Обучение анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов 19 века)
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

В материале представлен план-конспект по теме "Обучение анализу лирического произведения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

                                            План-конспект  урока

Тема: Р/р. Обучение анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов 19 века).

Материальное обеспечение: учебник 5 класса, презентация

Цели: Обучение анализу поэтического текста в сочетании лингвистическим анализом, воспитание любви к поэтическому слову, развитие творческих способностей учащихся.

Методы: словесный, практический

                                                      Ход урока.

П/Н

                      Этапы урока

Время

Работа суворовцев

1.

Организационный момент:

- Сдача рапорта;

2 мин.

Приветствуют преподавателя

2.

 Проверка готовности суворовцев к уроку.

1. Чтение наизусть стихотворений поэтов 19 века о Родине и о природе

2. Повторение литературоведческих терминов.

            Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим.

           Олицетворение – представление неодушевленного предмета в виде живого лица.

           Эпитет – определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

15  мин.

Читают наизусть стихотворения

Дают определения терминам

3.

Объявление темы и целей урока.        

1 мин.

Слушают преподавателя

4.

 Основная часть.

Слово учителя
     Федор Иванович Тютчев почти двадцать лет провел за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в свое родное село Овстуг в Брянской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту жизни.
22 августа 1857 г. поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву.
«Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...»


Эвристическая беседа
Анализируем стихотворение в ходе эвристической беседы, основные мысли записываем в тетрадь.
В стихотворении «Есть в осени первоначальной...» Федор Иванович Тютчев передает читателю свое настроение.
— На сколько строф делится стихотворение? О чем они рассказывают?
  В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит. Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне («на праздной борозде»). В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет о них думать и наслаждается теплом.
— Какие эпитеты употребляет поэт?
   Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты: «в осени
первоначальной», «дивная пора», «бодрый серп», «на праздной борозде» (на праздной — т. е. на отдыхающей, на которой закончена работа), «чистая и теплая лазурь», «отдыхающее поле».
- Найдите  метафоры — сравнения, которые словно бы скрыты, спрятаны в тексте (скрытые сравнения).
Поэт сравнивает паутину с волосом: «лишь паутины тонкий волос»; голубой цвет неба он называет
лазурью и говорит, что небесная лазурь льется. Мы вслед за поэтом представляем поле как большого и сильного отдыхающего человека.
Природа замерла в ожидании, и это передается в первом четверостишии всего двумя глаголами:
есть и стоит.
— Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он помогает передать? Понаблюдайте за длиной строк.
     Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо. Это состояние задумчивости передает разный способ рифмовки (в первых двух строфах рифмовка
перекрестная, в третьей кольцевая, или опоясывающая), разная длина строк : длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими, в 8 слогов, строки в 11 слогов — со строками из 9 слогов. Более короткие строки идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создает впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, (11 слогов)
Но далеко еще до первых зимних бурь —
(12 слогов)
И льется чистая и теплая лазурь
(11 слогов)
На отдыхающее поле...
(9 слогов)

     Описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.
Заканчиваем анализ выразительным чтением стихотворения Тютчева.

5 мин.

19 мин.

Слушают учителя

Анализируют стихотворение, делают записи в тетрадях

5.

Подведение итогов урока:

-беседа по вопросам на усвоение материала урока.

- Что значит проанализировать стихотворение?

- Какие трудности испытали на уроке?

- выставление оценок.

2  мин

Отвечают на вопросы

6.

Задание на с/п:   Анализ стихотворения

1 мин.

Записывают задание с/п.

                                                              Преподаватель отдельной дисциплины

                                                                    (русский язык и литература)

                                                                             Н. Муравьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.

Данный урок в 9 классе предполагает Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию ...

«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»

Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...

Открытый урок: "Обучение анализу лирического произведения (на примере стихотворения А.А. Фета "Чудная картина")"

Открытый урок должен продемонстрировать возможности обучения анализу текста на материале лирического произведения....

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Обучение анализу лирического произведения.

Устный журнал.А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.Обучение анализу лирического произведения.  Цели: 1) Учить анал...

Мастер-класс "Педагогический дуэт" по конструктору урока «Обучение анализу лирического текста на примере стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая».

Конструктор разработан НБФ имени Менделеева г. Москва по ФГОС для учителей, педагогов дополнительного образования, наставников, вожатых, тренеров, которые работают с детьми с 1 по 11 класс....