», «Воцарение Ивана Грозного», и былины «Вольга и Микула Селянович», «Садко»).

А в каком из этих произведений говориться о Великом Новгороде? («Садко»)

Очень хорошо, посмотрите на заглавие текста в учебнике английского языка на стр.50 и на картинки. Что вы знаете об этом древнем русском городе? (Один из крупнейших городов, там находили первые берестяные грамоты, приглашали князей на правление)

Разбор текста по абзацам с нахождением ключевых слов и фраз. Записываем их в словарики. Составляем план-хронологию, используя даты из упр.15, стр.50

РАБОТА ПО ТЕКСТУ

Посмотрите, перед вами текст русского народного произведения «Садко». Мы с вами в этом году уже читали эту былину на уроках литературы. Давайте поищем в нем, как обращались к уважаемым людям в нашей стране. (Братцы, Дружина хоробая, Садко-купец, богатый гость, Садко, Садко новогородскиий)

Выпишите их в тетрадь по родному языку. А попробуйте перевести на английский, используя правило, запишите в тетрадь по английскому что получилось. Сравните перевод и оригинал. Почему они так отличаются? (потому что разные традиции обращений. Отсутствует артикль, но есть окончания, дефисные написания)

Отлично, давайте вернемся к тексту на английском языке. Прочитайте его. Какие еще русские традиции в нем описываются? (традиции создания городов на месте укреплённых и защищённых войском поселений, традиции торговли, традиции демократии – Вече, традиции грамотности и образования)

Иными словами, о традициях и обычаях Древней Руси можно узнать не только из учебника по истории, и не только из древнерусской литературы и фольклора. Традиции уходят так глубоко, так крепко связаны с нами, что проявляются в нашей речевой культуре, этикете и даже в самом построении языка.

Видеофрагмент из фильма «Садко» (реж.А.Птушко). Ничего нет краше земли родной!

  1. Итоги урока и рефлексия.

Что нового вы узнали на этом уроке? Оцените себя, как хорошо вы поработали? (на столе лежат оценочные листы). Что понравилось?

Дома: к уроку английского языка – выучить правило, стр.49, выучить записанные слова и фразы, упр.12, стр.49, часть 2 письменно с переводом

К уроку родного языка – Из выданного вам отрывка былины выписать в столбик устаревшие слова. Подумайте, почему мы больше их не употребляем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе  по теме «Охрана животного мира»...

конспект интегрированного урока "Владимир Маяковский через призму английского языка"

Данный урок разработан совместно с учителем литературы для учеников старших классов (9-11 класс)...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...

Тема: «Фольклорные сюжеты и образы в русской литературе: Баба Яга» Конспект урока родной (русской) литературы в 7-8 классе

Баба Яга  – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга в...

конспект интегрированного урока родного русского языка и информатики

Конспект урока "Нормы русского речевого этикета". изучение норм речевого этакета ,применение в написании писем, составление словаря этикетных слов, создание ролика с использованием правил ре...