Разработка урока по русскому языку по теме: "Пунктуация в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Нечаева Юлия Викторовна

Данный урок предназанчен для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы.

В качестве дидактического материала используются русские народные пословицы и поговорки с целью обогащения и развития речи обучающихся. 

Урок содержит дифференцированные задания, практикум на компьютере. Обучающиеся на уроке учатся самостоятельно формулировать тему урока, выбирать задания по душе, подводить итоги урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rus._8_klass.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

 Разработка урока по русскому языку для 8 класса по теме:

«Пунктуация в предложениях с однородными членами,                                       связанными сочинительными союзами».

Цели:

Образовательная:

- сформировать знания об однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами;                                                                                       - отработать умение различать виды сочинительных союзов;                                        - повторить изученный материал по теме «Однородные члены предложения».

Развивающая:

- развивать умение  самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;                                                                                                                     - развитие практических умений по применению теоретических знаний и аналитических способностей обучающихся;                                                        - выполнять практические работы за компьютером.

Воспитательная: воспитание любви к родному слову,  русскому фольклору, воспитание культуры речи путем расширения словарного состава.

План-конспект урока.

  1.  Организационный момент. «Учусь по пословицам».
  2.  Внимание: запятые (пунктуационный разбор).
  3.  Работа в парах «Где поставить запятую?»
  4.  Конструирую правило и формулирую тему урока.
  5.  «Красна речь пословицей» (работа в мини-группах).
  6.  Строим предложения по схемам.
  7.  Зарядка для глаз.
  8.  Практикум за компьютером.
  9.  Тест.
  10.  Рефлексия.
  11.  Домашнее задание.
  12. Итоги урока.

  1. Организационный момент. «Учусь по пословицам».

Учитель: Ребята, сегодня мы начинаем урок необычно: на доске не записана тема урока. Ее  определите вы сами чуть позже. А разговор начнем с пословицы: «Грамоте учиться – всегда пригодится».

Как вы понимаете смысл данной пословицы? Какие пословицы и поговорки на тему «Учеба» вы знаете?

Учитель: Наша жизнь неразрывно связана с фольклором, в разных жизненных ситуациях нам на помощь приходят мудрые народные фразы. Недаром говорят: «Без пословицы речь не молвится». Поэтому изучать новую тему мы будем, используя пословицы и поговорки русского народа.  Обратите внимание на ход урока. (План урока записан на доске).

  1. Внимание: запятые (пунктуационный разбор).

     Оформление записей в тетради.  

Учитель:  Ребята, еще в начальной школе вы познакомились с некоторыми пунктуационными правилами, затем в пятом, шестом, седьмом классах вы углубляли свои знания. Ваши знания и умения помогут вам справиться с первым заданием.

Посмотрите на предложения, записанные на доске. (Учитель читает предложения вслух).

Пословицы ни обойти ни объехать.

Хороша пословица в лад да в масть.

Пословица не цветочек а ягодка.

 А теперь спишите данные предложения в тетрадь, расставьте в них знаки препинания, графически объясните постановку или отсутствие знаков препинания.

Учитель: Какое пунктуационное правило иллюстрируют данные пословицы?

Ответ: Постановку запятой в предложениях с однородными членами. 

Учитель: Ребята, давайте вспомним, какие члены предложения называются однородными.

Ответ: Однородные члены предложения – это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, то есть они являются одними и теми же членами предложения: подлежащим, сказуемым, определением и т.д., они отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения и произносятся с интонацией перечисления.

Учитель: Ребята, помимо интонации перечисления однородные члены могут быть связаны союзами. Какие это союзы?

Ответ: Это сочинительные союзы, которые делятся на соединительные, разделительные, противительные.

Учитель: Давайте посмотрим, как вы справились с заданием, а также давайте определим, какими союзами связаны однородные члены в этих трех пословицах.

Проверка: ученик идет к доске и выполняет разбор первого предложения (Пословицы ни обойти, ни  объехать).

Учитель: Выполнено правильно. А теперь скажи, почему в этом предложении нужно поставить запятую, какими союзами здесь связаны однородные члены?

Ответ: Данное предложение осложнено однородными членами, точнее, однородными сказуемыми. Однородные члены помимо интонации перечисления связаны разделительным союзом ни-ни, перед второй частью составного союза нужно поставить запятую.

Проверка: второй ученик идет к доске и выполняет разбор второго предложения (Хороша пословица  в лад да  в масть).

Учитель: Выполнено правильно. Почему в этом предложении нужно поставить запятую?

Ответ: Данное предложение осложнено однородными членами - однородными обстоятельствами. Однородные члены помимо интонации перечисления связаны соединительным союзом да = союзу и. Если однородные члены связаны союзом и или союзом да в значении союза и, то между ними запятая не ставится.

Проверка: третий ученик идет к доске и выполняет разбор третьего предложения           (Пословица не цветочек,   а  ягодка).

Учитель: Выполнено правильно. Почему в этом предложении нужно поставить запятую?

Ответ: Данное предложение осложнено однородными членами - однородными сказуемыми. Однородные члены связаны интонацией перечисления и противительным союзом а. Если однородные члены связаны противительными союзами, то между ними всегда ставится запятая.

Учитель: Ребята, выполнив это задание, мы повторили одно пунктуационное правило. Какое?

Ответ: Основные случаи постановки запятой в предложениях с однородными членами,  соединенными сочинительными союзами.

         

  1. Работа в парах «Где поставить запятую?»

Учитель: А сейчас закрепим умение верно ставить запятую в предложениях с однородными членами. Для этого вы поработаете самостоятельно в парах.  

 Возьмите карточки  с заданием (карточки разложены на партах перед уроком). Перед вами две карточки: в карточке №1 предложения посложнее, в карточке № 2 – попроще. Задание: самостоятельно выберите, какую карточку будете выполнять; самостоятельно поставьте, где нужно, запятую; затем отдаете карточку для проверки соседу по парте, он ее проверяет по листку для самопроверки, ставит оценку, и вы в паре повторяете правило постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Карточка № 1.

  1. За прогул  ?да за неуменье нет платы. 2) Мал золотник ?да дорог.                      3) Голова завита ?да не делом занята. 4) Без правды  люди не то маются ?не то каются. 5) Ни на меру ?ни на вес речь при всяком есть. 6) Умен и пригож ?да на дело не гож. 7) Мал телом ?да велик делом.

Лист для самопроверки № 1.

  1. За прогул  да за неуменье нет платы. 2) Мал золотник, да дорог.                          3) Голова завита, да не делом занята. 4) Без правды  люди не то маются, не то каются. 5) Ни на меру, ни на вес речь при всяком есть. 6) Умен и пригож, да на дело не гож. 7) Мал телом, да велик делом

Карточка № 2.

  1. Доброму всегда  ?и везде добро. 2) Жернова сами не едят ?а людей кормят. 3) Без правды не житье ?а вытье. 4) Жить в тесноте ?но не в обиде. 5) Учись как добру  ?так и уму. 6) Не у злого ?а у доброго дело быстрей спорится. 7) Лодырь ?да бездельник празднуют и в понедельник.

Лист для самопроверки № 2.

  1. Доброму всегда  и везде добро. 2) Жернова сами не едят, а людей кормят. 3) Без правды не житье, а вытье. 4) Жить в тесноте, но не в обиде. 5) Учись как добру, так и уму. 6) Не у злого, а у доброго дело быстрей спорится. 7) Лодырь да бездельник празднуют и в понедельник.

Критерии оценивания:

«5» - без ошибок

«4» - ошибка в одном предложении

«3» - ошибка в двух-трех предложениях

«2» - ошибка в четырех и более предложениях

Учитель: Ребята, кто справился с работой на «5»? на «4»? на «3»? Кто хочет еще раз рассказать классу правило постановки знаков препинания в предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами?

Ответ учеников:

  1. Между однородными членами предложения, связанными одиночными соединительными союзами И, Да (в значении «и»), разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО запятая не ставится.
  2. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными посредством противительных союзов А, НО, ДА (в значении «но»), уступительного ХОТЯ и др., например: Мал золотник, да дорог (пословица).  
  3. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными посредством повторяющихся союзов И... И, ДА... ДА, Ни... НИ, ИЛИ...ИЛИ, ЛИ...ЛИ, ЛИБО... ЛИБО, ТО... То и др., например: Ни справа, ни слева никого не было.

  1. Конструирую правило и формулирую тему урока.

Учитель: Ребята, в данном правиле есть еще некоторые пункты.  Их вы сформулируете сами, проанализировав следующие примеры:

Дело учит, и мучит, и кормит.

Дело и учит, и мучит, и кормит.

Учитель: Ребята, сравните эти предложения и попробуйте сформулировать пунктуационное правило. (Предложения записываются в тетрадь).

Ответ: В первом предложении три однородных члена, а союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, и запятая ставится между ними всеми. Во втором предложении соединительный союз и стоит перед каждым членом предложения, он повторяется, поэтому запятая стоит после первого однородного члена предложения.

Учитель: Молодец. А теперь проанализируйте следующие фразы (предложения записываются в тетрадь):

Хочет поспеть и там и сям.

Сделал ни много ни мало.

Получилось ни то ни се.

Проснулся ни свет ни заря.

Учитель: Почему, по вашему мнению, в этих предложениях нет запятой?

Ответ: В составе этих предложений есть фразеологизмы, образованные с помощью двух слов с противоположным значением, наверное, поэтому в них не ставится запятая. 

Учитель: Правильно. Итак, вы сами смогли сформулировать новые пункты правила. Молодцы! Ребята, а теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.  Предлагайте ваши версии названия темы урока.

Какая из версий будет наиболее точно отражать содержание нашего урока? Ответы: 1) Запятая в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами; 2) Пунктуация в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Тема записывается на доске и в тетрадях.

  1. «Красна речь пословицей».  

Учитель: Чтобы тему урока лучше усвоить, в качестве примеров мы используем пословицы и поговорки.  Ребята, пословицы издавна играли важную роль в жизни людей: они служили руководящими принципами деятельности, на них ссылались в оправдание своих поступков и действий, ими пользовались для обвинения или восхваления других. Пословицы отражали семейный быт, нравственные понятия, а также рисовали характеры людей. А поговорки украшали речь, делали ее яркой и незабываемой.

Задание: ребята, приведите свои примеры пословиц и поговорок, в составе которых есть однородные члены, связанные сочинительными союзами. Работу будете выполнять в мини-группах (четверках). Пословицы записываете в тетрадь, обозначаете пунктограмму.

Примерные ответы: Где любовь да совет, там и горя нет. Далеко шел, да добра не нашел. Беден да честен. Будь красив да не будь спесив. Ученье и труд к славе ведут.

   Работы оцениваются учителем выборочно.

  1. Строим предложения по схемам.

Учитель: Пословица утверждает: «Учить – ум точить». Давайте мы еще раз повторим правило по таблице.

Таблица.

«Однородные члены,

 связанные сочинительными союзами»

О и О

либо О, либо О

ни О, ни О, ни О

О, а   О

О, но О

О, и О, и О

Ответы учеников:

  1. Между однородными членами предложения, связанными одиночными соединительными союзами И, Да (в значении «и»), разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО запятая не ставится.
  2. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными посредством повторяющихся союзов И... И, ДА... ДА, НИ... НИ, ИЛИ...ИЛИ, ЛИ...ЛИ, ЛИБО... ЛИБО, ТО... ТО и др., например: Ни справа, ни слева никого не было. 
  3. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными посредством противительных союзов А, НО, ДА (в значении «но»), уступительного ХОТЯ и др., например: Мал золотник, да дорог (пословица).  
  4. Запятая ставится сразу после первого однородного члена предложения, если однородных членов больше двух, а союз повторяется перед каждым из них, кроме первого.

Учитель: После повторения правила вы легко устно составите свои примеры по схемам, данным в таблице.  

Образцы ответов учеников: 

1) Я быстро и с интересом выполняю домашнюю работу.

2) В воскресенье я пойду кататься либо на лыжах, либо на  коньках.

3) Я учусь играть на пианино, а не на баяне.

4) Мои родители построили дачный домик маленький, но очень уютный.

5) Из окна автомобиля я видел деревню, и речку, и поле.

  7. Зарядка для глаз.

Звучит мелодия русской народной песни, ученики выполняют зарядку для глаз.

  1. Практикум  за компьютером.

Учитель: Сегодня на уроке мы убедились, что пословицы помогают в разных случаях, даже при объяснении нового правила по русскому языку. И в 21 веке не обойтись без пословиц и поговорок. А теперь, чтобы крепко-накрепко закрепить полученные знания, пересядем за компьютеры.

На мониторах компьютеров показан текст задания №1.

Учитель: Вам предложено два задания: в одном надо в предложениях расставить знаки препинания, а в другом – составить предложения по предложенным схемам. Какое  задание вы выберете – решайте сами. После выполнения задания сохраняйте текст на компьютере.

Задание № 1.      

Вставьте пропущенные буквы в окончаниях существительных и глаголов, расставьте пропущенные знаки препинания.

Без пословицы речь не молвится.

1) С давних пор существуют в нашем языке пословицы и поговорки.                            2) Они приучают нас к краткост… и выразительност… речи.

3) «Мал телом ? да велик делом», «В лихост… ?  и завист… нет ни проку ? ни радости», «Лук добр в бою? и в щах ? и на столе», «Мастер на все руки: и швец ? и жнец ? и на дуде игрец», «Либо ткать ? либо прясть ? либо песенки петь», «Дружба крепка не лестью? а правдой ? и честью»… 4) Пословица подскаж…т, как лучше поступить в той ? или иной ситуац... . 5) Например, «Бери в работе умом ? а не горбом», «Далеко сосна стоит ? а своему лесу ве…т», «Ум имей хоть маленький ? да свой».

*Дополнительное задание для тех, кто быстро справился с работой: Составьте схему предложения № 2.

Задание № 2.      

Составьте и наберите на компьютере предложения по предложенным схемам:  

[0, и 0, и 0].

[0 или 0, 0 или 0].

[ни 0, ни 0, ни 0 – 0].

Четвертое  предложение – по своей схеме.

Учитель проверяет и оценивает работы в индивидуальном режиме.

*Дополнительное задание для тех, кто быстро справился с предыдущим: составьте схему предложения «Далеко сосна стоит, а своему лесу веет».

  1. Тест.

Учитель: Насколько прочно вами усвоено правило о пунктуации в предложениях с однородными членами, мы узнаем после выполнения вами теста.

Работу ученики выполняют самостоятельно за 5 минут, оценки выставляет ПК, учитель заносит оценки в электронный журнал.

    Тест дан в приложении.

  1.  Рефлексия.

    Обучающиеся отвечают на вопросы «Семь слагаемых моего успеха на уроке»:

  • Интересна ли для меня эта тема?
  • Доволен ли я своей работой на уроке?
  • На каком этапе урока у меня возникли сложности?
  • Какой этап урока особо меня заинтересовал?
  • Что лучше всего получилось у меня на уроке?
  • Над чем я должен еще работать?
  • Мое впечатление от урока.
  1. Домашнее задание.

Выполнить одно из заданий по своему выбору:

  1. Составить по 3 предложения на каждый пункт изученного правила.
  2. Составить мини-текст на тему:  «Пословицы в моей жизни», включив в него пословицы на правило: «Пунктуация  в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами».

  1.  Итоги урока.  

Учитель: Ребята, что нового вы научились делать на сегодняшнем уроке?

Ответ: Правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Также мы познакомились с новыми пунктами изучаемого правила, напомните их:

  • Запятая ставится сразу после первого однородного члена предложения, если однородных членов больше двух, а союз повторяется перед каждым из них, кроме первого.
  • Запятая не ставится, если в составе предложений есть фразеологизмы, образованные с помощью двух слов с противоположным значением.  

Учитель: Как пословицы и поговорки помогли нам изучить пунктуационное правило?

Ответ: В пословицах и поговорках хранится историческое, культурное наследие народа, в них – мудрость народа. Нам пословицы и поговорки помогли проиллюстрировать разные случаи постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Учитель: Какие пословицы вам больше всего запомнились,  как вы понимаете их смысл?

            В конце урока звучит русская народная мелодия.

Приложение

                     Тест.

  1. Укажите неверное утверждение:

А. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

Б.  Однородными членами предложения могут быть слова только одной части речи.

В. Однородные члены равноправны по отношению друг к другу.

  1. Укажите неверное утверждение:

          А. Однородные члены могут быть любыми членами предложения.

Б.  Однородные члены относятся к разным членам предложения.

В. В предложении может быть несколько рядов однородных членов.

  1. Какое суждение неверно:

А. Если однородные члены связаны бессоюзной связью, между ними ставится запятая.

Б. Если однородные члены связаны противительными союзами, то запятая между ними не ставится.

В. Если однородные члены связаны одиночными соединительными союзами, то запятая между ними не ставится.

  1. Найдите предложения с однородными членами (знаки препинания не поставлены).

А. По дороге зимней скучной тройка борзая бежит.

Б. По каменистой белой ограде разросся плющ.

В. Летние московские вечера бесконечны.

  1. Найдите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания не поставлены).

А. Лежал на узеньком дворике перед домом голодный длинноногий пес.

Б. Свежий морской ветер принес прохладу.

В. Приятный нежный голосок птички звенел в небесах.

  1. Какое  утверждение неверно:

А. Между однородными членами, соединенными противительными союзами, ставится запятая.

Б. Между однородными членами, соединенными разделительным союзом, ставится запятая.

В. Если однородные члены соединены двойным союзом, запятая ставится перед второй его частью.

  1. Укажите, в каком примере не нужна запятая перед союзом ДА.

А. Ум имей хоть маленький да свой.

Б. Но это был не городской да и не сельский звук.

В. Земляникой да костяникой в Зауралье полны леса.

  1. Найдите, в каком примере нужны запятые перед союзом И (знаки препинания не поставлены).

А. Смех и песни сливались в нестройную музыку.

Б. Снег лежал на крыше и на балконе и на деревьях.

В. Туча росла и захватывала запад и восток.

  1. Найдите, в каком примере неправильно поставлена запятая перед союзом.

А. Несутся кубы, не то тумана, не то мелких брызг.

Б. Умен да пригож, да на дело негож.

В. В поэзии Некрасова есть и злоба, и сарказм, и нежность.

  1.  Найдите предложение, соответствующее схеме: [ 0, и 0, и 0 ].

А. Лепечут песню новую и липа бледнолицая, и белая березонька с зеленою косой.

Б. На поворотах кузов грузовика хрустел, и скрипел, и стонал.

В. Этот край богат и торфом, и лесом, и ягодами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 11 классе: Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП.

Урок повторения и обобщения материала по теме: "Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП", разбор заданий ЕГЭ....

Однородные члены, связанные сочинительными союзами.

Цели урока:- активизировать ранее усвоенные знания учащихся об однородных членах предложения;- формировать навык постановки знаков препинания при однородных членах предложения;- активизировать познава...

УРОК в 8 классе по теме « ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СВЯЗАННЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ, И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ»

Образовательная: обобщение знаний по теме «Однородные цели предложения»; закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Развивающая: способствовать ...

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них

Урок русского языка в 8-м классе Однородные члены, связанные сочинительными союзами,и пунктуация при них Знать: признаки однородных членов Уметь: правильно ставить знаки препи...

Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"

Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"...

Презентация "Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"

Презентация  "Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"...

План открытого урока по русскому языку в 10 классе "Знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении с союзом И"

Материалы данного урока на тему "Знаки препинания при однородных членах и в сложном предложениии с союзом И" позволяют повторить и систематизировать знания и по теме и способствуют успешному...