Понимание поэтического текста учащимися 5 –11 классов гимназии, или Поэтические эксперименты
статья по литературе (5 класс) на тему

Алимова Зарема Ремзиевна

Как сделать так, чтобы каждый ученик не со слов учителя, а сам понял значимость литературы?

Ученик должен стать ее исследователем, выявляя проблемы самостоятельно. Открывая для себя М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, анализируя тексты, ребенок при этом познаёт жизнь. Да, нелегкая задача. Но это и есть формирование ключевых компетенций - обучение умениям открывать, исследовать, анализировать, познавать, создавать.

Умение создавать текст, осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, стилем и функционально-смысловым типом речи заложено в спецификации ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Алимова Зарема Ремзиевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №1 им. К.Д Ушинского»

                                 г. Симферополь

Понимание поэтического текста учащимися 5 –11 классов гимназии, или Поэтические эксперименты

Как развивать умение создавать поэтический текст?

Ключевые слова: поэтический текст, поэтическое мышление, формирование ключевых компетенций, развитие творческих способностей.

Как сделать так, чтобы каждый ученик не со слов учителя, а сам понял значимость литературы?

Ученик должен стать ее исследователем, выявляя проблемы самостоятельно. Открывая для себя М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, анализируя тексты, ребенок при этом познаёт жизнь. Да, нелегкая задача. Но это и есть формирование ключевых компетенций - обучение умениям открывать, исследовать, анализировать, познавать, создавать.

Умение создавать текст, осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, стилем и функционально-смысловым типом речи заложено в спецификации ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Именно на уроках литературы, где постоянно совершенствуется это умение, ученик может почувствовать себя способным к творчеству. Иногда его работа преподносит даже непредсказуемые результаты. Что для этого нужно?

Безусловно, сначала следует отработать теоретический материал: отметить отличие поэтического текста от текста речевого, четко усвоив, что поэтический текст - результат поэтического мышления.

Изучая творчество поэтов, следует подчеркнуть их роль в становлении русской поэзии. Можно представить это в следующей таблице (приводится её часть).

Таблица

Роль поэтов в становлении русской поэзии

Поэт

Что утверждал

 М. В. Ломоносов - первый русский поэт, профессиональный филолог.

Многоплановость поэтического текста.

 Г. Р. Державин – русский поэт, драматург, переводчик, государственный деятель.

Одический синтаксис и высокую простоту словоупотребления, назвал природу поэзии вдохновением.

 К. Н. Батюшков – «чистый» лирик XIX в., критик, литературовед, мыслитель.

Поэтический текст – результат мыслительной деятельности, процесс духовный, эмоциональный.

 А. С. Пушкин – первый русский поэт, издатель, историк.

Духовную природу поэзии и поэтического текста.    

 Е. А. Баратынский – русский поэт.

Поэтическое слово может точнее раскрывать истинную суть вещей.

 Ф. И. Тютчев – крупнейший русский поэт-лирик.

Глубину поэтической мысли.

 А. А. Фет – русский поэт-музыкант.

Поэтическое творчество  

индивидуально.

   Примечание. Таблица составляется на протяжении изучения всего учебного курса.

  И наконец, поэтические эксперименты. Если говорить о творчестве А.Блока, то учащимся нашей гимназии запомнились его ранние произведения, когда «лирические волны» Жуковского воспитывали в нём чувственное и духовное. Заинтересовало их и полюбившееся всем «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Замкнутое пространство, отсутствие движения – вот то, что попытались передать ученики в своих творческих работах. Прочитаем одну.

На Блока

«Ночь, улица, фонарь, аптека…»

Конфуций. Маркс. Платон. Сенека.

Нарушен моих мыслей ход…

В окно ко мне стучит енот,

На потолке пасутся овцы,

Переживая за пустяк.

Я вспомнил ночь. И ту аптеку…

Ну что же принял я не так?

Чёрт бы побрал все те пилюли:

Аптекарь сам не знал, что дал.

- Есть только это. Вдруг поможет, -

Он мне растерянно сказал.

Эх, Саша Блок, Андрюша Белый!..

Мои стихи вам не под стать.

Предпочитаю слову дело.

Эх, символистом мне не стать.

                                                    Кулешов Андрей

 Непосредственность, простота словоупотребления и в то же время понимание совершенства поэтического текста автора раскрывают уровень мыслительной деятельности ученика.

И еще одна творческая работа гимназиста – пример написания стихотворения «лесенкой», которую утвердил В. В. Маяковский.

Товарищи ученики!

Пред вами

                   есть задача –

Закончить  

                   четверть

                                  «на ура».

И вам

              нельзя иначе!

Сто теорем,

                    стихов и сочинений.

И это даст вам

                      целую неделю

                                         расслаблений.

                                                                      Небреева София

Настоящий учитель не боится роста своих учеников. Он испытывает чувство глубокого удовлетворения, когда видит, как «отозвалось» слово поэта в душе ребенка. Ученики же, работая творчески, оттачивая в дальнейшем свой стиль, достигнут результатов в личной и профессиональной жизни.

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательный( открытый ) урок по литературе для учащихся 11 класса Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта

: 1. Знакомство учеников с жизненным и творческим путём поэта           2. Развитие навыков аналитического прочтения текстов стихотворений...

Урок английского языка "История Олимпийских игр. Работа с текстом" для 5 класса гимназии

Урок английского языка нацелен на формирование умений смыслового чтения, и полностью соответствует требованиям ФГОС к метапредметным результатам освоения программы. Школьники формируют умения поиска н...

Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.

Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...

Программа элективного курса "Анализ поэтического текста" для 10 класса

Программа элективного курса по литературе "Анализ поэтического текста", 10 класс...