Обучение анализу стихотворного текста на примере стихотворения И.С. Никитина "Утро"
статья по литературе (5 класс) на тему

Главная задача анализа стихотворения-прочитать его как единое целое, где все средства художественной выразительности взаимосвязаны и подчинены выявлению авторского мироощущения. Слово в стихах особо весомо и значимо. Наблюдения над языком подчинены раскрытию идейного смысла стихотворения. В данной статье показаны основные направления такой работы над стихотворением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikitin_utro.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение анализу стихотворного текста, знакомство с понятием «метафора» на примере стихотворения И.С. Никитина «Утро» на уроке литературы в 5 классе.

Работе над стихотворением «Утро» можно предпослать беседу о летних впечатлениях учеников. Начать её можно с рассказа об интересных случаях из детской жизни, так как о событиях дети рассказывают с большим интересом, а следовательно, более свободно. Завязавшуюся беседу следует направить на передачу впечатлений от летней природы.

Спросим, не приходилось ли кому-нибудь встречать зарю на реке, в поле, в лесу.

Детские воспоминания и рассказы  о летних прогулках и связанных с ними впечатлениях о родной природе следует обобщить , расширить. Пусть дети глубже раскроют, что переживали они, наблюдая восход солнца, пробуждение жизни в лесу, на полях, на воде. Любовались ли они этими картинами? Радостно ли было им от сознания, что это всё своё, родное, русское? Пейзажные стихотворения, в которых так красочно передано ощущение радости жизни, веселья, любование картинами родной природы, должны быть связаны с детскими впечатлениями и восприняты детьми как отражение их собственного восторга перед красотами природы родной страны.

А вот как описывает наступление летнего утра И.С. Никитин. Учитель читает наизусть стихотворение «Утро», предварительно объяснив непонятные слова. Ученики должны наглядно представить себе нарисованные поэтом картины и почувствовать радость светлого летнего утра. Эта задача определяет и план разбора стихотворения. Разбираем  его по частям .

Сколько картин, рисующих зарождение светлого летнего утра, прошло перед вашими глазами?

Дети выделяют три основные картины зарождения дня: перед рассветом; заря занимается; солнышко взошло.

Начинаем с первой картины. Что характерно для предрассветного момента? – Полная тишина: природа и всё живое погружено в сон, покоится, отдыхает.

Какие слова стихотворения передают эту тишину? – Вода зеркальная. Камыш задремал. Тишь, безлюдье. Учащиеся раскроют образность этих слов.

Предлагаем детям указать, как передаёт поэт борьбу рассвета с ночью, зарождение утра? – Звёзды меркнут и гаснут. Расстилается пар по лугам. Разливается алый свет зари по воде, по деревьям.

Устанавливаем разницу в значении двух первых глаголов и показываем их выразительность. Подбираем синонимы к двум другим глаголам и попутно останавливаем внимание учащихся на переносном значении всех этих глаголов, то есть даём им почувствовать их метафоричность. Затем предлагаем учащимся указать эпитеты (пар белый, вода зеркальная, камыш чуткий, тропинка росистая, роса серебристая) и раскрыть их смысловое значение. Ученики укажут, что эти эпитеты не только рисуют картину предрассветного момента, но и передают волнующую красоту летней зари.

Зачитываем вторую часть стихотворения. Учащиеся выясняют, какими художественными средствами передано зарождение жизни в природе ( Потянул ветерок, воду морщит, рябит.  Пронеслись утки с криком. Рыбаки пробудились. Птицы песни поют). Останавливаем внимание учащихся на центральном, пожалуй, лучшем образе стихотворения: «И стоит себе лес, улыбается». Надо, чтобы дети нашли свои слова для раскрытия этого образа, сумели рассказать, как они представляют себе «улыбающийся лес».

В последней картине, передающей утреннюю природу в момент восхода солнца, остановим внимание детей на том, как художественно дано поэтом появление солнечного света: «золотыми потоками хлынуло». Учащиеся должны глубоко почувствовать метафоричность этого образа. Какое настроение у людей вызывает зарождение яркого летнего утра? Дети отметят, что даже пахарь с сохой, русский крестьянин, песни поёт в такое «утро весёлое». Даже он забывает все свои невзгоды и заботы и чувствует прилив бодрости и сил: «По плечу молодцу всё тяжёлое!»

После такого разбора переходим к выразительному чтению стихотворения. Оно даёт хороший материал для укрепления навыков выразительного чтения.

В заключение предлагаем ученикам ответить, почему же утро, описанное в стихотворении, следует действительно назвать весёлым?

Затем переходим к важной задаче урока – выяснению, что такое метафора.

Записываем определение метафоры. Учащиеся выделяют глаголы-метафоры из стихотворения «Утро»: звёзды меркнут и гаснут (свойство огонька), свет разливается, потоки света хлынули (свойство воды), камыш дремлет, лес улыбается (это свойственно человеку). Что мы заметили в таком приёме выразительности? – Действия, свойственные одному предмету, переносятся на другой предмет. Что достигается этим? – Благодаря этому мы живее представляем те предметы, которые обрисованы поэтом. Когда говоришь «звёзды меркнут и гаснут», так и встают перед глазами звёзды, которые, словно отдалённые огоньки, то гаснут, то снова загораются.

Таким путём учитель подводит детей к пониманию метафоры и её определению.  Затем ученики читают статью учебника о метафоре т закрепляют это понятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец анализа стихотворного текста А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге»

Стихотворение А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» написано ей в 1913 году. Оно вошло в сборник «Четки», выпущенный в 1914 году. Это вторая книга стихов поэтессы. Как писала сама Анна Андреевна в стать...

Анализ лирического текста на примере стихотворения Ф.И.Тютчева "Весенняя гроза"

Лирика - это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно донести до учащихся, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества ЛИРИКА. Цель лирики ...

Анализ поэтического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама "Ленинград"

Лирика - это вид литературы с очень сильным, прямым воспитательным воздействием.Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпрети...

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...

Открытый урок: "Обучение анализу лирического произведения (на примере стихотворения А.А. Фета "Чудная картина")"

Открытый урок должен продемонстрировать возможности обучения анализу текста на материале лирического произведения....

Мастер-класс "Педагогический дуэт" по конструктору урока «Обучение анализу лирического текста на примере стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая».

Конструктор разработан НБФ имени Менделеева г. Москва по ФГОС для учителей, педагогов дополнительного образования, наставников, вожатых, тренеров, которые работают с детьми с 1 по 11 класс....