Главные вкладки

    Методическая разработка урока в 8 классе на тему "Современность и духовная музыка".
    презентация к уроку по музыке (8, 9 класс) на тему

    Кузнецова Светлана Васильевна

    Урок по православной духовной музыке. В центре урока концерт М.Березовского "Не отвержи мене во время старости". Написанный в форме фуги, он прослушивается на уроке и анализируется.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_uroka_muzyki_v_8.docx37.18 КБ
    Файл den_pozhil_fefelova.pptx293.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока музыки в 8-м классе общеобразовательной школы

    Разделы: Музыка


    Тема четверти: «Великие наши «современники»

    Тема урока: «Современность и православная духовная музыка»

    Тип урока: углубление; урок – дискуссия.

    Задачи:

    образовательная: дальнейшее совершенствование знаний о православной духовности и духовной музыке, хоровых традициях, композиторах, писавших православную духовную музыку;
    развивающая: развитие творческих наклонностей, аналитической деятельности, вокально-хоровых навыков;
    воспитательная: воспитание уважения к духовной культуре России; отзывчивости, способности к сопереживанию; осмысление музыки, как искусства, отражающего общечеловеческие ценности.

    Оборудование: портрет М. Березовского, репродукция картины А.Шилова «Солдатские матери» на ММД, экран, ПК, музыкальный центр, СД, рояль, ученические работы, доска, мел.

    На доске: тема урока, ФИО композитора, эпиграф.

    Структура урока:

    • оргмомент;
    • повторение;
    • новый материал;
    • прослушивание музыкального произведения;
    • музыкальный анализ;
    • дискуссия;
    • микрообощение;
    • пение начальных фраз;
    • рассказ о композиторе;
    • вывод по теме урока;
    • вокально-хоровая работа;
    • домашнее задание.

    Эпиграф:

    «И дух смирения, терпения, любви
    И целомудрия мне в сердце оживи.»
    А.С. Пушкин.

    Ход урока:

    Во время входа учащихся в класс тихо звучит православная духовная музыка «Ныне отпущаеши» киевского распева.

    Орг. момент, музыкальное приветствие.

    У: - Какая музыка звучала во время входа в класс?

    Д: - Это православная духовная музыка. Мы слушали ее в 7 классе.

    У: - Как вы узнали, что это православная духовная музыка, а не католическая?

    Д: -Православная духовная музыка исполняется а капелла на старославянском (церковнославянском) языке, тогда как католическая исполняется с аккомпанементом органом или симфоническим оркестром на латыни или на языке родном для верующего.

    У: - Верно, вы хорошо помните наши предыдущие уроки по духовной музыке. Тогда вспомните, пожалуйста, какой сюжет положен в прозвучавшую музыку и как она называется?

    Д: - «Ныне отпущаеши». А сюжет о том, что некий старец должен был жить очень долго, до тех пор, пока не увидит Спасителя.

    У: - Итак, речь в сюжете идет о пожилом человеке. Как вы считаете, легко ли жить пожилым людям, особенно одиноким, потерявшим своих родных и близких с возрастом, в связи с различными обстоятельствами?

    Ответы учеников.

    У: - Посмотрите на картину А.Шилова «Солдатские матери»…(небольшая пауза). Внимательно вглядитесь в лица этих двух женщин...(пауза). Какие мысли возникли у вас?

    Ответы детей. ( Как правило, они глубоко понимают сюжет этой картины; понимают и глобальность этой проблемы: ведь таких женщин не две, как на картине, а множество).

    У: - А как вы понимаете поговорку «Стар да млад»?

    Д: - как младенцы, так и пожилые люди слабы и нуждаются в помощи и внимании.

    У: -Верно. Сейчас прозвучит концерт Максима Созонтовича Березовского (имя на доске) «Не отвержи мене во время старости». Вслушайтесь в него внимательно.

    Слушание музыки.

    У (как можно тише и проникновеннее): - Понравилось ли вам это произведение?

    Д: - Это очень красивая музыка! Она не может не понравиться.

    У: - К какому жанру относится это произведение?

    Д: - Православная духовная музыка.

    У: - Кто исполнил это произведение?

    Д: - Смешанный хор, а капелла.

    У: - А нужен ли в этом произведении и вообще в православной музыке аккомпанемент?

    Д. – Традиционно православная духовная музыка исполняется а капелла, да и ни к чему здесь музыкальные инструменты, т.к. хор звучит красиво и законченно.

    У: - Каков характер прозвучавшего произведения?

    Д: - Печальный, напевный, трагический, возвышенный; музыка правдиво передает литературное содержание.

    У: - Какими средствами музыкальной выразительности композитор достиг гармонии литературы и музыки?

    Д: - Динамика, минорный лад, тембровая окраска смешанного хора, чередование сольных фрагментов с хоровыми, удачно выбран темп произведения, канон…

    У: - А содержание вы поняли? Старославянский язык, все-таки! Что значит «Не отвержи»?

    Ответы учащихся:

    (как правило, все понимается верно).

    У: - «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня». Как вы думаете, к кому обращены эти слова?

    Д: - К близкому человеку.

    У: - А если нет близких людей?!

    Д: - Тогда, наверное, к Богу.

    У: - «Боже, не удаляйся от меня; Боже, поспеши на помощь мне». Это выдержки из Ветхого Завета. Сюжет песнопения «Ныне отпущаеши» так же, взят из Ветхого Завета, а он был написан тогда, когда еще не было веры в загробную жизнь. Как вы думаете, что находят пожилые люди в религии?

    Д: - Некую невидимую духовную поддержку, опору, утешение, веру, наконец, в лучшее.

    У: - Дайте вашу оценку существованию Домов престарелых. Хотели бы вы, чтобы ваши близкие люди оказались в таком приюте?

    Д. – Такие интернаты нужны для людей, потерявших своих близких и оставшихся в одиночестве, как эти бабушки на картине А.Шилова. За ними там должен быть квалифицированный уход. Но наших родных там мы не представляем: у них есть мы и мы всегда будем о них заботиться.

    Микрообобщение: пожилые люди так же, как и маленькие дети нуждаются в нашей и государственной помощи и поддержке. Родные и близкие люди должны быть терпеливыми и внимательными к своим престарелым и немощным, но родным людям. Осиротевшие же старые люди, живущие в приютах, вызывают огромное сочувствие и отношение к ним со стороны государства и простых людей, является показателем здоровья или нездоровья нашего общества.

    У:- Вернемся к композитору.Как вы думаете, сколько было лет композитору Максиму Созонтовичу Березовскому, когда он написал этот концерт?

    Д: - Судя по тому, что он прожил совсем недолго, он написал этот концерт молодым, но, наверное, незадолго до кончины. Может быть, он предчувствовал её?..

    У: - Возможно, но написан этот концерт был гораздо раньше, когда ему было чуть за двадцать. Далее следует рассказ о композиторе: родился в Украине, в городе Глухове, там же закончил первое в Российской империи профессиональное музыкальное заведение, Глуховскую школу певчих, затем Киевскую духовную академию. Пел в Придворной певческой капелле. Дальнейшее образование получал в течение четырёх лет в Италии, в знаменитой Болонской Филармонической академии, той самой, в которой четырнадцатилетний В.-А. Моцарт был удостоен звания академика. И вот, всего через год после В.-А.Моцарта, в 1771 году действительным членом Болонской филармонической академии становится и Максим Березовский. По возвращении же на Родину, дела его пошли совсем не так, как он мечтал. Он не почувствовал той востребованности в своем творчестве, того признания, каких заслуживал его талант. Жизнь его трагически оборвалась 24 марта 1777 г.

    У: - Концерт Максима Созонтовича Березовского «Не отвержи мене во время старости» считается лучшим и главным его произведением. Давайте сделаем вывод по теме урока (акцент на доску, где написана тема урока).

    Учитель садится за рояль.Распевание «5 нот Баха». Разучивание первых фраз концерта. Пение по группам.

    У: - Настало время сделать вывод по теме урока.

    Вывод: православная духовная музыка, несмотря на то, что написана давно, актуальна и в наши дни. В ней скрыты глубокие национальные корни. Она воспитывает в людях высокие нравственные идеалы и проникает во все сферы жизни.

    У: - оценка всем работавшим на уроке, конечно же, отличная. Это оценка и за неравнодушие. Надеюсь, что и в повседневной жизни вы такие же отзывчивые и надежные. Помните: в нашей помощи всегда нуждаются пожилые люди, и они надеются на эту помощь. Найдите время поговорить со своими и живущими по соседству бабушками и дедушками. Оглянитесь по сторонам: вдруг кто-то ищет взглядом человека, который поможет перейти дорогу, донести сумку, сесть в автобус. И молча надеется, что такой человек в толпе прохожих отыщется…

    А мы закончим работу над песней А. Пахмутовой «Надежда», начатую на прошлом уроке.

    Вокально-хоровая работа: 3-4 куплеты (мелодия, звукоизвлеченение, дикция, дыхание). Пропевание всей песни в характере.

    Домашнее задание: продолжить ряд пословиц и поговорок (загадок): «Стар да млад», «Старость – не радость», «Если б молодость знала, если б старость могла»; «Утром на четырех ногах, днем на двух, вечером на трех»…

    Как, наверное, везде, на уроке присутствуют и дети других религиозных конфессий, т.к. учатся в одном классе. Обычно, в 5 классе, начиная преподавание духовной музыки, я предлагаю всем представить себя международными туристами, которые, путешествуя по той или иной стране, интересуются ее культурой и духовными традициями. С этой позиции мы слушаем и анализируем и католическую, и мусульманскую, и иудейскую духовную музыку. Других записей у меня просто нет. Этот урок смыкается в своей общечеловеческой сути, и дети делятся своими мнениями и знаниями, зачастую опираясь на духовные традиции разных, но родных для них религиозных постулатов.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Подготовила: Фефелова Валерия, ученица 9 «Б» Международный день пожилых людей

    Слайд 2

    В 1970-х годах ученые пришли к выводу о том, что население Земли стремительно стареет, а потому необходимость обеспечения пожилым людям достойной старости стало проблемой общемирового масштаба. Возникновение праздника в мире

    Слайд 3

    В 1982 году в Австрии, в Вене, прошла Первая Всемирная ассамблея по проблемам старения. Делегаты разных стран делились опытом устройства жизни своих стариков и перенимали ноу-хау в жизни других государств. Вопросы пенсии, здоровья, досуга и работы важны в каждом уголке мира.

    Слайд 4

    Международный день пожилых людей отмечается 1 октября начиная с 1991 года. Был провозглашён на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН под названием международный день престарелых . В дальнейшем в русскоязычных документах ООН было принято название Международный день пожилых людей . Пожилые студенты в Лейпцигском университете

    Слайд 5

    На территории России этот праздник стали отмечать с 1992 года, после Постановления Президиума Верховного Совета РФ. В этот день общественные объединения и организации проводят благотворительные акции, концерты, вечера отдыха, выставки, конференции, конгрессы. В некоторых странах (в особенности в странах Скандинавии) теле- и радиопередачи транслируют, учитывая вкусы именно пожилой части населения.

    Слайд 6

    Праздник этот учредили для того, чтобы обратить внимание общества на проблемы людей пожилого возраста, на проблему демографического старения всего населения, а также к поиску возможностей улучшить качество жизни наших пенсионеров . Как правило, пожилыми называют людей, достигших пенсионного возраста. В России этот возраст для мужчин наступает в 60 лет, а для женщин – в 55. В нашей стране число людей пожилого возраста достигло около 20,7% от общего населения.

    Слайд 7

    Биологический возраст Период новорождённости ( неонатальный период) — первые 4 недели Грудной период — от 4-ёх недель до 1 года Раннее детство — 1-3 года Дошкольный возраст — 3 года — 6-7 лет Младший школьный возраст — 6-7 — 10-12 лет Подростковый период — 10-12 — 17-18 лет Юношеский период юноши : 17—21 год девушки : 16—20 лет Зрелый возраст (1 период) мужчины 21—35 лет женщины 20-35 лет Зрелый возраст (2 период) мужчины 35-60 лет женщины 35-55 лет Пожилой возраст — 55—60 — 75 лет Старческий возраст — 75-90 лет Долгожители — 90 лет и более

    Слайд 9

    Спасибо за внимание!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

    Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

    методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

    Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

    Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

    Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

    методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"

    данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....

    "Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

    Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

    "Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

    Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

    " Знакомьтесь, комбинаторика! ", методическая разработка урока, 5 класс

    Данная методическая разработка содержит план- конспект урока и презентацию к уроку, надеюсь, что моя работа будет полезна коллегам....