«Использование регионального компонента в процессе преподавания темы «Пейзаж» на уроках ИЗО в общеобразовательной школе (пейзаж с рекой Колокша)».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Татьяна Александровна Рябова

Представляю  фрагмент методической разработки, занявшей 1место в областном конкурсе методических материалов «Я – профессионал»

Разработка содержит методические рекомендации по написанию учащимися пейзажа своей малой Родины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

на тему:

«Использование регионального компонента в процессе преподавания темы «Пейзаж» на уроках ИЗО в общеобразовательной школе

(пейзаж с рекой Колокша)».

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                 

  1. Пейзаж и современность.                                                                
  2. История развития русского пейзажа.                                                        
  3. Научно-теоретические основы работы над пейзажем.                                            
  1. Выбор мотива                                                                        
  2. Компоновка этюда                                                                        
  3. Законы воздушной перспективы                                                        
  4. Написание  пейзажа различными живописными материалами                          
  5. Как писать воду и отражение в ней                                                        
  1. Психолого-педагогические  аспекты преподавания темы.                                

  1. Необходимость занятия рисованием                                                
  2. Развитие образного видения натуры                                                
  3. Развитие наблюдательности                                                        
  1. Методика работы с учащимися.                                                        

1. Анализ   школьной программы                                                        

2. Практические рекомендации  по методике работы над пейзажем гуашевыми и акриловыми красками на уроках ИЗО.                                                                                                                                        

  1. ПЕЙЗАЖ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Тема «пейзаж» проходит параллельно по всей школьной программе, поэтому ей уделяется такое большое внимание как в пособиях по методике преподавания, так и в практической подготовке будущих преподавателей изобразительного искусства.Обучение  изображению пейзажа позволяет наиболее полно овладеть основными знаниями, умениями и навыками конкретно образного метода передачи действительности – основой  грамотного реалистического  изображения. Для пейзажных работ в общеобразовательной школе отводится много часов. Начиная с младших классов, учащиеся сначала изображают отдельные предметы, затем по степени сложности переходят к изображению группы предметов. Важное значение для активизации эстетического чувства младших школьников может иметь работа и цветом, который более всего выражает эмоциональное отношение ребенка к изобразительному искусству в целом. Школьная программа по изобразительному искусству предусматривает изображение пейзажа на уроках тематического рисования. Учитель должен обратить внимание учащихся на то, что нужно уметь эмоционально воспринимать образ природы, выделять главное в пейзаже определять изменение цвета в зависимости от расстояния изображаемых предметов. Исходя из всего этого, видна потребность в систематизации и углубленном изучении данной темы,  как студентами художественно-графического отделения,  так и преподавателями изобразительного искусства в школе. Трудно представить человека вне окружающей среды, которая оказывает незримое воздействие на становление его характера. С детства мы любим природу, в которой родились и росли. Но истинный смысл ее в нашей духовной жизни начинаем осознавать через искусство.  Не случайно пейзаж один из традиционных жанров русской школы живописи, давший мировому искусству блестящую плеяду мастеров пейзажистов.

Пейзажные мотивы почерпнуты в величавом покое родной земли, нашли свое воплощение и в произведениях русской литературы и музыки. Велика тяга народа к искусству, особенно изобразительному. Эту жажду ничто не может утолить. В лучших произведениях современного пейзажной живописи всех ее сюжетно-тематических разновидностей ясно выражается философская идея, переданная через  рассказ и песню о природе. Общее стремление наших современников к обобщению духовной жизни народа, находит свое отражение в том, что сюжет пейзажной  работы является только частью замысла художника, только поводом для выражения чувств и мыслей, которые являются художественным обобщением реальных наблюдений. Пейзаж по своей природе искусство, в котором наиболее непосредственно выражаются эмоции. В этом смысле пейзаж можно было бы сравнить с музыкой.  Цветовые оттенки красочной палитры передают в картине гамму чувств, даже без ясного обозначения литературного сюжета. Поэтому в пейзаже особенно важна поэтичность восприятия и трактовки природы. Пейзаж несет в себе чувственное выражение мысли, в этом его сила и действительность. Существует еще представление, будто бы современным произведение становится лишь тогда, когда присутствуют определенные сюжетные атрибуты, символизирующие время: например, башенные строительные краны, вышки высоковольтных передач, асфальт дороги, определенного стиля архитектуры и машин и тому подобное. Понятие современности в пейзаже гораздо более сложное и глубокое. Это проявление и выражение  прежде всего личности художника, его мировоззрения. Понятие современности тесно связано с внутренним мироощущением художника, испытывающего влияние среды и времени. Каждое новое поколение художников  вносит в искусство новые черты, отражающие эстетические идеалы своего времени. Сила всех прославленных пейзажистов, чьи произведения составляют гордость истории русского искусства, заключается в том, что, не повторяя друг друга, они нашли творческие возможности выразить свой личный взгляд на природу, свое к ней отношение и тем самым раскрыть панораму жизни общества на протяжении столетий.  Жанром пейзажа можно выразить любые движения души и мысли, даже социального характера.

В современном обществе художник уже не может  ограничиваться положением наблюдателя, бесстрастного летописца жизни общества и природы. Он обязан стать   активным борцом и пропагандистом эстетических принципов в вопросах охраны и сбережения природы для человека, как его ничем не восполнимого духовного богатства. Речь идет не о требовании сохранения природы в ее первозданном виде. В современном  мире развитой индустрии это было бы наверно и невозможно. Но остро должен быть поставлен вопрос о непоколебимой сохранности природы как эстетической категории в процессе формирования нравственного облика нашего современника. И там, где мы строим, добываем богатства земных недр, отдыхаем, нельзя забывать о том, что нас окружает вечно живая, прекрасная и величественная природа, возделанная и преображенная творческим трудом многих поколений. В природе много таинственного, возвышенного, очищающего душу. Смена времен года. Утренние туманы, плывущие над рекой при восходе солнца. Бесчисленные радуги, играющие в утренней росе. Цветение трав и их ароматы в пору сенокоса. Вот это необыкновенно, незабываемо прекрасно. Пейзажист обязан уметь прочесть эту книгу природы и средствами своего искусства донести до зрителя.  

  1. МЕТОДИКА РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

1.Анализ школьной программы

Тема «пейзаж» проходит параллельно по всей школьной программе, поэтому ей уделяется  такое большое внимание как в пособиях по методике преподавания, так и в практической подготовке будущих преподавателей изобразительного искусства.

  Чередование занятий по живописи с самостоятельными этюдами на пленере  необходимо для стабильного роста мастерства, в частности для воспитания цельного видения, натуры, чувства цветовой  среды.

Обучение изображению пейзажа позволяет наиболее полно овладеть основными умениями, знаниями и навыками конкретнообразного метода передачи действительности – основой грамотного реалистического изображения.

Занятия по живописи на пленере направлены на развитие у учащихся таких способностей, как:

  1. Широкая пространственная ориентация – способность воспринимать натуру в крупномасштабном трехмерном пространстве, а ее изображение – в двухмерном пространстве на плоскости;
  2. Целостное восприятие натуры с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности; восприятие обусловленного цвета, его теплых и холодных оттенков, зависящих  от освещения, среды, пространственного удаления; умение цельно воспринимать объекты на пленере и находить большие цветовые отношения в нем;
  3. Передача пространственного положения одного или нескольких предметов с учетом линейной и воздушной перспективы;
  4. Расположения изображения на листе с учетом формата, размера формы выбранной композиции;
  5. Правильное   применение изобразительных материалов.

В школьной программе Кузина предусмотрены уроки по теме «пейзаж», беседы об изобразительном искусстве.

В начальных классах проводятся ряд уроков по тематическому рисованию (по представлению и воображению). Сюда включены такие темы как: «Осень в деревне», «Зимние каникулы», «рисование по памяти деревьев», «Рисование листьев», «Весна пришла» и т.п. параллельно с этими уроками проводятся беседы по произведениям изобразительного искусства. В среднем звене программа соответственно усложняется, увеличивается объем информации, усложняются цели и задачи, меняется техника исполнения работ. Учащиеся знакомятся с различными материалами, такими как гуашь, постель, цветные художественные мелки.  Хорошим дополнением для развития знаний, умений и навыков школьников в изобразительном искусстве, являются различные виды внеклассных и внешкольных работ. Школы искусств, изостудии, кружки дают возможность детям самостоятельно, творчески подходить к поставленным задачам, что соответственно улучшает результат работ.   

2.Практические  рекомендации по методике  работы над пейзажем гуашевыми и акриловыми красками на уроках ИЗО

Работая над темой методической разработки, анализируя литературу, программу школы, используя опыт педагогов и свой личный опыт, я пришла  к выводу, что для преподавания темы «Пейзаж» в традиционной акварельной технике в школе отводится достаточно времени. Но в целях развития у детей специфического видения цвета, чувства гармонии, ритма, необходимо использовать новые материалы и совершенствовать навыки работы с уже знакомыми красками.

Поскольку в школе работать масляными красками  весьма затруднительно, предлагаю серию занятий для написания пейзажа гуашью или акриловыми красками, как более близкими по технологии к маслу. Работа ведется в среднем звене школы. Этот цикл занятий предполагает несколько этапов:

1. Проверка уже имеющихся   знаний и навыков работы.

        2. Наблюдение и работа с натуры.

        3. Работа по памяти как закрепление и контроль полученных знаний.

     Этап 1 (2 урока).  Написание пейзажа (местного вида р.Колокша) по памяти и по        представлению.

Цель: выявление индивидуальных способностей  и особенностей каждого ученика без предварительной подготовки.

Инициатива исходит от учащихся. Юный художник сам определяет цели и задачи, находит средства для выражения своего замысла. Такие работы развивают творческую активность, самостоятельность. Но это возможно, если ребенок имеет определенный запас жизненных впечатлений, навыки, умения изобразительной деятельности.

Возможные недочеты в рисунках:

1. Неверное композиционное размещение (нарушен композиционный центр, отсутствует линия горизонта, нарушены правила линейной и воздушной перспективы).

2. В цветовом решении – скудность смешения цвета для получения оттенков; освещение или состояние отсутствует вообще; отсутствие свето-цвето-тени.

Этап 2 (7 уроков). Развитие интереса у школьников к изобразительной деятельности  и творческих способностей.

Цель: развитие у школьников познавательного интереса и стремления к изобразительной деятельности.  Учить видеть красоту своего края, малой Родины, формировать умения выразительно передавать свои впечатления.

На 1-ом уроке учащиеся знакомятся с картинами известных художников: Шишкина, Коровина, Соврасова, Поленова, Левитана, Грабаря и др. Проводится подробный анализ по каждой картине. Особое  внимание обращается на состояние переданное в картинах, на освещение и колорит на написание отражения в воде, композицию и линию горизонта как средство выразительности при создании образа.

2-ой урок. Экскурсия на берег реки Колокши.

Цель: учить более внимательно  наблюдать окружающий мир. Видеть характерные особенности  пейзажа с водоемом. Способствовать развитию в детях любви к родному краю, к природе, воспитывать эстетический вкус.  Сделать несколько набросков с натуры карандашом.Темы для набросков разные: от отдельных элементов деревьев (ветки, стволы) до композиционных набросков пейзажа с речкой.

3-ий урок. Техника работы гуашью и акриловыми красками.

Цель: изучить 2 вида письма гуашью и акрилом: пастозный и лессировочный. Научить детей правильно смешивать краски, чтобы получить нужный  оттенок.

На 4 уроке учащиеся с натуры выполняют этюды растительных элементов (деревья, кустарники, трава). Учитель показывает и рассказывает о цвето-воздушной перспективе, как, каким цветом передать пространство в объекте в условиях пленера, цвето-тональное соотношение травы, деревьев и неба.

5 урок. Выполнение этюда отражения в воде.

Целью является закрепление навыков работы на пленере, научить учащихся анализировать и сравнивать цвето-тональные отношения земли и воды.  Изучить технические приемы написания отражения.

6 урок. Построение рисунка пейзажа с водоемом по памяти и представлению.

Этапы урока:

  1. Повторение правил построения пейзажа

а) Композиция;

б) Перспектива;

в) Линия горизонта.

2. Примеры построения выполняются учащимися  на доске. Проводится анализ и предупреждение ошибок.

3. Для индивидуальной работы используются зарисовки, наброски и этюды, сделанные на предыдущих уроках.

7 урок. Выполнение пейзажа в цвете гуашевыми или акриловыми красками.

Этапы:

  1. Повторение материала об особенностях работы гуашью и акрилом;

2. Демонстрация иллюстраций и репродукций картин художников для анализа цветового решения практической работы учащихся.

3. Повторить с учащимися последовательность выполнения работы в цвете.

4. Практическая работа.

Этап 3 (6 уроков). Коллективная работа.

Создание пейзажа с водоемом на формате не менее полуватмана.

Учащиеся объединяются  в группы 3-4 человека. Каждый отвечает за свой участок работы (создание общей композиции, прорисовка деталей, цветовое  решение и т.д.).

Цель: закрепление и контроль уже полученных знаний, умений и навыков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Предложенный мной методический материал позволит педагогам наиболее четко и уверенно ориентироваться в обширной информации по правилам изображения пейзажа.Преподаватели обычно пользуются отдельными, разрозненными источниками. Поэтому собранный и систематизированный мной материал, несомненно  рациональнее, нежели, например, отрывочные, логически не связанные между собой статьи из журналов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках регионального компонента на примере преподавания курса ИСТОРИЯ КАРЕЛИИ 10-11 кл. Обобщение опыта

Выступление на Муниципальной педагогической конференции «Региональный компонент содержания образования: нормативная база, опыт, творчество»...

Урок алгебры в 8-м классе по теме "Стандартный вид числа" с использованием регионального компонента

В уроке использованы материалы и задания регионального компонента(Липецкой области)...

Доклад «Формирование гражданственности и патриотизма в образовательном процессе по иностранному языку на основе использования регионального компонента»

Выступление на областной научно-практической конференции «Духовно-нравственное развитие учащихся в образовательном процессе по иностранному языку» с докладом «Формирование гражданственности и патриоти...

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Отдел голосеменные» с использованием регионального компонента ФГОСТ

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Отдел голосеменные» с использованием регионального компонента ФГОСТ программа Пономаревой...

Использование регионального компонента в образовательном процессе

Опыт работы по использованию регионального компонента на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время...

Статья "Отдельные аспекты использования регионального компонента в преподавании литературы обучающимся"

Материалы подготовлены для участия  в НПК "Чивилихинские чтения"-2021.Работа подготовлена мною в соавторстве с коллегой  преподавателем Букиной Надеждой Владимировной....

Разработка урока по математике по теме " Сложение и вычитание натуральных чисел" с использованием регионального компонента

Разработка урока по математике по теме " Сложение и вычитание натуральных чисел" с использованием регионального компонента...