Пальчиковые игры на начальном этапе обучения игре на гитаре
методическая разработка по теме

Васильева Екатерина Александровна

На начальном этапе обучения очень важно преподносить новый материал в игровой форме. С целью формирования необходимых навыков игры на гитаре можно использовать пальчиковые игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vasileva_e.a._palchikovye_igry3.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева Е.А.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ

Одним из самых важных этапов в обучении музыканта является начальный период, когда происходит первое знакомство ученика с инструментом, закладываются базовые слуховые и физические ощущения. Задача начального обучения - введение ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и увлекательной для этого возраста форме. Необходимо вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, не отрывая его от привычной детской жизни, не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется ребенку приятным и необходимым (любимые игры, игрушки). Чтобы «зажечь», «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки, не отрывая его от естественной для его возраста «игровой фазы», необходимо строить урок в форме увлекательной игры. «Главное учить так, чтобы ребенок как бы и не подозревал о том, что его учат» (Т.Б. Юдовина-Гальперина) [2].

На уроках специального инструмента наиболее часто используются дидактические игры, проводимые преподавателем с целью формирования определенных качеств и приобретения исполнительских навыков ребенком. К ним относятся и пальчиковые игры.

Пальчиковые игры очень эффективны в развитии мелкой моторики у детей, что очень важно, ведь мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, в том числе и играть на музыкальном инструменте.

Игре на музыкальном инструменте должна предшествовать фаза подготовки «телесной игры», заключающейся в исполнении учеником разнообразных игровых упражнений (хлопки, притопы и пр.). Это развивает двигательные способности в области мелкой и общей моторики.

Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

  1. сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;
  2. использовались изолированные движения каждого из них.

Игры на сжатие, расслабление, растяжение пальцев:

Игра «Замок»[2]: руки складываются в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали, (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

- Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их)

- Потянули (тянете руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью)

- И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны).

Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения ученика успевали совпадать с ритмом. Особенно выделяйте финальное движение «открыли» – итоговое движение – широко открытый замочек.

Игра «Распускается цветок» – из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

Игра «Засолка капусты»

Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх)

Мы морковку трем, (пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим, (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем. (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

Игра «Пальчики здороваются»[2]: на счет «1 – 2 – 3 – 4 – 5» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.

Игра «Рожки да ножки»[2]: средний и безымянный пальцы обеих рук прижаты к ладони, придерживаются большим пальцем, указательный и мизинец вытянуты. «Ножки»: вытянуты средний и безымянный пальцы, указательный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим. Одна рука показывает «рожки», вторая — «ножки». Затем руки одновременно меняются ролями. Эта игра развивает координацию движений, позволяет размять пальцы непосредственно перед игрой на инструменте.

Игры на использование изолированных движений каждого пальца:

Игра «Моторчик»: руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

Игра «Паучок»: указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.

Игра «Мячик»: «проскачи» пальчиками правой руки, как мячик (большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний).

Мячик, мячик, прыг-скок,

                                              Догони меня, дружок,

                                                               От меня не убегай,

                                                            Поскорее догоняй.

Игра «Котик»: помоги котику подняться по лесенке на чердак. «Прошагай» пальчиками по ступенькам: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем, большим и безымянным, большим и средним.

Лесенка высокая

                                                 На чердак ведет.

                                                 Белый, в чёрную полоску

                                                 Кот на чердаке живёт.

Игра «Колечки»: сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.

Во время таких «ритмических минуток» ученик избавляется от чувства напряженности, регулирует свою физическую деятельность, у него создается общий положительный эмоциональный настрой на занятие, а положительные эмоции делают его уверенным в своих силах. На «эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает»[1] положительные эмоции, запоминается им более успешно и на более длительный срок.

Для проведения пальчиковых игр следует придерживаться следующих методических рекомендаций:

- перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла;

- все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе;

- необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое;

- нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев [2]. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно пальчиковые игры, используемые в процессе обучения игры на музыкальном инструменте, помогают ребенку развиваться и в интеллектуальном (познавательном) направлении. Например, произвольность процессов памяти, внимания, мышления, восприятия формируется более успешно, и начинает доминировать над непроизвольностью именно у детей, занимающихся музыкой. Практически на уроке игровые элементы составляют малую часть занятия (5–7мин.), но результат не заставляет себя долго ждать. Ученики отличаются заинтересованностью, хорошей концентрацией внимания, устойчивостью восприятия учебного материала.

Литература

1. Иьина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. «Тесты для детей». М.,1999.

2. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. «Страна пальчиковых игр». СПб., 1997

3. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. «Пальчиковые шаги» М., 2006

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Актуальность проблемы творческого развития учащихся на начальном этапе обучения игре на баяне»

О развитии музыкальных способностей ученика   на начальном этапе обучения....

Граматические игры на начальном этапе обучения немецкому языку

Проанализировав большое разнообразие приёмов и методов организации учебной деятельности, я выбрала игру как один  из самых эффективных приёмов обучения немецкому яз...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Проблема развития музыкальных способностей юных пианистов на сегодняшний день актуальна и занимает важное место на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Как правило, занятия начинаются с детьми...

План – конспект открытого урока по теме: «Начальный этап обучения на классической гитаре».

Тема урока: «Начальный этап обучения на классической гитаре».Форма: индивидуальная.Тип урока: формирование и отработка первоначальных умений и навыков.Вид урока: традиционный.Цель урока: о...

Подвижные игры как средство развития физических качеств на начальном этапе обучения игры в волейбол.

Подвижные игры на начальном этапе подготовки юных волейболистов находят все большее и большее применение. Это вызвано прежде всего тем, что новички не могут быстро овладеть основными техническими прие...