УРОК в 8 классе по теме « ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СВЯЗАННЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ, И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Такменина Вера Александровна

Образовательная: обобщение знаний по теме «Однородные цели предложения»; закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Развивающая: способствовать обучению правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; составлять схемы предложений с однородными членами. Отработать навыки постановки и употребления знаков препинания при однородных членах, соединённых сочинительными союзами. Формировать умения определять группы союзов, составлять предложения с однородными членами, восстанавливать текст с помощью союзов. Воспитательная: воспитывать интерес к книге, чтению; способствовать воспитанию позитивных эмоций в процессе изучения темы, воспитывать умения сплоченно и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других;; способствовать воспитанию позитивных эмоций в процессе изучения темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnorod.chleny_8_kl.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина

УРОК в 8 классе по теме

« ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СВЯЗАННЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ, И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Такменина Вера Александровна

г. Таганрог, 2017г.

Цели:

        Образовательная: обобщение знаний по теме «Однородные цели предложения»; закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

        Развивающая: способствовать обучению правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; составлять схемы предложений с однородными членами. Отработать навыки постановки и употребления знаков препинания при однородных членах, соединённых сочинительными союзами. Формировать умения определять группы союзов, составлять предложения с однородными членами, восстанавливать текст с помощью союзов.

        Воспитательная: воспитывать интерес к книге, чтению; способствовать

воспитанию позитивных эмоций в процессе изучения темы, воспитывать умения сплоченно

и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других;; способствовать

 воспитанию позитивных эмоций в процессе изучения темы.

Оборудование: Учебник «Русский язык.8 класс».

Опорные схемы и таблицы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в группах.                                                                     Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний                                                                 Основная форма урока: урок-исследование, урок-диалог.                                                     Технология: личностно-ориентированное обучение, работа в группах.

                                                          Ход урока        

I. Организационный момент.

II. Мотивация к учебной деятельности и целеполагание:

Сегодня мы с вами продолжим разговор об однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами, и знаках препинания при них: а) обобщим знания по теме; б) научимся правильно ставить знаки препинания и составлять схему предложения.                       – Какие ассоциации вызывает у вас слово « однородные»? (Однородный – относящийся к тому же роду, разряду, одинаковый. Однородные явления)
– Почему же члены предложения называются однородными? В чём их «одинаковость»?
(Одинаковая синтаксическая функция:
 а) отвечают на один и тот же вопрос;
 б) относятся к одному и тому же слову или поясняются одним членом предложения;
 в) являются одинаковыми членами предложения;
г) произносятся с интонацией перечисления;
д) равноправны по отношению  друг к другу и соединяются между собой сочинительной связью).

III. Повторение теоретических сведений по теме:

а) индивидуальная работа по карточкам

1. Восстановить схему, рассказать о группах сочинительных союзов по значению.

Соединительные союзы

Противительные союзы

Разделительные союзы

И это и то

Не то, а это

Или то, или это

И, НИ…НИ,

ТАКЖЕ, ТОЖЕ,

НЕ ТОЛЬКО…НО И,

КАК…ТАК И,

ДА (= И)

НО,

А,

ЗАТО,

ОДНАКО,

ДА (= НО)

ИЛИ,

ИЛИ…ИЛИ,

ЛИБО… ЛИБО,

ТО…ТО,

НЕ ТО… НЕ ТО,

ТО ЛИ… ТО ЛИ

Внимание! Соединительный союз и! (на доске)

1. [O и О] (однородные члены, связанные  одиночным союзом)
Зевая и потягиваясь, дремал кот у порога.
2.
[– =], и [– =] (соединяет части сложносочиненного предложения)
В небесной глубине дрожит жаворонок, и серебряные трели летят на землю.
3.
[O   O и О и О…О, О, О] В предложении может быть несколько рядов однородных членов.
Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом лес, луг, озеро
.
4.
[O и О   и   О и О] (ряды однородных членов,  попарное  соединение).
Заболтал ногою и забежал с другой стороны и  снова отскочил и отдернул руку.

– Придумайте и запишите предложение с подобной конструкцией.

IV. Работа (в парах) по закреплению темы. Схематический диктант 

  1. Вдали стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.
  2. Этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами.
  3. Солнце сверкает на стёклах и окнах изб и золотит жёлтые соломенные крыши.
  4. Ни звука, ни шороха не раздавалось в лесу, и в воздухе чувствовался тягучий травяной запах, плывший с далёких полей.

                                                                                                                                                                                           IV.  Закрепление изученного.                                                                                                                              1. Упр. 237.                                                                                                                                                                   2. Упр. 236 (отличить однородные члены предложения, соединенные союзом и, от сложносочиненных предложений с этим союзом).                                                                                                         3. Дополнительный материал к этому упражнению.

 1.Ещё затемно принесли в избы дрова из огромных поленниц и сложили охапки у печей. 2. На березовых, еловых и ольховых поленьях снежинки. 3. Они тают, сверкают и наполняют жилище свежим морозным запахом, тревожа и взрослых, и малых. 4. Затапливаются печи, и колеблющиеся отсветы пламени играют в промороженных окнах (Бочарников).                                                                                                                                Задание:

1) запишите номер и схему сложносочиненного предложения

2)  запишите номер неполного предложения (№ 2);

3)  выпишите из предложения № 3 словосочетание с неоднородными определениями (свежим морозным запахом).                                                                                                    

4. Работа над текстом «Милосердие» Д. Лихачёва

Милосердие, приветливость, доброта делают человека красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным.

Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, неспособности жить.

Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим.

                                    (по Д.Лихачёву)

  1. Чтение.
  2. Найдите предложение с однородными членами.
  3. Перестройте предложение, чтобы было обобщающее слово.
  4. Запись предложения, схема.

                Вывод: Лучшее человеческое качество- доброта.

Живите по законам добра. Недаром гласит народная мудрость: «Добра желаешь, добро и делай. Живи для людей – поживут и люди для тебя. Будь добрым, где бы ни носило тебя призвание твоё, ведь доброта – избыток силы, а не отсутствие её».

V. Тренировочные упражнения (собственно практикум).

а) упр. 258  (устно)

б) упр.  260 (взаимопроверка)

в) лингвистическая эстафета (соревнование по рядам): построить схемы данных предложений – упр. 264.

VI. Подведение итогов. Рефлексия деятельности учащихся:                                                                               - Следующий этап урока  покажет, насколько  хорошо усвоен теоретический материал. Я читаю утверждения, вы отвечаете «да» или «нет» «Верные и неверные утверждения»

1. Однородными могут быть разные члены предложения? (да)

2. Определения могут быть только однородными (нет)

3. Повторяющиеся слова являются однородными?(нет)

4. В предложении может быть больше одного ряда однородные члены предложения? (да)

5. Союзы или, либо, иль являются соединительными.(нет)

VIII. Задание на дом. Теория §187, упр.271.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"

Данный урок проведен в форме игры. Урок в нетрадиционной форме нацелен на лучшее закрепление сочинительных союзов. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологическ...

Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них".

Данный урок относится к теме "Однородные члены предложения", изучается в начале темы. Урок разработан для классов коррекционного обучения. В процессе урока учащиеся расширяют свои знания о средствах и...

Однородные члены, связанные сочинительными союзами.

Цели урока:- активизировать ранее усвоенные знания учащихся об однородных членах предложения;- формировать навык постановки знаков препинания при однородных членах предложения;- активизировать познава...

Разработка урока по русскому языку по теме: "Пунктуация в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами"

Данный урок предназанчен для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы.В качестве дидактического материала используются русские народные пословицы и поговорки с целью обогащения и развития речи о...

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них

Урок русского языка в 8-м классе Однородные члены, связанные сочинительными союзами,и пунктуация при них Знать: признаки однородных членов Уметь: правильно ставить знаки препи...

Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"

Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"...

Презентация "Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"

Презентация  "Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"...