«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»
статья по литературе (11 класс) на тему

Гусейнова Наталья Сергеевна

 

Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры.

Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, размышляют о смысле жизни, о судьбе, о человеке, о власти роковых сил, о связи человека с природой. Любовное переживание раскрывается и как радостное, праздничное чувство, и как чувство, приносящее страдание, и как роковой поединок между влюбленными, поэты воспевают свою даму сердца, говорят о своих чувствах. Самые яркие представители поэзии 19-20 века -это Тютчев, Есенин и Маяковский. В их творчестве основные - любовная и философская темы.

В современном мире существуют различные образования и явления, представляющие собой альтернативные или вариантные формы поэзии. Особое значение в культуре современности имеет рэп.

Рэп — альтернативная форма культуры, связанная с процессом создания и выработки нового отношения к миру. В отличие от многих музыкальных направлений и предпочтений, появление рэпа не было изначально спланировано музыкальной индустрией или интересами бизнеса. Культура рэпа имеет ряд особенностей. Иногда она представляет собой своеобразный вызов обществу, стихийный протест против конкретных общественных явлений, поиск иных идеалов. Условия жизни в большом городе создают предпосылки объединения молодежи в разнообразные группы, движения формирующие коллективное сознание в этих группах, ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Рэп - это по сути доморощенный, уличный жанр. Более того, рэп является частью традиции устного рассказа, которая зародилась в Африке много веков назад.

Нам предстоит выяснить, есть ли общее между тематикой русской поэзии 19-20 века и тематикой творчества представителей хип-хоп культуры, а также как различаются средства выражения их чувств и переживаний. Для этого мы проведем сопоставление стихотворений поэтов 19-20 века и текстов рэповских песен. Может показаться странным желание сопоставить столь разные вещи, однако сегодня много говорят о приобщении молодежи к классике, а как- никто не знает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyarabotarep.odt34.1 КБ

Предварительный просмотр:


«Статья_Гусейнова»

Ъ

 «Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»

Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры.

Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, размышляют о смысле жизни, о судьбе, о человеке, о власти роковых сил, о связи человека с природой. Любовное переживание раскрывается и как радостное, праздничное чувство, и как чувство, приносящее страдание, и как роковой поединок между влюбленными, поэты воспевают свою даму сердца, говорят о своих чувствах. Самые яркие представители поэзии 19-20 века -это Тютчев, Есенин и Маяковский. В их творчестве основные - любовная и философская темы.

В современном мире существуют различные образования и явления, представляющие собой альтернативные или вариантные формы поэзии. Особое значение в культуре современности имеет рэп.

Рэп — альтернативная форма культуры, связанная с процессом создания и выработки нового отношения к миру. В отличие от многих музыкальных направлений и предпочтений, появление рэпа не было изначально спланировано музыкальной индустрией или интересами бизнеса. Культура рэпа имеет ряд особенностей. Иногда она представляет собой своеобразный вызов обществу, стихийный протест против конкретных общественных явлений, поиск иных идеалов. Условия жизни в большом городе создают предпосылки объединения молодежи в разнообразные группы, движения формирующие коллективное сознание в этих группах, ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Рэп - это по сути доморощенный, уличный жанр. Более того, рэп является частью традиции устного рассказа, которая зародилась в Африке много веков назад.

Нам предстоит выяснить, есть ли общее между тематикой русской поэзии 19-20 века и тематикой творчества представителей хип-хоп культуры, а также как различаются средства выражения их чувств и переживаний. Для этого мы проведем сопоставление стихотворений поэтов 19-20 века и текстов рэповских песен.

В качестве основных тем  для анализа выбраны  любовная и философская темы. Тексты рэперов и стихотворения Ф. Тютчева, С. Есенина и Маяковского стали предметом анализа.Наверное, может показаться странным, что стихотворения гениальных русских поэтов сравниваются с текстами рэпа, явления молодежной субкультуры. Однако во все времена интерес именно молодежи к той или иной теме определял ее актуальность.

Кроме того, удивление — один из основных способов, напрвленных на привлечение внимания. Может быть, попытка сопоставить такие разные , казалось бы и в лингвистическом, и в филологическом отношении явления приведут к тому, что интерес к русской поэзии станет определяющим в выборе культурных приоритетеов.

Философская тема в лирике Ф. И. Тютчева и С. А. Есенина.

Философская тема занимала важное место в лирике многих поэтов, но особенно интересно она раскрыта в творчестве Ф. И. Тютчева и С. А. Есенина - поэтов «серебряного века». И Тютчев, и Есенин обращаются к вечным проблемам: смысл человеческого бытия, жизнь природы, связь человека с этой жизнью. Философские вопросы в лирике этих поэтов решаются по-разному. Для Тютчева жизнь - это хаос, космос, где человек лишь часть этого мира и постоянно ощущает неустойчивость своего существования. Для Есенина жизнь — это миг, она неумолимо бежит, и каждому необходимо найти свое место при этом быть в согласие с миром природы.

Если Тютчев как жесточайший грех ощущал поэт самовластие «человеческого Я» - проявление индивидуализма, холодного и разрушительного. Отсюда бессильные порывы Тютчева к христианству, особенно к православию с его выраженной идеей «соборности», смирением и покорностью судьбе. Иллюзорность, призрачность, хрупкость человеческого существования - источники постоянной внутренней тревоги поэта. Тютчев -мятущийся агностик - в поисках устойчивого мировоззрения не мог пристать ни к одному берегу. «Чувства тоски и ужаса уже много лет как стали обычным моим душевным состоянием» - такого рода признания нередки в его письмах. Понимание жизни Тютчевым придает всему философскому мировосприятию поэта трагический характер. Всякое обособленное, индивидуальное существование представляется ему чем-то эфемерным, скоропреходящим, неизбежно обреченным на исчезновение, на погружение в безликую темную пучину жизни, на слияние с ней. В особенности это относится к человеку с его развитой индивидуальностью, утонченным чувством жизни, богатством самосознания, к тому, какое огромное значение придает он своей личности, своим переживанием, своей судьбе. Человек особенно остро и трагически осознает и свою неизбывную жажду жизни, и всю неизбежность своего угасания.

В стихах Есенина ставится множество вопросов, обращенных в первую очередь к себе: чем я жил, что я успел, для чего пришел в этот мир? Поразительному таланту поэта были подвластны самые глубокие и сокровенные переживания.

Одни стихи - это «половодье чувств», светлых, радостных, другие полны безысходности, отчаянья. Есенин всегда ощущал себя частью этого мира, искал и находил согласие и отклик в мире природы, поэтому его пейзажная лирика наполнена философскими мотивами, аналогией между законами

человеческой жизни и законами природы, в ней слышен «перезвон узловой природы и сущностью человека». Эти мотивы развиваются, например, в элегии «Отговорила роща золотая». Золотая роща - это и конкретный природный образ, и обобщенный, это жизнь поэта, человеческое бытие вообще. Философское содержание раскрывается через пейзажные зарисовки. Тема увядания, ощущения последних дней сквозит в образе осени. Осень -время тишины, ярких красок, но в то же время и пора прощания. В этом и заключается противоречивость нашего существования. Журавли - это лейтмотив стихотворения, прощальной песни со всем юным, свежим, с «сиреневой цветью» природы и, главное, с душой человека. Человек одинок , однако, эта бесприютность соседствует с теплым воспоминанием:

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер вдаль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль. Жизненный путь пройден, природа завершила свой круг...

Тютчев тоже пытается осмыслить жизнь человека через мир природы. Перед лицом неустойчивости личного существования поэтическое сознание Тютчева находится в прямом противоречии. С одной стороны, ему знакомы настроения упадка и увядания жизни, чувство личного самоотрицания, тоски бытия, готовности раствориться в беспредельности мира. Так в одном из лучших стихотворений «Тени сизые смесились...» (1836) поэт изображает сумерки, переход от дня к ночи, переживая его как час тоски, час слияния личности с миром:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул —

Жизнь, движенья разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном...

Час тоски невыразимой!..

Все во мне, и я во всем!..

Но вместе с тем Тютчев знает и другое чувство - чувство ужаса при соприкосновении с темной «бездной» жизни, открывающейся человеку по ночам, чувство страха от сознания неизбежной утери личного обособленного существования. Таково стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной?..»

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться!..

О, бурь заснувших не буди -

Под ними хаос шевелится!..

В нем поэт выражает тревожное состояние души человека, когда ветер поет ему «страшные песни... про древний хаос», когда хаос «шевелится» даже в глубине его души под «бурями» страстей.

Сознавая быстротечность своего существования, человек, по мысли Тютчева, потому и обращается к природе, что жизнь природы даже и в «блистательном покрове» ее видимости неизмеримо более устойчива, нежели его собственная жизнь, и кажется ему вечной. Мотив бренности человека перед лицом вечности природы развивается во многих стихах поэта. Особенно отчетливо выражен этот мотив в стихотворении «В небе тают облака...»:

Чудный день! Пройдут века —

Так же будут, в вечном строе,

Течь и искриться река

 И поля дышать на зное.

Вот как описывал творчество Тютчева Тургенев: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого... мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно»

Для Есенина Человеческая душа и Мир едины... однако порою это единство нарушается, трагическая дисгармония разрушает идиллическое существование. Это может проявляться в бытовых, житейских ситуациях. Так, в «Песне о собаке» человек с жестокостью нарушает законы природы, отнимая у матери новорожденных щенков. Это не только вызывает материнское горе, личную трагедию, но и становится причиной беды вселенского размаха:

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаз собачьи Золотыми звездами в снег

Очень сложно выбрать есенинские стихотворения, относящиеся к философской лирике, потому что все его творчество таково. Размышляя о природе, о Родине, о своей личной судьбе, поэт неизбежно приходит к мысли о том, жизнь нужно принимать такой, какая она есть: «Как прекрасно//3емля //И на ней человек!»

Раздумья о неизбежной, вечной смене поколений, о неумолимом беге жизни, в которой надо занять свое место, выполнить предназначенное, ощущая себя существенным, незаменимым звеном в длинной цепи, связывающей Минувшее и Грядущее, всегда звучали в русской литературе. «Вновь я посетил..» А.С Пушкина, «Выхожу один я на дорогу...» М.Ю. Лермонтова и множество других стихотворений русской классики 19 века полны этими переживаниями. Сейчас мы тоже думаем над этими проблемами. Наверное, потому что они вечны, и едва ли человечество когда-нибудь найдет исчерпывающие ответы на философские вопросы.

Каждый из русских поэтов очень остро чувствует необходимость размышления о человеческом бытие, смысле жизни, об общем устройстве мироздания.

Любовная тема в творчестве Ф.И. Тютчева. С.А. Есенина и В. Маяковского.

Особое место в творчестве поэтов 19-20 века занимает любовная тема. Яркими представителями русской поэзии являются Тютчев, Есенин и Маяковский. Каждый из этих поэтов по-своему раскрывают любовную тему. Но всех их объединяет значимость этой лирики, автобиографичность и следование традиций пушкинской поэзии.

Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований. Поэтому любовь в лирике Тютчева не внешнее увлечение и не восхищение прелестью любимого существа, а глубокое, стихийное чувство, поглощающее всю человеческую душу, это - роковая страсть, которая может дать человеку высочайшее упоение и может привести его к гибели. Это нечто подобное бурям и грозам в природе.

У Есенина, так же как и у Тютчева, любовное переживание раскрывается и как радостное, праздничное чувство, и как чувство, приносящее страдания, и как роковой поединок между влюбленными. Такое изображение любви традиционно для русской любовной лирики. Оригинальность же есенинской любовной поэзии придают живая разговорная стихия и неповторимый образно-эмоциональный мир. В духе народной песни написано стихотворение «Хороша была Танюша, краше не было в селе.. .»(1911):

Хороша была Танюша, краше не было в селе,

Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.

У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру.

Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.

Есенин не боится натуралистического снижения любовного переживания, как в стихотворении «Выткался на озере алый цвет зари»:

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,

 Сядем в копны свежие под осенний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет

 Хмельному от радости пересуду нет.

Часто любовь у Есенина связана с разлукой, потерями, поэтому общая интонация любовной лирики скорее грустная, перекликающаяся с лермонтовскими мотивами.

Важно отметить, что в творчестве Тютчева и Есенина наиболее ценными считаются циклы, ставшие вершиной любовной лирики этих поэтов. У Есенина - это «Персидские мотивы», а у Тютчева - «Денисьевский цикл». Они резко отличаются друг от друга.

Для Есенина и такое состояние духа означало отдохновение в тихой гавани после перенесенных житейских бурь. Оно означало возможность приступить к новым свершениям. Высокие, одухотворенные чувства связывают воедино стихотворения цикла «Персидские мотивы». Есенин вдохновенно создал воображаемую страну своих мечтаний, овеянную неизъяснимой прелестью, дурманящую ароматом, какого еще не было в стихах.

Если «Персидские мотивы» Есенина ознаменовались оптимистическим обновлением чувств поэта, то «Денисьевский цикл» Тютчева отражает трагическую любовь поэта, которая вызвала в нем взрыв глубочайшего отчаянья. По своему психологическому складу любимая в «денисьевском цикле» напоминает тургеневских героинь. Его любимая предстала в стихах как подлинная героиня любви, совершившая подвиг. В стихах «О, как убийственно мы любим...»(1851), «Я очи знал - о, эти очи»(1852), «Последняя любовь»(1854) и других любимая предстает уже не как «неземное создание», а как человек, которому присуще все человеческое, не только возвышенные и благородные чувства, но и слабости, ошибки, противоречия, гнев. Эти стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминаниями о былом счастье, непрочном, как и все на земле:

Жизнь отреченья, жизнь страданья,

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья,

Но изменили и оне.

Тютчев утверждает за женщиной право на личное чувство, на любовь, на борьбу за нее. Тютчев изобразил любовь как чувство, подвластное влиянию общества. Его герои, не оторванные от жизни люди, а обыкновенные, слабые и сильные одновременно. «Денисьевский цикл» как «роман в стихах»

обладает необычайно своеобразной структурой, совсем нетрадиционной для литературного изображения любви, не знающий подобия в розаических произведениях.

Своеобразие отношения к любви отличает творчество В. Маяковского. Л.Ю.Брик стала новой и единственной героиней в жизни и творчестве Маяковского. Именно ей повещена любовная лирика поэта, отображающая их отношения со всех сторон, Любовь Маяковского была огромна и переживал он любовные радости и огорчения гиперболично.

Разве к тебе иди,

Не иду домой я?!

Земных принимает земное лоно

К конечной мы возвращаемся цели.

Так я

К тебе

Тянусь неуклонно,

Еле расстались,

Развиделись еле.

Стихотворения этих «двух с половиной лет» - отпечаток глубокой любви поэта, но столь же ясно и то, что в этой любви нет полной взаимности. «Люблю» - самая светлая поэма Маяковского, полная любви и жизнерадостности, свободная от мрачных настроений. Любовь Маяковского безмерна. Он любил с эмоциональным зарядом, которым мало кому дано любить, искренно, безоговорочно. И это отложило отпечаток не его любовную лирику.

Подъемля торжественно стих

Строкоперстный,

Клянусь -

Люблю

Неизменно и верно!

Маяковский в своей любовной лирике рассказал нам о себе самое главное, самое сокровенное. Его лирика ключ к пониманию личности поэта. Он всю силу своего поэтического таланта отдал служению молодой республике, пропуская через свое сердце все ее победы и поражения. В его любовной лирике мы видим новое восприятие и показ давно известных чувств и переживаний.

Для каждого из русских поэтов любовь — это самое главное в жизни человека. Любовная лирика полна сердечной теплотой и искренностью,страстными чувствами и неисчерпаемой печалью. Без любви существование не имеет смысла.

Анализ поэтической части рэпа.

Рэперы рассматривают свое творчество не как песни, а как современную лирику, музыку - не как танцевальную композицию, а как плодородную почву, на которой растет правдивая лирика улиц. Среди тестов рэпа мы можем встретить тексты с различной тематикой: философской, любовной, политической, социальной. Эти темы также характерны для русской поэзии 19-20 века, поэтому, несмотря на иностранное происхождение рэпа, можно назвать авторов текстов наследниками русской культуры.

Возникает вопрос, почему рэп стал так важен для русской молодежи. Во-первых, оказали сильное влияние условия жизни в больших городах. Во-вторых, рэп со своей грубостью и жесткостью стал способом выражения отношения к жизни. В-третьих, в текстах рэпа говорится о несправедливость, тяжести существования, что близко для сознания молодых людей.

Неслучайно обращение рэперев к вечным проблемам русской поэзии. Рэп имеет ряд особенностей.

«Специфична фонетическая инструментовка текстов. В них используется аллитерация, причем, повторяющиеся звуки жесткие, твердые, шипящие и свистящие: [ш], [ц], [ч], [с], что подчеркивает ритм. Например: «слышишь», «выше», «спешишь», «как жизнь», «будешь», «бросаешь» и др.

Для рэпа свойственны повторы в текстах либо целых, либо отдельных слов. Это объясняется тем, что под рэп-музыку танцуют брейки. А так как сами брейки повторяются, то повторяются и стихотворные строчки.

Рэп читают на вечеринках, поэтому рэп-испонители при помощи повтора строк пытаются достучаться до сердец слушателей, направить их на путь истинный, чтобы они не повторяли тех ошибок, которые когда-то совершали они сами, ведь многие песни основаны на жизненном опыте.

Так как рэп - это культура уличная, а среди молодежи уровень образования невысокий, поэтому в текстах песен используются много разговорной лексики, лексики ненормативной («расклад», «ты че», «эй, братка постой», «слава Богу», «че хотел спросить», «даче ты» и др.).

Напоминающая разговорную речь поэзия рэпа, а также определённый ритм, под который читается рэп, предполагает использование слов -паразитов («без базара», «чисто», «типа» и др.)

Преобладает использование прямого значения слова,  практическое отсутствие образности. Поэзия рассчитана на массовую публику, важно, чтобы смысл дошёл до каждого. Например: «Многоточие в жизни так бывает»:  прямое  значение  слов-95%,  переносное-5%.  «Многоточие» -

«Поднимись выше»: прямое значение-98,6%, переносное-1,4%. Отсутствие прилагают. Например, «Каста» - «Ревность»:

Говорят, одежду шьёт,

Занимается стряпней какой-то,

Решила вдруг зайти ко мне

С чего это?

В двенадцать, считай, ночью

Объявилась вдруг

Что ж она хочет?

Своеобразен морфологический строй текстов. Преобладают глаголы и существительные. Например: «Многоточие» - «В жизни так бывает»: глаголы

- 20%, существительные - 24%. «Многоточие» - «Поднимись выше»: глаголы

- 26,4%, существительные - 22%. Характерно использование глаголов в неопределенной форме, т.к. они придают жёсткость, задают ритм речитативу. Например: «Каста» - «На порядок выше»:

Что хочешь досыта есть? Хочешь

Тогда ты думаешь давно надо было крепко спать рвать

Да только видел я те рожи, там ты засохнешь,

А заглянешь внутрь, от тоски сдохнешь.

Синтаксический строй отражает ритмическое своеобразие рэпа. Текст практически не разделяется на отдельные предложения, что является особенностью поэзии: автор читает рэп, выражая свои мысли и чувства, нахлынувшие именно в этот момент, да и музыка не останавливается, поэтому пауз практически нет».

Рэп-исполнители через свое творчество пытаются довести до людей правду жизни. Мотив несправедливости часто становится главным (Ю.Г. «Поколение»):

Я призываю чаще выражать вслух то, что думаешь -Иначе за тебя решат другие все вопросы: Если никто не знает того, что ты желаешь, То те, кто тебя поддержат - я, увы, не знаю!

Сильное влияние психологии, свойственное для молодых людей, когда негативное восприятие жизни уживается с сильным желанием жить, сказывается на композиции стихов: они разбиваются на две части, в первой — мотив несправедливости, а во второй - желание не отступать:

Мы молоды, у нас ещё есть столько в жизни шансов, Чтоб миру доказать, что мы не просто оборванцы! Чтоб сделать твердым правилом это исключение,

Мы поколение, которое имеет мнение! В   творчестве   некоторых   рэперов   присутствует   мотив   мимолетной,

бессмысленно прожитой жизни. Таков текст песни ЮГ «День\ночь»:

Ещё один день, прожитый зря где-то там позади, Оставляет меня и, глядя ему вслед, я кричу: "погоди!", Останься со мной или меня с собой возьми. Ты - все, что у меня есть, точнее все, что осталось.

Философские   размышления   основаны   на   социальной   тематике   (ЮГ

«Поколение»):

Я ощущаю кожей, насколько не похожи

Мы и с теми, кто стоит против нас с озлобленной рожей.

Рассуждения  о  преемственности   поколений  (Каста  «Не  забывай  свои

корни»):

Не забывай свои корни, помни Есть вещи на порядок выше, слышишь. Лирический   герой   ощущает   себя   в   мире   лжи,   несправедливости,

богоотставленности, как в песне ЮГ «Между двух океанов»:

Давно забыл о нас Господь, но это и понятно, Когда все это замышляя, ему было невдомек, Что то, что свято было, как-то сейчас невнятно Может звучать, а святость заменяет толстый кошелек. Отличает от есенинской и тютчевской лирики мотив мира наживы, зла,

тщеславия («Между двух океанов»):

Я окружен потоками сомнения и лжи, Скажи мне кто твой друг, и я скажу, что он - предатель, Да, в мире есть добро, но его не видят те, Кто не пытается парить под облаками в высоте.

Как и у Есенина, у рэперов нет сожаления, что человек живет в этом мире (2

часть песен):

«Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, не знаешь ты, что жить на свете

стоит»:

«Я буду верить в то, что этот мир не так уж плох

 И если дьявол есть, то значит, где-то есть и Бог,

Ну а пока вокруг меня как буйная река

Течет струя добра и зла течет еще одна».                                                                                                                                                                                    Однако философские тексты реперов более приземлены, в отличие от лирики Тютчева, где мотив космоса является основным.

Лирический герой ощущает себя хулиганом, уличным парнем, который способен на какие-то проказы, но не способен на подлость, что сближает эти тексты с мотивами лирики Есенина.

Таким образом, мотивы философской лирики поэтов 19-20 века перекликаются с мотивами текстов рэпа.

Так как рэп - это культура молодежи, а любовь - это чувство, которое важно для молодых людей, то любовная тематика свойственна для рэпа Лирический герой любовных текстов чувствует себя обитателем «городских джунглей». Город и его атрибуты зримо или незримо присутствуют в этих текстах: «Эти свечи горят внутри, мне так тепло, стоп автобус, я выхожу, вижу твое окно...» (ШеFF «Люби меня»), «Как золотой колос прорастала I'n'В, ее певцом любимым был Михей из Ваё В» ( ШеFF «Она любила тебя»), «иду к подъезду, поставлен код» ( ШеFF « Люби меня»). Несмотря на внешнюю грубость, герой очень раним, он, как герой Тютчева, обожествляет лирическую героиню, например, как в тексте ШеРР «Царица»:

Пой, моя царица, пой, моя царица, пой, Я горжусь тобой, тобой, тобой, Зажги меня своей искрой.

В любовных текстах рэпа есть обращение к образам, существующим в других культурах: Ромео и Джульетта, Прометей («Царица»). В текстах используются образы, свойственные для русской любовной лирики: планета, свеча, созвездие, искры, птица, океан любви, вместе с тем, принадлежность к городской субкультуре, находит свое выражение в образах, свойственных только для нее: кул рэп, хип-хоп, город-порт Нью-Йорк.

Как и русские поэты 19-20 века, рэперы ставят на пьедестал свою возлюбленную, особенно много общего мы можем найти между любовной лирикой Маяковского и рэперами: герой раним, но часто скрывает свою ранимую душу за грубостью.

Мир рэперов - это естественный отбор в нашем каменном лесу. Только живой процесс может правильно строить городские пейзажи и развивать личность.

Анализ стихотворения Ф. Тютчева»(Х как убийственно мы любим» и ШеFFа

«Царица».

Стихотворение «О, как убийственно мы любим» написано в 1851 году. Первая и последняя строфы стихотворения создают ощущение страсти, бушующей в душе лирического героя. Кольцевая композиция усиливает ощущение страдания. Стихотворение носит явно автобиографический характер. Можно выделить три основные композиционные части: первая часть - воспоминания о начале отношений, вторая - рассказ о том, что «Судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была, и незаслуженным позором на жизнь ее она легла!» и третья часть - повествование о том, что стало с лирической героиней.

Стихотворение «Царица» также носит автобиографический характер. Оно рассказывает не только о встрече лирической героини и лирического героя, но и дает представление о том, чем занимается лирический герой, какие события происходят в его жизни. Первая часть стихотворения - рассказ о встрече с лирической героиней, причем повествование ведется от первого лица, что придает ему особую достоверность, вторая часть - рассказ о «тяжелых днях», которые пережили лирические герои вместе, третья - мечты героев:

Пусть будет так, чтобы чистое небо Висело над головами и любовь дарило.

Интересна синтаксическая структура стихотворений. У Тютчева она отражает то состояние смятения, страдания, которое свойственно лирическому герою. В каждой строфе есть риторические вопросы и восклицания. Они обращают читателя к внутреннему внешнему состоянию героини: «И что ж теперь? И где все это?», «Что уцелело от нея?». В конце предложений используются многоточия, которые как бы обрывают мысль на самой пронзительной ноте, показывая мучения лирического героя. В стихотворении «Царица» преобладают сложные предложения, насыщенные различными синтаксическими конструкциями:

Доброжелательные лица сопровождали пару,

Я пел хип-хоп баллады под звуки рэп-гитары, курил

сигары и запивал нектаром

Страстной любви, которую всегда искал я

Ночами, о чем читал в тайных писаниях,

Магическую встречу эту Питер подарил нам.

Это обусловлено особенностями исполнения таких стихотворений (речитатив), а также тем, что МС, не останавливаясь, рассказывает о каких-либо событиях.

Насыщенна и образная структура стихотворений. Тютчев использует изобразительные средства языка, которые еще и еще раз показывают, насколько мучительно чувство любви и для героини, и для героя. Это эпитеты «убийственно», «ужасный приговор», «буйной слепоте», «злая боль». Ощущение тревоги, страдания передается через употребление глаголов в форме повелительного наклонения и прошедшего времени, они также свидетельствуют о мимолетности счастья.

В стихотворении рэпера много метафор: «Царица», «жрица», «львица», «свободный орел», «Москва - большой салат», «мы - две песчинки», «как птица», «как Прометей». Эти образные средства передают нам накал чувств лирического героя. Так как стихотворение - это рассказ о событиях, то оно насыщено глаголами, которые составляют целые ряды однородных сказуемых. Образная структура стихотворений несколько отличается. У Тютчева она более тонкая, возвышенная, у ШеFFа - более прямолинейна, сильнее бросается в глаза.

Интересна звуковая инструментовка стихотворений. Для Тютчева характерно преобладание звонких согласных, которые придают стихотворению жесткость, твердость: «Боль, злую боль ожесточенья, боль без отрады и без слез!»,- повтор [ж], [б], [д] заставляет острее почувствовать страдания героини. Лирическая героиня предстает мученицей, расплачивающейся за мимолетное счастье.

В стихотворении ШеРРа повтор согласных звуков свидетельствует скорее не о жесткости чувств, а о жесткости городской жизни, в которой возникли эти чувства. И лирический герой, и лирическая героиня - современные молодые люди, очень мобильные, живущие в быстром ритме городской жизни, и романтические, и жесткие одновременно:

Мы любили историю Ромео и Джульетты, Так я поставил визы и купил билеты В другой конец света, в город-порт Нью-Йорк.

Лирическая героиня, также как в поэзии Тютчев, возвышается лирическим героем. У героини тоже есть определенные недостатки, но в стихотворении «Царица» героиня более самостоятельна и уверена в себе. Мы видим, что любовь - это чувство основополагающее и для героя поэзии 19, и для героя поэзии 21 века.

Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая...» и ЮГа «День

иночь»

«Отговорила роща золотая...» — одно из самых «певких» (напевных) стихотворений Есенина, давным-давно положенное на «голос», оно стало народной песней.

Мы замечаем, что и в этом произведении все, как и в народной песне, проникнуто стремлением «унестись куда-то вместе с звуками». Под «курлыканье» «отлетающих журавлей», под «рыдающую дрожь» их прощального «оклика»...

Не обнаруживает привязанности к жизни и ее предметам и лирический герой стихотворения; ему ничего не жаль в прошедшем.

Пять раз, слегка варьируя, употребляет Есенин выражения: «не жалеют», «кого жалеть?», «уж никого не жаль», «не жаль». Последнее словосочетание употреблено дважды, причем в первой, второй и четвертой строфах оно, как и в народных лирических песнях, помещено в начале строки.

Почти в точном соответствии фольклорному канону особенностям построения лирической необрядовой песни — композиция стихотворения.

«Образ поздней осени в описательной части разбираемого стихотворения и впрямь так широк, что в нем Есенин разместил все, что любил в среднерусском пейзаже: березовую золотую рощу, дом, холм, на холме — конопляник, голубой пруд, рано потемневшее небо, а в нем — широкий месяц и невидимый, но еще слышный клин отлетающих журавлей» А может быть (по контрасту с березовым, ситцевым ландшафтом), и воспоминание о пушкинской медно-бронзовой осени, о его великолепно-царственных рощах, которые «отряхают» последние листы с нагих своих ветвей» так, как будто и их «здоровью» «полезен русский холод», так, словно и они «рады проказам матушки-зимы»!..

Узловая завязь природы с сущностью человека (так перевел Есенин на свой образный язык тот прием, который фольклористы называют психологическим параллелизмом) стянута в этом узком месте образной цепочки в такой тугой узел, что образ почти перестает быть образом, превращаясь в некий иероглиф: человек-дерево.

Помня, что ключ к этому шифру (образ-иероглиф: человек-дерево) спрятан в последнем двустишии лирического монолога («Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова»), мы уже можем попробовать прочитать зашифрованное послание, то, о чем поэт не решается сказать вслух, о чем мыслит «тенями мыслей». Вот как примерно выглядит после расшифровки послание Есенина в будущее.

Моим согражданам, «ловцам вселенной», мнится: стихи, на березовом языке сложенные, не созвучны Великой Эпохе. По их планетарной логике, это мусор истории, ненужный суровому времени ком. На то лишь и годный, чтобы сгрести да разметать ветром. Но это ложный ревприговор — истина откроется. И первыми, кому откроется... будете вы, читатели в потомстве. А когда придет пора открыть ее всем россиянам, скажите так... Скажите им так... что роща золотая, «в могучей своей красоте», стоит, где стояла — «среди долины ровныя, на гладкой высоте». По весени распуская, по осени сбрасывая лист...»1

Свое послание и ровесникам, и будущим поколениям оставляют представители хип-хоп культуры такие, как ЮГ. По-новому осмысливая современные условия жизни, они обращаются в философской лирике к традиционным образам, таким как образы дня и ночи, символизирующие разные этапы человеческой жизни, используется поэтами многих поколений и является одним из основных образов философской лирики. Поэтому, наверное, и неслучайно стихотворение «День и ночь» - это размышление о человеческом бытии, о жизни и смерти и смысле жизни. Основное настроение стихотворения - это ощущение близости смерти. День прожит, а смерть все ближе и ближе. Лирический герой устал от бесполезности проживаемых дней. Особенно сильны эти настроения в первой части текста:

Мне незачем жить, меня душит усталость, Так все надоело, не радует глаз.

Вторая часть текста - это надежда на лучшее, которая приходит с наступлением нового дня. Третья часть стихотворения - кульминация. Лирический герой отчаянно хочет жить, хоть он и напуган, и боится, но «В землю поглубже я не спешу».

Для морфологической структуры стихотворения свойственно использование большого количества глаголов, причем разговорного характера: «тошнит», «бесит», «зубами скрипит», что придает тексту жесткость, приближает его к массовому слушателю, выходцу с городских окраин.

Используются образные средства, характерные для массовой культуры: «Свет последнего луча отравленной иглой мое сердце поражает», «мое сердце разбилось, и оно кровоточит», «судьба кукловод, а я марионетка», «старухой с косой».

Стихотворение, хотя и носит философский характер, но в отличие от русских поэтов 19-20 века, можно выявить социальный подтекст, что в целом свойственно для философских текстов хип-хопа.

Как и в большинстве стихотворений репа, используются сложные синтаксические структуры, что связано с особенностями исполнения. Таким образом, несмотря на различные средства выражения, несмотря на то, что Есенин обращается к народной культуре, а рэперы к городской, мы видим общность в осмыслении человеческого бытия, отношении к жизни и смерти.

Анализ стихотворений Маяковского «Лиличка» и группы Касты «Ревность».

Стихотворение Маяковского «Лиличка» воспринимается как своеобразная внутренняя речь, не оставляя ощущения строфичности, тем не менее оно содержит десять строф по четыре строки с перекрестной рифмой и относительно стабильно по числу ударений (преобладают 4-ударные стихи). Первое, что привлекает наше внимание при чтении текста,- заглавие и подзаголовок. Заглавие называет адресата стихотворения и одновременно говорит об отношении к нему. Такая оценочность обращений характерна и в целом для переписки В. Маяковского и Л. Брик, в письмах поэта мы встретим целый ряд уменьшительно-ласкательных образований от имени Лили (Лиля): Лилик, Лиленок и т. д.

Само название стихотворения Касты определяет его основную тему - тему любви, и показывает одну из сторон этого чувства - ревность, стихотворение - это своеобразной внутренний монолог героя, который, наблюдая за реалиями жизни, рассказывает о своем чувстве. Действие в стихотворении, как картинка из фильма о современной жизни, поэтому практически нет глаголов: глаз героя выхватывает отдельные детали и фиксирует их.

Стихотворение Маяковского можно разделить на две части. Первая композиционная часть стихотворения содержит два блока, один из которых «реальный», а другой — условный, образно передающий чувства героя. Второй блок как бы «вклинивается» в первый, расщепляя его на две части, объединенные единой модальностью, особенностями морфологии (употребление форм второго лица: «куда ни бежала б», «завтра забудешь», лексики («день еще - завтра», «вспомни - забудешь»), образной системы (возникновение внешней среды — «тело в улицу брошу я», «суетных дней взметенный карнавал» - отражено в одинаковой метрике, количестве ударений и длине строк, оно возникает в обеих частях первого блока только после разрушения замкнутого мира я - ты). Для связи блоков важны и временные ориентиры: в первом блоке после экспозиции, вводящей в атмосферу повествования, следует развитие отношений с адресатом. Оно происходит перед мысленным взором лирического героя и разворачивается как прошлое «вспомни», «гладил», настоящее «сегодня», «сидишь» и будущее «день еще - выгонишь». Внимание героя сконцентрировано на нереальном; он не только создает потенциальные отношения, но и переживает их. Жизненность его предвидений становится основанием для отказа от реальных отношений: «дай простимся сейчас». Во второй части блока нет форм настоящего времени, события представлены или как произошедшие («короновал», «выжег»), или как предстоящие («забудешь», «растреплет»).

Второй блок содержит образное воплощение чувств героя, он как бы подтверждает то, что восприятие мира и себя в поэзии Маяковского контрастно и гиперболизировано («...Любовь Маяковского к Лили Юрьевне была огромна, и переживал он любовные радости и огорчения гиперолически, как это было ему свойственно»).

В стихотворении «Ревность» можно выделить четыре части. Первая -экспозиция, рассказывающая о событиях, которые вызвали чувство ревности. Во второй дается описание антигероев. Третья - внутреннее состояние лирического героя, чувства которого постепенно приходят к высшей точке напряжения, четвертая часть рассказывает о событиях, которые стали результатом внутреннего состояния героя.

Образная система стихотворения «Лиличка» достаточно сложна, она является трехступенчатым развитием гиперболы в направлении от умозрительности к конкретности, от разнообразия выражения к его относительной простоте.

Буря неподдельных чувств, выплеснувшихся в произведениях В. Маяковского, невольно заставляет задаться вопросом о степени близости автора и лирического героя. В текстах можно обнаружить сигналы, свидетельствующие о том, что поэт отождествляет себя с лирическим героем.

В отличие от стихотворения Маяковского, у Касты практически не используется выразительных средств языка, слов в переносном значении. Накал чувств, свойственных для этого стихотворения, показывает, что лирический герой рассказывает о событиях, происходивших в его жизни, и подтверждает близость автора и лирического героя: «В двенадцать, считай, ночью объявилась вдруг», «Не переношу на дух», «чего я ложусь опять -бред».

Звуковая организация стихотворения «Ревность» довольно жесткая. Повтор в последней части стихотворения звуков [т], [р], [ш], [п] помогает создать картины внешней действительности: скандал, возникший как следствие ревности:

Пенальти ногой по звуковой плате

Половина группы

На разорванном плакате

Дверь с грохотом

Соседи с ропотом.

Большая часть текста стихотворения «Лиличка» представляет эмоциональное состояние лирического героя, которое передается с помощью определенной лексики, обозначающей как положительные эмоции (любовь, нежность, радость, цветущая душа; этот ряд немногочислен), так и (в основном) отрицательные, причем в высшей степени их проявления. В языковых единицах второго ряда понятие «интенсивность» входит в значение слов (исступленный, обезумлюсь, дикий), актуализируется необычной сочетаемостью и использованием в тропах: «обиженных жалоб», «горечь жалоб», «цветущую душу любовью выжег», «дикий», «обезумлюсь», «отчаяньем иссечась». Значительное место в стихотворении занимают глаголы, преимущественно совершенного вида, имеющие префиксы вы-, из-со значением интенсивности: «выел», «выреветь», «выжег», «не вымолишь», «изругав», «измучила». Интересно, что в моменты высокого эмоционального напряжения чувства лирического героя осмысляются как физическое действие, внутренняя физическая разъединенность, выражаемая синекдохой: «не влезет сломанная дрожью рука в рукав», « тело в улицу брошу я». Его состояние подчеркивается и субъективным восприятием места действия: «комната - глава в крученыховском аде», «в мутной передней».

Эмоциональное состояние героя стихотворения «Ревность» передается с помощью определенной лексики, обозначающей в основном отрицательные эмоции: «встреча напряженная», «клетки пораженные», «истерика», «снова вопли». Преобладает грубая разговорная лексика:

Полупидарок такой

Геном вылизан

Кремом вымазан.

Интересны синтаксические структуры стихотворений. У Касты стихотворение состоит из синтаксических периодов, которые лишь     изредка     прерываются     короткими     восклицательными     или вопросительными  предложениями.  При  этом  метрический набор текста поддерживает его композиционное своеобразие и смысловое развитие. У Маяковского оно,  являясь лирическим монологом, - целостно, но самораскрытие героя представлено двумя этапами, в соответствии с которыми можно выделить две композиционные части. Первая, занимающая почти весь объем текста, представляет собой описание внутреннего мира героя, вторая, всего три строки, - лирическую просьбу. Такое членение показано отступом перед второй частью.

Любовная лирика может играть важнейшую роль в осмыслении всего созданного Маяковским. «Любовь это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи и дела, и все прочее. Любовь это сердце всего. Если оно прекратит работу все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает оно не может не проявляться в этом во всем»

Таким образом, бури чувств характерны не только для поэзии начала 20 века, но и для молодежной культуры начала 21, причем можно отметить некоторое сходство в способе оформления рассказа об этих чувствах.

Анализ стихотворения С. Есенина «Пускай ты выпита другим» и ШеРРа

«Она любила тебя»

Это стихотворение было написано в 1923 году, поэтому оно относится к поздней мотивной лирике Есенина. Для этого стихотворения наиболее характерен психологический подход к чувству, чем сами переживания, эмоции. Стихотворение носит явно автобиографический характер. Поэтому представляется, что лирический герой вступил в осеннюю пору своей жизни, которую очень ценит:

О возраст осени! Он мне Дороже юности и лета. Ты стала нравиться вдвойне Воображению поэта.

Жгучее чувство ревности в буйное время кабацких утех оборачивается грустными размышлениями о недостигнутом и, вероятно, недостижимом счастье. Раньше он был затянут в водоворот жгучих любовных треволнений, оставивших в нем боль воспоминаний, а теперь, как ему кажется, он выбрался в тихую заводь спокойствия. А там можно призадуматься над прошлым, оценить настоящее, бросить взгляд в будущее. Лирический герой стал по-другому воспринимать течение самой жизни, по-новому взглянул на привычные вещи:

Теперь со многим я мирюсь Без принужденья, без утраты.

Стихотворение «Она любили тебя» - трагическая история любви 21 века. Автор как будто со стороны видит героиню своего стихотворения. Описывая ее, он использует образы современной городской жизни: «Как золотой колос прорастала I'n'В», «Ее певцом любимым был Михей из ВАВ В».

В стихотворении можно выделить три части: первая рассказывает о лирической героине, вторая - о ее встрече с героем, третья - об уходе героя и гибели героини. В первой части стихотворения возникает образ городской девушки, талантливой, ищущей себя, очень светлой, способной на свое чувство. Ее возлюбленным становится типичный «парень-супермен», который в фитнес-клубе накачивал слое тело». Разлука с любимым становится для героини трагической:

Карусель кружила там, где много света, Звала планета, девчонка угасала, Красивые стихи писала, с улыбкой умирала.

Стихотворение Есенина «Пускай ты выпита другим» представлено в виде восьми четверостиший. Можно выделить три основные композиционные части: первая часть - вступление, вторая- рассказ о наступлении осени в жизни лирического героя, о воспоминаниях о прошлом, третья часть -описание внутреннего состояния героя.

Анализ стихотворения С. Есенина «Пускай ты выпита другим» и ШеРРа

«Она любила тебя»

Это стихотворение было написано в 1923 году, поэтому оно относится к поздней мотивной лирике Есенина. Для этого стихотворения наиболее характерен психологический подход к чувству, чем сами переживания, эмоции. Стихотворение носит явно автобиографический характер. Поэтому представляется, что лирический герой вступил в осеннюю пору своей жизни, которую очень ценит:

О возраст осени! Он мне Дороже юности и лета. Ты стала нравиться вдвойне Воображению поэта.

Жгучее чувство ревности в буйное время кабацких утех оборачивается грустными размышлениями о недостигнутом и, вероятно, недостижимом счастье. Раньше он был затянут в водоворот жгучих любовных треволнений, оставивших в нем боль воспоминаний, а теперь, как ему кажется, он выбрался в тихую заводь спокойствия. А там можно призадуматься над прошлым, оценить настоящее, бросить взгляд в будущее. Лирический герой стал по-другому воспринимать течение самой жизни, по-новому взглянул на привычные вещи:

Теперь со многим я мирюсь Без принужденья, без утраты.

Стихотворение «Она любили тебя» - трагическая история любви 21 века. Автор как будто со стороны видит героиню своего стихотворения. Описывая ее, он использует образы современной городской жизни: «Как золотой колос прорастала К.'п'В», «Ее певцом любимым был Михей из ВАВ В».

В стихотворении можно выделить три части: первая рассказывает о лирической героине, вторая - о ее встрече с героем, третья - об уходе героя и гибели героини. В первой части стихотворения возникает образ городской девушки, талантливой, ищущей себя, очень светлой, способной на свое чувство. Ее возлюбленным становится типичный «парень-супермен», который в фитнес-клубе накачивал слое тело». Разлука с любимым становится для героини трагической:

Карусель кружила там, где много света, Звала планета, девчонка угасала, Красивые стихи писала, с улыбкой умирала.

Стихотворение Есенина «Пускай ты выпита другим» представлено в виде восьми четверостиший. Можно выделить три основные композиционные части: первая часть - вступление, вторая- рассказ о наступлении осени в жизни лирического героя, о воспоминаниях о прошлом, третья часть -описание внутреннего состояния героя.

Рэп - это культура, которая стала важной частью жизни большинства молодых людей. Рэп - это не только песни или музыка, но и своеобразное отражение стиля жизни современного молодого человека в условиях большого города.

Рассматривая рэп как культуру, можно говорить о его сходстве с русской поэзией 19-20 века.

Из-за того, что рэп как культура развивается в условиях современного мира, он имеет отличительные черты. Во-первых, это средства выражения чувств. Нередко тексты рэперов практически лишены образности. Во-вторых, это языковые особенности рэпа. В текстах встречается много бранных, грубых слов, что можно объяснить жесткими условиями жизни и низким уровнем образования. В-третьих, у реперов появляются тексты с социальным подтекстом, что не свойственно для поэтов 19-20 века.

В своем творчестве рэперы размышляют о том, зачем живет человек, каков современный мир, о Боге, о судьбе, о смети, о месте человека в этом мире, о несправедливости жизни , о будущем, о преемственности поколений, о люби, полной радости, переживаний, счастья, грусти, страданий, что характерно для тематики русской поэзии 19-20 века.

Сегодня выбранная нами тема очень актуальна, так как рэп затрагивает вопросы, которые люди будут задавать себе всегда. Сейчас необходимо анализировать творчество рэперов как явление культуры, чтобы показать молодежи, что оно возникло не на пустом месте, а продолжает традиции прошлого.

Рассмотрев особенности рэпа, проведя сопоставительные анализы со стихотворениями Ф.Тютчева, С. Есенина и В. Маяковского, выявив ряд сходств и различий, можно утверждать, что рэп является своеобразным продолжением русской традиции.

Список литературы:

1. «Тютчев, Толстой, Полонский» 1992г.

2. «С. Есенин» 1993г.

3. Волков «художественные искания С. Есенина» 1995г.

4. В.В. Маяковский «Я сам, стихотворения, мое открытие Америки» 1987г.

5.Русский язык в школе 1993г.

6. «Русская литература 20 века» 11 класс. Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов 1999г.

7. «Поурочные разработки по русской литературе второй половины 20 века» И. В. Золотарева, Т.И. Михайлова 2003г.

8. «Я иду на урок литературы» 10 класс. С.В. Волков 1996г

9. Научная работа «Рэп как явление современной молодежной культуры» О. П. Захарова, Р.Ю. Караулова. Научный руководитель: Гусейнова Н.С. Ю.»Изучение лирики в школе» В.П. Медведев 1996г.

11. «Поэтический словарь» А. Квятковский 1966г.

12. «Уроки словесности» 5-9 класс С. И. Львова 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков по сравнительному анализу стихотворений русских поэтов..

Разработки уроков по сравнительному анализу лирических произведений направлены на приобщение учащихся среднего звена к постижению основ поэзии, изучению  литературоведческих терминов и анализа ст...

Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»

Предлагается сравнительный анализ двух лирический произведений, связанных одной темой....

Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».

    В данной работе дан сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова "Крест на скале" и А.С.Пушкина "Монастырь на скале".  Предназначена для учащихся и учителей....

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Сопоставительный анализ произведений чувашского поэта А.Алги "22 июня" и марийского поэта Миклая Казакова "22 июня 1941 года"

Модуль теми: ХХ ĕмĕр варринчи чăваш литератури (40-50-мĕш çулсем).Урок теми: «ЭПĔ ВĂЛ КУНА ПУРĂНАН ПУРНĂÇĂМРА НИХĂÇАН МАНАССĂМ ÇУК»Сапăрлав тĕллевĕ: тăван çĕр-шыва юратма, ăна упрама, мирлĕ пурн...

Орган живой (сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Лермонтова, посвященных гибели Пушкина)

Материалы к уроку включают в себя план-конспект, презентацию, раздаточный материал....

КОНТЕКСТНЫЙ (ИСТОРИКО – ЛИТЕРАТУРНЫЙ ) АНАЛИЗ «СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ» (ПОЭТЫ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» О ПУШКИНЕ).

На уроках литературы в старших классах использую разные виды анализа текста (контекстный, литературоведческий, лингвистический, социокультурный, филологический, лингвопоэтический). И одним из наиболее...