Подвижные игры как средство развития физических качеств на начальном этапе обучения игры в волейбол.
статья по физкультуре
Подвижные игры на начальном этапе подготовки юных волейболистов находят все большее и большее применение. Это вызвано прежде всего тем, что новички не могут быстро овладеть основными техническими приемами, игра в волейбол для них на первых порах непосильна. В результате чего интерес к занятиям у ребят снижается. Поэтому здесь и оказывают неоценимую пользу подвижные игры, направленные на развитие физических качеств и одновременно совершенствование элементов техники. Они активизируют занимающихся, повышают интерес к тренировочным занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры на начальном этапе подготовки юных волейболистов находят все большее и большее применение. Это вызвано прежде всего тем, что новички не могут быстро овладеть основными техническими приемами, игра в волейбол для них на первых порах непосильна. В результате чего интерес к занятиям у ребят снижается. Поэтому здесь и оказывают неоценимую пользу подвижные игры, направленные на развитие физических качеств и одновременно совершенствование элементов техники. Они активизируют занимающихся, повышают интерес к тренировочным занятиям.
Не менее полезны игры и эстафеты при проведении "неинтересных", по мнению юных спортсменов, упражнений без мяча. В целом использование игрового метода при выполнении упражнений способствует повышению эмоционального состояния спортсменов и в итоге лучшему усвоению изучаемого материала.
Подвижные игры являются одним из методов комплексного совершенствования двигательной деятельности.
Игры часто включают в себя действия, избирательно направленные на совершенствование одного из двигательных качеств, но их следует рассматривать как упражнения общего физического воздействия. Ни одна подвижная игра не может служить средством развития какого-то одного физического качества. Например, в играх с элементами силовой борьбы, как правило, развиваются ловкость и выносливость. Без этого просто немыслимо единоборство.
Для физической подготовки в каждом виде спорта можно подбирать или составлять игры, направленные на развитие того или иного качества.
Развитие силовых способностей. Важно подобрать игры, оказывающие влияние на те группы мышц, которые без специальных упражнений развиваются слабо.
В играх на развитие силы, занимающиеся преодолевают собственный вес, вес отягощения, сопротивление противника и т.д. В таких играх часто используются предметы (набивные мячи, гантели, скамейки и др.) или партнер по тренировке. В играх с преодолением собственного веса используются гимнастическая стенка, брусья, вертикальный канат. Нередко такого рода игры не требуют инвентаря и связаны с перемещением на площадке в упоре лежа, в упоре сзади, с выпрыгиванием и т. п. Очень полезно проводить игры и эстафеты с бегом по песку, по воде, по глубокому снегу.
Многие из этих игр (эстафеты с подтягиванием, отжиманием, метанием набивного мяча) можно проводить в виде контрольных упражнений (тестов), характеризующих сдвиги и изменения в силовой подготовке. Эмоциональная окраска подобных испытаний заставляет всех участников игры проявлять максимальные усилия для достижения как командной, так и личной победы.
Систематически повторяемые изометрические упражнения могут вызвать у подростка дефекты осанки (в связи с пластичностью опорно-двигательного аппарата), поэтому игры, оказывающие комплексное воздействие, позволяют избежать таких последствий. Также некоторые игры оказывают корригирующее влияние на занимающихся (игра "Перемена мест", "Соревнование тачек").
Важно включать в игры больше упражнений, направленных на увеличение силы сгибателей и разгибателей тех конечностей, которые слабее развиты. К примеру, в играх с прыжками надо акцентировать внимание на правой ноге, а в играх с перетягиванием -- на левой руке.
Не следует давать начинающим в играх в большом объеме упражнения с околопредельными и предельными напряжениями. Эмоциональный подъем часто не может компенсировать их недостаточной или малой физической подготовленности.
Примером игр, преимущественно направленные на воспитание силы могут быть: "Бой петухов", "Тяни в круг", "Кто сильнее?", "Выталкивание из круга", "Регби на коленях", "Перемена мест", "Пушкари" и др. (Портных Ю.И. Спортивные и подвижные игры. Москва: Физкультура и спорт, 2011).
Развитие скоростных качеств. Данное качество особенно хорошо развивается в играх, где сочетаются такие основные показатели быстроты, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени, и скорость передвижения тела в пространстве или его частей. Это можно видеть даже на примере несложных игровых эстафет, а также таких игр, как "Вызов номеров", "День и ночь", "Перебежки с выручкой", эстафеты, "Падающая палка", "Наступление" и др. Т.к. упражнения для развития данного качества выполняются в предельно быстром или околопредельном темпе, им по характеру соответствуют игры с активным соревнованием двух команд: "Охотники и утки", "Борьба за мяч", "Мяч ловцу", "Скакуны" и др. При воспитании быстроты успешно применяются те игры, которые требуют реакцию на движущийся объект (предмет), что особо важно для спортивных игр.
Упражнения для развития быстроты в игровом методе очень разнообразны по характеру. Двигательные действия в упражнениях, включаемых в игру, по форме движений и быстроте мышечных сокращений, должны быть по возможности близки к двигательным действиям, свойственным избранному виду спорта. Для развития скорости широко используются силовые упражнения, поэтому игры с упражнениями скоростно-силового характера будут содействовать решению поставленной задачи.
Важно проводить перед играми, направленные на преимущественное развитие быстроты, небольшую разминку, а в ходе игр и эстафет устраивать минутные интервалы для отдыха (Портных Ю.И. Спортивные и подвижные игры. Москва: Физкультура и спорт, 2011).
Развитие ловкости. Предпосылками для развития ловкости являются освоенные движения (движений) и их координационные сочетания. Разнообразные подвижные игры на быстроту и точность выполнения действий, равновесие и координацию создают хорошую и прочную основу для воспитания специальной ловкости, определяющей достижения во многих видах спорта.
Высокий уровень развития ловкости особенно необходим в тех видах спорта, где движения носят ациклический характер, а условия их выполнения постоянно изменяются. Игре как виду двигательной деятельности присуши именно эти признаки. Поэтому большинство подвижных игр связано с проявлением данного качества. В играх развивается и совершенствуется "чувство мышечных усилий", "чувство пространства", "чувство времени". В процессе таких игр улучшаются функции различных анализаторов, от которых зависит правильное, своевременное и точное, следовательно, и ловкое, выполнение движений.
Подвижные игры, направленные на воспитание ловкости, т. е. связанные с выполнением упражнений, требующих тонких и четких мышечных усилий, недостаточно эффективны при наступающем утомлении, поэтому при повторении игр необходимы перерывы для отдыха, а сами игры проводить, когда нет значительных следов утомления от предыдущей нагрузки.
Примеры игры, преимущественно направленные на развитие ловкости: "Два лагеря", "Попади в мяч", "Защита укрепления", "Бег командами", "Падающая палка", "Защита товарища" и др. (Портных Ю.И. Спортивные и подвижные игры. Москва: Физкультура и спорт, 2011).
Развитие выносливости. В играх выносливость проявляется не в статических, а в динамических условиях совершаемой работы, когда чередуются моменты напряжения и расслабления. В одних играх движения циклические (например, "Гонка с выбыванием", "Сумей догнать"), в других - продолжительные усилия не связаны с определенным ритмом (игры с мячом). Существует большое количество игр, где сочетается развитие быстроты и выносливости при мышечной работе высокой по интенсивности. Такие игры, как "Мяч ловцу", "Ловля парами", "Борьба за мяч", обычно включают в план занятий по общей физической подготовке.
Развитие гибкости. Упражнения для сохранения и развития данного качества обычно включаются в игровые гонки. Часто, особенно в технически сложных видах спорта, тренер подбирает соответствующие игры для целенаправленного воздействия на отдельные мышечные группы, связки и суставы. Такие игры обычно выполняются со снарядом, отягощением или с товарищем по команде, что бы создать условия для увеличения амплитуды движения, дополнительного растяжения мышц и связок.
Активная гибкость непосредственно зависит от силы мышц. Однако, поскольку увлечение силовыми упражнениями может привести к ограничению подвижности в суставах, целесообразно включать в занятия игры с элементами силовой борьбы, переноской груза, передвижениями с преодолением веса тела и т. п., в которых нет статических усилий. Следует помнить, что эластические свойства мышц могут изменяться под влиянием центральной нервной системы. К примеру так, при эмоциональном подъеме гибкость увеличивается.
Играм, направленным на развитие гибкости, необходимо предварять соответствующую разминку, чтобы избежать растяжений связок и разрывов мышечных волокон.
Примером игр для развития гибкости могут быть: "Передача мячей", "Регби на коленях", "Палку за спину" и др.
Игровой материал необходимо планировать и подбирать с учетом положительного переноса навыков. При изучении технических приемов в волейболе, игры проводятся в определенной последовательности, т.к. непродуманный подбор игр может привести к отрицательному переносу навыка.
При включении в игры того или иного элемента спортивной техники, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась. К примеру, не следует, в игре закреплять движения с применением максимальных усилий, если это не проделывалось на тренировках при формировании навыка.
Важно также учитывать, что технически правильное выполнение движений на большой скорости - очень сложная задача. Решить ее можно лишь с помощью специально продуманной системы спортивной подготовки. в том числе и с применением игры. Игры, где навык совершенствуется в условиях, приближенных к соревновательным, важно не столько оценивать быстроту завершения игрового задания, сколько выполнение основного технического приема
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Подвижная игра как средство развития физических качеств школьника"
Сегодняшний день физической культуры - не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя, родителей над укреплением здоровья детей. Здоровье - важнейшее условие гармонического развития ребенка, ...
Подвижная игра как средство развития физических качеств школьника.
Подвижная игра как средство развития физических качеств школьника....
Подвижные игры как средство развития физических качеств
Подвижные игры – одно из самых любимых занятий детей на уроках физической культуры. Они являются комплексным средством физического воспитания, способствующим полноценному развитию растущего орга...
"Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физкультуры".
Данная статья предназначена для учителей физической культуры использующих на уроке подвижные иггры...
Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры
Подвижные игры...
Тема самообразования: «Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры»
Тема самообразования: «Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры»...
Выступление на научно-методической конференции. «Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры».
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка....