ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
учебно-методический материал по музыке

Блохина Марина Александровна

Проблема развития музыкальных способностей юных пианистов на сегодняшний день актуальна и занимает важное место на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Как правило, занятия начинаются с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В этот период жизни малыши очень любознательны и отлично впитывают новый материал.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проблема развития музыкальных способностей юных пианистов на сегодняшний день актуальна и занимает важное место на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Как правило, занятия начинаются с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В этот период жизни малыши очень любознательны и отлично впитывают новый материал. Именно от педагога зависит, полюбят ли дети занятия музыкой, станут ли они для них «открытием» увлекательного и познавательного мира сказочных звуков. Главная задача педагога - не только научить правильно сидеть за инструментом и познакомить с основами нотной грамоты, но и расширить музыкальный кругозор, привить любовь к музыке, сформировать эстетический вкус.

Для развития воображения и тренировки памяти полезно проигрывание педагогом жанровых, программных пьес с обязательным последующим их красочным описанием, вызывающим яркие ассоциации у ребенка. При прослушивании этих произведений можно предложить ребенку выполнить те или иные действия. Используя уже наработанный материал XIX-XX вв. таких композиторов, как Р.Шуман, П.Чайковский, А.Гречанинов и др., следует обращаться и к произведениям наших современников, например «Сонная песенка» О.Геталовой, «Марш гусей» Р.Петерсена, «Оранжевые буги» М.Шмитца и т.д.

Изучение нотной грамоты желательно начинать с загадок и игр, стишков и попевок, что способствует быстрому и успешному запоминанию изучаемого материала и повышает интерес детей к занятиям. Этот процесс также неразрывно связан с освоением клавиатуры. Следует отметить, что разнообразные ритмические задания, выполняемые на инструменте в различных октавах, стимулируют эмоциональную увлеченность детей, помогают лучше ориентироваться на клавиатуре.

Знакомство с регистрами инструмента основано на воспитании слухового и эмоционального восприятия ученика. Развивать его фантазию и формировать эстетический вкус яркими красочными образами помогут пьесы, доступные детям по содержанию. Иллюстрацией могут служить такие пьесы, как «Воробьишкам холодно» Ж.Металлиди, «Птички» А.Караманова, «Медведь» Г.Галынина, «Кот и мышь» Ф.Рыбицкого и др.

Можно также предложить следующие музыкально-ритмические игры. которые направлены не только на развитие ритмического чувства, но и тренируют их внимание, память и помогают в развитии координации движений. Так, например:

- педагог начинает играть или петь знакомую ребенку песенку, а тот  ее продолжает;

-играются яркие детские пьески, различные по жанру - польки, марши, вальсы и т.д., а ученик, хлопая в ладоши, тактирует звучащую музыку.

И работе по изучению длительностей нот полезны упражнения, при которых одна рука отсчитывает пульсацию, другая - ритм и наоборот. Сначала такие упражнения выполняются совместно с педагогом. Можно использовать детские песенки в ансамблевом изложении IО.Геталовой.

Следует отметить, что заинтересованность детей игрой в ансамбле с преподавателем не только будит воображение, активизирует процессы запоминания нотного текста, но и является благодатной почвой для музыкально-ритмического воспитания учащихся

Формирование пианистических навыков ребенка неразрывно связано с освобождением игрового аппарата. С этой целью педагог должен систематически использовать на уроке ряд упражнений, направленных на развитие координации движений, чуткости пальцев, на освобождение рук и плечевого пояса, помогающих активизировать и укрепить мышцы спины. Сам урок желательно начинать с гимнастики шеи, спины и рук. Особенно благотворно влияет на независимость и свободу аппарата игра несложных попевок и песенок поочередно каждой рукой,

Все предлагаемые педагогом игровые упражнения должны быть доступны и интересны детям. Для достижения поставленной цели можно обратиться к рекомендациям таких известных педагогов, как Л.А. Баренбойм, А.Д. Артоболевская, А.А Шмидт-Шкловская. Такая правильная и грамотная организация игровых движений на начальном этапе обучения поможет в дальнейшем избежать зажатости рук.

Для решения задач, направленных на развитие триады ведущих музыкальных способностей, каждый педагог идет своим путем, учитывая индивидуальные возможности детей. Поэтому, наряду с традиционными формами и методами преподавания, в настоящее время появилось большое количество альтернативных методик и авторских программ. В работе с начинающими можно обратиться к таким пособиям, как «Нотная грамота в играх, задачах и картинках» Е.В. Мстиславской (2002), «В музыку с радостью» О.Геталовой, И.Визной (2006), «Школа игры на фортепиано» Б.Поливода, В.Сластененко (2006).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидактический  принцип: «игр...

Групповые формы работы на начальном этапе обучения игре на фортепиано (методические рекомендации).

Методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования по классу фортепиано. Посвящены вопросам организации групповых занятий на начальном этапе обучения игре на фортепиано....

2012 г. Открытый урок по фортепиано "Средства музыкальной выразительности на начальном этапе обучения игре на фортепиано"

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация "Средства музыкальной выразительности"...

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО АППАРАТА УЧЕНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В МУЗЫКАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

В данной работе речь пойдет об организации игрового аппарата начинающего пианиста и освоении основных игровых приемов....