Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.
опыты и эксперименты по литературе (11 класс)

Торопова Елена Владимировна

Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выбор: "Стихи - это полёт на коне, а проза - путь пешком. Что и почему выбираете вы: поэтический полёт или прозаическое путешествие?" (Расул Гамзатов). 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэтический эксперимент: анализ художественного текста

Слайд 2

Дома : 1) читать рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» М.Горького; 2) готовиться к семинару по пьесе «На дне»: учебник, задания 1-3, 5-6, 8-9 на с 203.

Слайд 3

Эта проверочная работа состоит из 7 заданий, каждое – «5» (баллов). «5» - 30 – 35 баллов «4» - 23 – 29 «3» - 16 – 22 «2» - до 15

Слайд 4

«Истинная поэзия прекрасна, потому что в ней выражена высокая правда души поэта и беспощадная правда времени ,» - читаем мы у Виктора Гюго, французского писателя XIX века, автора романа «Собор Парижской Богоматери». Поэзия как правда души поэта и времени...

Слайд 5

Поэт – эмигрант, критик Сергей Маковский в мемуарах, портретах современников, собранных в книгу «На Парнасе Серебряного века» (1962), даст этому веку такую характеристику: « Серебряный век – мятежный, богоищущий, бредивший красотой… » Мяжеж, богопоиск, красота…

Слайд 6

1. Вставьте нужные слова, определив литературное течение: Как часто выразить __? мою хочу, Но ничего сказать я не умею, Я только радуюсь, __? и молчу. Как будто стыдно мне – я говорить не смею. И в близости ко мне __? души твоей Так всё таинственно, так всё необычайно, - Что слишком страшною __? тайной Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней. В нас __? лучшие стыдливы и безмолвны, И всё священное объемлет тишина. Пока шумят вверху сверкающие __? , Безмолвствует морская глубина. А – акмеисты Б – символисты В – футуристы мысли живой волны страдаю чувства зеваю любовь божественною мечту

Слайд 7

2. Кто это заявил: В декабре 1912 года выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу». Этот манифест призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов: 1. На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами (Слово — новшество). 2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. А – символисты Б – футуристы С – акмеисты

Слайд 8

3 . Кто активно занимался словотворчеством, они не церемонились со словом, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые композиции из этих раздробленных, разрушенных слов. А – символисты Б – акмеисты В – футуристы

Слайд 9

4. Кто автор этих слов? Там, где жили свиристели, Где качались тихо ели, Пролетели, улетели Стая лёгких времирей. Где шумели тихо ели, Где поюны крик пропели, Пролетели, улетели Стая лёгких времирей. В беспорядке диком теней, Где, как морок старых дней, Закружились, зазвенели Стая лёгких времирей. Стая лёгких времирей! Ты поюнна и вабна, Душу ты пьянишь, как струны, В сердце входишь, как волна! Ну же, звонкие поюны, Славу лёгких времирей! Начало 1908 А – Гиппиус Б – Хлебников В – Брюсов С – Северянин

Слайд 10

5. Кто выступал за отказ от мистической туманности, за принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности, за точное значение слова, за чёткость образов, отточенность деталей? А – символисты Б – акмеисты В – футуристы

Слайд 11

6. Кому принадлежат эти строки? Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною чёрною горит. Достать пролётку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колёс, Перенестись туда, где ливень Ещё шумней чернил и слёз. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. 1912 А – футуризм Б – акмеизм В – символизм

Слайд 12

7. Какую картину представили, что поняли? Кто автор? Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй — пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо. 1908 — 1909 ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения

Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...

СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА1.      Выразительно прочтите текст.Какие чувства, какое настроение вызывает у вас стихотворение? Какие картины рисует в...

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Анализ поэтического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама "Ленинград"

Лирика - это вид литературы с очень сильным, прямым воспитательным воздействием.Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпрети...

Обучение приемам анализа поэтического текста

Обучение приемам анализа поэтического текста...

Понимание поэтического текста учащимися 5 –11 классов гимназии, или Поэтические эксперименты

Как сделать так, чтобы каждый ученик не со слов учителя, а сам понял значимость литературы?Ученик должен стать ее исследователем, выявляя проблемы самостоятельно. Открывая для себя М. В. Ломоносова, А...