УРОК по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным цели»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Такменина Вера Александровна

Образовательные: закрепить полученные знания о СПП; формирование понятия СПП с придаточным цели; развивать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие вывод; совершенствование навыка комплексного анализа текста; закрепить организацию деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности;

Развивающие: формирование умения употреблять СПП с придаточными обстоятельственными цели в своей устной и письменной речи; развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление. Воспитательные: осуществить в учащихся нравственных и общечеловеческих ценностей, последовательность в работе, аккуратность в письме, взаимопроверка в работе; воспитание любви к труду, интереса к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spp_tseli_9_klass.docx13.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина

УРОК по русскому языку                                                          в 9 классе по теме

«Сложноподчиненное предложение с придаточным цели»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Такменина Вера Александровна

г. Таганрог, 2020г.

Тема: СПП с придаточными цели.

Цели:                                                                                                                                    Образовательные: закрепить полученные знания о СПП; формирование понятия СПП с придаточным цели; развивать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие вывод; совершенствование навыка комплексного анализа текста;  закрепить организацию деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности;

Развивающие: формирование умения употреблять СПП с придаточными обстоятельственными цели в своей устной и письменной речи; развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление.                                                                      Воспитательные: осуществить в учащихся нравственных и общечеловеческих ценностей, последовательность в работе, аккуратность в письме, взаимопроверка в работе; воспитание любви к труду, интереса к чтению.

Приемы: аргументировать, рассуждать, находить, выделить, подчеркнуть;

Ход урока:

1.Организационный момент. Приветственное слово учителя. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы с вами продолжаем работать над темой «СПП», познакомились с 6 группами придаточных обстоятельственных (перечислите их). (Образа действия и степени, места, времени, условия, причины)

Утверждения

+

1.

Синтаксис – греческое слово, которое означает «строение», «составление»

 

2.

Предложения бывают простые, сложные и составные

 

3.

Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений

 

4

В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.

 

5.

Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.

 

6.

В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

 

7.

Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.

 

8.

Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

 

9.

Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.

 

10

Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.

 

11.

Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.

 

Прежде чем мы приступим к практической части, нам необходимо вспомнить теоретический материал. В этом нам поможет задание «Грамматический диктант». Это задание направлено на такое качество как избирательность внимания. Оно поможет быстро выбрать из множества однородных, похожих необходимый грамматический объект, а потом производить с какие-то операции. А главное, это качество нам понадобится на ГИА. Формулировка задания: отметьте знаком «+» лишь те утверждения, которые являются истинными.

Ключ к заданию: 1+ 4+6+7+8+10+11+ (Слайд 3)

2. Проверка домашнего задания

3. Объяснение новой темы

А) запись числа и темы

Б) слово учителя

Придаточные предложения цели указывают на цель действия ,о котором говорится в главном предложении. Они отвечают на вопрос зачем? с какой целью? для чего ?и присоединяются к главному при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы. Например:
1 Всякое дело надо любить ,чтобы хорошо его делать.
2 Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе.

4.Закрепление изученного материала. Комплексный анализ текста.

        Зачем нужен язык? Для чего человеку членораздельная речь?

        Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности. Он нужен как средство общения. Правда, кроме языка, для этой цели могут использоваться и другие средства, например, система знаков, регулирующих уличное движение.

        Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он сделал, -- сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

        Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.

        Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.   А. Леонтьев.

Задания:

1)Определите тему и основную мысль текста. Согласны ли вы с мнением автора?

2) Определите тип и стиль речи.

3)Произведите различные виды разбора:

         1 ряд – фонетический разбор слова ЯЗЫК

         2 ряд – морфемный разбор слова  ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНАЯ

         3 ряд – орфографический разбор слова ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ

4) Найдите все СПП, укажите их вид.

5) Выпишите в тетрадь СПП с придаточными обстоятельственными цели, произведите их синтаксический разбор.

Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции.  [         для того ], ( чтобы   ).

5. Графический диктант.

(Составляйте схемы данных предложений)

Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку. (чтобы…),[ ]

Мы ходили в школу для того, чтобы получить знания. […для того],(чтобы…)

Кто-то обязан рискнуть собой, чтобы выручить всех. [ ], (чтобы…)

Мы изучаем разные предметы, чтобы знать основы наук. [ ], (чтобы…)

6. Физминутка

7.  «Я начну, а ты продолжи…»
(Дополните предложения)
Чтобы хорошо учиться….
Чтобы развивать память…
Чтобы добиться успеха…
Чтобы быть здоровым и выносливым…
8.
Блиц-опрос «Крестики-нолики»
Задание: Первая команда выбирает цифру. Я прочитаю вопрос. Если команда ответит правильно, то ставите крестик, если не знаете правильный ответ, тогда отвечает вторая команда
1)Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков?
2)Что такое сложноподчиненное предложение?
3)Что такое сложносочиненное предложение?
4)На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения?
5)
 При помощи каких союзов присоединяются придаточные цели?
6) На какой вопрос отвечают придаточные цели?
11.Рефлексия «Выбор»
12.Домашнее задание. Упр 108
13.Подведение итогов урока. Выставление оценок . 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени»

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классепо теме  «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени» Цели: 1.Познакомить ...

Урок русского языка в 9 классе по теме « Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным» (конспект, презентация, проверочный тест)

Цели урока:научиться  различать СПП с придаточными изъяснительным и определительными  и производить их синонимическую замену;закрепить умения  правильно расставлять знаки препинания и с...

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....

Контрольная работа по русскому языку в 9 классе по теме Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений.

Контрольная работа позволяет проверить знания учащихся 9 класса по теме"Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений". Задания к контрольной работе: 1. Расставить знаки препинания.2. По...

Урок русского языка в 9 классе по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

Данный урок может применяться при изучении сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными. Урок богат разными формами и методами обучения....

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...

Урок русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчиненные предложения с придаточными причины,цели и следствия"

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, изучение новой темы).Форма проведения урока: урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследоват...