Воспитание толерантного сознания школьников на уроках литературы ( из опыта работы)
статья по литературе на тему

В статье представлен материал по формированию толерантного сознания школьников в процессе изучения литературы...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание толерантного сознания школьников на уроках литературы

( из опыта работы)

Автор: Курасова Зульфия Багировна

Учитель русского языка и литературы,

МБОУ г. Астрахань «СОШ № 20»

 В современном мире столько жестокости  видят наши дети, что становится страшно за них. Что ждёт их впереди: радость жизни или разочарование? По всему миру катится волна межгрупповых столкновений, религиозной вражды и этнических конфликтов. Откуда эта жестокость, цинизм и равнодушие, ненависть и нетерпимость к иным, всем тем, кто думает, мыслит, живёт, верит по – другому?  Самое страшное, что во всё это втянуты дети, и мы должны уберечь их от ненависти, сделать чище и добрее, учить взаимопониманию и примирению, учить толерантности, постигать её суть умом и сердцем.

Огромную роль в формировании и понимании идеи толерантности играет литература. Просветление души – так расценивается влияние литературы, и её значение трудно переоценить: именно через познание литературы ученики постигают нравственно – философские категории: добро, красоту, духовность, учатся быть людьми не бездушными и чёрствыми, а сопереживающими, которым не чужды любовь, жалость и сострадание. Из всего этого рождается милосердие, которое во все времена считалось одним из главных человеческих достоинств.

Тема милосердия в русской литературе представлена очень широко. Учащиеся знакомятся с произведениями писателей, которые призывают: «Люди, будьте терпимее и добрее!» Так, в 7 классе ребята знакомятся с творчеством Л. Андреева и А. Платонова. Слово  «милосердие» становится главным на этих уроках. В процессе словарной работы учащиеся подбирают к слову синонимы – исконно русские слова («сочувствие», «сердобольность», «благость», «жалость») и обобщают их словом «толерантность», узнавая при этом разные определения слова в английском, испанском, французском и других языках, находя общее во всех определениях: «терпимость, уважение прав других быть такими, какие они есть.

 Большой интерес вызывает у учащихся рассказ А. Платонова «Юшка». Ребята охотно вступают в беседу, обсуждая эпиграф: «Без меня народ не полный!» Учащиеся отмечают, что каждый человек бесценен, что нужно в любом человеке видеть хорошее («Я тоже свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя»). Ученики всегда сочувствуют  Юшке и осуждают тех людей, что издевались над ним, указывая, что происходит это из – за непохожести Юшки на других, ведь он живёт другой жизнью. Также замечают и другую причину издевательств – безответность героя (любой мог безнаказанно вымещать на нём  зло). Удивлением для учащихся становится осознание того, что Юшка прощал своих обидчиков, жалея людей за «слепоту сердца».  Легко дети отвечают на вопрос, что помогало Юшке жить среди  людей. Это сострадание его – умение разделить чужую боль, забота о девочке – сироте. Вывод, к которому приходят дети, важен: «Добру откройте сердце!».

  При чтении рассказа «Кусака» Л. Андреева, учащиеся вспоминают слова А. де Сент – Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили!» История бездомной собаки, обманутой и брошенной людьми, страдающей от одиночества, собаки, к которой относились без жалости, без сострадания, не оставляет равнодушным никого. При чтении рассказа ребята вспоминают и героя А. Платонова, делая вывод, что люди часто бывают жестоки и к себе подобным, и ко всему живому.

   Говоря о толерантности, нельзя не упомянуть толерантность в сфере межэтнических отношений. Это на сегодняшний день наиболее острая проблема, и здесь большую помощь оказывают учащимся уроки литературы Так, в 5 классе ребята знакомятся с рассказом Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», где чётко ограничено прекрасное от безобразного, «произведение предельно простое и ясное, как притча, и вместе с тем глубокое значительное, тоже как притча». Одной из главной форм работы во время изучения данного произведения является беседа. В ходе беседы пятиклассники указывают, что война – самое ужасное явление, и автор- участник событий – показывает войну,  ничего не приукрашивая. При этом учитель указывает, что Л. Толстой хочет, чтобы люди не забывали о своёй человеческой сущности. Война делает людей врагами, и перед учащимися ставится вопрос, что мешает людям жить в мире  и согласии? В своих ответах ребята указывают, что люди не могут жить в дружбе,  этому мешает вражда, а также жажда наживы, ведь за героев требуют выкуп. Не вызывает затруднений и вопрос, почему татары проникаются к Жилину уважением. Герой очень трудолюбив (делает игрушки, занимается починкой вещей). У любого народа желание трудиться, искусное мастерство всегда высоко ценилось, и это роднит людей. В итоге задаётся один из главных вопросов – можно ли назвать жестокость национальной чертой? Дети вспоминают, что горцы жестоко обращаются с пленниками, издеваются над ними, требуют выкуп, но также говорят и о девочке Дине, помогающей пленным. Ею движет человеческая жалость. Война  не сделала девочку жестокой, на добро Жилина она отвечает добром.  Учащиеся делают важный вывод: у каждого народа есть жестокие и добрые люди.  

На уроках следует помочь учащимся раскрыть свои возможности, учить размышлять над прочитанным. В старших классах таких вопросов возникает очень много. При изучении творчества А. И. Куприна старшеклассники знакомятся с его армейскими рассказами «Ночлег», «Дознание», «Ночная смена» и повестью «Поединок». В этих произведениях А. Куприн, бывший военный, правдиво изображает русскую армию: унижение и издевательство отдельных офицеров над солдатами, муштра вместо настоящей военной науки, техническая отсталость… Учащихся интересует эта тема. Читая Куприна, они приходят к выводу, что и в сегодняшней армии можно встретить то, о чем пишет автор. После внеклассного прочтения повести Ю. Полякова «Сто дней до приказа» возникла дискуссия: «Русская армия сегодня – школа жизни, которую лучше пройти заочно». Здесь обсуждались вопросы, интересующие ребят: Нужно ли служить в армии? Что такое «дедовщина»? Служить или выживать? При этом ученики представляли информацию об истории возникновения «дедовщины», которая, оказывается, своими корнями уходит в далекий 1762 год, приводили результаты анонимного опроса учащихся школы, их родителей на выявление отношения к проблемам насилия над личностью, работали с периодическими изданиями, делая подборку фактов неуставных отношений. В процессе дискуссии возникли вопросы: Что делать? Как изменить ситуацию? Учащиеся вспоминали одного из героев  Юрия Полякова: «Чтобы жить спокойно, мы часто двигаем на трибуны трепачей, а потом жалуемся, будто ничего не меняется, но ведь ничего не делаем, ничего не делаем сами». Вывод, к которому приходят ребята, говорит о толерантном отношении к другим: «Бить человека стыдно, унижать человека бесчестно. Пока солдаты будут считать это «доброй традицией», а офицеры закономерным явлением, «дедовщина» будет разъедать армию». Это мнение всех старшеклассников, хотя в предварительном анкетировании 20 % равнодушно высказались о неуставных отношениях в армии.

Анализируя художественное произведение, учащиеся высказывают свое отношение к событиям, героям, их поступкам. Так, учащимся предлагается сочинение – миниатюра: «Осуждения или сочувствия заслуживает герой?», «Что я сделаю для людей?», «Добрый и добренький…Как я это понимаю», «Мир, в котором мы живем»; исследовательская работа на тему «Судьба страны – судьба человека». Все это позволяет ученикам вырабатывать толерантное отношение к окружающим, приводит к осознанию неповторимости других.

В детской, а особенно подростковой среде, широко распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры и религии. Формирование толерантности предполагает воспитание чувства уважения к традициям, ценностям и достижениям своего народа, понимание непохожести и принятия всего этнического и культурного многообразия мира.

Системная работа ведется в этом плане и во неурочное время. Учащиеся охотно принимают участие в праздниках «Астраханское подворье», «Масленица», пишут стихи и заметки в школьную газету: «Толерантный человек – это человек, который никогда не унизит, не оскорбит другого только потому, что тот иной нации или веры».

«Мы учимся, играем, делаем уроки, бывает, что и ссоримся, но никто из нас никогда не обижал и не оскорблял другого по национальному признаку».

«Я сижу за одной партой с Ислямом, дежурю с Аманом, дружу с Валей, играю с Айгуль и Аделей… Мне нравится общаться с этими ребятами и мне все равно, что среди них есть татары, казахи, чеченцы… Иногда я даже забываю, что мы разной веры. Мы – друзья, и этим все сказано!»

Эти бесхитростные признания идут от сердца, от души. Уроки литературы – уроки толерантности. Учить толерантности, - значит, пробудить духовное начало в человеке, сеять семена добра, красоты, милосердия и учить больше давать, чем брать, тогда мир станет добрее и светлее.

                                                        Литература

  1.  Безлюева Г. В, Шеламова Г. М., Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум – М., 2003 – 186 с.
  2.  Бетти Э. Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. – М: Издательство «Бонфи», 2001 – 304 с.
  3. Болдырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему) – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003 – 240 с.
  4. Литература, 5 кл. Учеб. Для общеобразовательных учреждений. (авт. – сост. В. Я. Коровина и др. – 8 – изд. – М.: Просвещение, 2007 – 318 с. (251 – 277)
  5. Литература 7 кл. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений. (Авт. – сост. В. Я. Коровина и  др. – 2 – е издание. – М.: Просвещение, 2007., 352 с.)
  6.   Поляков Ю.
  7. Сборник научно – методических статей под редакцией С. К. Болдыревой. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений 9 теория и практика ) – М. Издательство Московского психолого – социального института, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002 – 368с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание на уроках литературы (из опыта работы)

В общественной атмосфере сегодняшнего дня очень важны вопросы нравственного воспитания. Эта проблема, от которой зависит будущее страны. Большая роль в воспитании нравственного человека отводится русс...

Развитие исследовательских способностей школьников на уроках географии (из опыта работы)

В работе содержится методический материал, предназначенный для развития исследовательских способностей обучающихся....

Воспитание толерантности у школьников на уроках иностранного языка

Аннотация: актуальность проблемы толерантности в том, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития - этика и идея терпимости к чуж...

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы (из опыта работы)

В   сборник включены разработки уроков литературы, представленные учителями русского языка и литературы, при методической поддержке кафедры гуманитарных дисциплин Калининградского областного...

Воспитание культуры чтения на уроках литературы (из опыта работы)

Воспитание культуры чтения на уроках литературы (из опыта работы)...

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы: из опыта работы.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы: из опыта работы. Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы. На примере творчества А.С. Пушкина.Автор: Левина Ольга Владими...


 

Комментарии

Алпатова Ольга Александровна

спасибо за материал