Главные вкладки

    Образец комплексного лингвистического анализа художественного текста (на примере стихотворения А. Блока "Осенняя воля")
    материал по русскому языку (10 класс) по теме

    Симоненко Ирина Олеговна

    Образец комплексного лингвистического анализа художественного текста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kompleksnyy_lingvisticheskiy_analiz_stihotvoreniya_a.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комплексный лингвистический анализ стихотворения А. Блока

    «Осенняя воля» (1905)

            Стихотворения А. Блока нельзя охарактеризовать как произведения прозрачные: глубокий философский подтекст, присутствующий в каждом из них, раскрывается перед читателем далеко не сразу. Стихотворение «Осенняя воля» - произведение глубокое, непростое, поэтому при его анализе лингвистический комментарий скорее необходимость, чем просто средство, помогающее понять идею произведения и отметить своеобразие языка Блока.

             «Осенняя воля» - стихотворение со сложной системой образов. Поэтому анализ различных уровней текста будет направлен на то, чтобы помочь нам как можно глубже проникнуть в загадочность этой системы.

            Начнём анализ с лексического уровня.

            Обратим внимание на название стихотворения - «Осенняя воля». Заглавие – сильная позиция текста.   А. Блок не случайно выносит в начало текста два слова: воля и осенний. Само по себе словосочетание интересно, необычно. В нашем языке существительное воля и прилагательное осенний не связаны фразеологически,       т.е. словосочетание не воспроизводится в готовом виде, это авторский знак.

    Слово воля в русском языке  входит в группу национально маркированной лексики. Сравним значение этого слова со значением слова свобода.

    «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой даёт такое определение:  свобода – (3.) отсутствие     каких-либо    ограничений, стеснений в чём-нибудь. Воля же в  сознании русского человека – это то, что противопоставлено неволе - 1) невозможности проявить себя;                                      и 2) заточению, нахождению взаперти. Кроме того, понятие воли                                 всегда связано с бескрайним простором, с  возможностью безграничного проявления чувств.  

    Обратимся к стихотворению и подтвердим высказанную мысль текстом.        С  отмеченным понятием воли связаны следующие слова (тематическая группа): выхожу, путь, открытый, ветер, разгулялась, веселье, пляшет, звенит, вдали, окно тюрьмы, влекомый, пьяный, хмель, простор, свободный, дали, необъятные.

    В сочетании со словом воля эпитет осенняя звучит необычно. Следовательно, для Блока именно употребление этого слова было принципиально важно.

    Прежде всего, прилагательное осенний семантически  и грамматически связано с существительным осень. Прямое значение  слова в тексте реализовано через слова: ветер, жёлтый, осень, мокрый, обнажила, красная рябина, цветной.

    Однако осень не просто время года. С.И. Ожегов отмечает и символическое значение слова: «относящийся к старости, к концу жизни». Это значение актуализируют в стихотворении слова: путь (= жизненный путь), скудный, кладбище, земля, молодость (противопоставление старости), умирает. 

    Тем не менее, А. Блок пишет стихотворение, будучи достаточно молодым человеком, поэтому, наверно, можно сказать, что лирический герой – alter-ego поэта говорит не столько о старости, сколько об усталости, но всё-таки желании жить, несмотря на это.

    В анализируемом произведении А.Блока название предельно информативно. В контексте стихотворения обращает на себя внимание внутренняя форма слова осенняя: поэт пишет о пути, о скитаниях, о воле, но молит Родину о «приюте в далях необъятных» (оксюморон), он жаждет попасть под сень, покров чего-то родного, близкого, чтобы найти покой.

    Кроме того, в РЯ есть такой фразеологизм, как  осенять крестом. В контексте творчества А. Блока, наверно, правомерно будет связать и этот языковой знак со значением слова  осенняя (+ христианскую идею диктует и сам контекст: нищий, распевающий псалмы).

    Далее… Если рассмотреть название стихотворения с другой стороны, мы увидим, что уже в заглавии автором обозначен хронотоп: перед нами лирический герой – странник, жаждущий слиться с необъятным простором, влекомый в путь неведомой силой. Герой уже немолод, но смерти он не ищет, не ждёт зимы жизни. Мысленно он со своей весной: вспоминает «сгубленную в хмелю молодость».

    Перед нами время недвижимое. Жизнь героя имеет прошлое, а будущее заявлено туманно: «Буду слушать голос Руси пьяной, Отдыхать под крышей кабака». Настоящее  же для Блока вневременно, бесконечно, хотя поэт пишет о поздней осени.

    Рассмотрим, как добивается поэт именно такого выражения категории времени в тексте. Проанализируем грамматический уровень.

    В стихотворении много глаголов. Преобладают глаголы настоящего времени (настоящее актуальное): ветер гнёт упругие кусты, красный цвет зареет издали, веселье пляшет, выхожу я в путь, иду я в путь никем не званый. Перед нами активный герой: он не вспоминает, а живёт в момент своего монолога.

    При этом образ лирического героя необычен. Вчитаемся в первую строчку:

    Выхожу я в путь, открытый взорам.

    Это предложение может быть понято двояко. Если причастный оборот (со страдательным причастием) определяет существительное путь: я выхожу и вижу бескрайний простор. Но есть и другой смысл (причастный оборот определяет личное местоимение): я выхожу в путь, становлюсь на дорогу исканий  и становлюсь открытым для взора либо Бога, либо той, чей узорный, цветной рукав машет вдали, то есть России, образ которой в позднем творчестве Блока переплетается с образом женщины, любимой.

    Синтаксис стихотворения также работает на выражение авторской идеи, на создание определённой картины. Герой стихотворения  - путник и созерцатель.   Его взгляд фиксирует множество картин: кусты, которые гнёт ветер, камни, глина, рябины, нищий, кабак. Каждая зарисовка создаётся буквально 2-3 словами. Стихотворение состоит из сложных бессоюзных предложений, каждая часть которых предельно лаконична:

    ...Ветер гнёт упругие кусты,

    Битый камень лёг по косогорам,

    Жёлтой глины скудные пласты.

            Блок редко использует осложнённые предложения, но в том случае, если поэт выстраивает ряд однородных членов, это значимо:

    Как и жить и плакать без тебя!

    В таком контексте происходит сближение значений слов жить и плакать. По Блоку, жизнь – плач,  и плач не только, как выражение эмоций, сопровождаемое слезами, но плач – песнь, помогающая излить тоску (подобное значение слова отмечено в «Толковом словаре» Ожегова, Шведовой).

            Идею песни подтверждает фоника стихотворения. Обилие сонорных (особенно [л] и [л']) делает произведение необыкновенно музыкальным, благозвучным (эвфония).  Стихотворение написано очень «звучным» языком, в котором преобладают звонкие согласные:

    Вот оно, моё веселье пляшет

    И звенит, звенит, в кустах пропав!

    И вдали, вдали призывно машет

    Твой узорный, твой цветной рукав.

            

            На фонетическом уровне также можно отметить следующую особенность: сбой в стихотворном размере последнего четверостишия:

    Много нас – свободных, юных, статных –

    Умирает, не любя...

    Приюти ты в далях необъятных!

    Как и жить и плакать без тебя!

            

    Происходит актуализация  первых двух строк четверостишия: о ком пишет Блок? Учитываем вертикальный контекст – Русско-Японская война, Революция 1905-1907 годов. Блок пишет не только о себе, но и о своём поколении, которое исторически было лишено идейной опоры, оказалось в плену, в неволе  иллюзий эпохи. Для себя Блок ищет опору в просторах России, в притягательном женском, материнском начале Русской земли.

            Таким образом, все уровни текста стихотворения работают на выражение авторской идеи. Эстетическая и смысловая доминанта «осенняя воля» проходит через всё стихотворение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Лингвистический анализ художественного текста

    Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и средне...

    Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах

    В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...

    Анализ лирического текста на примере стихотворения Ф.И.Тютчева "Весенняя гроза"

    Лирика - это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно донести до учащихся, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества ЛИРИКА. Цель лирики ...

    Анализ поэтического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама "Ленинград"

    Лирика - это вид литературы с очень сильным, прямым воспитательным воздействием.Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпрети...

    ЛАХТ (лингвистический анализ художественного текста)

    Памятки, таблицы помогут учащимся в анализе текста, а также сформируют литературоведческие понятия....

    Урок русского языка в 6 классе "Лингвистический анализ художественного текста"

    Урокпо УМК Бабайцевой. Комбинированный урок. Методы обучения: рассказ учителя, демонстрация презентации, языковой анализ.Цели урока:- способствовать формированию коммуникативной компетенции;- содейств...

    Лингвистический анализ художественного текста. Стихотворение Б.Ахмадулиной "Другое"

    Лингвистический анализ художественного текста.Стихотворение Б.Ахмадулиной "Другое"...