Средства создания природных образов в лирике Ф.Тютчева на примере стихотворения "Летний вечер". Картины природы в музыке, живописи, слове.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Проектная деятельность на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_konstruirovaniya_uroka.docx31.31 КБ
Файл prezentatsiya2.pptx2.23 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроке.

Средства создания природных образов в лирике Ф. Тютчева на примере стихотворения «Летний вечер». Картины природы в музыке, живописи, слове.

Общая часть

Предмет

Литература

5 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные:

умение понимать тему, идею поэтического текста на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Летний вечер»;

 учитывать родовую специфику;

 выразительно читать на примере различных стихотворных и прозаических текстов; находить языковые средства;

формирование эстетического вкуса;

осуществлять библиографический поиск стихов, работать с текстом, определять основную информацию – находить ключевые слова.

Метапредметные:

 пополнение словарного запаса школьников, умение работать индивидуально и в группе;

сравнение стихотворения с музыкальными и живописными произведениями;

понимать образную природу литературы как вида искусства через восприятие музыкальных и живописных произведений разных авторов;

 сравнивать, сопоставлять факты и явления, развивать ассоциативную память через воспоминания учащихся о лете и развитие ассоциативного мышления;  точно, правильно и выразительно излагать свою точку зрения по проблеме.

Личностные:

 формирование умения слушать музыку и воспринимать картины;

работать в группе, находить общее решение, соотносить действие с планируемым результатом;

строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками в группе, точно, правильно и выразительно излагать свою точку зрения по проблеме;

корректировать свои действия, выдвигать и находить аргументы для подтверждения тезиса, строить логическую цепь рассуждения при выступлении группы

Решаемые учебные проблемы

1. Планирование учебного сотрудничества. Уметь анализировать, сравнивать, называть, определять.

2. Акцентировать внимание на терминологии, средствах выразительности речи.

3. Развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Поэтический пейзаж

Вид используемых на уроке средств обучения

Презентация, рамка, словари, поэтические сборники

 Методическое назначение средств ИКТ

Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых.

Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Формировать и развивать компетентности в области использования ИКТ через работу с компьютерами, электронными аудио и видеофайлами, флэшкартами

Включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ

Образовательные Интернет-ресурсы

www.litra.ru

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

  ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного  восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного материала

Подготовка к восприятию нового материала

Создание проблемной ситуации.

Длительность этапа

5

Основной вид деятельности,   направленный на формирование образовательного результата

I.Вступительное слово учителя.

II. Введение в тему.

  1. ? Ребята, скажите, что у меня в руках и для чего этот предмет нужен? (Называют предмет и поясняют его назначение)

К этому предмету мы еще вернемся в процессе нашей работы.

? Ребята,  скажите какие времена года у вас любимые?

?  А почему вы любите лето?

? Какие ассоциации у вас возникают при выражении «летний вечер»?

(Ассоциативными связями с летним вечером заполняется кластер в слайде).

  1. Актуализация домашнего задания.

Дети озвучивают полученное домашнее задание.

Учитель напоминает о   распределении детей на группы.

Группа 1. ЛИНГВИСТЫ.

Группа 2. БИБЛИОТЕКАРИ, они же ЛИРИКИ

Группа 3. ХУДОЖНИКИ

Группа 4. МЕЛОМАНЫ.

Группа 5. ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ

  1. Выступление 2 группы – БИБЛИОТЕКАРЕЙ. Дети читают вслух высказывания известных людей о лирике Тютчева, находят в них ключевые слова: «картины», «художник», «рисует».

? Акцентируя внимание на ключевых словах, подведите итог прочитанному?

Учащиеся делают предположение, что Тютчев – художник.

? Только какой художник

? Теперь вы можете сказать, для чего я принесла в начале урока рамку?

Вывод: рамка – спутница картины, а значит, она нужна художнику.

Методы обучения

Беседа

Средства ИКТ  для реализации данного вида учебной

деятельности

Слайд 1-2-3-4

Форма организации деятельности учащихся.

 Самоопределение и смыслообразование.

Заполнение кластера, вывод.

Основные виды деятельности учителя

 Создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Организуют работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материла

Беседа о любимых временах года, создание кластера «Летний вечер»

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения  материала. Организация обратной связи.

Формирование конкретного образовательного материала

Ш. Изучение нового материала.

1. Слово учителя о стихотворении  Ф.И. Тютчева «Летний вечер» ( сборник под редакцией Н.В. Егоровой )

Пейзажную лирику Федора Тютчева нередко сравнивают с произведениями не менее тонкого и вдумчивого поэта Афанасия Фета. Однако в стихах этих авторов, посвященных описанию природы и возведению ее красоты , есть одно существенное различие. Афанасий Фет словно бы пропускает увиденное через себя, ища в так милых его сердцу пейзажах созвучье собственным ощущением и душевным переживаниям. В то же время Федор Тютчев, восхищаясь сменой времен года или же пытаясь запечатлеть неуловимые моменты преображения природы, полностью абстрагируется от личных переживаний, концентрируясь лишь на том, что видит.

В подобной манере выдержано и знаменитое произведение поэта «летний вечер», созданное в 1866 году. Несмотря на то, что к этому времени Тютчев пережил личную трагедию, потеряв возлюбленную и двух детей, в произведении нет ни одного намека на то, что происходит в душе поэта. Он предстает в образе созерцателя, который уже сумел осознать, что жизнь коротка, и нужно наслаждаться каждым ее мгновением, отпущенным судьбой.

«Летний вечер» — очень романтическое и чувственное стихотворение, которое раскрывает новые грани поэтического таланта Тютчева-лирика. В этом произведении присутствуют и романтизм, и удивительная образность, и символы, которые характерны для творчества этого поэта. Кроме этого, Тютчев вновь прибегает к своему излюбленному приему отождествления природы с живым существом, которое может мыслить, дышать, чувствовать и преображаться, создавая удивительную иллюзию переменчивости окружающего мира. Солнце поэт сравнивает с раскаленным шаром, который является головным убором земли. Именно его она «с главы скатила» перед наступлением вечера, который был охвачен «пожаром», внезапно поглощенным морской волной. Причудливый и несколько пафосный стиль изложения, свойственный такому литературному течению, как романтизм, в данном случае повествует об обычном закате, который благодаря таланту Тютчева превращается в незабываемое и красочное зрелище.

Первые бледные звезды, появившиеся на небосклоне, поэт также оживляет, считая, что они «небесный свод приподняли своими влажными главами». В то же время воздух Тютчев сравнивает с небесной рекой, которая после захода солнца «полней течет меж небом и землей», даря долгожданное ощущение свежести, когда «грудь дышит легче и полней, освобожденная от зноя». Действительно, прохладу летнего вечера можно сравнить с потоком воды, который несет с собой свежесть и живительную силу, словно бы давая уставшей и измученной жарой природе долгожданный отдых. При этом поэт подчеркивает, с каким облегчением и благодарностью окружающий мир принимает этот бесценный дар небес, который вызывает «сладкий трепет» у всего живого на земле. В то же время Тютчев сравнивает природу с прекрасной, но утомленной девой, для которой вечерняя прохлада является источником новых сил перед очередным жарким днем, «как бы горячих ног ее коснулись ключевые воды».

В стихотворении «Летний вечер» присутствует несколько образов, которые автор выстраивает в четкой последовательности, создавая собственную иерархию ценностей. При этом солнце, звезды, небо и воздух являются лишь частью природы, однако благодаря очень изысканным метафорам поэта превращаются в самостоятельный героев произведения. Тем не менее, в финальных строчках стихотворения Тютчев подчеркивает, что истинной волшебницей и труженицей является матушка-природа, благодаря которой и происходят все эти удивительные метаморфозы, так поразившие поэта и вдохновившие его на создание этого удивительно романтического произведения.

2. Работа в тетрадях.

3. Выразительное чтение учащимся стихотворения «Летний вечер» Ф.И. Тютчева.

«Летний вечер» Федор Тютчев

Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.

Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.

Длительность этапа

10

Основной вид деятельности,  направленный на формирование образовательного результата.

Знакомство с новым материалом

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный.  Эвристический .

Средства ИКТ  для реализации данного вида  учебной деятельности

Слайд 5

Форма организации деятельности учащихся

Проявление познавательной инициативы, работа в тетради.

Основные виды деятельности учителя

Определение целей и задач урока. Создание условий для познавательной деятельности учащихся.

ЭТАП 3.  Практикум

Формирование конкретного образовательного материала

ФИЗМИНУТКА.

IV. Самостоятельная работа.

Работа в группах.

Группа1 – ЛИНГВИСТЫ – работают со словарями, объясняют значение непонятных слов: главы,  ея, поглотила, тяготеющий

(У ЛИНГВИСТОВ – словари С.И.Ожегова, В.И.Даля)

Группа 2 -БИБЛИОТЕКАРИ, - они же ЛИРИКИ, ищут в сборниках стихи поэтов о лете, летнем вечере.

(У ЛИРИКОВ – книги со стихами)

Группа 3 – ХУДОЖНИКИ – выбирают среди представленных в «галерее» картин известных художников картины, которые больше всего, по их мнению, подходят для иллюстрации стихотворения «Летний вечер»

Группа 4 – МЕЛОМАНЫ – подбирают среди звуковых файлов музыку, наиболее подходящую к стихотворению «Летний вечер».

У ХУДОЖНИКОВ и МЕЛОМАНОВ – флэш-карты с заранее сформированными папками «Картины» (около 20 картин русских и иностранных живописцев разных времен с указанием имени автора, названия), «Музыка» (подходящая и неподходящая к стихам разных композиторов с указанием имен и названия).

Группа 5 – ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ – работает с текстом стихотворения: ребята находят эпитеты, метафоры и олицетворения.

(У ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ – словарик терминов)

Длительность этапа

10

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата.

Самостоятельная работа.

Групповая работа.

Методы обучения

Репродуктивный

Средства ИКТ  для реализации данного вида  учебной деятельности

Слайд 6-7-8-9

Форма организации деятельности учащихся

Осмысление изученного материала. Планирование учебного сотрудничества .

Основные виды деятельности учителя

Организация работы учащихся. Формирование  ожидаемого результата.

Корректировка работы в группах.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Длительностьэтапа

10

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

VI. Коррекция полученных знаний.

Контроль результатов.

Выступление групп в следующем порядке(очередность – важна!):

ЛИНГВИСТЫ (поясняют значение сложных слов),

ХУДОЖНИКИ (сначала смотрим картины),

МЕЛОМАНЫ (смотрим картины под музыку),

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ (зачитывают найденные тропы),

ЛИРИКИ (читают стихи о лете разных поэтов)

Представитель каждой группы зачитывает коллективный ответ.

ХУДОЖНИКИ и МЕЛОМАНЫ переносят выбранные аудио- и видеофайлы с помощью флэш-карты на компьютер учителя для показа всему классу через мультимедийный проектор.

Учитель вновь возвращается к рамке от картины, задает вопрос: «Почему рамка появилась в начале урока?» Подводит детей к выводу урока.

 Вывод урока: «Поэзия – это картина в стихах, которую поэт рисует с помощью языковых средств. И мы получаем такое же эстетическое удовольствие от искусства слова, как и от музыки и живописи».

Средства ИКТ  для реализации данного вида  учебной деятельности

Слайд 10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20;   www. gramota.ru.

Методы контроля

Комбинированный.

Форма организации деятельности учащихся

 Закрепление и дальнейшее осмысление изученного материала.

Проявление познавательной инициативы, анализ, сопоставление.

Функции (роль) учителя на данном этапе

Оценивание  успешности познавательной деятельности учащихся.

Коррекция знаний.

Основные виды деятельности учителя

Контроль закрепления  учебного материала

ЭТАП 5. Подведение итогов. Домашнее задание.

 Обобщение результатов работы на уроке. Применение учащимися знаний на практике, в нестандартных ситуациях, расширение и углубление знаний, полученных в классе.

Дифференцированное  домашнее задание:

1. Напишите в тетради сочинение-миниатюру о природе, используя родившиеся у вас образы.

2. Попробуйте написать в тетради сочинение-миниатюру (в стихах или в прозе) о запомнившемся вам времени года и времени суток. Подумайте, какое чувство вы хотите вызвать у своих читателей и что поможет вам это сделать.

3.(для учеников музыкальной школы) Напишите сочинение-миниатюру о музыкальном произведении, которое  передает чувства человека в какое-либо время года.

4. (для учеников художественной школы) Нарисуйте на отдельных листах картины летнего вечера по стихотворениям Ф.Тютчева «Летний вечер» и А.Фета «Летний вечер тих и ясен…». Какую картину было легче представить и нарисовать? Почему?

Длительность этапа

3

Рефлексия по достигнутым  образовательным результатам.

Анализ изученного в соответствии с индивидуальными, умственными и психологическими особенностями ребенка.

Рефлексия

  • "Я" - как себя чувствовал, настроение, доволен ли собой.
  • "Мы" - насколько комфортно работалось в группе: я помогал товарищам, они помогали мне, чего больше, были ли затруднения в работе с группой.
  • "Дело" - я достиг цели учения, мне материал нужен для дальнейшей учёбы, в чём я затруднялся, как мне преодолеть свои проблемы.

Длительность этапа

2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

?????????

Слайд 2

Времена года

Слайд 3

Летний вечер

Слайд 4

Кластер «Летний вечер» ассоциация ассоциация

Слайд 5

Кластер «Летний вечер» покой тишина

Слайд 6

Кластер «Летний вечер» умиротворение гармония

Слайд 7

Деление на группы ЛИНГВИСТЫ БИБЛИОТЕКАРИ-ЛИРИКИ ХУДОЖНИКИ МЕЛОМАНЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ

Слайд 8

Тема урока «Средства создания природных образов в лирике Ф. Тютчева на примере стихотворения «Летний вечер». Картины природы в музыке, живописи, слове».

Слайд 9

«Летний вечер» Федор Тютчев Уж солнца раскаленный шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила. Уж звезды светлые взошли И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли Своими влажными главами. Река воздушная полней Течет меж небом и землею, Грудь дышит легче и вольней, Освобожденная от зною. И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ея Коснулись ключевые воды .

Слайд 10

Физминутка .

Слайд 11

Музыкальные и живописные произведения разных авторов о летнем вечере

Слайд 12

Булгаков. Природа Кубани

Слайд 13

В. Пивоваров

Слайд 14

В. Филиппов. Вечернее озеро

Слайд 15

Ладыгин .

Слайд 16

Масленникова. Ранний вечер

Слайд 17

А. Мухин-Чебоксарский . Летний вечер

Слайд 18

Р. Сайфульмулюков . Тихая заводь

Слайд 19

Телегин. Теплый летний вечер

Слайд 20

Хохлов. Летний вечер

Слайд 21

Ю. Обуховский . Летний вечер

Слайд 22

Ладыгин . Лесное озеро

Слайд 23

Вывод урока : Поэзия – это картина в стихах, которую поэт рисует с помощью языковых средств. И мы получаем такое же эстетическое удовольствие от искусства слова, как от музыки и живописи

Слайд 24

Дифференцированное домашнее задание: 1.Напишите в тетради сочинение-миниатюру о природе, используя родившиеся у вас образы . 2. Попробуйте написать в тетради сочинение-миниатюру (в стихах или в прозе) о запомнившемся вам времени года и времени суток. Подумайте, какое чувство вы хотите вызвать у своих читателей и что поможет вам это сделать . 3.(для учеников музыкальной школы) Напишите сочинение-миниатюру о музыкальном произведении, которое передает чувства человека в какое-либо время года . 4. (для учеников художественной школы) Нарисуйте на отдельных листах картины летнего вечера по стихотворениям Ф.Тютчева «Летний вечер» и А.Фета «Летний вечер тих и ясен…». Какую картину было легче представить и нарисовать? Почему?

Слайд 25

РЕФЛЕКСИЯ "Я" - как себя чувствовал, настроение, доволен ли собой. "Мы" - насколько комфортно работалось в группе: я помогал товарищам, они помогали мне, чего больше, были ли затруднения в работе с группой. "Дело" - я достиг цели учения, мне материал нужен для дальнейшей учёбы, в чём я затруднялся, как мне преодолеть свои проблемы

Слайд 26

Спасибо за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись»

Разработка урока в 5 классе по теме «Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись»  в разделе «Музыка и изобразительное искусство»....

Разработка урока музыки в 5 классе по теме: "Картины природы в музыке"

Интегрированный урок с мультимедийным приложением для 5 класса....

Проект урока по теме "Можем ли мы увидеть музыку?": "Картины природы в музыке"

Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. При внимательном слушании музыки могут возникнуть не только зрительные пред...

Интегрированный урок "В ней есть душа, в ней есть свобода" (родная природа в музыке, живописи, литературе)

Данный урок  объединяет такие предметы как ИЗО, музыка, литература, русский язык...

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"...

слово как средство создания художественного образа

слово как средство создания художественного образа...

«Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись»

Урок построен на двух видах музыкально-практической деятельности учащихся – это слушание (активное восприятие) музыки и интонирование, которое выражается в исполнительской деятельности. Выбор да...