Главные вкладки

    методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"
    методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

    Макеева Татьяна Александровна

    данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл методическая разработка652.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОТКРЫТЫЙ  УРОК  ПО  БИОЛОГИИ

    6   КЛАСС

    ТЕМА:  Растения отдела Покрытосеменные.

    Семейства класса Двудольные.

    Учитель:     Макеева Т.А.   

    ГОУ СОШ №8

    Зеленоград. Москва.                            

    Цели урока:

    Образовательные: знакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных класса двудольных; показать их биологически е особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений.

    Развивающие: Продолжить работу по формированию умений распознавать цветковые растения; давать морфологическую и систематическую характеристику; продолжить формирование умений работать с текстом, рисунками, таблицами, новыми терминами,  анализировать и делать выводы.

     Воспитательные: Показать целесообразность в природе всех живых организмов; прививать внимательное и бережное отношение ко всем живым объектам окружающей среды.

    Оборудование:

    СD-диск «Биология 6 класс: бактерии, грибы, лишайники».  Серия: 1С: Школа;   компьютер, дидактические карточки, таблица № 5 «Генеративные органы растений» , муляжи цветков различных семейств.

    ХОД  УРОКА.

    I. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

    Учитель демонстрирует таблицу «Характерные признаки двудольных и однодольных растений. Используя эту таблицу все ученики по очереди называют по одному отличию двудольных растений от однодольных.

    Двудольные растения

    Однодольные растения

    Зародыш семени с двумя семядолями. Запасные питательные вещества семени находятся в зародыше или эндосперме.

    Зародыш семени с одной семядолей. Запасные питательные вещества семени находятся в эндосперме, у некоторых – в зародыше.

    Листья обычно имеют перистое и пальчатое жилкование. Черешок листа редко бывает влагалищным.

    Листья обычно имеют параллельное и дуговое жилкование. Черешок листа слабо выражен, но часто представлен как листовое влагалище.

    Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение. Кольцом слоя камбия обеспечивается рост стебля в толщину.

    Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. Кольца камбия и роста стебля в толщину нет.

    Зародышевый корешок семени быстро развивается в главный корень. Корневая система – стержневая.

    Зародышевый корешок развит слабо, и при прорастании от стеблевой части побега обычно отходят сразу несколько придаточных корней, которые формируют мочковатую корневую систему.

    II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

    1).Учитель объявляет тему урока. «На этом уроке мы более подробно познакомимся с некоторыми семействами класса Двудольных» растений.

    2). Учитель читает несколько стихов о цветах (для экономии времени можно прочитать только по 2-3 строчки из каждого стихотворения)

    СТИХИ  О  ЦВЕТАХ.

    http://www.playroom.ru/content/view/1649/18

    Черёмуха душистая 

    Черёмуха душистая
    С весною расцвела
    И ветки золотистые,
    Что кудри, завила.
    И кисточки атласные
    Под жемчугом росы
    Горят, как серьги ясные
    У девицы-красы.
    А рядом, у проталинки,
    В траве между камней,
    Бежит, струится маленький
    Серебряный ручей.

    Автор: С. Есенин

    Роза

    О ней поют поэты всех веков.
    Нет в мире ничего нежней и краше,
    Чем этот сверток алых лепестков,
    Раскрывшийся благоуханной чашей.
    Как он прохладен, холоден и чист
    Глубокий кубок, полный аромата.
    Как дружит с ним простой и скромный лист,
    Темно-зеленый, по краям зубчатый...

    Автор: С. Маршак

    Астра
    Астру, наверное, каждый узнает.
    В саду и на даче она вырастает.
    Нежный цветочек, лохматый немножко,
    Листиков много на худенькой ножке.
    Осень в школу ребята идут,
    Учителю астры в подарок несут!

    Автор: Светлана Джус

    Василек
    Кажется, небо на поле упало –
    Всё голубым под ногами вдруг стало!
    Это расцвел необычный цветок,
    С именем русский, простым – Василек.
    И лепестки у него голубые,
    По самому краю немного резные.

    Автор: Светлана Джус

    «Все эти разные цветы что-то объединяет. Что их объединяет, вы, ученики, ответите в конце урока».

    3). Демонстрация видеофрагмента «Семейства класса двудольные»

    4). Учитель называет семейства Двудольных, демонстрируя муляжи цветков этих семейств. Ученики находят и озвучивают их отличия.

    5). Ученики работают с индивидуальными дидактическими карточками, заполняя при этом таблицу (каждый – только свой раздел)

    Таблица:

     ХАРАКТЕРИСТИКА  КЛАССОВ  В  ОТДЕЛЕ  ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ (ЦВЕТКОВЫХ)  РАСТЕНИЙ.

             

    Класс ДВУДОЛЬНЫЕ.  Количество видов____________

                                             Количество семейств_____________

                                             Жизненные формы________________________________

           Формула

    строения цветка

     соцветие

        плод

     Представители

         семейства

    1.Сем. Розоцветные

    2. Сем.Бобовые

    3.Сем.Крестоцветные

     

    4. Сем.Пасленовые

    5.Сем.Сложноцветные

    Карточка №1

    Семейство Крестоцветные или Капустные

    Формула цветка: Ч4Л4Т2+4П1.

    Лепестки располагаются крестообразно.

    Соцветие – кисть.

    Опыляются насекомыми.

    Цветки обоеполые.

    Плод – стручок или стручочек.

    Листорасположение – очерёдное.

    Некоторые образуют корнеплоды.

    Рис 1. Формула цветка

    Рис 2. Лепестки

    Рис 3. Соцветие

    Рис 4. Плод

    Растения разделяют на группы:

    овощные (капуста, редька, редис, хрен, репа);

    масличные (горчица, рапс);

    лекарственные (пастушья сумка, гулявник лекарственный);

    сорные (редька дикая, сурепка обыкновенная, ярутка полевая).

    Карточка №2

    Семейство Розоцветные

    Формула цветка: Ч5Л5ТП

    Цветки одиночные.

    Плод – орешки в ложном плоде
    (шиповник, земляника).

    Рис 1. Шиповник

    Формула цветка:Ч5Л5ТП

    Соцветие – кисть.

    Плод – сборная костянка
    (малина, ежевика).

    Рис 2. Малина

    Формула цветка: Ч5Л5ТП1

    Одиночные цветки
    (слива, абрикос, персик).

    Соцветие – кисть (черёмуха).

    Соцветие – простой зонтик
    (вишня).

    Плод – костянка.

    Рис 3. Слива, вишня

    Формула цветка: Ч5Л5ТП1

    Соцветие – зонтик, щиток.

    Плод – ложный яблоковидный
    (яблоня, груша, рябина).

    Рис 4. Яблоко

    Растения разделяют на группы:

    лекарственные (шиповник, земляника);

    плодовые (слива, груша, яблоня);

    декоративные (роза, сакура);

    сорные (лапчатка гусиная, манжетка).

    Жизненные формы:

    деревья (яблоня, слива, миндаль, черёмуха, рябина);

    кустарники (шиповник, боярышник, малина, ежевика);

    травы (манжетка, земляника, гравилат речной).

    Карточка №3

    Семейство Мотыльковые или Бобовые

    Формула цветка: Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1.

    Лепестки: парус – 1, вёсла – 2, лодочка – (2).

    Рис 1. Формула цветка

    Рис 2. Лепестки

    Плод – боб.

    Соцветие – головка (клевер).

    Соцветие – кисть (люпин, донник, люцерна, белая акация).

    Рис 3. Плод

    Жизненные формы:

    травы однолетние и многолетние (горох, фасоль, клевер, люцерна, арахис);

    кустарники (акация);

    деревья (красное, чёрное рожковое деревья).

    На корнях имеются клубеньки – изменённые боковые корни, в которых поселяются бактерии. Благодаря бактериям, растения живут на бедных азотом почвах, делают их более плодородными, кроме того, азот накапливается в самих растениях.

    Карточка №4

    Семейство Паслёновые

    Формула цветка: Ч(5)Л(5)Т5П1

    Соцветие – кисть.

    Плод – ягода (паслён, томаты, картофель, перец).

    Соцветие – кисть или метёлка.

    Плод – коробочка (табак, душистый табак, петуния, белена).

    Одиночные цветки.

    Плод – коробочка (дурман).

    Большинство – дикорастущие травянистые растения.

    Карточка №5

    Семейство Сложноцветные или Астровые

    Формула цветка: Л(5)Т(5)П1                    

    Соцветие - корзинка

    Плод – семянка.                

     Чашечка превратилась в волоски или отсутствует.

    Четыре типа цветков:

    язычковые
    (одуванчик, цикорий);

    трубчатые
    (бодяк, внутренние цветки василька);

    Рис 3. Одуванчик

    Рис 5. Бодяк

    воронковидные, не имеют тычинок и пестиков
    (наружные цветки василька);

    ложноязычковые, имеют три сросшихся лепестка, могут быть бесполыми
    (по краям соцветия у ромашки, подсолнечника)

    Рис 4. Василёк

    Рис 6. Подсолнечник

    6). По очереди ученики зачитывают результаты своей работы.

    Учитель ответы комментирует, исправляет и дополняет.

    7) Ученики с помощью учителя формулируют выводы к уроку

    - Что объединяет все растения, с которыми знакомились на уроке?  (Они все относятся к классу Двудольные)

    - По каким признакам объединяют разные растения в одно семейство? (…по строению цветка)

    - О чем свидетельствует сходство в  строение цветка у разных растений?  (…о том, что они произошли от одного предка).

                                           III.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

    1) Учитель читает загадки о цветах.

    ЗАГАДКИ  О  ЦВЕТАХ

    1. Мать-и-мачеха

    Золотые лепестки,
    Хрупкий стебелек.
    Распустился у реки
    Солнечный цветок.
    Только тучка набежала,
    Сжались лепесточки.
    На зеленых стебельках –
    Круглые комочки.


    Н. Нищева

    2. ромашка

    Белая корзинка,

    Золотое донце.

    В ней лежит росинка

    И сверкает солнце.

    Мы домой ее возьмем

    И на стол поставим.

    Если вдруг мы прихворнем –

    Мы ее заварим

    3.Подсолнух

    Золотое решето

    Черных домиков полно,

    Сколько черненьких домков,

    Столько беленьких жильцов.

    4. роза


    Этот цветок – самый прекрасный!
    Он может быть и белым, и красивым,
    Может быть желтым иль розовым цветом,
    Словно духи ароматный при этом.
    Только вот веточка колет шипами.
    Что за цветок? Догадайтесь-ка сами!

    Автор: Светлана Джус

    2) Ребята по очереди  работают с муляжами у доски, определяя семейство каждого цветка.

    3) Ученики выполняют небольшой биологический диктант.

    4) Подведение итогов урока, выставление оценок, задание домашнего задания (заполнить всю таблицу, используя параграф 44 учебника).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка (6 класс) по теме:"Умножение и деление обыкновенных дробей"

    Урок-путешествие к "Острову Обыкновенных дробей".Обобщающий урок по данной теме.Отрабатываются умения и навыки применения правил умножения и деления обыкновенных дробей. Урок проводится в форме дидакт...

    Методические разработки 5 класс

    Представленные методические разработки можно использовать на уроках природоведения (программа Пакуловой, Ивановой)...

    Методические разработки 8 класс

    Представленные методические разработки можно использовать на уроках географии...

    Методические разработки 9 класс

    Материалы для уроков географии в 9 классе...

    Методические разработки 10 класс

    Для уроков географии в 10 классе...

    Методическая разработка мастер-класса

    Мастер-класс по теме: «Средства массовой информации как источник заимствований в русском и английском языках»...

    Методическая разработка 11 класс "Экология

    Методическая разработка урока по биологии в 11 "Экосистема" с использованием ЦОР. На уроке используется виртуальная экскурсия....