Анализ поэтического текста по Гаспарову: Н.Заболоцкий "В этой роще березовой"
статья по литературе (11 класс)

Осипова Наталия Александровна

Анализ стихотворения Н.Заболоцкого "В этой роще березовой…"  Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методики М.Гаспарова по анализу поэтического текста. Сама методика изложена в статье М.Л.Гаспарова "Снова тучи надо мною..." и доступна по ссылке http://www.philology.ru/literature2/gasparov-97b.htm

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zabolotskiy.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Заболоцкий не был на войне. В 1938 году он был осужден по делу об антисоветской пропаганде и с 1939 по март 1944 года находился в лагере. В марте 1944 года он был освобожден, год жил в Караганде, а в 1946 году, после публикации его перевода «Слово о полку Игореве»,  был восстановлен в Союзе писателей и получил разрешение жить в Москве, в Переделкино. К этому периоду его жизни и относится стихотворение «В этой роще березовой…», датированное 1946 г.

Уже в первых строках стихотворение мы встречаем два мира, противопоставленные друг другу. Первый мир представлен в образе березовой рощи, где сейчас находится лирический герой, а второй мир – это мир «страданий и бед», упомянутый лишь кратко – «вдалеке от страданий и бед». Этот мир оставленных вдалеке страданий и является тем незримым психологическим фоном, на который накладывается восприятие лирическим героем березовой рощи, где «льются листья с прозрачных ветвей» и «колеблется розовый, немигающий утренний свет». Сама роща представлена автором почти как кусочек рая, из которого лирический герой обращается с просьбой к иволге. По сути, вся первая строфа является обращением, осложненным придаточными предложениями места: «В этой роще березовой, вдалеке от страданий и бед, где колеблется розовый, немигающий утренний свет, где прозрачной лавиною льются листья с высоких ветвей, спой мне, иволга, песню…»  О чем же просит спеть лирический герой? Не о будущей радости, не о красоте этого мира – он просит спеть «песню жизни», и здесь интересны эпитеты «пустынной» и притяжательное местоимение «моей»,  использованные автором по отношению к этой «песни жизни», получается «моя жизнь пустынная» (то есть, одинокая, как у пустынника). Так возникает мотив одиночества лирического героя в этой прекрасной березовой роще, в мире, далеком от страданий и бед. Герой почти в земном раю, но он здесь одинок, и единственное близкое ему существо – иволга.

Во второй строфе мы, вероятно, видим некоторую ретроспективу: если в первой строфе время действия – настоящее с обращением к будущему, то во второй строфе автор использует глаголы прошедшего времени. Мы можем предположить, что здесь описывается все то, что видела иволга до того момента, как прилетела в этот мир немигающего утреннего света и услышала просьбу лирического героя. Сам образ иволги представлен во второй строфе необычно: иволга избрала для себя деревянную дудочку. Деревянная дудочка – это устойчивый атрибут Музы поэзии. Муза лирической поэзии, Эвтерпа, традиционно изображалась с флейтой. В лирике Ахматовой, великой современницы Заболоцкого, мы встречаем ее «милой гостьей с дудочкой в руке» (стихотворение «Муза»), девушкой «с дудочкой белой в руках прохладных» («У самого моря»),  и образ этот навеян лирикой Пушкина и поэтов его времени. (У Пушкина в стихотворении «Муза» мы читаем: «Сама из рук моих свирель она брала. Тростник был оживлен божественным дыханьем и сердце наполнял святым очарованьем»). Все это дает основание предположить, что иволга – это образ поэтической музы лирического героя. Эта Муза пела на заре его жизни, и песня ее метафорически сравнивается с заутреней – с богослужением, в отношении которого употреблен составной эпитет «целомудренно-бедная» заутреня.

Третья строфа начинается с союза НО. Художественный мир этой строфы представлен образом жизни, превратившейся в войну («в жизни солдаты мы»). Здесь ярко представлен мотив безумия этого мира: мир рушится, распадается на атомы «уже на пределах ума», рядом с картиной распадающегося на атомы мира дана реминисценция к образу безумного Дон Кихота: «как безумные мельницы, машут войны крылами вокруг» . Эмоциональный мир  строфы представлен только двумя эпитетами, один из них – «безумные», а второй сопровождает картину разрушения – «белым вихрем взметая дома». Заканчивается это описание очередным обращением к музе-иволге: «Что ж ты смолкла, мой друг?» По сути, вопрос риторический - Муза не может петь лирическому герою посреди  содрогающегося безумия. Все события этой строфы происходят в настоящем времени. Лирический герой будто  вступает в диалог с самим с собой, пытаясь объяснить себе и миру, почему Муза, певшая ему на заре его жизни, молчит сейчас - голос Музы замолк, потрясенный безумием этого мира.

Следующая строфа продолжает тему предыдущей: иволга летит над разрушенным миром, «над руинами смерти», и хотя теперь она названа «молчаливой странницей», она по-прежнему сопровождает образ лирического героя. А герой отправляется на бой. С чем или с кем? Об этом не сказано, но бой этот будет для лирического героя смертельным. Если подхватить реминисценцию, брошенную нам автором в предыдущей строке, то можно предположить, что лирический герой, подобно Дон Кихоту, отправляется на бой с несправедливостью безумного, разрушающегося мира, но это всего лишь предположение. Текст не дает нам никаких подсказок, кроме очевидного факта, что лирический герой предчувствует свою смерть: «…Смертельное облако тянется над твоей головой…». Интересны эпитеты и образы, сопровождающие образ иволги - все они с церковным оттенком: «странница», «отшельница» (иволга), «целомудренно-бедная заутреня» (песня иволги)

В следующей строфе происходит  встреча лирического героя со смертью. Но интересно, что события здесь происходят в будущем времени и построены по принципу антитезы: солнце «встанет» и я «припаду», пулемет «замолчит» и голос иволги «запоет». Образ великих рек мифологический, он вызывает в сознании некий образ начала мира или «мира за пределом этого мира». Будущее время указывает на то, что все эти события и образы  – всего лишь предчувствия уходящего на смертный бой, но эти предчувствия на грани видения, откровения. Со смертью, описанной так реалистично, как будто она уже в прошлом, а не в будущем, случится, как предчувствует лирический герой, главное чудо – замолчит бешенство реального мира (переданное через образ дрожащего пулемета) и запоет голос иволги. Отшельница, молчаливая странница с деревянной дудочкой, запоет, наконец, в сердце лирического героя.  

Последняя строфа начинается анафорой, возвращая нас к началу стихотворения, в березовую рощу. Здесь по-прежнему «льются листья с высоких ветвей», но мир вокруг изменился. Во-первых, герой вернул этот мир себе. Роща для него уже не «эта», а «моя». Исчезло чувство одиночества. Во-вторых, в этом образном мире появилось место для Бога («под каплей божественной…»). Весь этот мир описан как уже настоящий, существующий здесь и сейчас, и в нем  впервые возникает образ будущей победы – торжественной победы, запечатанной, как «аминь», утверждением, что это победа - «на века». В смерти герой обрел бессмертье, а его муза обрела голос. Стихотворение звучит как пасхальный гимн, как утверждение победы лирического героя над безумием этого мира. Но победа эта возможно только в смерти – и эта нота придает стихотворению щемящее чувство горечи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения

Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...

Анализ поэтического текста по Гаспарову: Блок "О весна без конца и без краю..."

Анализ стихотворения А.Блока "О весна без конца и без краю..."  Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методики М.Гаспа...

Анализ поэтического текста по Гаспарову: стихотворение Пушкина "Дар напрасный, дар случайный..." и ответ на него и митрополита Филарета

Анализ стихотворения Пушкина и ответа митрополита Филареты, выполненные по методике М.Гаспарова.  Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освое...

Анализ поэтического текста по Гаспарову: Мандельштам "Бессонница. Гомер. Тугие паруса"

Анализ стихотворения О.Мандельштама.  Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методики М.Гаспарова по анализу поэтического текста....

Анализ поэтического текста по Гаспарову: стихи о времени Инны Лиснянской и Али Кудряшевой

Сопоставительный анализ двух стихотворений о времени -  Инны Лиснянской и Али Кудряшевой - я делала по заказу организаторов олимпиады "Аксиос" в тот год, когда эти стихи были предложены...

Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.

Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...