Разработка урока музыки в 5 классе по теме: "Картины природы в музыке"
план-конспект урока (музыка, 5 класс) по теме

Зайчук Марина Николаевна

Интегрированный урок с мультимедийным приложением для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока музыки23.27 КБ
Файл kartiny_prirody_v_muzyke.pptx2.41 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Зайчук Марина Николаевна

Учитель музыки

МБОУ СОШ № 15

округ  Муром

Разработка урока музыки в 5 классе  по теме: «Картины природы в музыке»

Цель урока: Через погружение в мир художественных образов природы обозначить связь музыки и изобразительного искусства.

Задачи:

Обучающие

Познакомить с творчеством русского композитора -  М. П. Мусоргского;

расширить  и углубить  представления  об изобразительных и выразительных возможностях музыкального языка.

Развивающая

Развить эмоционально – осознанное восприятие музыки.

Воспитательная –

Возбудить интерес к родной природе, чувству патриотизма.

Тип урока: интегрированный  - музыка, литература  и живопись.

Музыкальный материал:

Э.Григ «Утро», М. П. Мусоргский  Вступление «Рассвет на Москве – реке» к опере: «Хованщина», Г. Струве «Далеко ли, близко».

Дополнительный материал: Стихотворение А. Болутенко «Чудесная краса», компьютерная презентация,

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Изменить состоянье души может лес,

Над рекой красота небосвода,

Дивный мир совершает так много чудес,

Всегда радует сердце природа.

           (А. Болутенко)

слайд

- Как вы думаете, ребята,  о чем пойдет речь сегодня на уроке?

-Сегодня мы посвятим урок музыке, рисующей картины природы.

Работа по теме урока

- Искусство и природа вообще не отделимы друг от друга. Художники, поэты, композиторы часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, отмечать в своей памяти все, что там оказывается связанным с природой, вполне можно даже удивиться тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему любовь к искусству и природе – такие близкие, родственные чувства.

- Посмотрите на эти картины известных русских художников И. Шишкина,     И. Левитана,  В.Васнецова.

слайд

 Что мы видим в них? (природу).

- А можем ли мы увидеть музыку? Как?

- А каких известных композиторов вы можете назвать, посвятивших свои произведения природе?

- Я помогу дополнить вам этот музыкальный материал,  и наиграю знакомую  для вас интонацию.

Тема «Утра» Грига

- Что это, откуда, кто композитор?

слайд

- Давайте пропоем эту мелодию на звук –а-. Какой характер этой темы?

- Чтобы ярче разукрасить свое произведение, композиторы пользуются изобразительными подробностями музыкального языка.  А что можно изобразить в музыке?

Пение птиц, стук колес, топот конницы, раскаты грома, журчание ручья, звон колокола и др.

 слайд

- Послушайте фрагмент музыки Э.Грига «Утро» и обратите внимание на изобразительные подробности.

- Что вы услышали, какие изобразительный подробности помогли вам ярче представить картину просыпающейся природы?

- Многие композиторы обращались к теме природы. И русский композитор М. П. Мусоргский – один из них

Слайд

Ученик рассказывает о  М. П. Мусоргском.

Родился М. П. Мусоргский в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича, на Псковщине.  Детство будущий композитор провел среди лесов и озер. Он был самым младшим четвертым сыном в семье. И был любимцем матери. Она первая стала учить его играть на фортепиано. Когда ему было 10 лет, он переехал вместе со старшим братом в Петербург и поступил в военное училище – школу гвардейских подпрапорщиков. В семнадцатилетнем возрасте по окончании школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Будущее сулило удачу и счастливую жизнь. Но неожиданно для всех Мусоргский подает в отставку и отказывается от судьбы военного, потому что музыка занимала первое место в его жизни. Началась новая жизнь молодого музыканта, в которой главное место заняли Балакирев и кружок «Могучая кучка».

Слайд

- Сегодня мы обратимся к его позднему творчеству, к опере «Хованщина». Название оперы происходит от фамилии бояр Хованских. Эта опера о начале правления Петра I. Мы послушаем оркестровое вступление к опере «Рассвет на Москве реке».

- Но прежде мы обратимся к главной теме этого вступления.

На доске нотный пример главной мелодии вступления

- Каков характер этой мелодии?
- Песенная, мелодичная и необычайного благородства и чистоты, совсем почти как русская песня, правда?

- Эту мелодию хочется петь (поет учитель на у)

- А теперь вместе попробуем спеть эту мелодию на звук ю, чтобы исполнение получилось легким.

- Какое чувство возникло у вас в душе от этой темы? (Взволнованное, щемящее, лирическое).

-А если бы вы были композиторами, какие изобразительные подробности добавили к этой теме?

Ответы, размышления детей.

слайд

- А теперь приготовьтесь, мы будем слушать целиком все оркестровое вступление «рассвет на Москве-реке». Мы услышим, какая музыка вырастет из этой главной темы, какими изобразительными подробностями обогатит свое произведение сам Мусоргский.

- Сядьте поудобнее,  закройте глаза. Так мы будем слушать это произведение, чтобы лучше увидеть уже нашим внутренним зрением всю картину рассвета.

Слушание (релаксация)

- Что услышали, что увидели? Какие изобразительные подробности здесь звучали?

- Как развивалась главная тема?

- Данному оркестровому вступлению Мусоргский придал характер жанровой картины

Слайд

Над Красной площадью занимается рассвет. Кричат петухи. С ними перекликаются трубы пробуждающихся стрельцов. Раздается колокольный звон. В свои права вступает яркое, солнечное утро. Однако. Данное вступление – не просто пейзаж. Его содержание значительно сложнее:  о рассвете в жизни всего русского государства в конце 17 века, накануне реформ Петра I.

Домашнее задание

- Все, о чем говорили, все, что представили, слушая это музыкальное произведение, вы передадите в красках и принесете свои творческие работы на следующий урок. (Творческое задание)

Вокально – хоровая работа

- К теме природы обращались не только композиторы прошлого, но и наши современники. Один из таких композиторов, который написал много песен для детей о Родине, о природе был Георгий Александрович Струве.

Слайд

Мы продолжим работу над одной из его песен «Далеко ли, близко».

- Начните петь эту песню с душой, с чувством проникновения и любви к своей родной природе, к своей Родине.

Исполнение 1 куплета.

Работа над разучиванием всей песни.

Итог

- Что сегодня на уроке было для вас важным? Какие чувства вы испытали на занятии? А как вы думаете, что явилось источником всех этих произведений? Я хочу закончить наш урок строчками стихотворения Анатолия Болутенко.

Красота Земли неповторима,

И в восторге от неё душа.

Не пройти красы чудесной мимо,

Ведь она безмерно хороша!

Каждому полезно человеку

Побывать в лугах, в лесной тиши,

Посмотреть на голубую реку,

Чтобы не ожесточить души.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картины природы в музыке МБОУ СОШ № 15 Учитель музыки Зайчук М. Н.

Слайд 2

Изменить состоянье души может лес, Над рекой красота небосвода, Дивный мир совершает так много чудес, Всегда радует сердце природа. (А. Болутенко )

Слайд 3

«Долина реки. Осень» И. Левитан Дубовая роща в Абрамцево» В. Васнецов Долина реки. Осень. И. Левитан. «Хвойный лес.Солнечный день» И. Шишкин

Слайд 4

Картины природы в музыке «Утро» Э.Григ

Слайд 5

Изобразительные подробности

Слайд 6

Картины природы в музыке «Утро» Э.Григ

Слайд 7

Модест Петрович Мусоргский

Слайд 8

Оркестровое вступление к опере « Хованщина » «Рассвет на Москве – реке»

Слайд 9

Георгий Александрович Струве

Слайд 10

Красота Земли неповторима, в восторге от неё душа. Не пройти красы чудесной мимо, Ведь она безмерно хороша! Каждому полезно человеку Побывать в лугах, в лесной тиши, Посмотреть на голубую реку, Чтобы не ожесточить души.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "СКАЗКА В МУЗЫКЕ"

Данный урок - урок в 5 классе по программе Д.Б. Кабалевского. Тема "Музыка и литература".Опера Н.А. Римского - Корсакова "Золотой петушок"....

Урок музыки в 3-ем классе на тему "Образы природы в музыке".

Урок проводится в 3-ем классе в блоге: "День,полный событий",по программе Сергеевой,Критской.Программа урока знакомит учащихся с новыми терминами,понятиями,с образами норвежской природы и композитором...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"...

Методическая разработка урока в 8 классе на тему "Современность и духовная музыка".

Урок по православной духовной музыке. В центре урока концерт М.Березовского "Не отвержи мене во время старости". Написанный в форме фуги, он прослушивается на уроке и анализируется....

Рабочий лист по музыке для 5 класса по теме "Образы природы в музыке" на 10 апреля

Рабочий лист по музыке для  5 класса  по теме "Образы природы в музыке" на 10 апреля...

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Своеобразие природы Урала".

Методическая разработка урока по географии 8 класс, автор учебник И.И.Баринов издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....