Мастер-класс "Педагогический дуэт" по конструктору урока «Обучение анализу лирического текста на примере стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая».
статья

Лучер Виктория Юрьевна

Конструктор разработан НБФ имени Менделеева г. Москва по ФГОС для учителей, педагогов дополнительного образования, наставников, вожатых, тренеров, которые работают с детьми с 1 по 11 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_konstruktoru_uroka_lucher_v.yu_.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер -класс по теме ««Обучение анализу лирического текста на примере стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая».

Добрый день, уважаемые жюри и участники конкурса!

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Задача наставника – помочь молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Молодой педагог, придя в школу, порой не знает с чего начать, особенно, если это касается сценария урока или технологической карты по ФГОС.

Поэтому в своей работе с молодыми педагогами я использую конструктор занятий Некоммерческой организации Благотворительного фонда наследия Менделеева, разработанный в городе Москва, как методический материал.

Данный конструктор разработан по ФГОС для учителей, педагогов дополнительного образования, наставников, вожатых, тренеров, которые работают с детьми с 1 по 11 класс. Приемы конструктора поделены на младшую, среднюю и старшую школу, но допустимо их применение на разных ступенях в зависимости от классов. Карточки разделены по цвету, показана форма организации работы, время и для какой части занятия подходит тот или иной приём. Конструктор реализует технологию майнд-карт, где через знаки можно увидеть, на развитие какой компетенции направлен каждый прием. Например: (ВЫВЕСИТЬ НА ДОСКУ И ДАТЬ ОПИСАНИЕ).

Сегодня фокус группа в роли молодых педагогов попробует сконструировать урок по теме «Обучение анализу лирического текста на примере стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая».

Этапы урока мы все знаем, поэтому каждому из вас необходимо выбрать только одну карточку для своего этапа.

  1. Вы будете работать с этапом урока по изучению нового материала. «НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ»
  2. Вы будете работать с этапом проверки понимания прочитанного. «ОБЛАКО ПРОБЛЕМ»
  3. Вы будете работать с этапом закрепления изученного материала. «СУПЕРСЛАЙД»
  4. Вы будете работать с этапом рефлексии. «РЕФЛЕКСИВНОЕ СОЧИНЕНИЕ»

Обратите внимание, что вся необходимая информация у вас написана на одной стороне, как, возможно, её применить на другой. Вам необходимо рассказать, как вы будете применять данный прием на практике: этап урока, название приема, форма организации работы, какие компетенции будете развивать и как реализовывать. Время на подготовку 2-3 минуты.

А пока группу работает, я предлагаю вам посмотреть данный конструктор и поработать с тем, что означают данные майнд-карты.

Посмотрите, каждый знак на карточке дает четкое понимание того, какие компетенции мы сможем сформировать у обучающихся. (ПОКАЗАТЬ ЗНАКИ И ДАТЬ ИХ ОПИСАНИЕ).

Итак, думаю, группа готова. Урок изучения нового материала, поэтому мы опустим некоторые этапы урока и начнем с НОВОГО МАТЕРИАЛА. Пожалуйста, не забывайте о плане ответа.

КАЖДЫЙ ВЫСТУПАЕТ РОВНО ПО 1-2 МИНУТЕ.

Спасибо огромное! Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

  1. Легко или сложно было разобраться в карточках?
  2. Просматривается ли целостная картина урока?
  3. Для какого класса был разработан урок?
  4. Что нового вы взяли для себя?
  5. Где будете применять полученные знания?
  6. Как вы думаете, будут ли нужны данные методические материалы в разработке технологических карт?
  7. В чем состоит роль наставника в данной работе?

Наставничество – это сложный и кропотливый труд, где от тьютера до коучера, от коучера до фасилитатора скрыты шаги саморазвития, самопознания и называются они ОПЫТ! Спасибо за внимание!

Цели:

1) ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии С. Есенина;

2) обучить анализу стихотворения.

Ход урока

  1. Чтение стихотворения(учитель)

Отговорила роща золотая
Березовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души, сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

А если время ветром разметая,
Сгребёт их всё в один ненужный ком…
Скажите так…что роща золотая
Отговорила милым языком.

  1. Беседа по вопросам.


-Какое настроение вызывает это стихотворение?
(произведение привлекает мелодичностью, музыкальностью, грустью)
-Какие слова подчёркивают грустное настроение?
(«Печально», «не жалеют», «оставит», «грустные слова»)
-Почему у стихотворения нет названия?
(дав название, поэт должен чётко определить тему или основную мысль)
-О чём же это стихотворение ?
(лирический герой размышляет о прошлом и будущем, о жизни и смерти, это и сам поэт и его поэзия).
-Почему в стихотворении такая длинная строка ?
Что это даёт?
(В стихотворении поэт размышляет. Это подчёркивает длинная строчка)
-
К какому типу лирики относится стихотворение? (Размышление поэта о жизни, смерти….Позволяет нам сделать вывод, что стихотворение относится к философской лирике)
-
Найдите типичные для поэзии Есенина образы? Как они здесь представлены? (Образ рощи- деревья, сам поэт, здесь роща отговорила, как человек. Образ дома - родина, воспоминания о детстве, в матери, это то, что человек покидает и грустит. Образ странника конопляника, месяца, пруда и.т.д)
-
Найдите в тексте прилагательные, обозначающие цвет. Какую цветовую гамму они создают. («Роща золотая» -цвет увядания, но торжественного, царственного. Прошлое окрашено в сиреневый цвет, а настоящее в золотой и красный, эти цвета создают тревожное настроение, и напоминают о страдании).
-Какую роль исполняют цветовые эпитеты? (Роль зрительных ощущений. С их помощью сливаются воедино дорогие сердцу образы).

-Какие изобразительные средства использует С.Есенин в стихотворении ?

(Проверка ДЗ.)

Эпитеты: «роща золотая», «берёзовым весёлым языком», «костер рябины красной», «милым языком». (Плавность, поэтичность, образность). Сложное психологическое состояние поэта, хорошо передаёт метафора «отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком».

«Олицетворение наоборот» (То, что происходит с человеком, отождествляется с явлением природы)

Антитеза: «весёлый грустный». Ярко подчёркивает «настроение в стихотворении, эмоционально. Огромная роль повторяющихся слов (анафора): «не жаль», «не жалеют», «жалеть», «весёлым языком»-«милым языком», «роняет-роняю»» (отражаю состояние лирического героя)

Инверсия: «отговорила роща». Прямой порядок слов был бы менее поэтическим. (Возвышенность, торжественность).

Сравнение: «как дерево роняет тихо литься, так я роняю грустные слова». Подчёркивает, что образ автора и рощи-единое целое.

Олицетворение: «грезит конопляник», «отговорила роща». Оживляет мир стихотворение, делают его одухотворённым, очеловеченным, и в этом единым.

Для чего С.Есенин использует в своём стихотворении различные художественные средства ?(Поэт полнее и ярче выражает свои эмоции. Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованный поэтом, яркий, зрелый, наглядный, почти осязаемый характер).

-Что использует автор для того, чтобы слово звучало ? ( в стихотворении много аллитерации, ассонансов, которые создают обилие созвучий, делая стихотворение более музыкальным. Всё произведение проникнуто напевностью, которую усиливает пяти стопный ямб).

-Как построено стихотворение? (оно имеет кольцевую композицию: первая строчка частично повторяется в заключении: «отговорила роща золотая-роща золотая отговорила». Всё стихотворение построено на параллелизме( сопоставлении). Явления природы сопоставляются с явлением человеческой жизни. Природа очеловечивается у поэта, что помогает ему глубже передать чувства любви к жизни).

-Почему в последней строфе Есенин использует многоточие ? (Поэт использует приёмы молчания, с помощью которого передаётся особое волнение лирического героя: дума его переполнена грустными чувствами.)

-Какова роль в вопросительной конструкции «кого жалеть ?».(Этот риторический вопрос, ответы на который мы не ждём, потому что он ясен: «жалеть некого»).

-Дайте характеристику лирическому герою. («Золотая роща»-это лирический герой, который близок С.Есенину, чувствующий своё «увядание», но это и одновременно его поэзия, она для него прекрасный сад, где слова-листья, образы-яблоки, стряхиваемые с души. Этот образ для поэта принципиально важен, так как пораждён представлением о том, что человек, поэзия, природа-это одно неразрывно связанное целое. Лирический герой грустит о прошлом, о краткости жизни, но несмотря на это, он любит жизнь, остро чувствует красоту природы).

  1. Обобщение.

-Давайте подведём итоги анализа, каким видится стихотворение в целом? ( В этом стихотворении Есенин предстаёт перед нами как поэт философ, он пытается решить проблему личности и её связи с миром. Лирический герой понимает, что всё проходит и нет ничего вечного. Время всё безжалостно «сгребает», «в одни не нужный ком». Всё погибает. Однако «Не обгорят рябиновые кисти», «от желтизны не пропадёт трава». Природа тоже «умирает», но она способна возрадиться. Лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой, слиянием с прекрасным. Особеностью художественного мира является одушевленность в нём всего сущего: людей, животных, растений, планет, предметов-всё дети единой матери Природы, символом которой является дерево: «все мы ягоды и вишни одного голубого сада». Наблюдения помогают понять, что смысл стихотворения составляют не только значения сов, образов.Стих в единстве с звучащим словом составляет самую душу произведения. Неповторимая есенинская музыка стиха- это и есть суть стихотворения, в ней простота, естественность, лёгкость.Это стихотворение- красочное и сильное- звучит как гармоничное произведение. Стихотворение волнует, завораживает и озаряет душу каким-то таинственным, тихим светом.)


  1. ДЗ 1. Письменный анализ стихотворения С.Есенина по выбору учащегося. ( В помощь можно использовать план)


Примерный план анализа ( есть у каждого учащегося).
1. Место стихотворения в творчестве поэта (когда написано, к какому периоду творчества относится, к какому событию или к кому посвящено.)

  1. К какому типу лирики(любовная, пейзажная, философская и т.д.) оно относится.
  2. Жанровые особенности стихотворения.
  3. Какова особенность данного произведения, его основная мысль.
  4. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения ( кто он: трагик, романтик, пафосный герой, патриот и т.д.) Совпадют его мысли, чувства с мыслями и чувствами автора.
  5. Расскажите о композиции стихотворения (сколько строф, можно ли разделить на части).
  6. Каково настроение данного стихотворения? Изменяется ли оно по ходу повествования ?
  7. Образный рад стихотворения.
  8. Лексический строй текста.
  9. Особености поэтического синтаксиса (обращение, восклицание, риторические вопросы, многоточие, инверсии).
  10. Звуковой строй текста (Аллитерация, ассонансы)
  11. Изобразительные средства (метафора, метонимия, сравнения, эпитет, аллегория, символ, олицетворение).
  12. Размер стихотворения, его смыслопораждающая функция (двухсложный и трёхсложные размеры, дольник, тонический стих). Музыкальность. Рифмовка.
  13. Смысл названия стихотворения.
  14.  Какие чувства и мысли вызывает это стихотворение.
  15. Лаврова Нина Михайловна
  16. МОУ СОШ №4 г. Тверь
  17. Учитель русского языка и литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ лирического текста на примере стихотворения Ф.И.Тютчева "Весенняя гроза"

Лирика - это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно донести до учащихся, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества ЛИРИКА. Цель лирики ...

Открытый урок: "Обучение анализу лирического произведения (на примере стихотворения А.А. Фета "Чудная картина")"

Открытый урок должен продемонстрировать возможности обучения анализу текста на материале лирического произведения....

Урок чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»

Конспект урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»...

Обучение анализу стихотворного текста на примере стихотворения И.С. Никитина "Утро"

Главная задача анализа стихотворения-прочитать его как единое целое, где все средства художественной выразительности взаимосвязаны и подчинены выявлению авторского мироощущения. Слово в стихах особо в...

Урок чтения "С.А.Есенин. Отговорила роща золотая"

Разработка урока чтения  по теме "С.А.Есенин. Отговорила роща золотая" в 9 классе коррекционной школы 8 вида...

Литературный вечер для старшеклассников, посвященный Сергею Есенину. «Отговорила роща золотая…».

ВЕЧЕР ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ  «ОТГОВОРИЛА РОЩА ЗОЛОТАЯ…», ПОСВЯЩЁННОГО  СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ...