Анализ поэтического текста по Гаспарову: стихотворение Пушкина "Дар напрасный, дар случайный..." и ответ на него и митрополита Филарета
статья по литературе (11 класс)

Осипова Наталия Александровна

Анализ стихотворения Пушкина и ответа митрополита Филареты, выполненные по методике М.Гаспарова.  Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методики М.Гаспарова по анализу поэтического текста. Сама методика изложена в статье М.Л.Гаспарова "Снова тучи надо мною..." и доступна по ссылке http://www.philology.ru/literature2/gasparov-97b.htm

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pushkin_i_mitropolit_filaret.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…»

(по методике М.Гаспарова).

Стихотворение датировано 26 мая 1828 г – это день рождения автора (29 лет).

Синтаксически стихотворение можно разделить на 2 части – 1 и 2 строфа – вопрос, 3 строфа – некий итог, вывод или утверждение. Стихотворение обращено к жизни, жанр -  философская лирика.

Интересно: это четырехстопный хорей, канонический размер классицизма. Но в классицизме опора хорея – анакреотическая лирика (то есть жизнеутверждающая лирическая поэзия, воспевающая земные радости, чаще всего – любовь к женщине, вино, веселье и свободу) и духовная лирика, воспевающая Бога. Пушкин же создает не гимн, а тревожное стихотворение, наполненное сомнениями (формально – это духовная поэзия, так как затрагивает сферу духовной жизни).

Все глаголы делятся на 2 неравные группы: большинство глаголов (воззвал, наполнил, взволновал, томит меня) относятся к некому субъекту (он не назван), чьему воздействию подчинен лирический герой, остальные глагольные формы (дана, осуждена) относятся к пассивному (страдательному) залогу. Так возникает основной мотив стихотворения – мотив обреченности, неволи, мотив страдания.

Предметный мир стихотворения относится к невещественной сфере, духовной: все существительные обозначают нематериальные понятия. В первой строфе возникает образ жизни, обреченной на некий бесславный конец (жизнь – судьба – казнь), ощущение несправедливости нагнетается существительным «дар», так как жизнь становится  подарком, который лирический герой обречен утратить. Это самая эмоциональная строфа, в ней больше всего прилагательных, выражающих смятение, недоумение лирического героя по поводу происходящего (напрасная, случайная, тайная, загадочная обреченность (= образ судьбы).  

Во второй и третьей строфе представлен весь «внутренний» человек: душа – ум – сердце (=дух). Все, что происходит с этим внутренним человеком, происходит с ним как с безвольным объектом чьего-то действия – враждебного для лирического героя. Интересна антитеза «власть – ничтожество», в которой первое понятие относится к образу таинственного «делателя», а второе – к сфере лирического героя. Страсть, сомнения, тоска, отсутствие цели – результат этого воздействия. Болезнь поражает как бы все три сферы внутреннего человека: душу – страданием, ум – сомнением, сердце (дух) – пустотой.

В результате жизнь, названная даром в начале первой строки, становится в последней строке, к концу стихотворения, «шумом», то есть некоторой помехой, от которой лирическому герою, скорее всего, хочется избавиться. Эмоции уже сведены к нулю, слово «однозвучный» звучит как «скучный», то есть ненужный, надоедливый.

Напряжение усиливается тем, что из 4 предложений 3 – вопросительные, выражающие недоумение, несогласие с тем, что происходит, но к концу стихотворения мотив недоумения полностью сменяется мотивом отчаяния, холодного и скучного для лирического героя. Герой смотрит из настоящего в прошлое, и не находя  смысла ни в прошлом, ни в настоящем, теряет надежду и на будущее.

Ответ митрополита Филарета

Жизнь

От Бога

Мне

Не без воли

Бога

На казнь

Дана (не напрасно, не случайно)

Осуждена

тайной

Сам я

Властью

Зло

Из бездны

Сам

Душу страстью

Ум сомненьем

Воззвал (я)

Наполнил (я)

Взволновал (я)

Своенравной

Мне

Забвенный мною

(сквозь) сумрак дум

Тобою

Сердце

ум

Вспомнись!

Просияй!

Да созиждется

чисто

светел

Образ Бога: податель Жизни и осуждающий на казнь (конфликт?)

Еще есть Бог = Забвенный мною

Образы внутреннего мира: зло, страсть, сомнения, бездна (зла), власть (моя)

Образ сумрака и темноты дум сменяется образом сердца чистого и ума светлого – в результате чего???

Глаголы в императиве – волевое наклонение = человек – это не игрушка в чужих руках.

Мотив созидания, наполнения внутренним светом  в результате божественного воздействия

ТЕМА: богоданность жизни и личная ответственность человека за нее

Пространство – внутренний мир, духовное пространство. Идет снизу вверх, восстает. И ширина есть, вернее, объем – наполнил.

Время – между прошлым и будущим, но как бы вне настоящего, некая точка преломления прошлого в будущее, точка изменения направления. Настоящего времени нет.

Образы предметного мира в стихотворении митр.Филарета относятся к сфере не материальной, а духовной. В первой строфе появляется образ Бога–подателя жизни и одновременно образ Бога наказующего, осуждающего на казнь, в ней возникают два мотива: богоданности человеческой жизни и осуждения этой жизни на казнь самим же Богом.  Это и есть основной конфликт стихотворения.

Противоречие снимается во второй строфе тем, что автор вводит понятие свободной воли  лирического героя, называя ее своенравной властью. Все глаголы в этой строфе - глаголы действия, а не состояния, это действие (воззвал, наполнил, взволновал) произведены лирическим героем (сам я своенравной властью…). Во второй строфе образ лирического героя вступает во взаимодействие  с образами зла, страсти, сомнения, глаголы подчеркивают, что пространство здесь вертикально, основное действие  происходит снизу вверх (приставка ВОЗ-), откуда и появляются образы зла – из бездны. Глаголы «наполнил» (душу) и «взволновал» (ум)  создают эффект полной поглощенности лирического героя злом, поглощенности всех сфер его внутреннего мира. Таким образом, оказывается, что именно своеволие  лирического героя и стало причиной возникновения конфликта первой строфы – конфликта между двумя образами Бога: Богом-подателем жизни и Богом, осуждающим на казнь (то есть на смерть).

В последней, третьей, строфе,  все глаголы употреблены в императиве: вспомнись! просияй! да созиждется (Тобою)! Таким образом автор показывает путь к решению конфликта. Здесь появляется третий  и последний образ Бога – Бог, «забвенный мною» (лирическим героем). Образ сумрака дум сменяется образами светлого ума  и чистого сердца, появляется мотив созидания света и чистоты в результате божественного воздействия на лирического героя. Но условие этого воздействие – волевое движение человека к Богу, его собственный призыв к Богу Забвенному: «Вспомнись! Просияй!»

Тема стихотворения – богоданность человеческой жизни и личная ответственность человека за нее.

Интересно, что в художественном мире стихотворения нет настоящего: лирический герой замер между прошлым (с его образами зла) и будущим (с его претворением сумрака в свет),  он как бы на перепутье, в некой критической точке изменения вектора своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ поэтического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама "Ленинград"

Лирика - это вид литературы с очень сильным, прямым воспитательным воздействием.Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпрети...

Анализ поэтического текста по Гаспарову: Блок "О весна без конца и без краю..."

Анализ стихотворения А.Блока "О весна без конца и без краю..."  Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методики М.Гаспа...

Анализ поэтического текста по Гаспарову: Мандельштам "Бессонница. Гомер. Тугие паруса"

Анализ стихотворения О.Мандельштама.  Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методики М.Гаспарова по анализу поэтического текста....

Анализ поэтического текста по Гаспарову: Н.Заболоцкий "В этой роще березовой"

Анализ стихотворения Н.Заболоцкого "В этой роще березовой…"  Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методик...

Анализ поэтического текста по Гаспарову: стихи о времени Инны Лиснянской и Али Кудряшевой

Сопоставительный анализ двух стихотворений о времени -  Инны Лиснянской и Али Кудряшевой - я делала по заказу организаторов олимпиады "Аксиос" в тот год, когда эти стихи были предложены...