"Начальный этап обучения игре на баяне"
методическая разработка по музыке на тему

Дудинская Нина Васильевна

Начальный этап обучения игре на баяне в системе музыкального образования является самым трудным, ответственным и значимым для ребенка, вошедшего в мир музыки. От него во многом зависит создание той основы, на которой строится все дальнейшее развитие ученика. В этот период закладывается не только основной фундамент знаний и навыков ученика, но и его отношение к музыке, духовное и эстетическое развитие. И роль педагога на этой стадии обучения исключительно велика.

Первые годы обучения являются тем своеобразным этапом, на котором постепенно раскрываются особенности общемузыкального и музыкально-профессионального развития ребенка. Возможно, что иногда уже на этом этапе в зависимости от того, насколько правильно были заложены первоначальные основы обучения, учащимся будет выбран дальнейший путь в музыкальной жизни – либо это будет целенаправленное профессиональное музыкальное обучение, либо обучение с целью общего эстетического и духовного развития.

В процессе работы с начинающими музыкантами нет определенных стандартов в их обучении и воспитании. Это творческий процесс, основанный на принципах индивидуального подхода к каждому ученику. Но главное в этом процессе – формировать у ребенка положительные мотивы в обучении музыке. Здесь важны методы, которые использует преподаватель для активизации процесса обучения, повышения интереса к игре на инструменте.

В одной работе невозможно охватить все аспекты начального этапа обучения. В связи с этим, в данной работе делается попытка раскрыть те основные моменты начального этапа обучения игре на баяне, которые по опыту многолетней работы представляются наиболее важными. А именно, в настоящей работе раскрываются цель и задачи начального обучения игре на баяне; основы правильной постановки руки и посадки баяниста как фактора, от которого во многом зависит будущий успех начинающего исполнителя; роль преподавателя на начальном этапе обучения, пути установления творческого союза между учеником и учителем, который в равной степени влияет и на творческое развитие ученика, и на профессиональный уровень преподавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._rabota_nachalnyy_etap_obucheniya_igre_na_bayane.doc132.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Начальный этап обучения игре на баяне

МБУДОД «НГДМШ им. П.И.Чайковского»

Методическая работа на тему:

Начальный этап обучения игре на баяне

Преподаватель: Дудинская Н. В.

Великий Новгород

2014


Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3

1. Цель и задачи начального этапа обучения игре на баяне…………………………...4

2. Основы правильной постановки игрового аппарата………………………………. 9

3. Роль преподавателя на начальном этапе обучения………………………………....11

Заключение……………………………………………………………………………….15

Литература………………………………………………………………………………..16


Введение

Начальный этап обучения игре на баяне в системе музыкального образования является самым трудным, ответственным и значимым для ребенка, вошедшего в мир музыки. От него во многом зависит создание той основы, на которой строится все дальнейшее развитие ученика. В этот период закладывается не только основной фундамент знаний и навыков ученика, но и его отношение к музыке, духовное и эстетическое развитие. И роль педагога на этой стадии обучения исключительно велика.

Первые годы обучения являются тем своеобразным этапом, на котором постепенно раскрываются особенности общемузыкального и музыкально-профессионального развития ребенка. Возможно, что иногда уже на этом этапе в зависимости от того, насколько правильно были заложены первоначальные основы обучения, учащимся будет выбран дальнейший путь в музыкальной жизни – либо это будет целенаправленное профессиональное музыкальное обучение, либо обучение с целью общего эстетического и духовного развития.

В процессе работы с начинающими музыкантами нет определенных стандартов в их обучении и воспитании. Это творческий процесс, основанный на принципах индивидуального подхода к каждому ученику. Но главное в этом процессе – формировать у ребенка положительные мотивы в обучении музыке. Здесь важны методы, которые использует преподаватель для активизации процесса обучения, повышения интереса к игре на инструменте.

В одной работе невозможно охватить все аспекты начального этапа обучения. В связи с этим, в данной работе делается попытка раскрыть те основные моменты начального этапа обучения игре на баяне, которые по опыту многолетней работы представляются наиболее важными. А именно, в настоящей работе раскрываются цель и задачи начального обучения игре на баяне; основы правильной постановки руки и посадки баяниста как фактора, от которого во многом зависит будущий успех начинающего исполнителя; роль преподавателя на начальном этапе обучения, пути установления творческого союза между учеником и учителем, который в равной степени влияет и на творческое развитие ученика, и на профессиональный уровень преподавания.


  1. Цель и задачи начального этапа обучения игре на баяне.

Основы музыкальных знаний и навыки игры на инструменте, заложенные на первых уроках, во многом определяют успехи дальнейшего музыкального развития и образования учащихся. Это самый трудный и ответственный этап в работе. Поэтому начальному этапу обучения следует уделить пристальное внимание.

Цель начального этапа обучения игре на баяне –


создание основы, базиса, на котором построится все дальнейшее развитие учащегося. А именно:

  • выявление и развитие индивидуальных природных возможностей, музыкальных способностей ребенка;
  • внесение необходимых теоретических знаний и выработка исполнительских навыков игры на баяне;
  • определение цели и задач последующего этапа обучения (основного).

На данном этапе обучения преподавателю необходимо очень четко представлять те задачи, которые необходимо поставить в ходе работы с учеником, поскольку неполное понимание этих установок может привести к тому, что начальное обучение может затянуться вплоть до классов основного этапа. В связи с этим следует конкретизировать основные задачи начального этапа обучения игры на баяне. К ним относятся:

1. Развитие слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; освоение музыкальной грамоты и игрового аппарата учащегося.

Все дети рождаются с определенными предпосылками музыкальных задатков. В ходе приемных испытаний при поступлении детей в музыкальную школу очень трудно безошибочно выявить музыкальные данные не умеющих играть детей и предвидеть их дальнейшее развитие. Психологи утверждают, что все способности поддаются развитию, и что непосредственно методике обучения принадлежит решающая роль в проявлении ребенком способностей в данной области. В процессе обучения музыке ребенок приобретает необходимые навыки, знания, умения, проявляя при этом определенные музыкальные способности, и целесообразно найти такие методы обучения, при которых они выявились бы наилучшим образом. Это длительный этап работы, начало которого формируется на начальном этапе обучения.

Для успешного осуществления данной задачи важна планомерная работа над умело подобранными и разнообразными упражнениями. Дети далеко не всегда проявляют к ней должный интерес, поэтому необходимо сделать все для того, чтобы обучение для ребенка протекало интересно и увлекательно. Для этого необходимо использовать разнообразные активные методы обучения, в том числе и игровые. При правильном подходе к начальному обучению, развитию музыкального слуха, чувства ритма способствует работа над музыкальным произведением. В значительной степени влияет сольфеджирование, особенно в сочетании с игрой, упражнения на прослушивание и прохлопывание ритмических рисунков музыкальных произведений, определение характера мелодий, их жанра, пение песен и попевок под аккомпонимент и без. Освоение музыкальной грамоты происходит путем знакомства с такими понятиями как лад, штрихи, интервалы. Для успешного технического развития ученика важна планомерная работа над гаммами. Игра гамм в младших классах преследует цель не столько развитие беглости пальцев, сколько прочное освоение изучаемых тональностей и соответствующих аппликатурных навыков. Особое внимание следует уделить на начальном этапе обучения правильной постановке руки и посадке будущего исполнителя.

2. Развитие мышления, направленного внимания, а также воспитание интереса к труду и умение работать.

В связи с решением данной задачи хотелось бы особо отметить тот факт, что поступление ребенка сразу в две школы (музыкальную и общеобразовательную) требует от него огромных психических, умственных, да и просто физических нагрузок. Столкнувшись с таким объемом информации, дети начинают понимать, что учение – это, прежде всего труд, требующий от них большого терпения, внимания, умственных усилий и множество различных самоограничений. Не все дети могут сразу приспособиться к такому режиму, поэтому у многих из них наступает разочарование, падение интереса к учебе. Педагогу необходимо предотвратить этот критический момент, заранее сформировать у ребенка желание учиться в музыкальной школе.

Нельзя пренебрегать закономерностями развития ребенка данной возрастной группы.

Дети младшего школьного возраста не обладают устойчивым вниманием, поэтому большое значение приобретает темп ведения урока. Чрезмерно быстрый или замедленный темп одинаково отрицательно влияют на концентрацию внимания учеников. Изучаемые произведения должны быть небольшими по протяженности, а при введении более сложных произведений необходимо соблюдать постепенность. Объяснять материал необходимо кратко и конкретно, подкрепляя его исполнением на инструменте. Почвой для всестороннего развития ученика, формирования его мышления может стать такая форма занятий, предусматривающая сначала практическую деятельность, а потом в помощь, в дополнение к практике – теория, объяснения преподавателя.

Руководствуясь методами индивидуального обучения, не перед каждым учеником можно поставить более трудную задачу, несколько завысить программу. Это может вызвать непомерное психическое и физическое напряжение, отрицательные эмоции, а значит, отсутствие результата работы. В то же время, ребят проявляющих себя на занятиях более активно, нельзя задерживать в развитии.

На занятиях ребенку необходимо время от времени обеспечить успех, который будет стимулировать его к дальнейшей деятельности, укрепит уверенность в своих силах, вызовет желание работать, воспитает у учеников с самого начала целеустремленность и способность преодолевать трудности.

3.Освоение начальных исполнительских навыков и техники игры на инструменте, а также приобретение первых навыков концертного выступления.

Первое выступление учеников младших классов является очень значимым и ответственным мероприятием, как для самого ребенка, так и для его преподавателя. Здесь очень важно создать для ученика положительный эмоциональный настрой, желание выступать на публике. Уже в классной обстановке на ряде уроков, предшествующих открытому выступлению, должна господствовать атмосфера эстрады: исполнитель занимает место на сцене, педагог – на расстоянии в роли слушателя, необходимо присутствие других учеников.

Известно, что психические состояния могут оказывать на исполнительскую деятельность учащегося, как положительное влияние, так и отрицательное, когда нарушается целесообразность и экономичность движений, появляются мышечные напряжения, а как следствие – ухудшается качество исполнения. Причинами плохого психологического состояния перед концертным выступлением могут стать обычное состояние страха и неуверенности, чувство большой ответственности, негативный разговор перед выступлением с кем-либо. В связи с этим педагогу перед выступлением ученика необходимо сделать определенную установку на преодоление трудностей, на достижение цели, что мобилизирует волю и мышление исполнителя. Помимо этого, во время репетиций перед выступлением необходимо поддерживать атмосферу увлеченности самой игрой, что в конечном итоге превратится в состояние вдохновения в процессе концертного выступления.

Перед выступлением педагогу нельзя акцентировать внимание на ответственности, значимости выступления, что может вызвать состояние паники и стресса, а наоборот, создать установку на обычное выступление. Кроме того, желательно оградить ученика от ненужных разговоров, отвлекающих внимание от главной цели. И что не менее важно, постараться всегда поддерживать в ученике состояние уверенности в благополучном, успешном концертном выступлении.

Эмоциональный подъем ученика после удачного концертного выступления станет наилучшим творческим вознаграждением для педагога.

4.Освоение навыков коллективного музицирования.

Для разностороннего музыкального воспитания большое значение имеет игра в ансамблях. Работа над ансамблевым произведением важна на всех этапах музыкального развития учащихся. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения. Ансамбль – это вид совместного музицирования. Здесь закладываются и развиваются такие важные качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера; воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища; активизируются фантазия и творческое начало; заостряется ощущение звукового колорита; повышается чувство ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнение требует свободного владения текстом. Важнейшими требованиями совместной игры являются одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приемов звукоизвлечения, синхронности как результата важнейшего качества ансамбля – единого понимания и чувствование партнерами темпа и ритмического пульса.

Одной из важнейших задач при работе с начинающими ансамблистами является подбор участников ансамбля, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Надо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если ребята уважают друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально-психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.

Начинать занятия в ансамбле надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. К сожалению, довольно часто приходится наблюдать обратную картину, когда ансамблисты, не имея достаточной базы, выносят на выступления слишком сложные для них произведения. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы.

5.Развитие индивидуальности и характера начинающего музыканта.

Сколько исполнителей, столько неповторенных индивидуальностей, со своими природными данными и способностями. Однако, в известной мере условно, существуют две разновидности музыкально-исполнительских индивидуальностей. К первой группе относятся учащиеся, обладающие хорошей музыкальной восприимчивостью и техническим развитием; ко второй – дети, у которых эмоционально-слуховые и двигательно-технические способности развиваются замедленно. В работе с каждой группой педагогу следует найти ту основную линию, своего рода психологическую установку в их обучении, которая, не нарушая его контакта с учащимся, даст возможность ребенку с интересом и в посильной, индивидуально оправданной форме приобщаться к музыке. Таким образом, текущее музыкально-исполнительское развитие названных групп будет проходить по двум взаимосплетающимся линиям. С одной стороны, надо заинтересовать детей музыкой через относительно самостоятельно выполняемые задания, с другой же, постепенно расширять рамки изучаемого репертуара.

Выявление и развитие в процессе обучения индивидуальности ученика – одна из важных и трудных особенностей музыкальной педагогики. Индивидуальное обучение позволяет не только научить играть на инструменте, но и развить в ребенке художественное мышление, научить понимать музыку, также сочетать в своей работе воспитание – выявление и развитие  лучших задатков ученика, - и обучение, то есть передачу ученику знаний, умений, приемов исполнительской работы. Руководствуясь методами индивидуального обучения, педагог обязан знать и справедливо оценивать положительные и отрицательные стороны личности ученика, его отношение к музыке, его исполнительские проявления. Одни склонности поощрять, другие – тактично изменять, направлять в нужное русло. Но в любом случае, педагогу важно услышать и отметить привлекательные черты исполнения ученика, как бы скромны они не были, поощрять его и поддерживать. Тем самым педагог повышает веру ученика в свои силы, его энергию увлеченностью работой, его готовность добиваться того, чего он не умеет. В чутком отношении педагога к исполнению ученика – залог тесного контакта в работе между ними.

Кроме того, на развитие индивидуальности и характера начинающего музыканта оказывает умение педагога не мешать ученику проявить себя. Нельзя торопить ученика, опережая его развитие, не требовать от него сегодня того, к чему он сам естественным путем, без нажима придет завтра. Иначе игра будет неестественной, натянутой, где будет видна рука педагога, то есть результат натаскивания. Педагог должен помогать ученику, направляя его самостоятельную работу, поощряя его исполнительские искания; он выжидает, не форсируя того, что еще только зреет в ученике.

6.Воспитание навыков творческой самостоятельной работы.

Воспитание самостоятельности ученика уже на самых ранних этапах обучения является важнейшей частью преподавательской работы. Опасны все существующие формы обучения, когда ребенку все расшифровывается без предъявления ему требований принятия самостоятельных решений даже в самом малом. Уже первые проявления самостоятельности появляются у ученика при разборе текста, аппликатуры, штрихов. Воспитание у ребенка самостоятельности должно строиться на основе доступности, конкретности, художественной яркости приемов обучения. Известны случаи, когда, оперируя якобы прогрессивными установками на развитие самостоятельности ребенка, педагог предлагает ему разобрать новое произведение, минуя стадию предварительного ознакомления с ним. Отсутствие хотя бы общего представления о музыке порождает безинициативный беспредметный разбор, лишенный понимания смысловой стороны музыки, приводит к длительному «топтанию» ученика на одном месте. Таким образом, только после стадии активного ознакомления с произведением перед учеником можно выдвинуть задачу детального разбора текста и его дальнейшее освоение.

Наблюдая разбор учеником нового текста, педагог должен сразу распознать причины неизбежного появления погрешностей в его игре, условно разделив их на две группы: первая связана с потерей слухового контроля, другая обусловлена неграмотным прочтением нотной записи. Во всех случаях педагог должен натолкнуть ученика на самостоятельное обнаружение своих ошибок. При разборе сложных разделов произведения ученик младших классов может самостоятельно обнаружить «трудное место», реже – определить, в чем его сложность, и еще реже – найти пути ее преодоления. Все эти три компонента методико-психологической установки («где», «почему», «как») должны быть всегда в распоряжении педагога в период выработки учеником самостоятельных навыков.

Для учащихся младших классов небесполезно проводить часть уроков под девизом: «как я учу дома». Такое наблюдение поможет педагогу выявить те стороны самостоятельной работы ученика, над которыми он, возможно, не задумывался. Большое внимание при воспитании навыков творческой самостоятельной работы необходимо уделять в процессе чтения учеником нот с листа, подбору по слуху, транспонированию, сочинению мелодий.

Чтение нот с листа открывает перед учащимся широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой. При этом надо учесть, что вся работа должна осуществляться под контролем педагога, который должен с самого начала приучать учащихся перед исполнением незнакомой пьесы внимательно просмотреть ее текст, определить ритм, тональность, характер мелодии; уметь сосредоточиться на главном. Уже в первые месяцы работы необходимо уделять внимание подбору по слуху учеником небольших попевок и детских песенок, а в дальнейшем и более сложных мелодий. Транспонирование на начальных этапах обучения является продолжением подбора по слуху знакомых мелодий от разных звуков. В процессе занятий транспонированием необходимо следить за тем, чтобы оно протекало в условиях максимальной активизации слуха учащихся. По мере усложнения используемого материала непосредственное его восприятие должно все в большей мере обогащаться восприятием аналитически-слуховым, направленным на выявление структуры транспонируемой музыки.

Разностороннему развитию творческих данных способствует сочинение ребенком собственных музыкальных произведений. Такие способности у ребенка проявляются очень рано, на что необходимо обратить внимание педагогу. Однако и здесь следует исходить из индивидуальных возможностей и интересов каждого ученика. Так ребенка, не склонного что-либо сочинять, не следует к этому принуждать – пусть творческое начало проявится в его игре, в подборе собственного сопровождения к мелодии.  

7.Формирование навыка воспринимать и усваивать музыку; развитие интереса к музыкальной культуре.

С самых первых шагов музыкального обучения и воспитания педагогу необходимо пробуждать и углублять в ученике любовь к музыке, к прекрасному, увлекать его изучаемым произведением, вдохновлять его, расширять его музыкальный кругозор. Очень важно, чтобы уроки проходили в атмосфере любви к детям и музыке. Такие занятия становятся для ребенка особенно привлекательными и в наибольшей мере способствуют его художественному развитию.

Начиная с младших классов, необходимо постепенно знакомить ученика со стилями композиторов разных творческих направлений, вводить репертуар классиков прошлого и произведения современных композиторов. Подбор по слуху, сочинение музыки также способствуют формированию живого интереса к музыке, быстрейшему развитию музыкального мышления детей, их слуха, помогает им тоньше воспринимать разучиваемые произведения и более художественно их исполнять. Развитию интереса к музыкальной культуре способствуют посещение учащимися концертов, фестивалей с последующим их обсуждением; прослушивание произведений в исполнении педагога и учащихся старших классов. Здесь немаловажную роль играет и репертуар, который изучают учащиеся. В какой мере работа над ним ориентирована на подлинно художественное, эстетическое воспитание. Формированию интереса к музыке способствуют также проводимые классные собрания. Особенно увлекательны для ребят собрания-концерты, посвященные праздникам, памятным датам. Необходимо, чтобы обстановка при этом была достаточно непринужденной, участники выступали бы с удовольствием.

Большое значение для художественного воспитания учащегося играет общение с самим педагогом, обладающим высокой культурой, музыкальностью и хорошо владеющим инструментом. Развитие интереса к музыке происходит более успешно, если преподаватель сам увлечен своей работой, создавая у ребенка позитивный настрой для обучения.


  1. Основы правильной постановки игрового аппарата.

Важнейшую роль на начальном этапе обучения игре на баяне играет проблема постановки игрового аппарата. Актуальность данного вопроса связана с тем, что от правильной постановки руки начинающего исполнителя, его посадки за инструментом зависит его будущий успех, возможность свободно выражать свои художественные намерения.

Как не парадоксально, но многолетний опыт работы показывает, что первые уроки знакомства с инструментом необходимо начинать с работы за фортепиано. И на это есть свои основания.  Во-первых, баян является тяжелым в физическом плане инструментом и чтобы извлечь звук необходимо усилие левой руки, что может привести к сковыванию мышц кисти и предплечья. Подготовку к игре на баяне необходимо вести постепенно, из урока в урок, подводя ученика к тому состоянию, когда он почувствует физиологическую расслабленность мышц рук. Во-вторых, первоначально важно учиться читать ноты, воспроизводить их на инструменте, что не всегда возможно при игре на баяне, поскольку ребенок, не видя перед собой клавиатуры, по началу не всегда может попасть на мизерную площадь кнопки.  Все это на первоначальном этапе обучения может сковывать и комплексовать ученика, что недопустимо.

Через несколько уроков, почувствовав, что ученик спокойно читает ноты и может сосредоточиться на нотном тексте, можно переходить непосредственно к работе за баяном. Приступая к освоению баяна, нужно уже психологически так подготовить ученика, чтобы он стремился играть на этом инструменте. При этом уроки с маленькими учениками должны проводиться доступно и последовательно, опираясь на природную любознательность ребенка, остроту его восприятия, яркость воображения. Вначале нужно познакомить с нахождением нот на клавиатуре. Далее большое внимание уделяется посадке и постановке рук.

Вопросу посадки и постановки руки на инструменте посвящено множество учено-методических пособий. Вроде бы это всем известные истины, но, наблюдая за игрой некоторых учеников, можно заметить, как мало было уделено внимания при обучении учащегося именно посадке за инструментом. Специфика посадки такова, что ученик не должен смотреть на клавиатуру и точно должен попадать при скачках в правой руке на мизерную площадь кнопки. Поэтому иногда преподаватели разрешают за неимением времени на отработку скачка смотреть на клавиатуру. Данное попустительство является ошибкой. Изменения в посадке за инструментом мешает внутренней дисциплинированности учащегося, а кроме того ведет к искривлению позвоночника. Нет необходимости описывать подробно, как нужно правильно сидеть за инструментом. Это описано в любом методическом сборнике и знает каждый опытный педагог. Хотелось бы лишь акцентировать внимание на некоторых основных деталях в данном вопросе.

Правильная посадка в бытовом понимании предполагает ощущение полной раскованности и комфорта, при котором ни руки, ни ноги, ни сам корпус человека не находятся в состоянии целенаправленного действия. Профессиональная же посадка требует определенного положения всех частей тела для рационального движения. Известно, что баянист имеет три основные точки опоры: на стул, ногами на пол, и опора в пояснице. Именно опора в пояснице придает легкость и свободу движения рук и туловища. Корпус при этом следует распрямить, грудь подать вперед. Инструмент должен стоять устойчиво, параллельно корпусу баяниста. В бедро упирается гриф, так как при игре баян приобретает необходимую устойчивость. Два плечевых ремня подгоняются в соответствии с телосложением ученика, чтобы проходила ладонь. Есть ремень, соединяющий плечевые ремни на уровне поясницы, посредством которого ремни не спадают с плеч. С учетом руки подгоняется левый ремень, чтобы свободно перемещаться вдоль клавиатуры. Излишне тесные ремни могут привести к тому, что баян будет в большей степени висеть на них, чем стоять на коленях. Конечно, рациональная установка инструмента еще не гарантирует успеха. Сколько приходится слышать баянистов, в игре которых нет органичного контакта между исполнителем и его инструментом; в идеале здесь должно быть полное слияние, единый художественный организм.

Несмотря на то, что о постановке рук написано немало в методической литературе, на практике часто можно встретить ошибки в постановке, ведущие к зажатию руки учащегося. Постановка рук – это их наиболее рациональное движение. Нельзя заниматься постановкой рук для красивого позирования фотографу. Этот процесс должен проходить в работе по усвоению всего комплекса музыкально-исполнительских навыков: над гаммами, арпеджио, этюдами, пьесами и т. д. Основным критерием правильной постановки является природная естественность и целесообразность движения. В свободном падении руки, пальцы приобретают естественное положение – полусогнутый вид. Такой вид не вызывает напряжения в области кистевого аппарата. И согнув руки в локте, приобретается исходная позиция для игры на баяне.

Левая рука имеет некоторые отличия в постановке, однако ощущение свободы полусогнутых пальцев, кисти, предплечью, плеча должно быть одинаково для обеих рук. Плечо и предплечье создают хорошие условия для контактов пальцев с клавиатурой, помогают пальцам минимально затрагивать усилия. Большой палец левой руки располагается горизонтально на корпусе, а большой палец правой руки за грифом или на клавиатуре. На левой руке два основных положения: первое – бас-аккорд, второе – выборное. Не стоит фиксировать руки в каком-либо из указанных положений. Только вокруг них комплектуется многообразие движения рук. Оправдывается положение руки, когда оно удобно соответствует строению руки.

Клавиатура баяна располагается вертикально, поэтому баянист в отличие от пианиста, лишен возможности опираться весом рук на клавиатуру. При свободе игрового аппарата затрагивается усилие на удержание рук у клавиатуры, на ведение меха. Часть веса руки уходит на контакт с клавиатурой, при котором сила сцепления пальцев с клавишами помогает руке удерживать у грифа. Собственный вес руки помогает играть пассажи вниз на клавиатуре. Играя пассажи вверх, приходится преодолевать сопротивление веса руки. Нет возможности использовать вес руки на динамику. Пальцы падают горизонтально, а не вниз, как на фортепиано, то есть вес руки используется условно. Очень важно ощущение свободы руки, кисти, пальцев.

Левая рука имеет постоянный контакт с ремнем и крышкой полукорпуса, что дает возможность незаметно сменить мех, чутко ощущать натяжение меха. Чем громче динамика, тем труднее левая рука перемещается вдоль клавиатуры. Необходимо также заботиться и о ровном дыхании. У некоторых баянистов во время исполнения зачастую задерживается дыхание. Это говорит об излишнем напряжении и даже скованности. Вряд ли стоит специально заботится о ровном дыхании, важно, чтобы оно было естественным, незатрудненным. В процессе исполнения возможны и различные движения корпуса и даже инструмента, которые зависят от характера музыки и темперамента исполнителя.

Посадка баяниста – понятие динамичное. Для того, чтобы быстро и точно играть, необходимо также быстро и четко мыслить. Мысль не должна отставать от пальцев; в противном случае автоматизм может подвести и пальцы запутаются. Свобода психики и аппарата дает и гораздо большую уверенность в технически сложных местах.

На начальном этапе обучения, когда закладываются основы постановки, необходима также  легкость и свобода, минимум мышечных усилий. Конечно, следует признать, что игра на баяне требует больших физических нагрузок, но все-таки необходимо учить начинающего исполнителя расслаблять во время игры работающие мышцы, избегать статических напряжений, не закрепощать корпус, шею, следить за отсутствием напряжения в области гортани. Публика не должна замечать физических усилий. Таким образом, девиз «легкость и свобода» должен быть всегда актуален, и особенно на начальном этапе обучения, когда закладываются основы постановки.


  1. Роль преподавателя на начальном этапе обучения.

В настоящее время в обществе все больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения ребенка должно превратиться в механизм развития его творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований. Достижение этой цели невозможно без педагога, обладающего творческой индивидуальностью. Ведь для того, чтобы усилия педагога стали действенными, необходимы не только его эрудиция, знания методических приемов, удачный выбор образовательных технологий. Необходимо, чтобы ученик принял педагога как яркую неповторимую личность, поскольку само педагогическое творчество не может существовать без личностного, индивидуального воплощения. Специфика педагогического творчества заключается в том, что его необходимо рассматривать как сотворчество учителя и ученика.

Творческая индивидуальность педагога – это особое качество, уровень развития личности в целом, поэтому дать ее однозначное определение невозможно: ее сущность в самобытности и цельности всей личности, в оригинальности, ярком своеобразии и масштабности  проявлений деятельности учителя, выражающихся в автономности постановки педагогических целей и задач, самостоятельности действий, в непрекращающемся поиске смысла и путей творческой педагогической деятельности. Творческая индивидуальность педагога включает в себя и определенный индивидуальный стиль педагогической деятельности, так называемую систему предпочитаемых учителем приемов, манеру общения, знание и умение использовать психолого-педагогические закономерности; наблюдательность, педагогический такт. При взаимодействии педагога с учеником важно стремление установления контакта, позитивного микроклимата общения, поиск индивидуальных способов влияния на конкретных учеников. Творческая индивидуальность педагога проявляется главным образом в системе отношений «учитель – ученик», в неуловимых аспектах их взаимодействия.

В качестве факторов, тормозящих развитие творческой индивидуальности педагога, можно назвать отсутствие отношения к педагогической деятельности как к призванию; слабое осознание учителем своих индивидуальных особенностей; стремление к стандартному поведению как к единственно верному; неверие в свои силы; отсутствие умений и навыков творческого самовыражения. Начальным этапом в формировании творческой индивидуальности учителя должно быть самовоспитание, стимулирование осознания педагогом своей уникальности и значимости, принятие им гуманистических установок, развитие потребности к творчеству. Так зарождается творческая индивидуальность учителя, развиваются его содержательные духовно-эмоциональные контакты с детьми.

При определении необходимых для педагога профессиональных качеств наряду с такими важнейшими качествами как знание и эрудиция, владение методикой преподавания необходимо включить и такой элемент как педагогический артистизм. Именно артистизм, а не актерствование, что является скорее лжеартистизмом. Под педагогическим артистизмом следует понимать способность педагога к органичному существованию и эффективному действию в условиях педагогического процесса. Это способность связана наряду со знаниями учителя и развитием его педагогического мышления также овладение искусством самовыражения, импровизацией, умением регулировать психическое состояние.

Основной жанр уроков педагога, обладающего артистизмом – самоимпровизация, абсолютная творческая свобода учителя и ученика в русле совместной ансамблевой работы. Урок не разыгрывается «по нотам», а создается его партитура – каждый раз заново. Отсюда – импровизация. А так как в ней участвуют и учитель и ученик, то она становится самоимпровизацией. Гармоничные отношения между педагогом и учеником достигаются естественностью обеих сторон, а естественность создается отсутствием строгой и сжатой внешней запрограммированности общения, жесткой схемы, которая нередко мешают ученику и учителю импровизировать и в целом негативно сказываются на результатах совместной работы.

Педагогический артистизм предполагает также у учителя так называемой визуальной, внешней привлекательности. И дело тут не столько в правильности и красивости черт лица. Природные данные учителя могут быть обычными, внешне неброскими. Гораздо большую роль играют умение учителя следить за собой, культура внешних и внутренних проявлений, его обаяние. Если образ учителя приятен, то в нем заключена первоначальная сила духовного воздействия. Ведь воспитание и обучение начинаются уже с того момента, когда ученик открывает дверь в класс своего педагога. Внешний вид помещения, манера общения педагога – уже оказывают большое влияние на поведение ученика.

Важнейшим является тот факт, что преподаватель, являющийся и учителем и воспитателем для ребенка, несет полную ответственность за его духовную жизнь. Необходимо очень живо ощущать музыкальные пристрастия маленьких детей и, опираясь на это вести их за собой. Педагогика не только наука, но и искусство. А искусство неразрывно связано с творческой инициативой. Педагогу в связи с этим необходимо обладать творческой изобретательностью, быть в постоянном поиске путей и приемов обучения каждого отдельного ученика.

Кроме того, особо важно на начальном этапе обучения правильно диагностировать способности, силы и возможности ребенка, чтобы затем наиболее эффективно определить методы, стратегию и тактику работы с ним. Здесь хотелось бы отметить, что на этом этапе обучения педагогу необходимо не только заложить основы знаний и первоначальных умений, но и создать все условия для широкого универсального развития молодого музыканта. Такая цель может быть достигнута самыми различными путями, тем более, что каждый ученик неизбежно идет к цели своим особым путем, обусловленным его характером, способностями, его индивидуальным восприятием музыки. Педагог, как бы он ни был опытен, не может предвидеть во всех деталях особенности развития ребенка, не может заранее предопределить последовательность заданий, которые будут перед ним поставлены. Все это может быть найдено лишь в процессе творческой педагогической работы, благодаря постоянному контакту, общению с учеником.

Особенностью педагогики сегодняшнего дня – ее гуманистическая направленность, усиление коммуникативного начала, создание диалога между учеником и учителем, когда учащийся становится не только объектом педагогического процесса, но и его субъектом. Здесь важно использовать не приемы авторитарной педагогики, основанной на признании безусловного непререкаемого авторитета учителя, а педагогики сотрудничества учителя и ученика, важнейшим элементом которой является целенаправленный индивидуальный подход к ученику.

Сам путь юного музыканта гибок и извилист, а иногда и сложен. Педагогу необходимо пройти его вместе с учеником, наблюдая, изучая, порой незаметно направляя его, а иногда энергично вмешиваясь. Педагог не должен при этом бояться вносить изменения и поправки в свои предварительные планы, иногда не скрывая этого от учеников. Необходимо с готовностью принимать удачные находки ученика, доводить до сознания его права, как участника совместной работы над музыкой, чем обеспечивается действительная, а не фиктивная активность ученика. Этот путь педагогики использует преимущества активных форм обучения, где ученик ищет и открывает даже давно известные истины. «Путь открытий» способствует воспитанию самостоятельности ученика, выявлению и развитию лучших сторон его личности, его склонностей и способностей. Часто приходится слышать о необходимости «активизировать» ученика. При этом упускают, что у каждого нормального, здорового ребенка активность обычно бьет ключом. Важно не заглушить эту активность методами авторитарной педагогики, а напротив, дать простор жажде деятельности ребенка, поддерживать и направлять ее с первых шагов обучения.

С самого начала обучения учащихся остро встают вопросы музыкально-творческого и психологического контакта педагога с учеником, который в равной степени влияет на творческое развитие ученика и на профессиональный уровень преподавания. Зная общие и музыкально-психологические особенности развития младшего школьника педагог сумеет найти контакт в работе с учеником. Ведь нередко безынициативность и вялость ребенка являются следствием ремесленной работы педагога, не сумевшего побудить у него интерес к музыке и ее исполнению. Дети младшего школьного возраста воспринимают музыку непосредственно и эмоционально. В связи с их ограниченной возможностью долго сосредотачивать свое внимание на отдельных деталях нотного текста, педагог должен постоянно стимулировать их интерес к новому, давать толчок воображению. Необходимо постепенно подводить ученика к анализу исполняемых им произведений, их оценке, иначе говоря, переводить чувственное восприятие им музыки в чувственно-логическое.

Общаясь с учеником, педагог должен выявить особенности его дарования, что является основой к подбору индивидуальных приемов воздействия на ребенка, важных для его успешного продвижения в музыке. Естественно, в первую очередь педагога привлекает ученик, который обладает не только хорошими творческо-слуховыми данными, но и быстро развивающийся в исполнительской сфере, мгновенно реагирующий на объяснения, желающий поскорее сесть за инструмент и воплотить услышанное им в действие. Однако нельзя довольствоваться способностями ученика схватывать все на лету. Подобную творческую увлеченность ребенка надо всячески поддерживать, разъясняя и показывая ему при этом те формы работы над деталями текста, овладение которыми будет способствовать росту его исполнительской самостоятельности. Такое умение сочетать вдохновение с постепенно зарождающейся способностью к анализу и пониманию музыки является одним из условий творческого сближения педагога и ученика.

Пытаясь разгадать индивидуальность ученика, педагогу, невзирая на все недостатки его игры, нужно стараться найти в ней крупицы оригинального, интересного, хоть порой и спорного в истолковании отдельных деталей. Не подавляя инициативу ученика своим исполнительским решением, он, возможно, должен даже в чем-то уступить ему, не пресекая его  собственных устремлений. Уже последующие уроки дадут возможность после тактичного исправления имеющихся у ученика недостатков закрепить лучшее из найденного им самим.

Общение педагога с ребенком, не обладающим яркими музыкально-исполнительскими данными, но любящим музыку и стремящимся познать ее, протекает иначе. В этом случае педагогу необходимо искать такие возможности более опосредованного воздействия, которые представляли бы художественный интерес для него самого и одновременно были доступны и понятны ученику. Трудность работы заключается здесь в том, чтобы выявить то звено в общем направлении обучения, которое на данном этапе тормозит усвоение музыки ребенком. Ответная реакция на предлагаемые задания у этого типа учащихся, как правило, замедленная и выражена порой в неестественной форме исполнительского воплощения. Педагог должен проявить исключительный такт и выдержку при оценке отрицательных сторон услышанного. Упреки и оскорбления в адрес ученика не способствуют усилению авторитета педагога и рождают у ребенка чувство неуверенности в себе, подавляют его инициативу.

В процессе плодотворных занятий крепнут искусство педагога и успехи ученика. Конечно, разная степень восприимчивости ребенка, неодинаковая способность к закреплению нового исполнительского задания могут существенно влиять на характер и форму проводимого урока. Однако необходимыми качествами любого настоящего музыканта-воспитателя являются творческая настроенность, доброжелательное отношение к любым возможностям ученика, заинтересованность в его неуклонном творческом росте, разумная требовательность. Отсутствие заинтересованности, волевой включенности педагога особенно губительно сказываются на его занятиях с детьми, не обладающими ярко выраженными музыкально-слуховыми данными. Своеобразие работы с такими учащимися заключается в умелом подборе репертуара, позволяющем в короткие сроки овладеть произведением.

Творческий контакт педагога с учеником в значительной мере зависит и от формы проведения урока. Особенно опасны уроки, предусматривающие проверку большого количества заданий. Наиболее эффективны уроки, где все внимание сосредотачивается на художественной сути музыки и конкретных способах ее усвоения. Залогом продуктивной работы педагога и ученика является их общая заинтересованность в совместном творческом труде, когда каждый из них испытывает интерес к занятиям, удовлетворенность их результатами. Принципиальное значение имеет «личностное» общение преподавателя с учениками. Важно, чтобы между педагогом и учеником не было дистанции, так как настоящая, продуктивная работа возможна лишь тогда, когда существует взаимное уважение друг к другу.

В работе с детьми педагог выступает в роли помощника и советчика – это поддержит веру ребенка в свои силы, поможет выявлению и развитию его способностей и дарований. Педагог должен пробуждать и углублять в ученике любовь к музыке, к прекрасному, увлекать его изучаемым произведением, вдохновлять его, передавать ученику знания, развивать его исполнительские навыки, расширять его музыкальный кругозор, взращивать и поощрять его лучшие задатки и наряду с этим преодолевать и выправлять недостатки. Педагог помогает ученику, направляя его самостоятельную работу, поощряя его исполнительские искания. Наличие в личности педагога всех рассмотренных выше качеств не могут в полной мере помочь ему установить творческий контакт с учеником без слияния с высокими человеческими качествами, глубиной и чистотой его души, любви к детям. Только соединение профессиональных качеств с высокой духовностью и нравственностью педагога является непременным условием безграничности педагогического влияния.


Заключение

Начальный этап обучения игре на баяне является основным фундаментом, на котором строится все дальнейшее развитие ученика. В этот период выявляются и развиваются музыкальные способности ребенка, закладываются основы музыкальных знаний и навыков, формируется отношение ребенка к музыке, а также его духовное и эстетическое развитие.

К основным задачам начального этапа обучения, на которые необходимо обратить внимание педагогу в ходе работы с начинающими музыкантами относятся: развитие слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; освоение музыкальной грамоты и игрового аппарата; развитие мышления, направленного внимания; воспитание интереса к труду; освоение начальных исполнительских навыков и техники игры на инструменте; приобретение первых навыков концертного выступления; развитие индивидуальности и характера начинающего музыканта; воспитание навыков творческой самостоятельной работы; освоение навыков коллективного музицирования; формирование навыка воспринимать и усваивать музыку; развитие интереса к музыкальной культуре.

Большое значение на начальном этапе обучения игре на баяне имеет вопрос правильной постановки игрового аппарата учащегося, от которого зависит будущий успех начинающего исполнителя. В данной связи необходимо уделять особое внимание правильности постановки руки и посадки баяниста.

Роль преподавателя на начальном этапе обучения велика. Педагогу, работающему с детьми и несущему полную ответственность за его духовное развитие, необходимо обладать не только разносторонними знаниями, хорошо владеть техникой игры на инструменте, удачно использовать методы и приемы обучения, но и быть творческой личностью, поскольку педагогическое творчество не может существовать без личностного, индивидуального воплощения. Особенностью педагогики сегодняшнего времени – ее гуманистическая направленность, усиление коммуникативного начала, создание диалога между учеником и учителем, когда учащийся становится не только объектом педагогического процесса, но и его субъектом. Здесь важно использовать методы педагогики сотрудничества учителя и ученика, важнейшим элементом которой является целенаправленный индивидуальный подход к ученику. Творческий контакт педагога с учеником в значительной мере поможет выявлению и развитию всех способностей и дарований ребенка, укрепит его веру в себя, пробудит в ученике любовь к музыке, к прекрасному, поможет становлению ребенка как творческой личности.


Литература

1. Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство». – Л., 1974г.

2. Говорушко П. «Об основах развития исполнительских навыков баяниста//Методика обучения игре на народных инструментах».- Л., 1975г.

3.Ильин Е.Н. «Искусство общения». – М.: Педагогика, 1982г.

4.Липс Ф. «Искусство игры на баяне». М., 2004г.

5.Семенов В.А. «Современная школа игры на баяне» - М., 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Актуальность проблемы творческого развития учащихся на начальном этапе обучения игре на баяне»

О развитии музыкальных способностей ученика   на начальном этапе обучения....

Пальчиковые игры на начальном этапе обучения игре на гитаре

На начальном этапе обучения очень важно преподносить новый материал в игровой форме. С целью формирования необходимых навыков игры на гитаре можно использовать пальчиковые игры....

Методический доклад на тему: "Развитие технических навыков на начальном этапе обучения игры на баяне"

Работа над развитием технических навыков начинается с игры простейших упражнений, которые постепенно усложняются и усовершенствуются по мере технического и физического роста учащегося на протяжении вс...

Подвижные игры как средство развития физических качеств на начальном этапе обучения игры в волейбол.

Подвижные игры на начальном этапе подготовки юных волейболистов находят все большее и большее применение. Это вызвано прежде всего тем, что новички не могут быстро овладеть основными техническими прие...