Методическая разработка Мастер-класса на тему «Важнейшие аспекты стратегии педагогического воздействия на начальном этапе обучения игре на фортепиано в классе фортепианного ансамбля».
методическая разработка по музыке

Игнатьева Ольга Владимировна

Мастер-класс сконсруирован из 2 частей: теореическая и пракическая части. В методической разработке раскрываются аспекты педагогическоо воздействия при обучении игре на фортепиано на начальном этапе обучения. Именно на начальном этапе происходит выявление способностей ученика, степени его музыкальной одарённости. Это довольно серьёзный набор психических комбинаций.                                                     

Дело педагога очень важно грамотно выстроить вектор развития каждого ребёнка, основываясь на диагностике его психофизических (природное строение рук+ особенности психики и темперамента ребёнка) и музыкальных способностей.

При верной стратегии развития к концу начальной школы психические процессы, связанные с волевым усилием, направленным на преодоление возникающих технических исполнительских ложностей укрепляются.  Тогда в среднюю школу ребёнок входит без кризиса и надлома, сохранив желание заниматься. Это является для педагога индикаторм успешно выстроенного  вектора развития. В противном случае ребёнок что называется  сходит с дистанции, как правило заканчивает обучение. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия №271 Красносельского района Санкт-Петербурга им. П.И. Федулова

Методическая разработка Мастер-класса на тему

«Важнейшие  аспекты стратегии педагогического воздействия на начальном этапе обучения игре на фортепиано в классе фортепианного ансамбля».

Выполнил:

Педагог дополнительного образования

Игнатьева О.В.

Санкт-Петербург

2021

1 слайд: Я представляю ОДОД, направленность Художественная,                               объединение Ансамблевое музицирование. (обучение игре на ф-но в ансамбле)

Сегодня мастер-класс посвящён «Важнейшим  аспектам стратегии педагогического воздействия на начальном этапе обучения игре на фортепиано в классе фортепианного ансамбля».  

 I этап: Теоретическая часть.

2 слайд:        Учебная Программа по «Ансамблевому музицированию» составлена таким образом, что включает в себя несколько видов учебной деятельности.

Это позволяет создать в группе одновозрастных детей с разными музыкальными способностями здоровый микроклимат)! Когда каждый ребёнок, вне зависимости от своих возможностей может приобщиться к музыкальному искусству. Именно потому, что воспитательная задача предметов искусства гораздо шире, чем узконаправленный учебный навык.  Результаты освоения, творческие достижения будут у каждого свои, они отразятся на этапе концертной деятельности.

Неоспоримое преимущество дополнительного образования от основного заключается в том, что к нам в класс приходят только те ребята, которые действительно хотят заниматься. На старте всегда есть желание!

Если опираться на природу детской психики – открытое сердце ко всему новому, если педагогу удаётся сохранить Позитивный настрой на каждом этапе обучения и особенно в сложных ситуациях преодоления исполнительских   проблем, то можно достичь приличных результатов.

3 слайд: Первая ступень педагогического мастерства создать в классе творческую обстановку погружения в мир музицирования, в мир музыки. Основной Месседж 1 года обучения звучит так: «Я приглашаю вас в свой мир»!                       Только с открытым сердцем и верой в свои педагогические возможности педагог начинает путь восхождения по дороге фортепианного мастерства, за руку с ребёнком.  

4 слайд:  Именно на начальном этапе происходит выявление способностей ученика, степени его музыкальной одарённости.                                                    Как видите это довольно серьёзный набор психических комбинаций.                                                     (Арановский, Музыка, как форма интеллектуальной деятельности)

Дело педагога грамотно выстроить вектор развития каждого ребёнка, основываясь на диагностике его психофизических (природное строение рук+ особенности психики и темперамента ребёнка) и музыкальных способностей.

При верной стратегии развития. К концу начальной школы, (4 год обучения) психические процессы, связанные с волевым усилием, направленным на преодоление себя укрепляются.  Тогда в среднюю школу ребёнок входит без кризиса и надлома, сохранив желание заниматься. Это индикатор успешно выстроенного учителем вектора развития. В противном случае ребёнок сходит с дистанции, как правило заканчивает обучение.

5 слайд:   Говоря о стратегии педагогического воздействия на начальном этапе обучения игре на фортепиано,  можно найти Общие звенья для всех. Прочесть слайд.

6 слайд: Выстроить вектор индивидуального развития ученика.                             Здесь уместна Отсылка к планируемым результатам обучения.                                Точная, планомерная диагностика даёт педагогу основу, для выбора тактики развития музыкальных способностей ребёнка. Каким путём пойти – Больше теории или практики на занятиях, больше слушать или играть? В какой степени нагружать ребёнка новым учебным материалом? Эту стратегию продумывает педагог индивидуально для каждого учащегося.

Таким образом алгоритм действий учителя таков – диагностика, шаг вперёд, освоение и создание учебной ситуации успеха.

Степ бай степ, шаг за шагом! Восхождение и погружение в ситуацию успеха,

И такой алгоритм сохранять непрерывно.

7 слайд:    Осваивая азы игры на фортепиано(а это каждодневные репетиции дома)   мы формируем важнейший учебный навык = Прилежание + закладываем основы для развития креативного мышления.

Развитие мелкой моторики и координации + Внимание к нотному знаку и многочисленным символам, используемым для зашифровки нотного текста, + развитие психоэмоциональной сферы (отклик психики на музыку) в возрасте начальной школы = создают условия для развития креативного мышления ребёнка.

Прекрасный тренажёр для мозга! Наши воспитанники лучшие ученики в классе. Прекрасный задел на будущее!

8 слайд:      А сейчас мы с вами переходим  к практической части. На которой я бы хотела заострить внимание на такой особенности возрастной психологии детей младшего школьного возраста, как способность концентрировать учебное внимание на короткий временной срок. Поэтому необходимо менять виды деятельности. районного фестиваля-конкурса педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Открытое занятие в ОДОД»,

Пожалуйста переключитесь в формат видео-конференции. Мы переходим к практической части мастер-класса.

Технологию работы я кратко представляю конкретными фрагментами репетиций с учащимися.

II  этап: Практическая часть мастер-класса. (Лида+Паша 2 год обучения, Игорь 3 год обучения, Маша и Ульяна 4 год обучения)

  • Итак, в начале нам нужно размять наши пальчики, растянуть мышцы кистей рук. Мы делаем такие упражнения. (Кулачки – открыли/закрыли, Замочек- открыли/закрыли, Волна – маленькая локти на столе и большая с локтями, Звёздочка ).
  • На начальном  этапе обучения мы формируем 2 основных учебных навыка                    1) Навык синхронности в ансамбле;        2) Умение слышать партнёра.                                      

Поэтому упражнения, с которых начинается каждое занятие в классе, мы играем в ансамбле. В результате такого разыгрывания игрового аппарата, благодаря синхронности работы рук, происходит включение сознания ребёнка. Темп мы выбираем по возможностям. Нужно слушать друг друга, чтобы было синхронно.  Вы можете попробовать с нами на столе.

Упражнения играются в пятипальцевой позиции, исполнительским штрихом Легато-связно, плавно,  к которому я рекомендую переходить, как можно раньше. Мы покажем Ленточки, Змейки, Песенку пою. Можно играть со счётом и со словами. Акцентируем внимания ребят на синхронность исполнения. Подготовка к игре мелкой техники, дифференциация каждого пальчика ребёнка.

  • На начальном этапе особенно нужно опираться на особенности возрастной психологии детей младшего школьного возраста.  А именно способность концентрировать учебное внимание на короткий временной срок. Отсюда так любимая нами частая смена деятельности на занятиях. Фрагменты внимания как в калейдоскопе складываются в психике ребёнка, меняясь местами, создают разные узоры. Задача сделать яркий, позитивный узор!                                             Мы играем не долго, меняемся местами в ансамбле, меняем упражнения, не доводя их до совершенства. Меняем приёмы игры, пьесы, которых должно быть МНОГО у ребёнка! Я советую Репертуар ребёнка 1, 2 года обучения обновлять каждую  неделю)!
  • На начальном этапе обучения ребёнок с удовольствием Копирует по образу и подобию движения педагога. Поэтому нужно больше показывать, больше играть, причём его, простые пьески, а не сложные композиции.                                                           Я использую тактильный контакт – «вылепить руку».                                        

Я часто беру за руку ребёнка, помогаю оформить пальчик, свод руки, положение предплечья, локтя, спины, корпуса и т.д.  У детей концентрация внимания влечёт за собой скованность движений, мы этого не можем допустить, поэтому я делаю всё для релакса.

Поэтому то занятие в формате дистанта так губительно для нашего предмета.

Работа в группе фортепианного ансамбля очень продуктивна. До 6 человек одновременно – 3 взаимозаменяемых ансамбля.

  • Игорь 3 год обучения, 2 класс. С 5 лет занимается инструментом. Чем раньше –тем лучше, только для психически зрелых детей. Он как раз такой человек!))

Более сложное  Упражнение для постановки рук –«Гирлянда»  (игра трезвучий). Подготовка к игре крупной техники, формирование свода кисти ребёнка. Теория музыки –понятие Мажор-Минор, строение мажорного и минорного трезвучий.  Основы Звуковедения.

Игра Мажорных Гамм до 3-х знаков  и Хроматической гаммы.

  • Когда наши пальчики разогреты мы приступаем к игре пьес. Максимально быстро донести учебную информацию до ребёнка, только короткие формы.

В репертуаре Яркие образные разнохарактерные пьески с общим структурным элементом.

По Музыкальной теории  Тема -  Мажор Минор.

«Клоуны»- пьеска на мелкую технику. Развивает беглость пальцев и ловкость рук. Клоун, тот кто умеет перевоплощаться! Клоун весёлый и грустный.

Как композитор это выражает в музыке? Мажор и минорное трезвучие.            Надо быть очень внимательным и сообразительным и ничего не перепутать. (попросить сыграть кульминацию)

 «Фламенко» - здесь у нас в основе тоже трезвучия. Мажорные и минорные. Чтобы сыграть, нужно запомнить логическую цепочку. Что за чем следует и когда повторяется.

  • Фортепианный ансамбль Маша и Ульяна  4 год обучения.                                 Игра упражнений, Гамм, Арпеджио и Аккордов в начале каждого занятия.

Мы покажем фрагменты репетиций концертных номеров для участия в городском конкурсе фортепианных ансамблей    «Музыкальная радуга».

Фрагмент репетиции в классе с педагогом.

В работе над образом музыкального произведения, а это цель наших занятий. Для чего мы занимаемся? Учимся играть? Чтобы поделиться со слушателями, с теми, кто не умеет играть образами, музыкальными историями.

В работе над выразительностью я использую связь мелодии с речью. Существует даже термин Музыкальная речь. В музыке Мотивы, фразы, предложения, части. Всё, как в литературе. Я использую такой приём, это                                                      Текстовые рифмованные подстрочки, подчас юмористического характера, всегда о музыке, которую играем. Раскрывая Смысловое зерно муз. образа.  

1)Галоп из балета К. Хачатуряна «Чиполлино».

Я бегу, туда бегу, сюда бегу – успел! -  Не подходите близко!

Я теперь на отдыхе, Я теперь на отдыхе и Мне легко на отдыхе, песенку пропеть.

Я бегу, туда бегу, сюда бегу – успел!  

2) Мальвина

Музыкальная фраза, темповое и динамическое единство, выразительность исполнения, которая обеспечивает раскрытие музыкального образа произведения.

 

Завершая своё выступление, я хочу сказать, что когда ребёнок начинает учиться играть, попадает в класс такой формат ансамблевого музицирования, очень помогает

  • Радость встречи, получение уникальных знаний и восторг преодоления себя, перспектива личностного роста. Психологические предпосылки к процессам самоактулизации и личностного роста, которые становятся так важны для ребёнка в старшем школьном возрасте. Даже в том случае, если ребёнок будет просто благодарным слушателем, а если это одарённый ребёнок, значит он получит ещё и радость побед и выступлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Проблема развития музыкальных способностей юных пианистов на сегодняшний день актуальна и занимает важное место на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Как правило, занятия начинаются с детьми...

Групповые формы работы на начальном этапе обучения игре на фортепиано (методические рекомендации).

Методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования по классу фортепиано. Посвящены вопросам организации групповых занятий на начальном этапе обучения игре на фортепиано....

2012 г. Открытый урок по фортепиано "Средства музыкальной выразительности на начальном этапе обучения игре на фортепиано"

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация "Средства музыкальной выразительности"...

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО АППАРАТА УЧЕНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В МУЗЫКАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

В данной работе речь пойдет об организации игрового аппарата начинающего пианиста и освоении основных игровых приемов....