Граматические игры на начальном этапе обучения немецкому языку
учебно-методический материал по немецкому языку по теме

      Проанализировав большое разнообразие приёмов и методов организации учебной деятельности, я выбрала игру как один  из самых эффективных приёмов обучения немецкому языку. Игра всегда увлекает детей, способствует непроизвольному запоминанию и синтетическому восприятию. Она придаёт заряд энергии, мобилизует мыслительную активность. Все авторы методических пособий рекомендуют использовать игры на уроках иностранного языка. Основной целью учебных игр является развитие навыков (грамматических, лексических, речевых) и умений (монологического и диалогического высказываний). На каждом уроке стараюсь использовать грамматические игры, которые служат для автоматизации грамматических навыков у учащихся, для обучения грамматической стороне устной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grammaticheskie_igry.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная   школа №100» Ленинского района г. Саратова

           Грамматические  игры на начальном этапе

                  обучения немецкому языку

                                                                                                  Злобнова Любовь     Николаевна,

                                                                                                  учитель немецкого языка,

                                                                                                  высшая квалификационная

                                                                                                  категория

                                                             

                                                     Саратов  2013

                                               

       Игры – это эффективный прием работы в становлении грамматического навыка, где грамматический материал применяется в различных ситуациях.

     В подростковом возрасте внимание, память, воображение уже приобрели самостоятельность - подросток настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управлять ими по своей воле. В виду того, что память приобретает логический характер, внимание подростков необходимо все время поддерживать, способность фантазировать хорошо отражается на творчестве, а абстрактное мышление начинает развиваться. Вследствие этого применения развивающих игр в изучении грамматики на уроках иностранного языка вполне уместно, т.к. именно игры поддерживают внимание и интерес на уроке, развивают абстрактное мышление, творческие способности учащихся.

Все авторы методических пособий рекомендуют использовать игры на уроках иностранного языка. Основной целью учебных игр является развитие навыков (грамматических, лексических, речевых) и умений (монологического и диалогического высказываний).

Предпочтения к играм у детей налицо: усвоение нового материала при использовании игр на уроках иностранного языка быстро, и от игр учащиеся менее всего устают.

Игра - это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, представляющее собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами.

Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих, где на дальнейших этапах развития общества игры получили широкое распространение, увеличилось разнообразие их форм. Сейчас игры прочно вошли в методическую науку и стали надежными помощниками учителей начальных классов.

Применение игры на уроках немецкого языка полезно и имеет много положительных сторон, так как именно игра, по мнению психологов, является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте, а применительно к иностранному языку на начальном этапе изучения игровая мотивация – ведущая в изучении грамматического материала.

Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности. Существует множество методических пособий, предлагающих большое разнообразие грамматических игр для уроков иностранного языка.

Грамматические игры преследуют следующие цели:

- научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

- развить речевую активность и самостоятельность учащихся.

      Таким образом, грамматические игры служат для автоматизации грамматических навыков у учащихся, для обучения грамматической стороне устной речи. Для того чтобы было легче овладеть системой действующих в языке грамматических форм для осуществления устно- речевого общения предлагаю детям поиграть в следующие игры: игры с предметами, игры с картинной наглядностью, тесты, игры типа «Отметь правильные слова», «Собери предложения» и др.

  1. Игра «Кто что делает?». “Wer was macht?” (2-5 класс) помогает активизировать употребление глаголов в 3 лице единственного числа. Учитель показывает классу картинки за картинкой, на которых изображено лицо, выполняющее какое-то действие и говорит, например: “Der Junge schreibt”. Иногда учитель «ошибается» и называет другое действие, которое он показывает. Например, показывая картинку, где девочки танцуют, он говорит: “Das Madchen springt”. Учащийся, согласившийся с учителем, выбывает из игры.

  1. Игра «Скорый поезд» “Der Schnellzug”(Тема «Модальные глаголы», 4 класс) помогает закреплению в речи модальных глаголов wollen, konnen, mussen с различными глаголами и словосочетаниями. На доске помещаю глагол  konnen и рядом с ним различные словосочетания и известные глаголы: tanzen, springen, singen, malen, Ball spielen, am Computer spielen, schreiben. Учащимся предлагается проговорить вместе с учителем “Ich kann…” и окончание фразы в заданном темпе. Темп постепенно ускоряется и ребята всё быстрее произносят предложения. Ученик, не успевший одновременно со всеми закончить фразу по схеме, считается «отставшим от поезда». Игра повторяется заново, только вместо “Ich kann…” тренируем формы глаголов “Ich will…” “Ich muss…”.

  1. Игра «Стоп» “Stopp!” (Тема «Порядковые числительные», 4 класс) хорошо отрабатывает порядковые числительные, освоение которых представляет некоторую сложность. В процессе игры учащиеся хором повторяют за мной количественные числительные. По команде «Стоп» одному из учеников предлагается преобразовать количественное числительное( которое только что было названо) в порядковое. Если учащийся сделал ошибку, товарищ может его поправить.

  1. Игра «Комментатор» “Kommentator” (Тема «Спряжение глаголов в «Prasens», 2-3 класс) способствует освоению РО (называние действия) в настоящем времени в 1 лице единственного числа. Учащиеся по очереди выполняют действия и комментируют их.

          Ich lese. Ich spiele. Ich schaukle. Ich male. Ich sehe. Ich rechne. Ich zahle.

Ученик получает фишку за каждое правильное прокомментированное действие. Победителем становится тот, кто набрал большее количество фишек.

  1. Игра «Ленивец» “Der Faule” (Тема «Будущее время» 7 класс) служит для тренировки грамматической временной формы Futurum. Учитель предлагает детям выполнить его команды. Но дети ленятся и отказывают ему, пообещав сделать это вечером.

         Kamme dich!                      Ich werde mich am Abend kammen!

         Putze die Zahne!                 Ich werde die Zahne am Abend putzen!

         Wasche dich!                      Ich werde mich am Abend waschen! usw.

  1. Игра «Угадай-ка!» “Rate mal“ используется для тренировки в употреблении модального глагола wollen (2-4 класс). Учитель даёт задание ученикам загадать желание, опираясь на вывешенные картинки (на них изображены дети, выполняющие различные действия). Он на несколько минут выходит из класса. Затем возвращается в класс и угадывает желание ребят(указывая на картинки).

          Wollt ihr Pilze suchen?                            Nein, wir wollen keine Pilze

                                                                           suchen.

          Wollt ihr Blumen pflucken?                     Nein, wir wollen keine Blumen

                                                                            pflucken.

          Wollt ihr Schi laufen?                               Ja, wir wollen Schi laufen.

  1. Игра «Кто куда?» “Wer – wohin?” (4 касс) автоматизирует РО (направление действия). Класс делится на 3 команды. Для каждой из них имеется своя карта. К доске выходят капитан первой команды и задаёт вопросы к картинкам. Члены команды отвечают, например – Wohin geht das Madchen? Das Madchen geht in die Schule.

            Учитель – «судья» фиксирует количество предложений без ошибок

    (и вопросы     и ответы). После поочерёдного выступления всех команд

    подводится итог.

     Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Игру такого типа      можно проводить и для тренировки РО (места действия), назвав её «Кто где?» “Wer-wo?”.

  1. Игра «Замкнутый круг» “Geschlossener Ring”(2 класс) служит для автоматизации    употребления речевых образцов – называние предмета и его качества. Участники игры поочерёдно расспрашивают, что изображено на картинке и какого качества этот предмет. Остальные члены команды отвечают на вопросы.

    Was ist das?

  1. Das ist eine Schule.

Wie ist die Schule?

  1. Die Schule ist alt usw.

Если члены команды сделают ошибку, то круг разрывается, но им даётся право высказаться до конца. Выигрывает та команда, которая «замкнёт» круг.

  1. Игра «Зеркало» “Spiegel” (2 класс). Закрепляется спряжение глаголов в первом лице единственного числа. В классе различные действия и просит учащихся выполнить то же самое. Играющие выполняют те же действия, но сопровождают их комментариями от первого лица множественного числа.

  1. Игра «Будьте внимательны!» “Seid aufmerksam” (тема «Глаголы движения», 2 класс) способствует более прочному усвоению глаголов движения laufen, fliegen, springen, fahren, gehen. Участники игры выстраиваются лицом к ведущему. Ведущий возвращает мяч ведущему. По команде “Der Ball fliegt!” ученик бросает мяч ведущему. По команде “Der Ball lauft” ученик катит мяч по направлению к ведущему и т. д. Тот, кто выполняет команду неверно, выбывает на время из игры. Выполнивший распоряжение ведущего безошибочно, становится ведущим.

  1. Игра – цепочка “Kettenspiel” (тема «Школьные принадлежности» позволяет довести до автоматизма употребление глагола haben, требующего после себя употребление существительных с неопределённым артиклем. Ученики по очереди называют школьные принадлежности, какие они имеют. Выигрывает тот, кто не прервал цепочку.

  1. Игра «Собери предложение» “Bilde den Satz”  (тема «Свободное время», 4 класс) служит для проверки знаний учащихся о порядке слов в предложении. Учитель раздаёт ученикам карточки со словами, из которых ученик должен составить простое повествовательное предложение, сначала с прямым порядком слов, потом с обратным.

Слова  на карточке:   in, wollen,gehen, die Kinder, den Zoo

Die Kinder wollen in den Zoo gehen. (Прямой порядок слов)

In den Zoo wollen die Kinder gehen. (Обратный порядок слов)

  1. Игра-тест «Вставь правильный артикль» “Setzt den Artikel in richtiger Form ein”      (тема В наш город приезжают гости», 5 класс) служит для тренировки

     употребления предлогов in, an, auf, zu, требующие после себя Dat.или

    Akk.

     Учащиеся получают тесты и быстро выполняют их. Побеждает тот, кто

     первым      правильно заполнит тест.

  1.  Игра «Отметь правильные слова» “Kreuze richtige Worter an”(6 класс) способствует повторению спряжения глагола werden.

       

ich

du

er

sie

es

wir

ihr

sie

Sie

werden

werde

wirst

werdet

wird

                 

      Отобранный мной игровой материал школьники усваивают  лучше и быстрее, а уроки, проведенные с детьми в игровой форме  наиболее интересные.

     Таким образом,  можно сделать вывод о том, что применение учебных игр в изучении грамматического материала на начальном этапе изучения немецкого языка уместно и просто необходимо в целях формирования грамматического навыка в целом и повышения уровня владения данным грамматическим материалом. Данную практическую часть я рекомендую использовать учителям немецкого языка для определения степени усвоения грамматического материала  и уровня сформированности грамматического навыка у младших школьников.

Используемая литература:

 1.Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. Первые шаги. 2-4 класс. М., Просвещение, 2012

2. Бим И.Л. Немецкий язык. Учебник для 5 класса. М., Просвещение, 2012

3. Бим И.Л. Немецкий язык. Учебник для 6 класса. М., Просвещение, 2012       4. Бим И.Л. Немецкий язык. Учебник для 7 класса. М., Просвещение, 2012

5. Златогорская Р.Л. Читаем по-немецки. Книга для чтения на немецком языке. М., Дрофа, 2002

6. Китайгородская Г.М. Методик интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1986

7. Леонтьев А.А. Психология общения. М., Смысл, 1997

8.Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М., Просвещение, 1998

9.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1978  

10.Яцковская Г.В., Каменецкая Н.П. Немецкий язык. Разноцветные ступеньки. М., Просвещение, 1994                                                                                  

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение чтению на начальном этапе изучения немецкого языка

В данной статье подробно раскрыты цели и задачи обучения чтению, содержание обучения чтению, программные требования к уровню владения чтением, приведены разнообразные методы и приёмы обучения чтению м...

Статья "Игры на начальном этапе обучения английскому языку"

    Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления пр...

методическая разработка" Игры на начальном этапе обучения иностранному языку"

Игры в обучении английскому языку на начальном этапе.Данная работа представляет собой статью об играх ( цели, задачи, классификация. Рекомендации по проведению), а также сборник игр, рекомендуемых для...

методическая разработка"Ролевая игра как средство формирования речевых умений и навыков на начальном этапе обучения иностранному языку»

Введение………………………………………………………………………….Глава І.  Понятие интереса и мотивации к обучению в педагогике………….71.1. Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении...71.2. Основные тео...

Игры на начальном этапе обучения английскому языку.

Формула игры – учение плюс развлечение. Создание мотивации достижения в совместной учебной деятельности и является основной целью применения игровых форм занятий....

Статья "Роль игры на начальном этапе обучения иностранному языку".

Сегодня игра занимает одно из ведущих мест среди эффективных методик по изучению различных иностранных языков. И это неслучайно. Ведь школьник в начальных классах средней школы наилучшим образом усваи...

Развитие грамматической компетенции на основе использования грамматических игр на начальном этапе обучения немецкому языку

Актуальность работы заключается в том, что развитие грамматической компетентности может проходить продуктивней и успешней, если используются грамматические игры при обучении иностранному языку....