« Актуальность проблемы творческого развития учащихся на начальном этапе обучения игре на баяне»
статья на тему

Бутикова ольга Сергеевна

О развитии музыкальных способностей ученика   на начальном этапе обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskoe_razvitie_uchashchihsya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Бутикова Ольга Сергеевна

                                                педагог дополнительного  

                                                образования I категории

                                                творческого объединения

                                                «Музыкальное развитие»

                                                МОУ ДОД ЦДТ «Радуга талантов»

« Актуальность проблемы творческого развития

учащихся на начальном этапе обучения игре на баяне»

                Хабаровск – 2010г

 

Современная методика  обучения  игре на  баяне  основывается на таких принципах  обучения , при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания начинающего  баяниста. Согласно этим принципам, надо с первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в  музыкальную  речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале. Проблема развития музыкальных способностей ученика является доминирующей на начальном этапе обучения. В фортепианной  методике существует много рекомендаций для решения этой проблемы. Однако в практике зачастую требуются дополнительные нетрадиционные средства для решения определенных задач, в том числе и на развитие чувства ритма, музыкальной памяти ученика.   Первые уроки имеют главное  значение.   Важно не отбить охоту и желание у ребенка заниматься музыкой, а укрепить, заинтересовать, другими словами, научить игре на инструменте легче, чем дать ребенку широкое образование, научить любить, понимать музыку, сделать ее частью жизни.»Главнейшая задача « педагога – «зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – говорит мастер фортепианной педагогики Анна Даниловна Артоболевская. Именно в период начального обучения  закладываются необходимые основы, связанные с формированием первоначальных слуховых представлений, навыков звукоизвлечения, метроритмической организации, технологической и аппликатурной дисциплины, которые имеют решающее значение для последующего развития музыкальных способностей и исполнительской техники учащихся. Поступление ребёнка в музыкальную студию вносит в его жизнь коренные изменения. Требующие соблюдать все правила поведения: выполнять учебную работу, программу, подчиняться требованиям педагога, сохранять активное внимание на протяжении всей работы в классе и при выполнении домашнего задания, уметь слушать учителя. Столкнувшись с большим объёмом и потоком новой информации, дети начинают понимать, что это труд, требующий от них большого терпения, внимания, умственных усилий и различных самоограничений. У некоторых наступает разочарование, примерно через 2-3 недели падает интерес к занятиям, и одна из причин – однообразие изучаемого материала, преобладание инструктивных упражнений или теоретических заданий, оторванных от практических занятий на инструменте, а так же завышение программы.

 

На протяжении ряда десятилетий многие педагоги, обучавшие детей азам инструментальной игры неоднократно в разных вариантах повторяли одну и ту же мысль: «инструмент и нотная запись должны оставаться на начальном этапе на втором плане и играть вспомогательную, подчинённую подсобную роль, на первом же месте стоит задача ввести ребёнка в мир музыки, пусть и самой простейшей. Не музыка должна рассматриваться с позиций инструмента и нотной записи, а инструмент – в его возможностях передавать музыку».  Ещё в предреволюционные годы педагог Яворский задумывался над тем, как развить у ученика творческое начало: «…одной из самых основных задач при воспитании ребёнка является сохранение за ним способности творить звуки, этими звуками выражать свои жизненные потребности и жизнеощущения, так как творчество, если оно потеряет свою непосредственность или заглохнет, не поддаётся обучению.».  По мнению Б.Яворского, к детскому сочинительству может побуждать:

  1. Сама музыка, проникновение в её разнообразный мир. Научившись различать в общем потоке звучания отдельные «Музыкальные слова», «фразы», «целые рассказы»,  ребята ощущают потребность самим «заговорить» на этом, теперь уже близком и понятном языке.
  2. Стихотворный и прозаический текст; его смысл, звуковые краски и интонации (путь от речевого ритмоинтонирования к ритмоинтонированию музыкальному).
  3. Доступные пониманию детей события общественной жизни.
  4. Окружающий ребёнка мир звуков: цокот копыт, щебетанье птиц, звук падающих капель, выкрики голосов, звон колоколов и т.д.
  5. Программно – иллюстративные задания.
  6. Ритм движений, в том числе танцевальные.

«Питает жизнь ключом своим искусство,

Другой такой же ключ – поэзия сама.

Иссяк один – в стихах не стало чувства,

Забыт другой – струна твоя нема».

                                                           !С.Маршак)

 

 

 

 

Начиная занятия  с маленькими детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьёзным, что может показаться им утомительным или скучным.   Для решения задач художественного воспитания  учащегося  на  начальном   этапе   обучения  используются различные средства. Это, прежде всего, рассказ, пояснение, иллюстрация. Для развития интереса нужно создать ассоциации во всём, что ребятам привычно и приятно. Больше сказки. Больше фантазии!. Не уставая будить воображение ребёнка, связывая сказку, фантазию с музыкой. Не уставая рассказывать и показывать,»колдовать» вокруг музыки. И первой ступенью к творческому развитию является «донотный» период занятий с начинающими. Обучение нотной грамоте происходит только тогда, когда обозначения звуковой высоты, метра и ритма из абстрактных знаков превратятся в живую реальность и заинтересуют ребёнка. «Вижу - слышу – играю» - вот та идеальная психологическая схема – триада, о которой не следует забывать педагогу! Всё, с чем имеет дело ребёнок, должно быть предварительно услышано и осознанно. На этом этапе, что следует из опыта педагога-баяниста, можно играть знакомые песенки – попевки.

  1. на одном звуке: «Сорока», «Андрей – воробей»,
  2.  либо сочинённые самими детьми на двух звуках:

«Пчёлка» :

(полетела пчёлка на поля,

 и с цветочков мёду принесла.

«Трали-Вали»:

Жили – были Трали-Вали, никогда не унывали,

Ели – пили на ходу и плясали под дуду.

«Динь-Дон»:

Динь-дон, Динь-Дон, в переулке ходит слон.

  1. На трёх звуках:

«У кота»

У кота – Воркута колыбелька хороша.

       Мяу, мяу – серый кот пел так тихо и без нот.

«Мышонок»

Баю, баю, баю, - бай,  Спи мышонок, засыпай.

Начальные попевки ребята сначала проигрывают на одной кнопке, потом начинают с разных, анализирую при этом звучание – выше или ниже.     Клавиатура баяна запоминается ребятами с помощью игры на кнопках со словами:

- До, До, До, До, До, До, - дома я сижу давно.

- Ре, - Ре, - Ре, - Ре, - Ре, - Ре, я гуляю во дворе

-Ми, Ми, Ми, Ми, Ми, Ми, - ты поймай меня, лови,

                                        Я листочком закружусь,

                                        И на землю опущусь.

- Фа и соль, фа и соль –          называется фасоль

                                        А фасоль на огороде

                                        Лихо пляшет в хороводе.

- Ля, Ля, Ля, Ля, Ля, Ля, - всех я вас люблю. Друзья!

- Си, Си, Си, Си, Си, Си, - ветер в поле унеси.

Для запоминания левой клавиатуры используют следующие четверостишия:

_ « фа. До, соль, ре, ля, ми, си – ты поедешь на такси,

- Си, ми, ля, ре, соль, до, фа – мы приехали, друзья!»

Песенки –попевки можно играть в разных характерах, пробуя сначала в одном ритме, потом в другом, в третьем, играя мягко, либо чётко, резко.

Например:

  Ветерок игриво   листьями звенит

 Плавно и красиво музыка звучит        (отрабатывается плавность, мягкость)

  Нежно песенку пою,   очень музыку люблю        (нежно)

 Цапля важная прошла   и лягушку не нашла                                                                      

А с лягушкой – лягушонок,  он расплакался спросонок (чёткое нажатие кнопок)

В донотном периоде с показа и слухового анализа хроматической гаммы сразу обращают внимание на разнообразный характер звучания – либо это нон легато (медведь идёт за мёдом к пчёлам и потом возвращается к себе в берлогу, отображаются его тяжёлые шаги), либо стаккато (прыжки зайчика), либо мягкое, плавное легато (змея ползёт в норку0.

При знакомстве с ритмом проигрывается звучание своего имени, имён  своих друзей сначала на одной кнопке в разных ритмах , при этом обращая внимание на разнообразие ритмов. Потом педагог предлагает прохлопать эти же попевки, отмечая короткие и длинные звуки. Следует отметить, что разнообразные ритмические задания, выполняемые на инструменте в различных октавах, стимулируют эмоциональную увлеченность детей, помогают лучше ориентироваться на клавиатуре.   Можно также предложить следующие музыкально-ритмические игры, которые направлены не только на развитие ритмического чувства, но и тренируют их внимание,  память и помогают в  развитии координации движений. Так, например: педагог начинает играть или петь знакомую ребенку песенку, а тот ее продолжает; играются яркие детские пьески, различные по жанру – польки, марши, вальсы и т.д., а ученик, хлопая в ладоши, тактирует звучащую музыку. Воспитание ритма связано с накоплением запаса музыкально - ритмических впечатлений.  Можно вместе с учеником маршировать под марши, танцевать польку или вальсировать, показывая плавные движения руками, улавливая изменение темпа, танцевать в такт. Постепенно ученик учится определять короткие и долгие звуки, их соотношение. Полезны  образные сравнения.  Целая нота  (ходит старик), половинная (ходит пожилой человек), четверть – бодрый шаг (ходят дети), восьмая (бегут дети). Например педагог играет марш – ребята шагают  в темпе марша, потом убыстряется темп до бега и объясняется, что шаг – это четверть (чёрная, заштрихованная нотка), а бег – это восьмушки (с «хвостиком»).

Постепенно у учащегося формируется вопрос –«как записать проигранное?» Изучение нотной грамоты желательно начинать с загадок и игр, стишков и попевок, что способствует быстрому и успешному запоминанию изучаемого материала и повышает интерес детей к занятиям.

 Этот процесс также неразрывно связан с освоением клавиатуры.  Можно начать с любимых нот – «фа» и «соль», либо со стихотворения:

На линеечках живут - до, ми, соль, си

Громким голосом поют - до, ми, соль, си.

Без линеечек остались  - ре, фа, ля,

Горевали, волновались - ре, фа, ля.

 Ребята очень любят играть в игру «Почтальон». Суть состоит в том, что сначала они должны вспомнить где живёт нота , а потом почтальон должен передать  ей  посылку с предметами или любимыми продуктами. Для игры используются магнитная доска с нотоносцем и магниты – «Ноты».

Творческое музицирование включает в себя и первоначальные навыки сочинительства. Даже на начальном этапе учащиеся успешно справляются с такими практическими заданиями, как:

  1. Досочиненпие
  2. Сочинение ритма
  3. Доигрывание до тоники
  4. Импровизация мелодии на ритм
  5. Иллюстрация понравившихся пьес.

На занятиях проигрываются шуточные попевки в разном ритме:

-Тра-та-тушки. Тра-та-та,

Мокнут в ванне два кота,

Ну, а мышка, гоп-ча-ча, съела кошку сгоряча.

Педагог играет до слова «мышка», а затем предлагает на заданный текст досочинить мелодию. После этого мелодию можно проиграть, подбирая с другой ноты. Сочинить в противоположном характере (немного погрустить    о мышке и мокрой кошке) в миноре. К мелодии придумывается сопровождение – хлопки. Притопы.

В другом случае на заданный определённый ритм придумываются слова:

-Ай,да Петька, молодец –

Кинул в чайник огурец!

Либо к словам придумвается ритм:

- Тук, тук. Тук – это что за странный звук?

Синти, бринтичок – это сверчок!

Дзень, дзень. Дзень – звенит муха целый день!

В дальнейшем ребята могут сочинять простые мелодии, играть их в разных октавах. Аккомпенемент к мелодиям сначала подбирается простейший – бас с аккордом на весь так, постепенно показываются различные ритмические варианты. И ученик выбирает понравившийся.

Говоря. О музыкальных представлениях, Б.М. Теплов писал6 «Внутренний слух образованного музыканта характеризуется не просто яркостью музыкальных слуховых представлений, но своеобразным сплавом этих представлений со зрительными образами нотного текста». Какие же музыкальные закономерности может усвоить слух ребёнка, изучая пьесы, написанные   языком «Элементарной музыки?» Очень многие6 ладовое разнообразие, гибкость метра на народной музыке, превращающегося из двухдольного в трёхдольный и обратно, особенности разнообразного мелодического членения, лепка формы с помощью сопоставления несхожего, вариантов и повторов. Разных по степени завершённости кадансов, тембрового сопоставления регистров, разнотипный аккомпанемент. Выбор темпа, ритмического рисунка, контрастная динамика в миниатюрах.

Материалом для подбора по слуху могут служить простые народные мелодии с небольшим диапазоном, простым ритмическим строением. Для определения начального тона проводится упражнение на нахождение на клавиатуре баяна сыгранного либо напетого звука. Впоследствии задание можно усложнить до 3, 4, 5 звуков. «Потешка» пропевается вместе с педагогом, определяется движение мелодии по высоте, характер движения - поступенное, скачкообразное), прохлопывается ритм и подбирается на инструменте. Записать в нотную тетрадь попевку помогает педагог, объясняя выбор размера, длительностей. Путь от услышанного к сыгранному, а затем к написанному формирует не только навык игры по слуху, но и сознательное, творческое отношение к тексту музыкального произведения. После того, как ученик научится сравнительно легко подбирать по слуху простые мелодии и уверенно их исполнять, можно усложнить задание, играть мелодии от других кнопок того же ряда клавиатуры, с которого начиналась мелодия. Такие задания знакомят с особенностями строения трёхрядной клавиатурой баяна, развивают её ощущение. Игра уже известных мелодий с кнопок других рядов ещё более обостряет музыкальный слух, активизирует музыкальное мышление ученика. Подбор аккомпанемента воспитывает ладогармоническое чувство.

Творческое развитие учащихся тесно связано и с интересным, разнообразным репертуаром. Это и народная музыка своей страны, музыка зарубежных стран, классические и современные произведения композиторов. Художествнно-характеристические пьесы на начальном этапе доминируют над инструктивно-педагогическим репертуаром. Пьесы современных композиторов расширяют слуховые представления учащихся. Посильность, доступность, преемственность нового материала со «старым», взаимосвязь знаний и умений, различных видов музыкальной деятельности (слух, теория, практика, народное творчество) на занятиях позволяет воспитать музыканта , способного музицировать, а не воспроизводить формально музыкальные тексты, т.е. воспитать музыканта-художника. «Основная задача педагога – сделать интересными и любимыми занятия музыкой. Этому должно способствовать всё, что будит воображение ребёнка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок – подтекстовок (желательно сочинённый самими детьми, рассказ, сопровождающий игру)»(А.Д.Артоболевская). Всё это помогает конкретизировать музыкальный образ и даже находить нужное движение рук. От педагога в каждый данный момент работы требуется большое внимание, такт и понимание особенностей ученика. Сам учитель должен увлечься работой, чтобы «заразить» учащихся своим темпераментом и творческой заинтересованностью.

В заключении хотелось бы привести слова доктора психологических наук В.Г. Ражникова: «Все дети талантливы настолько, чтобы безостановочно развиваться в  своих возможностях. Проблема только в том, в каком качестве, с чьей помощью и каким способом они приобщались к искусству»

Используемая литература:

  1. Акимов «Школа игры на баяне»
  2. Артоболевская «Первые шаги в музыке»
  3. Баренбойм  «Путь к музицированию»
  4. Мотов «Игра по слуху»
  5. Судариков «16 уроков игры на баяне»
  6. В.Г.Ражников «Диалоги о музыкальной педагогике», ЦАПИ  Москва, 1994
  7. Калачева С.В. «Стих и ритм» - М., 1978.
  8. Кончаловская Н. «Нотная азбука» - М., 1997.
  9. Лившиц И. «Ритмика» - М., 1999.
  10. Ляховицкая С. «задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре» - Л., 1970.
  11. Милич Б. «Воспитание ученика – пианиста» - К., 1997
  12. Москаленко Л.А. «Донотный период обучения юного пианиста» -
  13. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры» - М.,1982
  14. Печковская М.П. «Букварь музыкальной грамоты» - М., 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры на начальном этапе обучения игре на гитаре

На начальном этапе обучения очень важно преподносить новый материал в игровой форме. С целью формирования необходимых навыков игры на гитаре можно использовать пальчиковые игры....

"Начальный этап обучения игре на баяне"

Начальный этап обучения игре на баяне в системе музыкального образования является самым трудным, ответственным и значимым для ребенка, вошедшего в мир музыки. От него во многом зависит создание той ос...

Методический доклад на тему: "Развитие технических навыков на начальном этапе обучения игры на баяне"

Работа над развитием технических навыков начинается с игры простейших упражнений, которые постепенно усложняются и усовершенствуются по мере технического и физического роста учащегося на протяжении вс...

Подвижные игры как средство развития физических качеств на начальном этапе обучения игры в волейбол.

Подвижные игры на начальном этапе подготовки юных волейболистов находят все большее и большее применение. Это вызвано прежде всего тем, что новички не могут быстро овладеть основными техническими прие...

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО АППАРАТА УЧЕНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В МУЗЫКАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

В данной работе речь пойдет об организации игрового аппарата начинающего пианиста и освоении основных игровых приемов....