Воспитание толерантности у школьников на уроках иностранного языка
статья по английскому языку на тему

Аннотация: актуальность проблемы толерантности в том, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития - этика и идея терпимости к чужим ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиска компромиссов. Важная роль в этом вопросе отводится системе образования.  В своей статье я бы хотела рассказать о роли уроков иностранного языка в воспитании толерантности у школьников.

Ключевые слова: воспитание; коммуникативная толерантность; диалог культур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_perekopskaya_statya.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Перекопская Татьяна Яковлевна

учитель английского языка I категории, бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Средняя общеобразовательная школа №51»

Аннотация: актуальность проблемы толерантности в том, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития - этика и идея терпимости к чужим ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиска компромиссов. Важная роль в этом вопросе отводится системе образования.  В своей статье я бы хотела рассказать о роли уроков иностранного языка в воспитании толерантности у школьников.

Ключевые слова: воспитание; коммуникативная толерантность; диалог культур.

«Встретились однажды верблюд и лошадь. Лошадь думает: «Какое уродливое животное: страшные горбы, странная шея, ненормальная голова». Верблюд думает: «И как обходится это несчастное животное без горбов, когда нет воды и пищи?» [4, с.18]. Эта притча показывает, как людям бывает трудно понять и принять друг друга. Часто в классах учатся дети самых разных национальностей, и порой из-за этого у них возникают конфликты, которые учителю приходится решать. 

В настоящее время главный  акцент в обучении иностранному языку делается на включение обучающихся в диалог культур. Иностранный язык является предметом, где вся система нацелена на ценностные ориентации личности, дает большие возможности для обращения к проблеме толерантности.

Общение на английском языке — это всегда межкультурное взаимодействие. Необходимо научить детей понимать, что чужая культура не хуже и не лучше нашей, она просто другая, и нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям. Педагоги должны строить учебный процесс так, чтобы школьники увидели  разнообразие всего мира, стали принимать его многогранность и не бояться быть отличными от других. Очень правильно высказался по этой проблеме Антуан де Сент-Экзюпери: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю» [1, с.35].

Толерантность является главным направлением в тематике общения на всех ступенях обучения. Примером этого являются УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В., Языковой Н.В. «Rainbow English» и Афанасьевой О.В., Михеевой И. В. «Английский в фокусе». В них подробно и доступно описаны традиции, искусство народов зарубежных стран, их школьная жизнь, межличностные конфликты и их решение на примере отрывков из произведений художественной литературы. Кроме того, в них можно найти информацию о том, как научиться понимать друг друга,  уважать  традиции и обычаи  англоговорящих стран, деятели мировой культуры. Диалог культур является прекрасным средством борьбы против национальной неприязни, при условии, если он не ограничивается простым сопоставлением фактов родной и иностранной культуры. Подлинный диалог культур предполагает следующие ступени: воспринять, проанализировать, оценить, сопоставить со своим, включить в систему своих знаний, запомнить, воспроизвести. Если учащийся не прошёл все эти ступени присвоения знаний, они вряд ли будут действенными, так как нет другого пути к овладению иноязычной культурой.

Очень важно научить учащихся самостоятельно выяснять, узнавать, интерпретировать культурные ценности, соотносить существующие стереотипы с собственным опытом и делать адекватные выводы, а не пассивно получать информацию от учителя. Так на уроке “Life in Britain and in the USA” в 8-м классе дети должны научиться понимать друг друга, быть друзьями, стараться помогать людям в разных ситуациях, правильно реагировать на поведение других людей. Дети выполняют упражнения с ориентацией на основные человеческие чувства, играют в игру «Как поддержать друг друга в трудную минуту» и вместе исполняют песню о том, что все мы разные, но мы готовы быть друзьями, помогать, быть рядом и протянуть руку помощи.

А на уроке “Traditions, Holidays, Festivals” в 7-м классе ребята узнают  о манерах британцев и сравнивают их с правилами поведения в России. Вывод урока делается с использованием английской пословицы “Take us as you find us ” (Возьмите нас такими, какими находят нас (т.е. со всеми достоинствами и недостатками) или полюбите нас черненькими, а беленькими каждый полюбит). Знакомясь на уроках с пословицами и поговорками, дети приобщаются к мировой культуре и к лучшему осознанию своей собственной культуры, так как в них заложен народный опыт, неповторимость обычаев, традиций, терпимость и лояльность ко всем и всему окружающему на  всей нашей  планете. На основе пословиц, афоризмов, высказываний можно успешно организовывать проблемное обсуждение, направленное на формирование навыков толерантного поведения, например, на такие темы: «So many countries so many customs», «Tarred with the same brush» и др. Проекты на темы «Мы живем на одной планете», «Жить дружно и мирно», «У каждой страны свои обычаи» — ещё один способ активного воспитания толерантной личности [2, с.92].

Но содержание используемых материалов — это только одна сторона уроков иностранного языка. Другими сторонами урока являются методическая система обучения, личность учителя и его поведение. Задача учителя – расположить учащихся к обсуждению темы и проблемы; внимательно слушать самому и учить этому учащихся; вести себя естественно и исправлять ошибки в форме подсказки правильного ответа. Если учителю удаётся успешно решить все эти задачи, то каждый урок будет уроком, формирующим навыки коммуникативной толерантности.

На уроках чтения толерантность можно воспитывать с помощью известных  произведений. Например, у героев «Книги Джунглей» Р. Киплинга дети усваивают, что мы все разные, но можем жить дружно. Так у Маугли в Джунглях были не только друзья. Тигр и обезьянки ни с кем не дружили, ни с кем не играли. Им было скучно и одиноко. Учитель в младших классах может предложить детям позвать обезьянок к себе, ведь все должны жить дружно. Связующим звеном, носителем начала толерантности является Маугли – человек, воспитанный по закону Джунглей. В книге звучит основной принцип единства всего живого: «We are of the same blood, you and me!» (Мы одной крови, ты и я!) [5, с.26].

Важное место в формировании толерантности у школьников занимают праздники. Праздники – это средство восстановления гармонии в нашей повседневной будничной жизни. В своей работе я широко применяю различные активные формы уроков, но особенно люблю готовить и проводить уроки – праздники с использованием технологии диалога культур. На уроках мы изучаем праздники, как народов англоговорящих стран, так и русские народные праздники: Рождество, Пасха, Масленица. При проведении уроков – праздников особое внимание уделяю сопоставлению культурных традиций народов различных стран, подчёркиваю, что народы создали свои праздники, прежде всего для того, чтобы отдать дань уважения своим близким, своей стране, своим религиозным и культурным традициям, что сложившиеся веками обряды и ритуалы подчеркивают ценность человека и уважительное отношение к нему. Всё это способствует формированию толерантности у детей, укреплению морально – психологической обстановки, приобщению их к национальной и мировой культуре, способствует общению, дружбе, сближает учащихся, мобилизует их творческие возможности.

Возможности воспитания толерантности на уроках иностранного языка заложены и в лексическом материале. Языковые и речевые единицы, грамматические и лексические обороты гарантируют вежливость, мирную, спокойную манеру ведения беседы. Многие английские слова и выражения характеризуют бережное отношение к личной жизни человека. Специальный термин “privacy” (личная жизнь), пословица «Мой дом — моя крепость» отражают уважение к семейной жизни [3, с.11]. Всё это даёт учителю английского языка возможность в процессе преподавания воспитывать у учащихся уважение к людям, к английской культуре и традициям, а также хорошие манеры. Важно при ведении диалога последовательно воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека.

Таким образом, уроки английского языка полны возможностей развития толерантности, как у младших школьников, так и у старшеклассников, и я на своих уроках стараюсь использовать эти возможности. Организуя свою работу с детьми на уроках и во внеурочной деятельности, давайте помнить слова Л.Н. Толстого о том, что из всех наук, которые должен знать человек, главная — наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра [4, с.19].

«Список литературы»

  1. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. – 2003. –  №1. – С. 33-37.
  2. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. М – 2007. – С. 87-93.
  3. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. – 2008. – №7. – С. 11-12
  4. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности// Классный руководитель. – 2012. - № 2. – С. 18 – 20.
  5. Степанов П. В. Как воспитать толерантность? // Народное образование. – 2001. – №9. – С. 25-28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках иностранного языка

Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора младших школьников, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность плодо...

Оптимизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка

Сообщение на МО учителей иностранного языка ( из опыта работы)...

духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка

духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка...

Воспитание толерантного сознания школьников на уроках литературы ( из опыта работы)

В статье представлен материал по формированию толерантного сознания школьников в процессе изучения литературы......

ТЕЗИСЫ О ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье представлены средства воспитания толерантности у старшеклассников на уроках английского языка.Статья носит описательный характер....

Духовно- нравственное воспитание школьников на уроке иностранного языка

Духовно- нравственное воспитание школьников на уроке иностранного языкаГалеева Л.Г.,учитель английского языкаМБОУ БГ.158им.Мустая Карима г.УфаСреди множества учебных дисциплин , предмет иностранный яз...