Анализ поэтического текста как одна из успешных предпосылок самореализации творческих поэтических способностей одаренных детей
статья (литература, 9 класс) по теме

Сырицына Татьяна Николаевна

Описание опыта работы  с поэтически одаренными детьми на уроках  литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_stihotvoreniya.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «ЮЖНО-ПОДОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Обобщение опыта по теме:

« Анализ поэтического текста  как одна из успешных предпосылок самореализации творческих поэтических способностей одаренных детей»

                                 

                                             

                                                 Автор: Сырицына Татьяна Николаевна,

                                                 учитель русского языка и литературы.

                                           

План

Введение………………………………………………………3

Глава 1: Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы……………………………………………………7

Глава 2:Приемы и методы обучения при анализе поэтического текста…………………………………………………………10

Глава 3:Работа над изобразительно-выразительными средствами языка………………………………………………………….13

Глава 4:Творческая деятельность учащихся………………19

Заключение…………………………………………………..22

Литература…………………………………………...………24

                                               

                                             Введение

     В   ближайшее время в России будет принята Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», направленная на модернизацию и развитие системы общего образования страны. Об этом сообщил Президент России Дмитрий Медведев 5 ноября в Послании Федеральному Собранию.

     Как отметил Президент РФ, если во второй половине прошлого века российская образовательная система была признана во всем мире, то в настоящее время она «оставляет желать лучшего». «С передовых позиций мы откатились», – признал глава государства и подчеркнул, что слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны в целом.

    Школьное образование, по мнению Дмитрия Медведева, «представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны».

    Президент напомнил, что в настоящее время ведется работа по формированию федеральной программы развития образования, которая не только станет продолжением приоритетного национального проекта «Образование», но и пополнится новыми направлениями.

    По словам Дмитрия Медведева, программа развития российской школы должна включать в себя пять основных направлений. Одно из них  заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.  По мнению главы государства, одновременно с внедрением новых стандартов общего образования «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».

        Процессы, протекающие в последние десятилетия в стране и в системе образования (усиление личностного начала в обучении), объективно выдвинули на первый план проблему повышения творческой активности школьников в учебно-познавательном процессе, при котором понятия "личность", "самостоятельность", "развитие", "творчество" становятся опорными. В обучении стал актуальным не только результат, но и процесс его достижения.

        Теория и практика обучения доказали, что для формирования личности человека важно не только то, сколько знаний усвоил ученик и чему он научился, но и какими способами шло усвоение и выработка навыков, что в этом процессе школьник сделал под руководством учителя, а что научился выполнять самостоятельно. Класс, с которым работает учитель, не воспринимается как нечто однородное и нерасчленённое. От случайного учёта личностных особенностей школа пришла к необходимости создания системы выявления уровней обученности школьников и отслеживания результатов обучения.

        Вот почему нужно максимально учитывать интересы и возможности учащихся, ведь путь обучения каждого из них ведёт, в конечном счёте, к развитию личностных качеств как природных, так и сформированных в процессе обучения и развития. Проанализировав результаты своей педагогической деятельности и результаты начальной диагностики учащихся на уровень обучаемости и обученности, уровень литературного развития, сформированность учебно-личностных навыков, я столкнулась с такими проблемами в обучении, как  сниженный интерес к художественной литературе (особенно к поэзии), сниженный уровень в развитии речи, недостаточная активность творческого воображения, самостоятельности учащихся. В результате чего я пришла к выводу, что систематический анализ поэтического текста на уроках литературы актуализирует в ученике процесс самореализации творческих способностей как постижение многообразия духовных проявлений личности ребёнка. А это в наше время востребовано обществом, временем, социальными условиями.

     Тема опыта: Анализ поэтического текста как  одна из успешных предпосылок самореализации творческих поэтических способностей одаренных детей.

      Цель: создание условий для успешной самореализации творческих способностей учащихся через привлечение их  к анализу системы художественных средств, знание структурных особенностей текста, через усвоение принципов анализа поэтического текста, сравнение текстов разных  авторов, через создание собственных текстов.

Эта цель реализуется в процессе следующих задач:

1. Формировать навыки содержательной, правильной, выразительной речи.

2. Содействовать развитию эстетических потребностей учащихся, ведущих к постижению духовной культуры человечества.

3. Помочь в развитии творческих возможностей детей, проявляющихся в разрешении различных учебно-познавательных ситуаций и требующих самостоятельного применения усвоенных знаний, умений и навыков.

    В основу опыта легли идеи А.Н.Леонтьева, С.И.Львовой,  Ю.М.Лотмана, З.Я.Рез, Н.М.Шанского.

               Самореализация  личности – это движение к максимально полному и многогранному осознанию себя, к пониманию своей отдельности. Самореализация  личности школьника есть процесс и результат самосуществования её творческой сущности в учебно-познавательной деятельности. И процесс самореализации  будет успешным только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей и желания достичь ими личностно-значимого результата обучения. При этом ключевыми понятиями являются "деятельность" и "средства".

        Трудно "измерить" сделанное на уроке, посвящённом поэзии. Ведь может случиться и так, что эти художественные знания окажутся для ученика "избыточной" информацией, он лишь получит сведения об их существовании. И знания эти отложатся в памяти, не затрагивая "внутренних" струн личности. "Измерить" степень усвоения художественных знаний учениками трудно: поддаётся учёту лишь приблизительный круг затрагиваемых сведений. Косвенно можно иногда судить о явлении, какое они оказывают на внутренний мир школьника, хотя нередко результат воздействия сказывается лишь через многие годы. Однако именно эти знания играют решающую роль в становлении личности. Они идут к ученику от произведения, от художника. Освоение их происходит индивидуально и зависит от многих причин: жизненного опыта ученика, его ценностных ориентаций, психологических особенностей и т.д. Учитель не может передать эти знания, а является посредником между художником и читателем-учеником, организуя процесс чтения-переживания, познания.

Это и есть самое трудное, но вместе с тем самое главное при изучении лирики. "В пробуждении способности к сотворчеству и заключается искусство анализа лирики в школьных условиях. Поэтому он (анализ) имеет ценность тогда, когда строится не как сообщение добытых автором итогов, а как процесс со-открытия" (З.Я.Рез).[  ]

Таким образом, ведущая педагогическая идея опыта состоит в том, чтобы оказать максимальную помощь одаренным детям в пробуждении способностей к познанию, сопереживанию, сотворчеству, сооткрытию.

Сказанным определяется и реализация ряда новых принципов педагогической деятельности,  помимо общепринятых дидактических:

1) принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся на основе взаимного уважения;

2) учёт в процессе обучения не только умственных способностей школьников, но и их эмоций и ценностных ориентаций;

3) постоянное стимулирование таких естественных свойств человека,  как творческая активность и познавательная самостоятельность;

4) использование в качестве основы организации всех учебных занятий по литературе творчества как соавторства писателя, учителя и ученика;

5) индивидуализация и дифференциация обучения, включающая в себя учёт индивидуальных особенностей отдельных учеников; групп и класса в целом.

    Урок литературы обладает уникальными возможностями, используя которые учитель актуализирует в юном читателе процесс самореализации, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости. Но это происходит успешно при определённых условиях, которые должен соблюдать сам учитель.

Условия самореализации творческих способностей учащихся.

 * Дать пищу воображению и уму школьников.

 * Помочь детям найти в изучаемом произведении мотивы, отвечающие их потребностям и интересам.

 * Создать на уроке атмосферу искренности и доверия.

 * Сделать чтение актом творчества.

Суть перечисленных аспектов состоит в следующем.

    1) Важнейший из них – активность творческого воображения, образного мышления. Роль воображения в разнообразных видах человеческой деятельности, в том числе в учебной деятельности, общепризнанна. Без деятельности воображения немыслим урок литературы. Активное творческое воображение, создавая яркие представления на основе образов художественного текста, пробуждает чувства читателя, актуализирует его "личностные смыслы", порождает новые образы и идеи, тем самым, обогащая духовный опыт учащегося.

2) Второй важный аспект литературного образования, выводящего ученика на путь самопознания, - актуализация мотивационных ресурсов учения. В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностно значимого для индивида. Следовательно, психологическое значение художественного произведения выражается в способности художественных текстов влиять на человека и определённым образом структурировать внутренний мир субъекта чтения. Литература помогает самому человеку обнаружить себя в действительном испытании жизни, уникальном, которое испытал только ты, и кроме тебя и за тебя никто извлечь истину из этого испытания не сможет.

3) Наконец, соблюдение логики усвоения опыта творческой деятельности – третья важная составляющая современного урока литературы. Постижение глубины художественного замысла писателя есть осознание "духовных проявлений человека", а потому оно – акт творения, созидания нового знания. Поскольку научить творчеству так, как обучают стандартным действиям и операциям, невозможно, логика усвоения опыта творческой деятельности помогает подготовить учеников к чтению художественного произведения как "труду и творчеству".

Глава 1:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках                литературы

      Проблему развития творческих способностей  учащихся считаю глубоко актуальной, так как именно творческая личность имеет активную жизненную позицию и способна на поступок, а креативность – одно из необходимых условий развития личностного потенциала человека.

        Литература – особый предмет, образующий ученика как личность, как человека – в собственно-человеческом плане, который умеет не только адаптироваться к социуму, не только самоопределяться в выборе профессии, но и понимать глубинные связи себя с миром, созидать себя как «часть» этого мира и как «целое». Именно на уроках литературы возможно развивать творческие способности учащихся при чтении и осмыслении прочитанного, формировать умение выразить свои взгляды и мнение литературным языком.

         В основу опыта легла одна из ведущих технологий личностно ориентированного обучения – это учебный диалог.

       Главная педагогическая идея, лежащая в основе моей деятельности, – каждый ребенок способен созидать и творить. Изучение литературы вне диалогического взаимодействия личности с ней, на мой взгляд, бессмысленно. Диалог необходим как педагогический метод обучения, как способ становления личности обучающихся. Выпускник школы рассматривает приобретённые знания только как средство получения специальности и определения «места под солнцем», и не всегда он способен вступить в диалог с этими знаниями, с миром человеческой культуры с целью совершенствования себя и своей жизни, с целью привнесения в эту культуру своего, иначе бы мы не встречались с многочисленными примерами  бездуховности, конфликтности.    Учить диалогу и учить диалогично – вот требования сегодняшнего времени.   Как особая дидактико-коммуникативная среда, учебный диалог обеспечивает субъекто-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Содержание изучаемого материала усваивается не только обращением к памяти, но и к глубинным структурам сознания учащихся.

    Диалогичность предполагает совместный поиск истины. Диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; в нём главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.

    Общение организуется на уроке как обмен личным опытом учителя и ученика. Но это возможно лишь при серьёзном, уважительном отношении к учащемуся. Диалог изменяет и формы общения: вместо преобладающего монолога – полилог, причём при активном участии всех школьников.

        Диалог как способ отношений разнообразен в своих проявлениях: ученик – учитель, ученик – ученик, ученик – образовательное пространство, ученик – художественное произведение, ученик – внутреннее "я", ученик – культурные и социально значимые ценности.

       В процессе учебного диалога учащиеся высказывают суждения с различных точек зрения. Надо уважать и учитывать все позиции. А потому учитель не принуждает, а убеждает учеников принять то содержание, которое соответствует научному знанию. Ученик осознаёт, почему в основе полученных знаний лежит то или иное содержание, в какой мере оно соответствует не только личностным, но и социально значимым ценностям.

       В процессе учебного диалога учащиеся овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия. Такая обучающая среда является развивающей.

         Приглашение к диалогу на уроке – это приглашение к размышлению о собственной жизни, где процесс образования и самообразования – величайшая радость и дар, данный нам природой. Моя задача, как педагога, помочь старшекласснику увидеть в художественном тексте то, что касается лично его, осмыслить художественное произведение в свете современных проблем, в диалоге с нашим временем. Иными словами, ученику важно изучать не литературу саму по себе, а «себя в литературе» и «литературу в себе».

   Ученики совместно с учителем ищут свой художественный образ, образ себя как личности вообще, своих отношений с миром. На таком уроке важно не только то, что говорится, но и то, как говорится, кому, и как переживается.

Ценностно-смысловое содержание уроков литературы вырастает из соотнесения разных точек зрения. Оценка художественного произведения, героя не может быть однозначной, абсолютной. В результате абсолютизации произведение умирает. Поэтому при подготовке к уроку важно находить разные трактовки произведений, героев и искать вместе с учениками свои аргументы для доказательства того или иного мнения.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что урок с позиции диалога предполагает:

  1. Живое личностное общение участников образовательного процесса;
  2. Адресованность конкретным детям – тем, кто присутствует на уроке;
  3. Учебную задачу, вырастающую из личностной проблематики ученика, из контекста его жизни;
  4. Вопросы, имеющие неоднозначные ответы;
  5. Готовность к диалогу его участников;
  6. Благоприятный психологический климат.

        Система моей работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы заключается в следующем.

           Формирование устной монологической речи через развитие интереса к искусству слова и читательское воображение:

  1. открытый лист учета чтения художественной литературы;
  2. поэтические пятиминутки;
  3. читательские пятиминутки;
  4. тихий опрос;

            Формирование устной и письменной монологической речи путем усложнения видов заданий и увеличения объема самостоятельной работы учащихся:

  1. урок-лекция;
  2. урок-практикум;
  3. урок-семинар;
  4. урок-исследование;
  5. творческие работы учащихся.

           Развитие творческих способностей учащихся через формирование культуры речи с помощью анализа поэтических произведений:

  1. урок-рецензия;
  2. урок-размышление;
  3. урок-представление поэта;

           Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение знаний в нестандартных ситуациях:

  1. урок-дискуссия;
  2. урок-конкурс;
  3. урок-инсценирование;
  4. урок-концерт.

              Система моей работы позволяет формировать у учащихся целостное восприятие художественного произведения, создаёт условия активного положительного воздействия литературы на духовное развитие личности. Развивая воображение ребенка в процессе изучения литературного произведения,  добиваюсь формирования литературных и речевых способностей школьников, которые позднее будут развиты в творческие и перенесены на другие области знания. Таким образом, я реализую проблему интеграции учебных предметов, расширяю общий кругозор обучаемых, создаю условия для раскрытия творческого потенциала каждого из них.

.

Глава 2:   Приемы и методы обучения при анализе поэтического текста

      В школьной практике при изучении лирического произведения, как правило, используются два термина: "анализ" и "интерпретация". М.Л.Гаспаров в книге "О русской поэзии" (Спб., 2001) пишет: "Есть два термина, которые не нужно путать: "анализ" и "интерпретация" – "истолкование". Анализом мы занимаемся тогда, когда общий смысл стихотворения нам ясен (т.е. поддаётся пересказу: "Поэт ждёт жизненной бури…"), и мы на основе этого понимания целого хотим лучше понять отдельные его элементы.      Интерпретацией мы занимаемся тогда, когда стихотворение "трудное", "тёмное", общее понимание текста на "уровне здравого смысла" не получается, т.е. приходится предполагать,  что слова в нём имеют не только буквальное, словарное значение, но и какое-то ещё".

     Вне зависимости от того, проводится ли анализ поэтического текста, либо его интерпретация, т.е. истолкование, в центре внимания учащихся должно стоять движение поэтической мысли.

      При подготовке к урокам литературы, в частности к анализу поэтического текста, я опираюсь на условия, которые влияют на самореализацию личности. Что же может дать  пищу воображению и уму ребенка? Воображение рождается в творческой деятельности. Развёртыванию такой деятельности на уроке способствует постановка и поиск решения проблем, в том числе и духовных, нравственных. Проблемный метод обучения активизирует работу и мысли, и воображения.  И мы ещё раз убеждаемся, что проблемный метод обучения плюс приёмы учебного диалога – одно из главных условий активности воображения, образного мышления учащихся, усиливающего процессы смыслопонимания и смыслопорождения при чтении и изучении поэтического произведения.

     Актуализация мотивационных ресурсов учения придаёт познавательной деятельности личностный смысл, помогает найти в художественном тексте пищу для размышлений и переживаний, пробуждает потребность выразить себя в личном истолковании произведения, в собственной его интерпретации. А отсюда интерес и желание "вчитываться" в текст, "вчувствоваться", эмоционально пережить его и осмыслить.

    С этой целью провожу в начале урока литературы, посвященного анализу лирических произведений, поэтические пятиминутки, которые активизируют чувственное восприятие школьников, помогают отключиться от обыденной жизни и окунуться в мир поэзии. Тем самым создаётся нужный психологический настрой школьников. Учитывая индивидуальные способности учащихся, чтение происходит по-разному: кто читает наизусть, кто по книге, кто в музыкальном сопровождении. Главное условие при этом – не убить желание в детях читать стихи, поэтому их интересы при выборе тематики произведения, вида чтения учитываются в первую очередь. 

     В основу урока может быть заложена не только одна проблема, которой подчинены все последующие виды познавательной деятельности, но и каждый этап может строиться на отдельной проблемной ситуации.

    Приведу пример урока в 9 классе на тему "Природа и Родина в лирике С.А.Есенина". Готовясь к уроку, учащиеся прочитали стихотворения С.Есенина: "Гой ты, Русь моя родная…", "Низкий дом с голубыми ставнями…", "Я покинул родимый дом…", "Несказанное, синее, нежное…", Запели тёсаные дроги…", "Россия" (А.Блока).

    На этапе корректировки и углубления результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта перед ними была поставлена задача: раскрыть и понять истоки творчества С.Есенина. Это необходимо было выполнить, воспользовавшись сравнительным анализом стихотворений А.Блока "Россия" и С.Есенина "Запели тёсаные дроги…". А проблемная ситуация – определение черт внутреннего сходства, духовного родства поэтов и их индивидуальности в раскрытии темы Родины – это условие интенсивной работы воображения.

   На этапе усвоения нового материала дети столкнулись со следующей проблемной ситуацией: проследить, как же создаётся образ Родины и природы Есениным, выявить основные мотивы, особенность поэтического строя есенинской лирики.

   Обсуждение, выразительное чтение и анализ стихотворений (по группам). Каждая группа получает карточку с указанным стихотворением С.Есенина. (Члены других групп по ходу анализа стихотворений делают записи в своих тетрадях).

Вопросы и задания для анализа (записаны на доске)

 * Какие образы вы увидели в прочитанном стихотворении?

 * Найти изобразительно-выразительные средства, определить их роль в создании этих образов.

 * Каковы мотив, поэтическая идея стихотворения?

 * Какие чувства вызвало у вас прочитанное стихотворение?

Вывод: какая тема неразделима с темой Родины в лирике Есенина? (Тема природы).

Одним из важных приёмов обучения является воспоминание.

    Воспоминание – это чрезвычайно нужная стадия восстановления в памяти учащихся знаний уже имеющихся. Главная задача учителя – это перевести воспоминание на уровень урока, что означает на самом деле эмоциональное переживание, становление поэзии близкой, доступной, понятной.

      Вернёмся к уроку в 9 классе на тему "Природа и Родина в лирике С.Есенина".

   Мотивационное начало урока. (Этап актуализации опорных знаний через воспоминание)

Задача: восстановить в памяти учащихся изученное ранее о личности С.Есенина и о его жизни.

Фронтальная беседа.

- Что вы узнали о Есенине из прочитанных произведений?- Какой образ центральный в лирике Есенина? В каких стихотворениях?

Мотивация учебной деятельности.

    Урок на тему:  «Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова и Ф.И.Тютчева».

   После выразительного чтения стихотворений М.Ю.Лермонтова и Ф.И.Тютчева заранее подготовленными учащимися задаю вопросы:

- Ребята, вам понравились стихотворения? - Да.

- Каковы ваши первые впечатления от прочитанных стихотворений? - Может быть, кому-то из вас один из текстов понравился больше? Если это так, постарайтесь объяснить почему? Если вы с этим справитесь, мы сможем реализовать хотя бы частично первую цель, поставленную перед вами на этом уроке.

     Дети описывают эмоции, мысли, образы, возникшие в связи с прочтением обоих текстов, мотивируя тем самым свой читательский выбор.

     Создаётся дискуссионная ситуация, в основе которой – столкновение ученических предпочтений. В ходе анализа учащиеся делают в тетрадях необходимые записи, в результате которых создается тезисный план сопоставительного анализа стихотворений Лермонтова и Тютчева.

     - Итак, давайте подумаем о том, на основании чего мы проводили сопоставительный анализ? Что и с чем мы сравнивали? Какие черты выделяли?

       Для того чтобы определиться в том, кто из ребят прав, предлагаю детально разобраться в прочитанных текстах через сопоставительный анализ стихотворений Лермонтова и Тютчева. С этой целью использую метод эвристической беседы.

  Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при технологии учебного диалога. Её основные признаки: учащиеся осознают цель беседы; в беседе все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение; в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы; после решения каждого вопроса следует заключение учителя или учащихся, подытоживающее результаты работы.

     

Глава 3:Работа над изобразительно - выразительными средствами языка

   Важное  место при работе над поэтическим текстом  занимает работа над изобразительно – выразительными средствами языка.

          Изучение изобразительно-выразительных средств языка на уроках  литературы является вопросом, который ни одного словесника не оставляет равнодушным. Ведется много споров о том, надо ли изучать художественные тропы и в какой степени уделять им внимание в учебном процессе, притом,  что программы по литературе практически не позволяют выделять целые уроки на изучение теории и те или иные языковые явления изучаются вскользь, по ходу изучения художественного произведения. Но в связи с тем, что чаще в качестве итоговых контрольных работ предлагается  комплексный анализ текста, составной частью которого является и анализ языковых средств выразительности, необходимо  уделить этому вопросу особое внимание.  Наша задача – сформировать у учащихся художественное мышление, образную выразительную речь.

           Для того чтобы старшеклассники могли свободно ориентироваться в многообразии изобразительно-выразительных средств, необходимо начать их изучение уже  в средних классах (это определяется общеобразовательными программами). И здесь каждый словесник находит свои пути изучения тропов: кто-то на каждом уроке организует «Стилистические пятиминутки», кто-то планирует периодические уроки-практикумы по обучению анализу языка произведения; кто-то проводит факультативные или групповые занятия по изучению изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур.

       На уроках мною разрабатывались учебные материалы, включающие  комплекс заданий и упражнений, способствующих повышению уровня владения учащимися изобразительно-выразительными средствами языка. ( см. Приложение.)

       Намечены этапы развития необходимых умений и навыков, каждому из которых соответствует определенный вид упражнений и определенных уровень развития языковых способностей школьников.

      Система работы над выразительными средствами предполагает поэтапное обучение:

   1 этап -  ознакомительный - восприятие художественного текста: «Познакомься            с …!»

   2 этап –  ориентировочный («коллекции») – знакомство с различными видами художественных средств: «Узнай….!»

   3 этап –  формирующий («мастер») – анализ выразительных средств различных видов: «Изучи ….!»

  4 этап –   обобщающе-творческий и контрольный («Творец»): «Используй…!»

        Работа  над выразительными средствами языка необходима, так как это именно тот языковой уровень, на котором объединяются и взаимодействуют   языковые образные средства. Умелое  и уместное их использование обогащает нашу речь, придает ей силу, образность и экспрессивность.

    Урок по лирике Н.Некрасова.

Учащиеся, поделив стихотворение композиционно на четыре части, заполняют таблицу таким образом:

Физическое пространство

Духовное пространство

Выразительные средства языка

1 часть

Звуки барабанов, цепей, топора.

Боль, муки, бессилие, неверие.

Надрывается сердце, сила добра, царящие звуки.

2 часть

Весна, трава, бык, жеребёнок, птицы, тройка, лягушки, осы, кобылки.

Любовь, восхищение, успокоение.

Весна золотая, обаяние счастья, напев соловьиный, крик лягушек, гармония жизни.

3 часть

Шум иной, природа.

Желание забыть всё, обрести покой в мире природы.

Мать – природа, музыка злобы, душа ощутила, прозревшее око, насладиться красотой.

Заполнение таблицы сопровождается аналитической беседой, индивидуальными сообщениями учащихся по выявлению лексического значения слов и, конечно же, выводами, которые формулируют сами дети.

1 часть

- Какие ассоциации вызывают у вас слова: звуки барабанов, цепей, топора?

- Какое устаревшее слово вносит скорбную интонацию в 1 части стихотворения? (Внемля)

Слово учащегося о лексическом значении внемля (слушая).

Вывод: лирический герой страдает от всего происходящего в стране.

2 часть

1 ряд – выписывает эпитеты.

2 ряд – метафоры, сравнения.

3 ряд – синтаксические средства выразительности (инверсия, умолчание,

малосоюзие, перифраз).

- Какое слово обобщает всё сказанное выше? (Гармония)

Слово учащегося о лексическом значении этого слова.

Вывод: Мир природы вносит гармонию в душу героя.

3 часть творческого воображения.

Созданию эмоционального контекста, конкретизации и детализации образных представлений помогает обращение к живописи.

С этой целью использую иллюстрации картин И.Репина "Бурлаки" и И.Куинджи "Берёзовая роща". Задаю вопросы:  Какие строчки стихотворения можно соотнести с картиной Репина "Бурлаки"? А какие – с картиной Куинджи "Берёзовая роща"? После работы с таблицей дети легко отвечают на поставленные вопросы.

- С помощью чего передают художники реальные картины жизни? (С помощью красок). А поэты? (С помощью образов).

Подобная работа проводится и с рисунками детей. Каждый рисунок сопровождается мини-презентацией юного художника. Все эти приёмы направлены на разрешение главной проблемы, поставленной в начале урока.

Подводя итог урока, применяю метод встречных усилий. Каждый старается высказать свою точку зрения, и таким образом, суммируя высказанное, дети формулируют вывод.   Рассмотренные этапы уроков показывают, как через метод сопоставления мотивация и предполагающее её реализацию воспоминание оказывают влияние на самореализацию   творческих способностей детей.

К методам и приёмам, формирующим разные виды рефлексии, относят, прежде всего, рефлексивный вопрос и рефлексивную задачу. Так на этапе ориентировки задаю рефлексивный вопрос:

- Посмотрите на тему урока и постарайтесь сформулировать цели. Каждый учащийся должен чётко осознавать цели, задачи и мотивы деятельности: - Что я хочу узнать? Зачем мне нужны эти знания?    

На втором этапе была применена методика В.П.Ягунковой "Понимание и применение изобразительных средств языка школьниками". Выделение способностей языка в качестве основного предмета исследования творческих способностей представляется наиболее целесообразным, поскольку язык является основным орудием литературного творчества. Качественное своеобразие того или иного литературного таланта проявляется в определенном литературном стиле, в частности в особенностях словоупотребления. Была применена система специально подобранных кратких испытаний, которые должны были выявить индивидуально-психологические особенности словоупотребления школьников. Методика была дана в 2-х сериях (см.
Приложение № ). 1-я серия - на понимание эпитетов и метафор. 2-я серия - на их применение. Обе серии проводились в двух вариантах (первый вариант - стихи, второй - проза). Каждый из вариантов состоял из нескольких коротких отрывков из художественных произведений разных авторов. Авторы отрывков учащимся не назывались. Каждый отрывок представлял собой логически законченную мысль, выраженную образным языком, и имел заглавие. Отобранные отрывки были превращены в своего рода литературные задачи путем пропуска в них в одном случае - эпитета, в другом - метафоры или метафорического глагола, то есть глагола, который при подстановке его в данный контекст образует метафору. Учащиеся должны были самостоятельно заполнить эти пропуски.

В 1й серии (на понимание) под каждым отрывком приводились три слова (в задании на эпитеты), или три словосочетания, или отдельные глаголы (в задании на метафоры). Учащиеся должны были выбрать наиболее подходящее для данного художественного текста слово (эпитет, глагол или словосочетание), заполнить пропуск и затем в письменной форме кратко объяснить свой выбор. Разрешалось при желании придумывать и другие слова и словосочетания. Во 2й серии (на применение) предлагались аналогичным образом подобранные тексты, но без предъявления образцов для выбора. Учащиеся должны были сами придумать слова для заполнения пропусков,  в этом случае никакого объяснения своему выбору давать не надо. В стихах предлагалось по возможности соблюдать размер и рифму, но разрешалось и не соблюдать их в том случае, если для того или иного учащегося это покажется трудным.

1-я серия на понимание эпитетов состояла из 3 отрывков в стихах и 2 отрывков в прозе, для которых испытуемые должны были выбрать эпитеты из предложенных образцов (по три образца на задачу).Учащиеся, не зная, какие эпитеты являются авторскими, могли выбрать любое слово из трех предложенных образцов. Авторские эпитеты являются метафорическими, то есть с точки зрения художественной выразительности наиболее образными.
Письменные объяснения причины выбора того или иного слова по замыслу методики должно было дать материал для выяснения того, в какой мере испытуемые руководствуются при выборе непосредственными представлениями
(образами), эмоциональными моментами и логическими рассуждениями.

2-я серия на применение эпитетов состояла из 3 отрывков в стихах и 2 в прозе, в которых испытуемые должны были придумать девять эпитетов.

Аналогичным образом построены 1-я и 2-я серии опытов на понимание и применение метафор. 1-я серия на понимание метафор состояла из двух вариантов (оба в прозе), всего десять литературных задач. Первый вариант представляет собой связный текст с пропуском в одном случае метафорического глагола, в четырех случаях - метафор. В качестве образцов для выбора в каждом случае предлагалось, как и в 1-й серии на понимание эпитетов, три возможных способа заполнения пропусков. Второй вариант на понимание метафоры состоял из пяти отрывков. Оба варианта рассчитаны на то, чтобы выяснить, отдают ли предпочтение в своем выборе именно метафоре.

2-я серия на применение метафор состояла из варианта в стихах и варианта в прозе. Вариант в стихах содержал пять задач, рассчитанных на применение метафор или глаголов, которые при подстановке в текст образуют метафоры. Вариант в прозе представлял собой связный текст. При решении задач на применение метафор учащимся представлялась полная свобода подбора слов и словосочетаний. В стихах разрешалось переставлять строчки
(для удобства рифмовки), а также заменять в случае затруднения стихи прозой.

  При анализе стихотворения Ф.И.Тютчева "Осенний вечер" в 10 классе предлагаю учащимся провести творческий эксперимент. На доске записано стихотворение "Осенний вечер", в котором пропущены эпитеты.

Задача: переписать стихотворение, вставив на место пропуска те определения и эпитеты, которые, по мнению детей, должны там  стоять. 

       В течение 5-10 минут работа выполняется индивидуально, после чего продолжается коллективно: учащиеся предлагают свои варианты эпитетов для каждого случая, которые записываются на доске. В итоге получается примерно следующий набор определений: прекрасная, сверкающая, чарующая (прелесть); красивый, прозрачный, волшебный (блеск);, нежный, тихий (шелест); высокая, чистая, небесная (лазурь); опустевшая (земля); порывистый, пронзительный, суровый, холодный (ветр); скромная, нежная (улыбка); загадочная (стыдливость).

       Дальше записываю тютчевские  эпитеты, и сравниваем, что получилось. В большинстве случаев предложенные детьми определения описывают явления природы по внешним, чувственным признакам: тихий, чистый, небесный, пронзительный, холодный. Лишь некоторые могут выражать душевное состояние человека, созерцающего пейзаж: чарующая, суровый.

         Наблюдая за авторскими эпитетами, приходим к выводу: Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо.

         Данный творческий эксперимент помог учащимся уяснить особенности тютчевской пейзажной лирики.

    Естественно, метод творческого эксперимента будит воображение детей, способствует их эмоциональному переживанию ситуации текста, развивает самостоятельную творческую активность (учащиеся составляют различного рода карточки, таблицы, схемы, презентации,  составляют вопросы для "мозгового штурма", письменно выполняют интерпретацию стихотворений, создают новые тексты).   Уроки-концерты, уроки-конкурсы чтецов позволяют вместе с детьми проанализировать чтение, отметить малейшие успехи в достижении правильной выразительной декламации стихотворений.  

    Очень важно, чтобы работа, проделанная на уроке, нашла своё отражение дома. Домашняя работа не должна вызывать негативную реакцию, она должна быть доступна каждому. Поэтому при выборе домашних заданий я стараюсь учесть личностные особенности ребёнка. А помогает мне в этом вариативность заданий. Например, для детей повышенного уровня обучаемости доступно будет задание исследовательского характера: отметить по нескольким стихотворениям Лермонтова элементы и особенности его поэтического или ритмического рисунка. А следующее задание, предполагающее работу в группах или парах (адресаты любовной лирики Пушкина), выполнимо каждым.     Вариативность домашних заданий позволяет развивать индивидуальные способности каждого школьника, опираться на его субъективный опыт.  В связи с введением ЕГЭ как одной из форм аттестации выпускников широко использую метод тестирования, который является одним из важных активизирующих ресурсов в мотивации учащихся.        

В личностно ориентированном обучении содержание и процесс образования максимально осмыслены, индивидуально значимы. Ученики познают то, что лично им важно и значимо, имеет для них смысл. Знания появляются как ответы на собственные вопросы, поэтому это всегда знание индивидуальное, "личное знание" – наиболее глубокое, прочное и ценное для самого человека. И задача учителя состоит в том, чтобы оказать каждому ученику максимум помощи в их личностном росте.

Большую помощь оказывают при исследовании поэтического текста на уроке карточки – информаторы, которые активизируют познавательную деятельность учащихся.

Карточка – информатор

Антитеза – противопоставление понятий, положений, образов.

Эпитет – яркое определение (весна золотая).

Метафора – скрытое сравнение: перенесение свойств одного предмета на другой (надрывается сердце, обаяние счастья).

Умолчание - (многоточие) – синтаксическое средство выразительности, используется для усиления воздействия на читателя. Подчёркивает контраст в смене чувств, событий, заставляет задуматься над мыслями героя.

Малосоюзие – намеренное использование бессоюзных конструкций.

Инверсия – обратный порядок слов (шепчут травы, напев соловьиный).

            Слабоуспевающие ученики, имея перед глазами определение основных понятий, необходимых для успешной работы на уроке, будут чувствовать себя комфортнее, увереннее. Карточки-информаторы готовлю не только сама, а привлекаю и учащихся, заранее индивидуально проконсультировав их.

            Положительный, эмоциональный фон уроку придаёт использование детьми клишированных фраз по анализу стихотворения, которые помогут даже отстающему ученику активно включиться в учебный диалог.

Глава 4: Творческая деятельность учащихся

         Одним из важных условий саморазвития личности является творческая деятельность учащихся. Задача учителя при этом – сделать чтение произведения актом творчества.

В последнее время мало говорят о творческой индивиду альности учащихся, о воспитании личности творца. С чего на чинается творец?

       Утверждают, и не без основания, наверное, что каждый ребёнок рождается талантливым и неповторимым. От кого же зависит; суждено ли раскрыться этому таланту? Хорошо, если в школе заметят одарённого ученика, помо гут его дальнейшему развитию. Ещё лучше, если и дома обста новка располагает к творчеству. Но это редкое стечение благо приятных обстоятельств.

        Не случайно многие учащиеся реализуют свои способно сти вне школы: в клубах по интересам, в кружках. Как правило, в каждом классе есть учащиеся, которые пишут стихи, рассказы.   Но в последние годы, судя по наблюдениям, учащиеся старших классов литературным творчеством не занимаются. Десять лет я преподаю литературу,  одной из задач я поставила именно та кую: пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, продолжить развитие литературно-творческих спо собностей у одарённых учащихся, привить поэтический вкус, любовь к стиху, реализовать творческие возможности учащих ся.

Знакомство с лирическими произведениями происходит в начале 5 класса, когда учащиеся учатся узнавать и называть настроение, господствующее в стихотворении, наблюдать за его изменением, соотносить предмет изображения со способами выражения лирического чувства. Именно тогда ученики убеждаются в том, что основой звучания стихотворения, его музыкой является ритм.

    К концу года учащиеся овладевают  такими понятиями, как ритм, рифма, строфа, стопа, знакомятся с размерами стиха, рифмовкой. С большой радостью ученики включаются в игры со словами и рифмами (например, буриме), пробуют писать стихи  в заданном размере по авторским рифмам, по рифмам, предложенным одноклассниками.

 В начале 6 класса, наблюдая за тем, как живет звук, цвет, свет, слово в поэзии, учащиеся проникают в тайны создания поэтического образа, знакомятся с различными тропами, стилистическими фигурами, пробуют воссоздать авторский текст, опираясь на свои знания творческой манеры того или иного поэта и свой художественный вкус.

  К концу года ребята готовят поэтический  праздник (тематический или с чтением любимых стихов любимых поэтов), на  котором звучат и стихи собственного сочинения.

 Я  специ ально провожу ориентацию на развитие творческих способно стей учеников и целенаправленное обращение ученика к твор честву. Россия богата не только талантами в столице, но и не оскудела провинция. В том  числе и наш Южно-Подольск. Нам, учителям школы, есть чем гор диться. Поэты живут рядом с нами, учатся.

   У каждого из нас в жизни бывают минуты, когда хочется уйти от текущих проблем и погрузиться в другой, неспокойный, волнующий мир, мир поэзии.  Стихи учащихся - это исповедь. В них они выражают свои чувства, переживания, восторг.  Я всячески поддерживаю и развиваю в своих учениках интерес к поэзии, поощряю их собственные поэтические опыты.

   .Наиболее удачные стихи звучат в классе, на вечерах, ко торые проводим в форме «творческой гостиной» или «литературной гостиной». Это поднимает авторитет юных по этов, и у сверстников появляется желание попробовать свои си лы в поэзии.

 Стихи во многом помогают ребятам: научить уважать се бя, научить человеческому достоинству, чуть шире и глубже раскрыть себя. Мои взаимоотношения с учениками строятся на глубоком убеждении в том, что все дети талантливы.

      Разными приёмами стремлюсь воспитать у учеников вни мание к поэтическому слову.

 Для себя я считаю правилом: в процессе обучения непре менно решать творческие задачи, вводить элементы самостоя тельных исследований учащихся, тем самым развивая их позна вательные силы.

   Сегодня особенно важно поощрять и развивать литера турное творчество школьников. Это будет проявлением актив ных сил души, формированием интеллекта и нравственных на чал. Хорошие результаты даёт единая система в обучении сочи нениям на уроках русского языка и литературы, опора на зна ния и умения, приобретённые на занятиях тем или другим пред метом, обязательная внеклассная работа (кружковая, факульта тивная) по развитию литературно - художественного творчества школьников.

    В своей работе я часто использую систему индивидуаль ных творческих работ, предлагаемую программой, с учётом ин тересов, склонностей учащихся.

Предлагаю такие творческие работы, как самостоятельные художественные зарисовки, создание литера турных портретов, стихотворения, а также исследовательские работы на основе литературного краеведения.

        Ценность индивидуальной работы с учётом интересов, способностей и подготовленности ученика бесспорна. Чтение и обсуждение на занятиях работ творческого ха рактера учат и воспитывают не только авторов, но и всех при сутствующих. Умению собирать материал, вести дневники, вду мываться в смысл происходящего, находить подтверждения своим мыслям и мечтам в поступках реальных людей - этому учить никогда не поздно.

    Конечно, свои мысли и чувства учащиеся пытаются изло жить в поэтической форме. Важно не погасить творческое горе ние, дать ученику возможность поделиться своими чувствами в той или иной форме. Очень много времени  работаем над страницами из твор ческой лаборатории писателя.    

 Ученики, приобщенные к стихописанию, начинают любить поэтов. Учащиеся пишут на различные темы, иногда на свободные, чаще на заданные, пишут дома, в классе. Пишут коллективно и индивидуально.

    Нужно не упустить  самое важное при постижении лирики: постепенно формировать способность к сопереживанию, сотворчеству, эстетическому наслаждению. Стихи не только и не столько дают учащимся знания о тех или иных литературных явлениях, сколько обогащают их представление о внутреннем мире человека, о мыслях, переживаниях, разнообразных проявлениях душевных явлений, присущих разным людям разных эпох.        

  Вхождения в лабораторию писателя служат наглядным уроком вдумчивого изучения жизни, природы, человека, серь ёзной работы над образами, композицией, словами. И ещё плюс к тому формируются читательские качества: эмоциональная отзывчивость, образное мышление, эстетиче ская реакция на художественное слово. Таким образом, учащиеся посредством творческой дея тельности, читательских умений и навыков смогут от размыш лений перейти к созданию своих работ.

        У  детей очень сильно желание сотворче ства. Его только надо правильно ориентировать. Нет неталант ливых детей. Действительно, может быть уроки помогут найти многим свой путь в большую литературу. А пока приятно и радостно от того, что стихотворения моих уче ниц звучат на региональной конференции, районном  клубе поэтов.

    Думается мне, что после такого соприкосновения с пре красным, каковым является поэзия вообще и творчество наших авторов, в частности, наши учащиеся не будут восприимчивы к вульгарности, пошлости, грязи, насаждаемой в нашей повсе дневной жизни. Эта ра бота формирует творческую лич ность, ведёт ребят к самопознанию, самовыражению, духовно му и нравственному развитию, побуждает много читать, расширяет литературный кругозор, вызывает стремле ние активно участвовать в подготовке читательских конферен ций, литературных вечеров.     

       

Заключение

       Анализ проделанной работы позволяет на основе динамики развития учебно-личностных достижений,   творческих способностей  учащихся сделать следующие  выводы:

  1.  Мне удалось достичь основной цели - через ряд выработанных методических  приемов добиться усвоения учащимися принципа анализа поэтических текстов, понятий  особенностей художественных средств, повышения интереса к поэзии.
  2.  В процессе работы интенсивнее развивались такие  литературные навыки и умения, как творческое воображение, способность различать звуковые и цветовые образы, выразительное чтение стихотворений.
  3. Повысились коммуникативная, творческая активность, познавательная самостоятельность и уровень самоконтроля учащихся.
  4. Выше стали умения сотрудничества и взаимопомощи, умения  самопознания и рефлексии.

                      Уровень рефлексивных умений учащихся.

                                Низкий  Ниже среднего  Средний Выше среднего  Высокий

2006-2007                12%             21%                   22%           39%                  6%

2007-2008                12%             21%                   11%           50%                  6%

2008-2009                 6%              27%                    5%             56%                 6%

5.  Качество знаний по литературе на протяжении трех лет находится в пределах 50%-80%.

                Динамика успеваемости  учащихся по литературе.

                                 5 кл.          6 кл.     7 кл.      8 кл.          9 кл.     10 кл.    11 кл.

2006-2007               76%            50%       -            72%             -          72%       82%                        

2007-2008                  -               75%      73%       87%         85%         -            66%                          

2008-2009                  -                   -         75%      74%         86%        82%        -                  

 

  1. Учащиеся активно  участвуют  в различных  районных и региональных творческих конкурсах, научно-практических конференциях:

С 2004 по 2007 год – победители в районном фестивале «Красота спасет мир» в номинации «Поэзия»

2006 год- 1 место в областном творческом конкурсе «Сказание о земле Сибирской»

 2007 год – победитель районной научно-практической конференции. Тема работы «Цветы в русской поэзии»

2008 год – победитель районной научно-практической конференции. Тема работы «Мое поэтическое творчество»

2008 год – 2 место в районном конкурсе стихов «Мой край родной»

2009 год – два победителя районной научно-практической конференции. Темы работ: «Поэзия моей души», «Стихи – это те же бабочки», лауреат областной научно-практической конференции.

     Таким образом, данный опыт показывает, что систематическая и целенаправленная работа над поэтическим текстом в  комплексе  с другими средствами обучения дает  более высокий уровень учебно-личностных умений и навыков, оказывает существенное  влияние на мотивационную сферу  учебного процесса, его деятельностную  структуру и на развитие интереса  учащихся к поэзии.

Литература.

1.Антонова Е.С. Тайна текста.- М.:Вербум-М, 2000.

2.Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.: просвещение,1983.

3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Высш. Шк., 1997.

4. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. – М.: Просвещение,1988.

5.Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха.- Л., 1974.

6.Львова С.И. Уроки словесности.- М., 2001.

7.Меркин Г.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. – М.: Дрофа, 2002.

8. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. – М., 1999.

9. Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. – М.: Московский Лицей, 2002.

10.Рез З.Я. Изучение лирики в школе.- Л., 1968.

11.Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи.5-9 классы: тренинговые задания на уроках / сост. М.Е.Кривоплясова.- Волгоград: учитель,2007.

12. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод. Пособие. – М.6 Дрофа, 2000.

13Федоров А.И. Образная речь.- Новосибирск, 1985.

14. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – Л., 1990.

15. Я иду на урок литературы: 5 класс: книга для учителя._ М.: Издательство «Первое сентября», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация индивидуальных способностей одаренных детей в работе этнографического музея

Особенности организации внеурочной деятельности в работе с одаренными детьми на основе школьного этнографического музея....

Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей

"Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была пр...

Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей

"Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была представлена н...

"Развитие музыкально-творческих способностей одаренных детей в пении"

В статье рассказывается о важности пения, певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в развитии музыкально-творческих способностей детей....

Влияние школьного научного общества на развитие исследовательских и творческих способностей одаренных детей.

Система образования в настоящее время ставит своей главной задачей комплексное развитие личности учащихся, направленное на создание системы научно-практических знаний и умений, ценностных качеств, кот...